РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
03 августа 2016 года г.Самара
Октябрьский районный суд г. Самары в составе: председательствующего судьи Лобанова Ю.В, при секретаре Нахапетян И.С. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3651/16 по административному иску Э.А.Д. к Государственной жилищной инспекции Самарской области о признании действий незаконным, обязании произвести действия,
УСТАНОВИЛ:
Э.А.Д. обратился в Октябрьский районный суд адрес с заявлением об оспаривании действий сотрудника ГЖИ по Самарской области указав, что ему по праву собственности принадлежит адрес действующему законодательству, собственник помещения несет все расходы, связанные с содержанием общего имущества многоквартирного дома, в том числе и взносы на капитальный ремонт. В соответствии с программой проведения капитального ремонта многоквартирных домов в адрес включен в список домов, где ремонт должен производиться в дата. В таблице 1 приложения к Постановлению Администрации г.о. Самара «Об утверждении муниципального краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории адрес, на дата годы в городском округе Самара» от дата. №... в строке адрес, в графе «материал стен» указан как «панельный». В графе вида работ по капитальному ремонту указано «утепление и (или) ремонт фасада». На самом деле материал стен кирпичный. Более того, стены дома по всему по периметру отделаны красным облицовочным кирпичом и в ремонте или утеплении не нуждаются. Большинство домов в границах улиц адрес, Волжский проспект, ФИО1, ФИО2 выстроены в едином архитектурном стиле, а именно: отделаны облицовочным кирпичом. Считает, что данные проведенного мониторинга не соответствуют действительному состоянию наружных стен дома. Следовательно, данные в таблице №... в приложении к Постановлению Администрации г.о. Самара от дата. №... в части сведений о техническом состоянии наружных стен дома и их материала являются ошибочными. Ошибочность информации о техническом состоянии стен приведет к неоправданному ремонту фасада дома и нарушит не только его архитектурный облик, но и городского квартала в целом. Как показывает практика такой ремонт придет в негодность через *** лет и причинит физический вред фасаду дома, доля которого принадлежит мне. Таким образом, планируемый ремонт фасада дома причинит вред моему имуществу. Если на настоящий момент фасад дома, простояв 48 лет, никаких дефектов не имеет и в ремонте не нуждается, то в случае его «ремонта или утепления», потребуются значительные материальные и денежные средства для поддержания его в надлежащем состоянии. В результате ему наряду с другими собственниками помещений придется оплачивать вред, причиненный фасаду дома, из собственных денежных средств, что приведет к нарушению его имущественных прав. Необходимо отметить, что за все время эксплуатации дома в нем ни разу не проводился капитальный ремонт систем отопления, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения. Срок службы этих систем в соответствии с ГОСТами составляют *** лет соответственно. Просит суд с учетом уточнений признать действия ответчика при проведении мониторинга технического состояния адрес ошибочными в части состояния и материала наружных стен. Обязать ответчика в приложении к постановлению от дата: исправить указанную ошибку, внести изменения в графу «материал стен» и заменить данные «панельный» на «кирпичный», в графу «вида работ по капитальному ремонту» внести данные, соответствующие техническому состоянию дома с учетом материала наружных стен, определить виды работ по капитальному ремонту, которые обеспечат сохранность дома, приведут его в надлежащее состояние и гарантируют безопасность проживания в нем, а именно: ремонт внутридомовых инженерных систем, установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг. И узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов, ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме.
В судебном заседании административный истец поддержал исковые требования, просил их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Представитель ГЖИ Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица – УК «ЖКС» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления ввиду нижеследующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Судом установлено, что в таблице 1 приложения к Постановлению Администрации г.о. Самара «Об утверждении муниципального краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, на дата годы в городском округе Самара» от дата. №... в строке №... указан адрес года постройки. *** – панельный, виды работ – утепление и (или) ремонт фасада. (опубликован дата)
Э.А.Д. указывает, что материал стен адрес – кирпичный, стены дома по всему периметру отделаны красным облицовочным кирпичом и в ремонте или утеплении не нуждаются.
датаЭ.А.Д. обратился в государственную жилищную инспекцию адрес с обращением по данному факту.
дата ему был дан ответ, из которого следует, что жильцы вправе, приняв решение на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме о необходимости проведения капитального ремонта обратиться в орган местного самоуправления, в данном случае в Администрацию Октябрьского р-на, в порядке, установленном Постановлением адрес от дата г. №..., для составления акта муниципального жилищного контроля о техническом состоянии инженерных систем для внесения изменений в региональную программу по проведению капитального ремонта в части изменения вида работ по капитальному ремонту МКД.
На основании пункта "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй названной статьи (части 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 26.1 Федерального закона от дата N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 6.1 части 1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются специальными нормами жилищного законодательства (статьи 166 - 191 раздела IX "Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" Жилищного кодекса Российской Федерации).
Мониторинг технического состояния - комплекс мероприятий по оценке технического состояния многоквартирных домов на территории Самарской области в целях формирования и актуализации региональной программы капитального ремонта.
В силу ст. 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми:
… устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов...
Согласно ч.ч. 1, 4, 6 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором. Внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме
Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ст.адрес от дата. №... - ГД «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории адрес»: Мониторинг технического состояния в целях реализации настоящего Закона осуществляется органом государственного жилищного надзора адрес. Мониторинг технического состояния осуществляется на основании данных о техническом состоянии многоквартирного дома, представляемых в орган государственного жилищного надзора адрес органами местного самоуправления, лицами, осуществляющими управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества, в порядке и по форме, установленным органом государственного жилищного надзора адрес. Орган государственного жилищного надзора адрес ежегодно до 1 марта текущего года представляет в адрес доклад о техническом состоянии многоквартирных домов, расположенных на территории адрес, включающий предложения по обеспечению сохранности многоквартирных домов, приведению их в надлежащее состояние и безопасности проживания в них. Указанный доклад подлежит опубликованию органом государственного жилищного надзора адрес до 1 апреля текущего года. Результаты мониторинга технического состояния учитываются при формировании и (или) актуализации региональной программы капитального ремонта.
Ст. 22 указанного Закона предусматривает проведение капитального ремонта общего имущества осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ст. 5 указанного Закона к полномочиям органа государственного жилищного надзора Самарской области в сфере организации и проведения капитального ремонта общего имущества относятся:
ведение реестров уведомлений, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Закона, реестров специальных счетов; информирование органа местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его; мониторинг технического состояния; утверждение формы, в соответствии с которой органами местного самоуправления осуществляется представление данных о техническом состоянии многоквартирного дома в целях мониторинга технического состояния; представление в Правительство Самарской области доклада о техническом состоянии многоквартирных домов, расположенных на территории Самарской области, включающего предложения по обеспечению сохранности многоквартирных домов, приведения их в надлежащее состояние и безопасности проживания в них; осуществление контроля за формированием фондов капитального ремонта; осуществление регионального жилищного надзора за созданием и деятельностью регионального оператора; иные полномочия, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами.
Приказом Государственной жилищной инспекции Самарской области от датаг. N 6/13-п о представлении данных о техническом состоянии многоквартирного дома установлено, что указанные данные подаются в соответствии с формой электронного паспорта многоквартирного дома, утвержденной Приказом Госстроя дата N 113/ГС "Об утверждении формы электронного паспорта многоквартирного дома, формы электронного паспорта жилого дома, формы электронного документа о состоянии расположенных на территориях муниципальных образований объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры и порядка заполнения указанных документов".
Пункт 5.1. раздела 1 приложения №... к приказу Госстроя содержит сведения о серии и типе проекта дома. Серия и тип проекта дома определяют, среди прочих показателей, материал стен, и наружную отделку фасада дома. Пункт 1.3. раздела 7 приложения №... к приказу Госстроя содержит сведения о состоянии стен дома и лице, производящем осмотр. Пункт 1.9. раздела 7 приложения №... к приказу Госстроя содержит сведения о состоянии фасада дома и лице, производящем осмотр.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 189 ЖК РФ проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе.
Порядок установления необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме регламентируется Постановлением Правительства Самарской области от дата N 68 «Об утверждении порядка установления необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме», где в пункте 4 указано, что для установления необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах уполномоченным органом местного самоуправления в Самарской области создается комиссия, действующая на постоянной основе. Основанием для рассмотрения комиссией вопроса об установлении необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах является поступление в орган местного самоуправления в Самарской области обращения собственников помещений в многоквартирном доме или лиц, осуществляющих управление многоквартирным домом, или организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы) по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, с приложением заключения специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, или актов органов регионального жилищного надзора и (или) муниципального жилищного контроля, а также обращения некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта".
Комиссия в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных выше документов, в соответствии с ведомственными строительными нормами "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" ВСН 58-88 (р), утвержденными приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от дата N 312, и ведомственными строительными нормами "Правила оценки физического износа жилых зданий" ВСН 53-86(р), утвержденными приказом Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от дата N 446, рассматривает их на предмет наличия оснований для установления необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и принимает решение.
Под государственным жилищным надзором согласно ч. 1 ст. 20 ЖК РФ понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 20 ЖК РФ).
Суд приходит к выводу, что в таблице 1 приложения к Постановлению Администрации г.о. Самара «Об утверждении муниципального краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, на дата годы в городском округе Самара» от дата№... в строке адрес, в графе «материал стен» указан как «панельный» ошибочно, так как из договора №... передачи квартир в собственность от дата следует, что администрация передает в собственность квартиру в адрес, квартира адрес, дата года постройки. 25 % износа.
В соответствии со ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год.
Указанное означает, что программа является гибким правовым механизмом, фактически правовым ориентиром, достижение ее целей не исключает возможность изменения сроков проведения капитального ремонта на более ранние и уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в сторону увеличения их объема, и при наличии к тому оснований соответствующих изменений (дополнений), подлежащих внесению в региональную программу путем ее актуализации.
Таким образом, достижение цели обращения заявителя в суд - изменение вида работ по капитальному ремонту дома осуществляется не путем внесения в нее изменений, а путем ее актуализации.
Однако, суд учитывает, что мониторинг технического состояния это комплекс мероприятий по оценке технического состояния многоквартирных домов на территории Самарской области в целях формирования и актуализации региональной программы капитального ремонта, на основании которого утверждается план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что создание комиссий по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также принятие решений о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и формирование перечня объектов общего имущества, подлежащего включению в краевую программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (с учетом произведенного подсчета количества баллов в отношении каждого жилого дома), относятся исключительно к полномочиям органов местного самоуправления.
Таким образом, исходя из установленных обстоятельств и отсутствия на момент рассмотрения дела доказательств нарушения каких-либо прав истца, указанными им в исковом заявлении действиями ГЖИ Самарской области, оснований для удовлетворения административных исковых требований истца не имеется.
Кроме того, иск подан Э.А.Д. в нарушение требований ст. 219 КАС РФ по истечении трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Как следует Постановление Администрации г.о. Самара «Об утверждении муниципального краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, на дата годы в городском округе Самара» дата. №... было опубликовано дата, то есть с указанной даты истцу стало известно о нарушении его прав, с иском в суд он обратился дата
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Э.А.Д. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 10.08.2016.
Судья Ю.В. Лобанова