ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-364/2022 от 02.06.2022 Читинского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2а-364/2022

УИД 75RS0025-01-2022-000444-28

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 июня 2022 года г. Чита

Читинский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Галановой Д.И.,

при секретаре Базаровой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Читинского района, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Читинский район», Правительству Забайкальского края, Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края, Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края о признании незаконным бездействия и понуждении к действиям,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Читинского района обратился с вышеназванным иском в суд, ссылаясь на следующее. Прокуратурой района в соответствии с Приказом Генерального прокурора России от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» проведена проверка исполнения требований законодательства при реализации Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по результатам которой установлены нарушения, требующие принятия мер прокурорского реагирования. В обоснование своей позиции прокурором указано, что действие Федерального закона № 119-ФЗ от 01.05.2016 направлено на получение гражданами прав собственности или аренды на земельные участки, а также на привлечение человеческого и инвестиционного капитала на территорию Дальнего Востока. Проверкой установлено, что администрацией муниципального района «Читинский район» на территориях сельских поселений «Угданское», «Смоленское» Читинского района гражданам предоставлено более 500 земельных участков, ряд которых расположен относительно друг друга смежно, однако исчерпывающим образом на таких территориях объекты коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры не созданы, в т.ч. не организован проезд к ряду предоставленных участков. Так в кадастровом квартале северно-восточнее с. Смоленка (улицы Проточная с. Смоленка) гражданам предоставлена группа смежно расположенных земельных участков, имеющих кадастровые номера и др., возможность беспрепятственного подъезда к которым не создана ввиду отсутствия транспортной инфраструктуры. Вместе с тем, работы по строительству объектов коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры для земельных участков не осуществляются. 07.09.2020 администрацией муниципального района «Читинский район» с ООО «Научно-исследовательский и проектный институт территориального планирования и управления» заключен контракт на разработку проекта генерального плана сельского поселения «Смоленское». Подготовленный проект вышеуказанного документа территориального планирования размещен в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 21.07.2016 № 460 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования» 19.01.2021 в Федеральной государственной информационной системе Территориального планирования, по результатам рассмотрения которого 25.01.2021 директором Департамента планирования территориального развития Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 2.6 Порядка такой проект направлен в федеральные органы исполнительной власти и государственные корпорации на I согласование. 17.03.2021 Минэкономразвития РФ подготовлено сводное заключение о несогласии с проектом генерального плана сельского поселения «Смоленское» по причине отсутствия в проекте планируемого к размещению в схеме территориального планирования Российской Федерации в области энергетики объекта энергетики федерального значения (замечания Минэнерго РФ), необходимости изменения функциональных зон проекта в части учета зон I специального назначения (замечания Минобороны РФ), включением земель лесного фонда площадью 3892,4487 га в земли населенных пунктов (замечания Рослесхоза), в связи с чем постановлением врио главы муниципального района «Читинский район» от 25.03.2021 № 535 «О создании согласительной комиссии по согласованию проекта Генерального плана сельского поселения «Смоленское» I в соответствии со ст. 25 ГрК РФ создана согласительная комиссия по проекту Генерального плана сельского поселения «Смоленское», утверждено Положение о деятельности согласительной комиссии с установлением срока работы согласительной комиссии - не более 3 месяцев со дня создания. Вместе с тем, несмотря на прошествие значительного времени с момента заключения контракта на разработку генерального плана сельского поселения «Смоленское», вышеуказанный документ территориального планирования по-прежнему не направлен на рассмотрение, и, по сведениям администрации муниципального района «Читинский район», разработчиком документа ООО «НИПИ территориального планирования и управления» по-прежнему ведется работа по корректировке проекта. Длительное непринятие мер к внесению всех необходимых изменений в проект документа территориального планирования приводит к затягиванию процесса принятия вышеуказанного документа территориального планирования и свидетельствует о нарушении требований ст. 9, 25, 26 ГрК РФ, что также не позволяет реализовать требования ч.24 ст. 8 ФЗ от 01.05.2016 № 119-ФЗ о строительстве объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур на территории Читинского района Забайкальского края, в границах которой находятся компактно расположенные земельные участки, предоставленные гражданам в предусмотренном указанным Федеральным законом порядке. При этом ранее 28.07.2021 в связи с непринятием мер к созданию объектов инфраструктуры главе муниципального района «Читинский район» прокурором вносилось обобщенное представление об устранении нарушений закона, однако нарушения закона по-прежнему исчерпывающим образом не устранены. С учетом уточненных требований просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Читинский район», выражающееся в неисполнении требований ст.9, 25, 26 ГрК РФ в части длительного непринятия мер к устранению недостатков, указанных в подготовленном 17.03.2021 Минэкономразвития РФ сводном заключении о несогласии с проектом генерального плана сельского поселения «Смоленское», в размещенном 19.01.2021 в Федеральной государственной информационной системе Территориального планирования проекте генерального плана сельского поселения «Смоленское» Читинского района Забайкальского края, признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Читинский район», Правительства Забайкальского края, Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края, Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, выражающееся в непринятии мер к исполнению требований ч.24 ст. 8 ФЗ от 01.05.2016 № 119-ФЗ путем строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур на территории Читинского района Забайкальского края, в границах которой находятся компактно расположенные земельные участки, предоставленные гражданам в предусмотренном указанным Федеральным законом порядке, в том числе, на территории агломераций, образуемых земельными участками, подлежащими предоставлению (предоставленными) гражданам в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2016 № 119-ФЗ: (количество земельных участков 43, заявителей 46, сельское поселение «Угданское»), (количество земельных участков 16, заявителей 20, сельское поселение «Угданское»), (количество земельных участков 20, заявителей 20, сельское поселение «Смоленское»), (количество земельных участков 20, заявителей 20, сельское поселение «Смоленское»), (количество земельных участков 251, заявителей 291, сельское поселение «Смоленское»), (количество земельных участков 81, заявителей 87, сельское поселение «Смоленское»), (количество земельных участков 25, заявителей 30, сельское поселение «Смоленское»), (количество земельных участков 74, заявителей 77, сельское поселение «Смоленское»), (количество земельных участков 30, заявителей 30, сельское поселение «Смоленское»), (количество земельных участков 139, заявителей 146, сельское поселение «Смоленское»), (количество земельных участков 150, заявителей 153, сельское поселение «Смоленское»), (количество земельных участков 148, заявителей 161, сельское поселение «Смоленское»), обязать администрацию муниципального района «Читинский район» в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить недостатки, указанные в подготовленном 17.03.2021 Минэкономразвития РФ сводном заключении о несогласии с проектом генерального плана сельского поселения «Смоленское», размещенном 19.01.2021 в Федеральной государственной информационной системе Территориального планирования, обязать администрацию муниципального района «Читинский район», Правительство Забайкальского края, Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края, Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу, солидарно исполнить требования ч.24 ст. 8 ФЗ от 01.05.2016 № 119-ФЗ путем строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур на территории Читинского района Забайкальского края, в границах которой находятся компактно расположенные земельные участки, предоставленные гражданам в предусмотренном указанным Федеральным законом порядке, в том числе, на территории агломераций, образуемых земельными участками, подлежащими предоставлению (предоставленными) гражданам в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 119-ФЗ: (количество земельных участков 43, заявителей 46, сельское поселение «Угданское»), (количество земельных участков 16, заявителей 20, сельское поселение «Угданское»), (количество земельных участков 20, заявителей 20, сельское поселение «Смоленское»), 54 (количество земельных участков 20, заявителей 20, сельское поселение «Смоленское»), (количество земельных участков 251, заявителей 291, сельское поселение «Смоленское»), (количество земельных участков 81, заявителей 87, сельское поселение «Смоленское»), (количество земельных участков 25, заявителей 30, сельское поселение «Смоленское»), (количество земельных участков 74, заявителей 77, сельское поселение «Смоленское»), (количество земельных участков 30, заявителей 30, сельское поселение «Смоленское»), (количество земельных участков 139, заявителей 146, сельское поселение «Смоленское»), (количество земельных участков 150, заявителей 153, сельское поселение «Смоленское»), (количество земельных участков 148, заявителей 161, сельское поселение «Смоленское»).

Протокольными определениями суда по ходатайство стороны административного истца в качестве соответчиков привлечены Правительство Забайкальского края, Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края, Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство природных ресурсов Забайкальского края, администрация сельского поселения «Смоленское», администрация сельского поселения «Угданское», Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, Федеральное агентство лесного хозяйства России.

Прокурор Сухарев А.А. в судебном заседании требования поддержал.

Иные участники процесса, надлежаще извещенные, в судебное заседание явку представителей не обеспечили. От администрации муниципального района «Читинский район», Правительства Забайкальского края, Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края, Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики представлены письменные отзывы, ранее просили рассмотреть дело в отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законам.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействий) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Системное толкование приведенного положения процессуального закона позволяет суду сделать вывод, что основанием для признания бездействия незаконным является совокупность двух обстоятельств: нарушение прав административного истца, либо лиц, в интересах которых действует последний, и незаконность в поведении административного ответчика.

При этом решение о признании бездействия незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится, в том числе подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений.

В соответствии со ст. 9 ГрК РФ, территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч. 1).

Подготовка документов территориального планирования муниципальных образований осуществляется с учетом положений стратегий социально-экономического развития муниципальных образований и планов мероприятий по их реализации (при наличии), бюджетного прогноза муниципального образования на долгосрочный период (при наличии), положений стратегии пространственного развития Российской Федерации, государственных программ Российской Федерации, национальных проектов, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, решений органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов местного значения, а также сведений, содержащихся в информационной системе территориального планирования (ч. 5.2).

Согласно п. 2 ст. 18 ГрК РФ генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования.

Статьей 25 ГрК РФ установлены случаи, в которых проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления.

Заключения на проект генерального плана могут содержать положения о согласии с таким проектом или несогласии с таким проектом с обоснованием причин такого решения. В случае поступления от одного или нескольких указанных в части 7 настоящей статьи органов заключений, содержащих положения о несогласии с проектом генерального плана с обоснованием принятого решения, глава местной администрации поселения, глава местной администрации городского округа в течение пятнадцати дней со дня истечения установленного срока согласования проекта генерального плана принимают решение о создании согласительной комиссии. Максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать два месяца (ч.9 ст.25 ГрК РФ).

В соответствии с п. 20 ч.ч. 1, 3,4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генеральных планов сельских поселения относится к вопросам местного значения муниципальных районов.

Согласно ст. 24 ГрК РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа. Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа. Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц. Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статьями 1, 2 Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что гражданам Российской Федерации, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, являющимся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, совместно переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, на основании заявления однократно (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи) может быть предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный на территории, в том числе Забайкальского края, площадь которого не превышает одного гектара.

В силу п.24 ст.8 Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ в случае, если с двадцатью или более гражданами заключены договоры безвозмездного пользования земельными участками, которые являются смежными и (или) компактно расположенными и находятся в границах населенного пункта или на расстоянии не более двадцати километров от населенного пункта, органы государственной власти, органы местного самоуправления оказывают содействие обустройству территории, в границах которой расположены такие земельные участки, посредством строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур.

Как усматривается из материалов дела в рамках реализации положений Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ на территории сельских поселений «Угданское» и «Смоленское» гражданам предоставлен ряд земельных участков (л.д.21-49).

Из пояснений участников процесса следует, что в связи с предоставлением земельных участков вблизи сельского поселения «Смоленское» в рамках реализации положений Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ возникла необходимость внесения изменений в генеральный план сельского поселения.

В рамках внесения изменений в генеральный план поселения ООО «Научно-исследовательский и проектный институт территориального планирования и управления» разработан проект генерального плана сельского поселения «Смоленское», который 19.01.2021 размещен в ФГИС территориального планирования.

В сводном заключении Минэкономразвития России от 17.03.2021 выражено несогласие с указанным проектом, в том числе в связи с наличием замечаний Рослесхоза о выявленном включении земель лесного фонда в земли населенных пунктов, кроме того отсутствовало согласование со стороны Минэнерго России, Минобороны России.

25.03.2021 постановлением администрации муниципального района «Читинский район» создана согласительная комиссия по согласованию проекта генерального плана сельского поселения «Смоленское», срок работы которой установлен не более трех месяцев.

09.08.2021 в адрес Всероссийского научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России, ФГК «УЛХиП» МО РФ, Федерального агентства лесного хозяйства направлены уведомления об обеспечении доступа к доработанным материалам проекта генерального плана сельского поселения «Смоленское».

От МЧС России 25.08.2021 получено заключение о согласовании названного проекта генерального плана сельского поселения.

Вместе с тем 12.10.2021 администрацией муниципального района «Читинский район» получено письмо Рослесхоза от 24.09.2021 о несогласовании проекта генерального плана поселения с содержащимися в нем замечаниями.

По факту получения замечаний администрацией муниципального района направлялось обращений в адрес председателя Законодательного собрания Забайкальского края, с просьбой оказать содействие в согласовании проекта генерального плана поселения с Рослесхозом, по результатам рассмотрения которого был направлен запрос в Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, также направлялось обращение в Совет Федерации Федерального собрания РФ.

Допрошенная в судебном заседании свидетель С.С.И. пояснила, что является начальником отдела градостроительства и земельных отношений администрации муниципального района «Читинский район», суду показала, что внесение изменений в существующий генеральный план обусловлено реализацией программы в рамках Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ, в настоящее время проект генерального плана сельского поселения не согласован Рослесхозом, поскольку гражданам предоставлены земельные участки из лесного фонда, для согласования проекта затребованы картографические материалы земель в цифровом формате, которые запрошены и будут подготовлены и направлены в РослесИнфогр по мере их поступления. Указанные мероприятия необходимы для вывода земель из категории земель лесного фонда, для чего необходимы данные о координатах земельных участков. Ранее администрация района обращалась к Губернатору Забайкальского края, в Законодательное собрание края, Департамент государственного имущества и земельных отношений края, проект плана возвращался Рослесхозом дважды, указанные сложности обусловлены предоставлением гражданам земель лесного фонда, которые не включены в действующий генеральный план и не относятся к землям поселения. В настоящее время проект не согласован только Рослесхозом. По решению данного вопроса проводилось рабочее совещание. Работы по созданию инфраструктуры, в частности ее проектирования, возможны только после утверждения генерального плана.

Согласно протоколу совещания по проблемным вопросам реализации программы «Дальневосточный Гектар» на территории муниципального района «Читинский район» от 21.04.2022 вопрос отсутствия утвержденного генерального плана сельского поселения «Смоленское» рассматривался в составе участников совещания, в том числе представителей исполнительных органов государственной власти края и органов местного самоуправления под председательством председателя Правительства края, установлены сроки выполнения мероприятий, направленных на устранение выявленных Рослесхозом замечаний.

При изложенных обстоятельствах противоправного бездействия со стороны администрации муниципального района «Читинский район» в части согласования проекта генерального плана сельского поселения «Смоленское» суд не усматривает, поскольку указанные замечания, послужившие основанием для его несогласования, объективно препятствуют утверждению вносимых изменений. При этом предоставление земель лесного фонда действиями администрации муниципального района не обусловлено.

Само по себе нарушение сроков работы согласительной комиссии не свидетельствует о допущенном бездействии, поскольку заключение о несогласии с проектом генерального плана сельского поселения «Смоленское» обусловлено иными причинами, в частности включением в состав земель населенных пунктов земель, относящихся к лесному фонду.

Рассматривая требования административного истца в части признания незаконным бездействие административных ответчиков, выражающееся в непринятии мер к исполнению требований ч.24 ст. 8 Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ путем строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, обязании солидарно исполнить требования ч.24 ст. 8 Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ путем строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур на территории Читинского района Забайкальского края, в границах которой находятся компактно расположенные земельные участки, предоставленные гражданам в предусмотренном указанным Федеральным законом порядке, суд приходит к следующему.

Содержание ч. 24 ст. 8 Федерального закона от 01.05 2016 № 119-ФЗ указывает на недопустимость возложения на граждан, получивших земельные участки в порядке данного Федерального закона, полного бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное (вследствие значительного объема такого рода вынужденных расходов) может обесценить соответствующую государственную программу, поставив под сомнение доверие граждан к действиям государства. В связи с этим, на органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления лежит обязанность содействия гражданам в благоустройстве соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для добровольного переселения граждан на Дальний Восток, были снабжены необходимой инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность использования предоставленных земельных участков. Приведенный в ч. 24 ст. 8 Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ термин «содействие» предполагает необходимость решения органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организованно-властного воздействия, в целях реализации мер, направленных на строительство объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур.

Согласно ст.23 ГрК РФ генеральный план содержит, в том числе положение о территориальном планировании, карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа, карту функциональных зон поселения или городского округа.

Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов, параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.

На указанных картах соответственно отображаются планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение, б) автомобильные дороги местного значения; в) физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа; г) иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа.

Из анализа приведенной нормы закона усматривается, что создание инфраструктуры в отсутствие утвержденного генерального плана не представляется возможным.

При этом обеспечение инфраструктурой территории, на которой компактно расположены земельные участки, предоставленные в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2016 № 119-ФЗ, представляет собой поддержку гражданам, с которыми заключены договоры безвозмездного пользования земельными участками, что относится к предмету совместного ведения органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, при этом оказание содействия обустройству такой территории не является безусловной обязанностью органов государственной власти и местного самоуправления, инициатива в указанном вопросе должна исходить от граждан - пользователей земельными участками.

Вместе с тем, материалы дела не содержат каких-либо доказательств того, что лица, с которыми заключены договоры безвозмездного пользования земельными участками, обращались с заявлениями по вопросу оказания содействия в строительстве объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур на соответствующей территории.

Кроме того, Распоряжением Правительства РФ от 24.09.2020 №2464-р «Об утверждении Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года» утверждена Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года (далее - Национальная программа).

В соответствии с Национальной программой миссией новой государственной политики является создание на Дальнем Востоке глобально конкурентоспособных условий инвестирования и ведения бизнеса, благодаря которым в регион придут необходимые для его опережающего экономического развития частные инвестиции, а за ними - новые рабочие места и новое качество социальной сферы, формирующие привлекательные условия для жизни людей и увеличивающие количество экономических связей внутри региона. Для ее реализации разработаны и запущены новаторские механизмы. Одним из таких механизмов является механизм бесплатного предоставления земельных участков гражданам Российской Федерации. Данный механизм регулирует Федеральный закон от 01.05.2016 № 119-ФЗ.

Согласно Национальной программе в целях дальнейшего развития программы запланировано строительство объектов инфраструктуры для 2 новых населенных пунктов на «дальневосточных гектарах», строительство ВЛ 220 кВ Маккавеево - Багульник - Чита, ПС 220 кВ Багульник с заходами ВЛ 110 кВ, на что, в частности указано в заключении Минэнерго России.

Таким образом, административными ответчиками не допущено бездействие применительно к требованиям ч. 24 ст. 8 Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ.

Кроме того, суд отмечает, что у прокурора не имеется оснований для обращения в суд с настоящим иском в части требований обеспечения исполнения положений ч. 24 ст. 8 Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ в интересах неопределенного круга лиц, поскольку круг лиц, которые могут быть заинтересованы в обустройстве территории, в границах которой расположены земельные участки, в данном случае определен (этими лицами являются граждане, заключившие договоры безвозмездного пользования земельными участками). Однако о нарушении своих прав таковыми лицами не заявлено.

При изложенных обстоятельствах заявленные требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления отказать.

Решение суда может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Читинский районный суд Забайкальского края.

Судья Галанова Д.И.

Мотивированное решение составлено 16.06.2022