Дело № 2а-364/2019 (55RS0021-01-2019-000546-95) Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации
Муромцевский районный суд Омской области в составе: председательствующего судьи Мешаловой С.С., при секретаре Фроловой Т.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании незаконным решения о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, возложении обязанности осуществить постановку жилого дома на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности, УСТАНОВИЛ: ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанными требованиями, мотивируя их тем, что она проживает в деревянном двухкомнатном доме, по адресу: .... Данный дом ее родители построили самостоятельно в 1950 году. В то время разрешение на строительство дома не требовалось. Семье выделялся участок земли, который затем переходил в их собственность. Так на основании свидетельства на право собственности на землю, земельный участок с кадастровым номером № ..., принадлежал матери истца, С. После смерти отца И., в домовладении стала проживать Ф., которая впоследствии все домовладение завещала дочери ФИО1 10.09.2002 г. Ф. умерла. Так истец полагает, что на основании завещания от 11.04.2000 г. истец обладает правом собственности на объекты недвижимости, расположенные по адресу: ..., жилой дом и земельный участок. 30.05.2019 г. истцом в Федеральную службу государственной регистрации, было подано заявление о государственном кадастре учете недвижимого имущества № MFC -0136/2019-132714-1, к заявлению были приложены все необходимые документы и квитанция об уплате государственной пошлины. 14.06.2019 г. ответчиком принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объект недвижимости. ФИО1 просила признать незаконным решение (уведомление) ответчика от 14.06.2019 г. № КУВД – 001//2019-6596691/1 о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на объект недвижимости; обязать ответчика осуществить постановку объекта (жилого дома) на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости на основании заявления от 30.05.2019 г. Административный истец ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования поддержала, дополнив, что документов, разрешающих строительство дома не имеется, поскольку дом построен ее родителями в 1950 г. Уведомления органов местного самоуправления об окончании строительства также не было. 19.06.2019 г. она обратилась с заявлением о прекращении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, тем не менее, считает, что Управление Росреестра должно было осуществить регистрационные действия по ее заявлению от 30.05.2019 г. Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... ФИО2, действующий на основании доверенности № 85 от 09.01.2019 г. и имеющий высшее юридическое образование, в судебном заседании заявленные требования не признал, пояснив, что в межмуниципальный Муромцевский отдел Управления Росреестра по Омской области 30.05.2019 г. поступило заявление от ФИО1 о постановке на государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности на жилой дом по адресу: .... 14.06.2019 регистратором было принято решение о приостановлении регистрационных действий по указанному обращению на основании п.7,59 ч.1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218 –ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку отсутствовало уведомление об окончании строительства объекта ИЖС, не соблюден уведомительный порядок строительства, предусмотренный Градостроительным кодексом РФ. Кроме того, по указанному обращению регистрационные действия были прекращены на основании заявления ФИО3 от 19.06.2019 г. Полагает, что решение Управления является законным и обоснованным. Представитель заинтересованного лица, начальник Отдела по строительству, архитектуре и ЖКХ Администрации Муромцевского муниципального района Омской области ФИО4 в судебном заседании полагал, что требования истца удовлетворению не подлежат, поскольку истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права. Технический план должен содержать сведения о наличии разрешительной документации на строительство дома. До 03 августа 2018 г. требовалось разрешение на строительство, в настоящее время необходимо уведомление о строительстве. Какой-либо документации, разрешающей строительство испрашиваемого административным истцом жилого дома по адресу: ... Отделе по строительству, архитектуре и ЖКХ Администрации Муромцевского района нет, уведомительный порядок строительства с соблюдением норм Градостроительного кодекса РФ истцом не соблюден. Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав согласно ч. 1 ст. 14 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Статьей 29 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено проведение правовой экспертизы представленных на регистрацию документов на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Основания для приостановления государственной регистрации и для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав содержатся в ст. 26, 27 упомянутого Закона. В силу ч. 2 ст. 26 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей. Из материалов настоящего административного дела следует, что на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 09.06.2009 г., административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № ..., площадью 2900 кв.м., расположенный по адресу: ..., что также подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 16-17), основанием выдачи свидетельства явилось завещание С. от 11.04.2000 г. (л.д. 22). Из имеющихся в материалах дела документов, усматривается, что ранее указанный земельный участок принадлежал на праве собственности С., умершей 08.09.2002 г., в свою очередь владевшей земельным участком на основании свидетельства на право собственности на землю бессрочного (постоянного) пользования землей от 05.01.1992 г. (л.д. 18). 30.05.2019 г. административный истец ФИО1 через представителя ФИО3 обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: .... С заявлением были представлены технический план здания, квитанция об оплате государственной пошлины. 14.06.2019 г. в отношении поданного заявления было вынесено решение о приостановлении государственной регистрации № КУВД -001/2019-6596691/1, по следующим основаниям: - форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации; - уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав которых подано заявление, не направлено в орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на выдачу разрешения на строительство. Осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав было приостановлено до 14.09.2019 г. (л.д. 14). Административный истец считает данное решение необоснованным, нарушающим ее права. Суд не может принять во внимание позицию административного истца, полагая, что решение Управления Росреестра является законным по следующим основаниям. Пунктами 7,59 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: - форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; - уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав которых подано заявление, не направлено застройщиком в орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство. Согласно п. 11.1. ст. 24 вышеуказанного Федерального закона Технический план объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подготавливается на основании указанной в части 11 настоящей статьи декларации и уведомления застройщика о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также уведомления, направленного органом государственной власти или органом местного самоуправления, о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным федеральными законами, и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (при наличии такого уведомления). Указанные декларация, уведомления прилагаются к техническому плану объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и являются его неотъемлемой частью. На основании п.10 ст. 40 Закона о регистрации, Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута. На основании п.1.1 ч.17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ) выдача разрешений на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства. Тем не менее, в соответствии с п. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ, в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. Согласно технического плана здания от 27.05.2019 г., выполнены кадастровые работы в связи с созданием здания, по адресу: ..., на земельном участке с кадастровым номером № ... (л.д. 23-50). Согласно постановлению Администрации Моховского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области, жилому дому, расположенному на земельном участке с кадастровым номером № ..., присвоен почтовый адрес: ... (л.д. 45). Справками Администрации Моховского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области от 26.04.2019 г., «Омского центра кадастровой оценки и технической документации» от 15.05.2019 г., подтверждается, что разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером № ..., Администрацией Моховского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области, не выдавалось (л.д. 48). Справкой Архивного отдела Администрации Муромцевского муниципального района Омской области от 13.05.2019 г. подтверждается, что документы, разрешающие строительство жилого дома, 1950 года постройки, расположенного по адресу: ..., в архивном фонде №105 «Отдела по строительству, архитектуре и ЖКХ Администрации Муромцевского муниципального района Омской области», отсутствуют (л.д. 47). Административному истцу рекомендовано обратиться к кадастровому инженеру для внесения изменений в технический план, представить в Администрацию Муромцевского муниципального района Омской области уведомление об окончании строительства жилого дома с приложением технического плана объекта. Тем не менее, из пояснений сторон и материалов дела следует, что уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства в органы местного самоуправления не направлялось. Таким образом, анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что действия Управления Росреестра по Омской области по приостановлению регистрационных действий по обращению ФИО1 законны и обоснованы. Более того, 19.06.2019 г. ФИО1 обратилась с заявлением о прекращении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права. Пунктом 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. Таким образом, основанием для признания действия (решения) незаконным является совокупность двух обстоятельств: нарушение прав административного истца, незаконность в поведении административного ответчика. При этом решение о признании действия (решения) незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. Из изложенного следует, что решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права. Само по себе оспариваемое решение в виде приостановления осуществления регистрационных действий как промежуточное процедурное действие с учетом того, что истец 19.06.2019 г. подал заявление о прекращении осуществления государственного кадастрового учета и соответственного регистрационные действия по его заявлению были прекращены, не нарушает прав заявителя, удовлетворение заявленных требований не привело бы к восстановлению его прав. При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требованиях. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 227 КАС РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении требований ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании незаконным решения о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, возложении обязанности осуществить постановку жилого дома на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности, отказать. Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Омский областной суд через Муромцевский районный суд Омской области в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 07.08.2019 г.
|