Дело № 2а-364/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 декабря 2020 года г.Комсомольск Ивановской области
Комсомольский районный суд Ивановской области
в составе председательствующего судьи Большакова А.Ю.,
при секретаре Черновой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 декабря 2020 года в городе Комсомольске Ивановской области административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Ивановской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 2 по Ивановской области (далее по тексту - МИФНС России № 2 по Ивановской области) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций за 2018 год в виде: недоимки по транспортному налогу в размере 3 820 рублей и пени в сумме 24 рубля 01 копейка; недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемой по ставкам, применяемым к объектам налогообложения в границах сельских поселений, в сумме 458 рублей, а всего на общую сумму 4 302 рубля 01 копейка, ссылаясь в обоснование иска на положения ст. 57 Конституции Российской Федерации, п.п.1 п. 1 ст. 23, ст.ст. 357, п.1 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации, ст.ст. 124-127, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
О необходимости уплаты транспортного налога и налога на имущество физических лиц административный ответчик ФИО1 был уведомлен налоговыми уведомлениями № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ; требованиями № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка <данные изъяты>№ от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 в пользу МИФНС России №2 по Ивановской области взыскана задолженность по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц в размере, указанном в заявлении, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Определением мирового судьи судебного участка <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ по делу № от ДД.ММ.ГГГГ отменен по заявлению ФИО1
До настоящего времени указанная в налоговых уведомлениях и требованиях сумма транспортного налога и пени не уплачена, в связи с чем, МИФНС России № 2 по Ивановской области просит взыскать с ФИО1 указанные выше недоимки по транспортному налогу и пени и налогу на имущество физических лиц.
В судебное заседание представитель административного истца - МИФНС России № 2 по Ивановской области, не явился, исковые требования поддерживает, просит о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Просят суд удовлетворить административное исковое заявление в полном объеме, указав, что доводы, изложенные в возражениях административного ответчика, основаны на неверном толковании ответчиком норм действующего законодательства РФ.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился дважды, поскольку не был допущен в здание суда, в связи с отказом использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маску, респиратор). Подал письменное ходатайство о рассмотрении дела с его личным участием. Не ходатайствовал о допуске его представителя к участию в судебном заседании. Представил в суд возражения на административный иск, в которых просит отказать в его удовлетворении в полном объеме, обосновав письменно свою позицию.
В соответствии со статьей 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Закон предоставляет равный объем процессуальных прав, как административному истцу, так и административному ответчику, запрещая допускать злоупотребление правом в любой форме.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, что не противоречит положениям ст. Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека.
Учитывая, что административный истец, извещенный о месте и времени судебного разбирательства, заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя; административный ответчик довел до суда свою позицию, относительно предъявленных требований, представив письменные возражения на административные исковые требования, в условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав, неявку административного истца и ответчика в судебное заседание нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон, поскольку.
Пленум Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 (в редакции от 09 июля 2020 года) «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» в п. 47 постановления разъясняет предусмотренные законом случаи, когда суд вправе признать обязательной явку в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
При разрешении вопроса о рассмотрении данного дела в отсутствие административного ответчика, суд учитывает, что его явка в судебное заседание в силу закона не является обязательной и судом не признана таковой, и принимает во внимание, что административный ответчик извещался надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, ознакомлен с порядком допуска участников судебного разбирательства в здание суда в условиях санитарно-эпидемиологической обстановки; отказался использовать медицинскую маску, предложенную судебным приставом и администратором суда; свою позицию об отказе выполнить требования судебного пристава, основанные на распоряжении председателя Ивановского областного суда от 13 мая 2020 года за № 09/17 «О реализации мер профилактики и контроля за распространением коронавирусной инфекции (COVID-19) в судебных участках мировых судей и районных (городских) судах г. Иваново и Ивановской области» и Указе Губернатора Ивановской области от 17 марта 2020 года № 23-уг (в ред. от 24.11.2020 г.) «О введении на территории Ивановской области режима повышенной готовности» (пункт 8), довел до суда в письменном виде.
При таких обстоятельствах, суд счел возможным в соответствии с ч.2 ст. 289 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав представленные доказательства и материалы дела, проверив согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, соблюдение им срока обращения в суд, наличие оснований для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы, суд приходит к следующему.
Согласно п.п. 3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы (п.п. 1 п. 1 ст. 23).
В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.
Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 32 НК РФ налоговый орган обязан направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.
Пунктом 2 ст. 57 НК РФ предусмотрено, что при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст.ст. 356, 357 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу статьи 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Информацию о транспортном средстве, его характеристиках, владельце и сроках регистрации представляет в налоговую инспекцию орган, который осуществляет государственную регистрацию тех или иных транспортных средств. Государственную регистрацию автомототранспорта осуществляют подразделения ГИБДД, которые передают данные в налоговые органы (п. 4 ст. 85 НК РФ; Положение о взаимодействии подразделений Госавтоинспекции и налоговых органов при представлении сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, утв. Приказом МВД России N 948).
В соответствии с ч.1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ.
Объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц на основании статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации признаются жилой дом, квартира, комната, гараж (машино-место), единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иное здание, строение (в том числе баня, сарай), сооружение, помещение.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 является собственником объектов налогообложения, а именно:
- квартиры по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью № кв.м. Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- квартиры по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью № кв.м. Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- квартиры по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью № кв.м. Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- легкового автомобиля Н., VIN: №, государственный регистрационный знак №, ДД.ММ.ГГГГ выпуска. Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- легкового автомобиля Ч., VIN: №, государственный регистрационный знак №, ДД.ММ.ГГГГ выпуска. Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ и, следовательно, в вышеуказанный период является плательщиком налогов на транспортные средства и имущество физических лиц (л.д. №).
Согласно учетных данных налогоплательщика - физического лица ФИО1, имеющий ИНН №, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. №).
Из материалов дела усматривается, что МИФНС России № 2 по Ивановской области в адрес административного ответчика ФИО1 были направлены налоговые уведомления:
- № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате не позднее ДД.ММ.ГГГГ транспортного налога за 2017 год в размере 3820 рублей, и налога на имущество физических лиц в размере653 рубля;
- № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате не позднее ДД.ММ.ГГГГ соответственно - транспортного налога за 2018 год в размере 3820 рублей, и налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 458 рублей; с расчетом налоговой базы по каждому налогу, налоговой ставки и количества месяцев владения транспортными средствами и недвижимым имуществом, что подтверждается материалами дела (л.д. №).
Таким образом, обязанность по уплате налогов возникла у административного ответчика с момента получения налогового уведомления.
Согласно ч.4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному и уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
В добровольном порядке сумма налога за 2018 год административным ответчиком не была уплачена, транспортный налог за 2017 год уплачен за установленными сроками.
В связи с неуплатой налога налоговым органом в личный кабинет налогоплательщика - административного ответчика были выставлены требования:
- ДД.ММ.ГГГГ№ об уплате пени по транспортному налогу в размере 10 рублей 86 копеек;
- ДД.ММ.ГГГГ№ об уплате недоимки по транспортному налогу в размере 3820 рублей, пени по транспортному налогу в размере 13 рублей 15 копеек, налогу на имущество физических лиц в размере 458 рублей; сумма пеней, включенных в указанные требования, подтверждается представленными суду расчетами (л.д. №).
В соответствии с пунктом 1. Приказа ФНС России от 22.08.2017 N ММВ-7-17/617@ (ред. от 06.11.2018) «Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика» настоящий порядок ведения личного кабинета налогоплательщика, размещённого в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Федеральной налоговой службы www.nalog.ru, разработан в соответствии с пунктом 1 и пунктом 2 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 и подпунктом 5.9.37 пункта 5 Положения о Федеральной налоговой службе, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» в целях реализации налогоплательщиками (плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов) - физическими лицами и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных НК РФ.
Требование об уплате может быть передано налогоплательщику следующими способами (п. 6 ст. 6.1, п. п. 6, 8 ст. 69 НК РФ; пп. 3, 12 п. 6, п. 23 Приложения к Приказу ФНС России от 22.08.2017 N ММВ-7-17/617@):
- вручено лично под расписку (в том числе вашему законному или уполномоченному представителю);
- отправлено по почте заказным письмом. При этом требование считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления письма;
- передано в электронной форме, в частности через личный кабинет налогоплательщика. Днем получения требования в данном случае является день, следующий за днем размещения требования в личном кабинете.
При использовании личного кабинета налогоплательщика налоговые органы направляют документы в личный кабинет, если налогоплательщик не подавал уведомления о необходимости представления документов на бумажном носителе (абз. 3 - 5 п. 2 ст. 11.2 НК РФ; Письмо Минфина России от 20.07.2017 N 03-02-07/2/46444).
Выгрузка в личный кабинет налогоплательщика - ФИО1, как налоговых уведомлений, так и требований, подтверждается представленными в материалы дела скриншотами Личного кабинета ФИО1, содержащими требования об уплате задолженности с датой и временем выгрузки (л.д.№).
При таких обстоятельствах, доводы административного ответчика о том, что административный истец не доказал направление ему требования об уплате обязательных платежей, а также, учитывая, что, заявление о необходимости получения документов на бумажном носителе ФИО1 в налоговый орган не подавал, суд считает необоснованными.
В соответствии с п. 3 ст.75 НК РФ, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 НК РФ.
Расчет пени с общей сумме 24 рубля 01 копейка приведён в приложении к административному иску с указанием периода начисления пени, количества дней просрочки уплаты налога, суммы налога, на которую они начислены, с учётом ставки рефинансирования ЦБ РФ, суммы пени. Представленный административным истцом расчет заверен и не вызывает сомнений в своей достоверности, административным ответчиком не оспорен, в связи с чем, суд принимает его в качестве обосновывающих размер взыскиваемых сумм, обратного суду не представлено.
В случае несоответствия каких-либо данных о транспортных средствах и объектах недвижимости, имеющихся в базе налогового органа или необоснованности расчета недоимки по транспортному налогу и пени и налогу на имущества физического лица, административный ответчик был вправе обратиться в налоговый орган с заявлением об уточнении информации об объекте, однако соответствующее заявление в адрес налогового органа от ФИО1 не поступило.
При этом, в возражениях на административное исковое заявление административным ответчиком также не оспорено его право собственности на вышеуказанное имущество, включенное в расчет налогов, как и об утрате права собственности на него.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В нарушение требований ст. 62 КАС РФ доказательств, свидетельствующих об исполнении предусмотренной законом обязанности и уплате налога, административным ответчиком суду представлено не было.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В связи с неуплатой страховых взносов, судебным приказом мирового судьи судебного участка <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № с ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России № 2 по Ивановской области взыскана недоимка по транспортному налогу с физических лиц за 2018 год в размере 3820 рублей, пени в размере 24 рубля 01 копейка, по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений, в размере 458 рублей, всего в сумме 4302 рубля 01 копейка, в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 200 рублей (л.д. 11).
Вышеуказанный судебный приказ отменен определением того же мирового судьи ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО2 (л.д. №).
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Административное исковое заявление в соответствии с ч.3 ст. 48 НК РФ поступило в суд 30 октября 2020 года.
При таких обстоятельствах суд считает, что административный иск подан в пределах срока, установленного статьей 48 НК РФ, и пришел к выводу о взыскании с административного ответчика задолженности по указанным недоимкам по налогам и пеням в общей сумме 4302 рубля 01 копейка.
Оценивая представленные ФИО1 возражения на административный иск, суд не принимает во внимание его доводы, как доказательства отсутствия у административного ответчика обязанности по уплате вышеуказанных платежей, в том числе правильности расчета, и считает их основанными на неверном толковании норм действующего законодательства Российской Федерации.
МИФНС России № 2 по Ивановской области освобождена от уплаты государственной пошлины, иных судебных расходов по делу не имеется.
Согласно подпункту 1 пункта 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до 20000 рублей государственная пошлина уплачивается в размере 4% цены иска, но не менее 400 рублей.
В силу ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В соответствии с п.2 ст. 61.1 и п.2 ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции и мировыми судьями, подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов и городских округов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61.1 БК РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, подлежит зачислению в бюджет муниципальных районов.
Следовательно, с административного ответчика ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 (четыреста) рублей 00 копеек в доход бюджета Комсомольского муниципального района.
Руководствуясь ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №2 по Ивановской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Ивановской области:
- недоимку по транспортному налогу за 2018 год в сумме 3820 (три тысячи восемьсот двадцать) рублей и пени в сумме 24 (двадцать четыре) рубля 01 копейка;
- недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемой по ставкам, применяемым к объектам налогообложения в границах сельских поселений за 2018 год в сумме 458 (четыреста пятьдесят восемь) рублей, а всего на общую сумму 4 302 (четыре тысячи триста два) рубля 01 копейка.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей в доход бюджета Комсомольского муниципального района Ивановской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Комсомольский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.Ю. Большаков
Мотивированное решение изготовлено 07 декабря 2020 года.