ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3652/2017 от 21.12.2017 Березниковского городского суда (Пермский край)

Дело № 2а-3652/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Березники 21 декабря 2017 года

Березниковский городской суд Пермского края

в составе председательствующего судьи Крюгер М.В.,

при секретаре Шабалиной А.С.,

с участием представителя административного истца Чумак Т.Г., действующей на основании ордера,

представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю – Екимовой О.П., действующей на основании доверенности от .....,

рассмотрев в открытом судебном заседании в ..... края административное дело по административному иску Смоленцева Ю.К. к межмуниципальному отделу по Березниковскому, Усольскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю о признании незаконным отказа в государственной регистрации, о возложении обязанности совершить действия,

у с т а н о в и л:

административный истец Смоленцев Ю.К. обратился в суд с административным иском к межмуниципальному отделу по Березниковскому, Усольскому районам Управления Росреестра по Пермскому краю о признании незаконным отказа в государственной регистрации, возложении обязанности совершить действия. В обоснование заявленных административных исковых требований указал, что постановлением главы города Березники от ..... было принято решение о переводе жилого помещения, принадлежащего истцу, расположенного по адресу: ..... в нежилое для расширения магазина «.....». Указанное нежилое помещение было переведено истцом из жилого, кадастровый , что подтверждается свидетельством о регистрации права. Также истцу принадлежит нежилое помещение площадью 34,1 кв.м., расположенное на 1 этаже 5-ти этажного кирпично-панельного дома по адресу: ....., кадастровый , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Указанные нежилые помещения являются смежными и изначально планировалось объединить оба нежилых помещения и предполагалось сделать выход на ....., то есть строительство входа, поэтому в постановлении от ..... речь идет о реконструкции. Позднее истец отказался от реконструкции, проем в несущей наружной стене делать не стал и по согласованию с отделом архитектуры, согласно проекту был сделан внутренний проем между помещениями, который согласно «Корректирующей пояснительной записки» ООО «Проектстройсервис» является капитальным ремонтом, в связи с чем необходимости в оформлении разрешительной документации у истца не было. Обратившись в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю Березниковский отдел с заявлением о регистрации права собственности на единый объект нежилого помещения магазин «.....» в ..... на первом этаже общей площадью 69,1 кв.м. получил сообщение об отказе в государственной регистрации права, поскольку имеются разночтения в описании объекта недвижимости в ЕГРП и ГКН. Считает отказ административного ответчика незаконным, поскольку перепланировка была произведена в пределах границ принадлежащей истцу квартиры, при этом общее имущество многоквартирного дома, перечисленное в ст.36 ЖК РФ, не уменьшилось, устройство проема между помещениями вызваны необходимостью улучшения освещенности магазина, существующий фасад жилого дома и визуализация фасада не изменилась. Правоустанавливающие документы на указанные помещения, план помещения с его техническим описанием (технический паспорт) и проект был приложен к заявлению. Просит признать незаконным ответ Межмуниципального отдела по Березниковскому, .....м Управления Росреестра по ..... об отказе в регистрации права собственности на единый объект нежилого помещения магазин «.....» в ..... на первом этаже общей площадью 69,1 кв.м.; возложить обязанность в течение 5 дней с момента вступления решения суда в законную силу выдать истцу свидетельство о праве собственности на объект, объединяющий два помещения, расположенных по адресу: ..... помещения 92 и 93.

Определением Березниковского городского суда Пермского края от ..... к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю.

Административный истец Смоленцев Ю.К. в судебном заседании не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие с участием представителя адвоката Чумак Т.Г.

Представитель административного истца адвокат Чумак Т.Г. в судебном заседании на заявленных административных исковых требованиях настаивала в полном объеме.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю – Екимова О.П. в судебном заседании с заявленными административными исковыми требованиями не согласилась в полном объеме, представила письменные возражения, указав, что требования административного истца удовлетворению не подлежат, поскольку письмом от ..... на обращение Смоленцева Ю.К. были даны рекомендации по получению документов для проведения государственной регистрации прав, что не является отказом в государственной регистрации права, также при отказе в государственной регистрации права чек об оплате государственной пошлины был бы погашен. Отказ же в государственной регистрации права собственности был дан лишь ....., который соответствовал требованиям действующего законодательства, при этом установленный срок его обжалования истцом пропущен. Иного отказа в государственной регистрации права собственности административным ответчиком по обращению административного истца не выносилось. Указала, что административным истцом избран неверный способ защиты своего права.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая - либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ст. 4 КАС РФ).

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Частью 11 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 указанной статьи (нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли сроки обращения в суд), возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 (соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения) и в части 10 указанной статьи, – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как следует из представленных документов, административный истец Смоленцев Ю.К. обратился в Межмуниципальный отдел по Березниковскому, Усольскому районам Управления Росреестра по Пермскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности на единый объект нежилого помещения магазин «.....» в ..... на первом этаже общей площадью 69,1 кв.м. В приложении указаны два свидетельства, технический паспорт (л.д.10-11).

..... Межмуниципальным отделом по Березниковскому, Усольскому районам Управления Росреестра по Пермскому краю Смоленцеву Ю.К. на его обращение от ..... был дан ответ о том, что порядок государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества установлены Федеральным законом от ..... № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В рамках рассмотрения обращения были исследованы записи Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), в том числе данные программных комплексов ИС ЕГРП и АИС ГКН (унаследованные системы ЕГРН) о чем подробно указано в ответе, и для целей регистрации права собственности на единый объект - нежилое помещение магазин «.....» в ..... указано о необходимости осуществления определенных действий.

Законодательное регулирование государственной регистрации изменения, прекращения, возникновения прав на объекты недвижимости установлено Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

В соответствии с п. 1 ст. 14 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным федеральным законом порядке.

Государственная регистрация права собственности на недвижимое имущество связана с основанием приобретения такого права. В силу пунктов 1, 2 статьи 218 Гражданского кодекса РФ основаниями возникновения права собственности могут являться: изготовление или создание лицом для себя новой вещи с соблюдением закона и иных правовых актов; приобретение лицом вещи, имеющей собственника, на основании сделки об отчуждении этого имущества.

Как следует из представленных документов, на основании договора мены квартирами от ....., акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссии, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от ..... за Смоленцевым Ю.К. зарегистрировано право собственности на встроенное помещение магазина «.....», состоящее из 3 помещений, общая площадь 34,1 кв.м. на 1 этаже 5-этажного кирпично-панельного дома, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ..... сделана запись регистрации, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от ..... (л.д.12). Также суду представлен кадастровый паспорт помещения (выписка из государственного кадастра недвижимости) на нежилое помещение в ..... края, общая площадь 35 кв.м. (л.д.13). ..... МУП БТИ ..... составлен технический паспорт встроенного нежилого помещения в ....., принадлежащего Смоленцеву Ю.К., о чем указано в разделе 1 технического паспорта (л.д.14-15).

Вместе с тем, как указано в ответе на имя Смоленцева Ю.К. согласно данным реестра недвижимости ЕГРН (унаследованная система ЕГРП) на праве собственности административного истца зарегистрировано жилое помещение, расположенное по адресу: ...... Данные ЕГРП являются достоверными и засвидетельствованными, поскольку сведения о правах на квартиру внесены в соответствии с действующим законодательством, ресурс содержит сведения и об объекте и о правообладателе.

Перевод из жилого помещения в нежилое помещение осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом РФ.

В соответствии с постановлением главы города Березники от ....., на которое ссылаются стороны, разрешен перевод квартиры по ....., при этом собственника обязали оформить разрешительную документацию на реконструкцию квартиры в соответствии с градостроительным законодательством.

Ранее административный истец, обратившись с указанными документами за регистрацией права собственности на помещение магазина, расположенного по адресу: ....., получил отказ в регистрации права собственности от ..... с указанием об отсутствии документа, необходимого для государственной регистрации прав.

Как следует из ответа административного ответчика, внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости по изменению назначения объекта с жилого на нежилой возможно при условии согласования органом местного самоуправления произведенных работ. Согласование выражается: в случае переустройства и (или) перепланировки – актом приемочной комиссии (ст.23 ЖК РФ); в случае реконструкции – разрешением на ввод объекта в эксплуатацию (ст.55 ГрК РФ). Вместе с тем, на день рассмотрения обращения ..... соответствующие документы для целей изменения назначения объекта недвижимого имущества в орган регистрации не представлялись. Административным ответчиком также указаны рекомендации о необходимости совершения определенных действий.

Согласно ч.2 ст.1 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ч.ч.3, 4 ст.1 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Согласно ч. 1 ст. 3 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав) - Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.

К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится, в том числе государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав (п. 4 ч. 3 ст. 3 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Предусмотренные частью 3 настоящей статьи отдельные полномочия органа регистрации прав, за исключением полномочий, предусмотренных в пунктах 2 - 4 части 3 настоящей статьи, на основании решений федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение (ч. 4 ст. 3 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Таким образом, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав отнесены к исключительной компетенции органа регистрации - Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальным органам, которым на территории Пермского края является Управление Росреестра по Пермскому краю.

В соответствии со ст. 18 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.

Согласно п. 2 ст. 14 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственной регистрации являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.

В данном случае таким актом является акт приемочной комиссии либо разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Однако данные документы в орган регистрации прав административным истцом не представлялись, а также в порядке информационного обмена органом местного самоуправления сведения не направлялись.

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 14 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются также вступившие в законную силу судебные акты. Статьей 58 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» определено, что права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с данный Федеральным законом. Однако соответствующего судебного решения, также в регистрирующий орган представлено не было.

Оценив в порядке статьи 226 КАС РФ, в совокупности доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд считает, что у регистрирующего органа при наличии, представленных административным истцом документов, отсутствовали основания для проведения государственной регистрации права собственности за Смоленцевым Ю.К. на единый объект нежилого помещения магазин «.....» в ..... на первом этаже общей площадью 69,1 кв.м.

На основании изложенного, административные исковые требования Смоленцева Ю.К. удовлетворению не подлежат в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Смоленцева Ю.К. к межмуниципальному отделу по Березниковскому, Усольскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю о признании незаконным отказа в государственной регистрации, о возложении обязанности совершить действия оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (27.12.2017).

Судья /подпись/ М.В.Крюгер

Копия верна. Судья