Дело № 2а-3652/2022
22RS0068-01-2022-003272-96
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 июля 2022 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе
судьи Ваншейд А.К.,
при секретаре Пухальской А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации г.Барнаула, комитету по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула, комиссии по землепользованию и застройки администрации г.Барнаула о признании ответов, бездействия незаконными, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации г.Барнаула и комитету по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула, указав в обоснование, что он является собственником двух смежных земельных участков с кадастровым номером № (....) и с кадастровым номером №...., прилегающий к юго-западной границе земельного участка по адресу: ....). Постановлением администрации Центрального района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции постановлений от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№) ему было разрешено возвести жилой дом по ..... В целях внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельных участков для последующего образования нового земельного участка для эксплуатации существующего индивидуального жилого дома (кадастровый №) путем объединения двух смежных земельных участков указанных выше, он обратился в администрацию .... с заявлением о вынесении решения об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № «Для строительства индивидуального жилого дома» и разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № «Для эксплуатации жилого дома» классификатору видов разрешенного использования земельных участков - коду 2.1 «Для индивидуального жилищного строительства». На данное заявление от ДД.ММ.ГГГГ и два дополнения к нему получено два письменных ответа комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, в которых административному истцу было предложено получить разрешение на условно разрешенный вид использования земельных участков, и не рассмотрен по существу вопрос о вынесении в порядке ч. 13 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ решения об установлении соответствия разрешенного использования земельных участков классификатору видов разрешенного использования земельных участков, что не соответствует действующему законодательству.
На основании изложенного, с учетом уточнения требований, просил признать незаконным и несоответствующим положениям Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», ч. 1 ст. 29 Правил землепользования и застройки городского округа – города Барнаула Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 25.12.2019 № 447, бездействие административных ответчиков, выразившееся в нерассмотрении по существу его заявления с направлением в его адрес письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов и непринятии в течение одного месяца со дня поступления заявления решения об установлении соответствия между разрешенным использованием принадлежащих ему земельных участков и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков коду 2.1 «Для индивидуального жилищного строительства»; обязать административных ответчиков устранить допущенные нарушения требований законодательства РФ путем принятия в течение одного месяца со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу решения об установлении соответствия между разрешенным использованием земельных участков с кадастровыми номерами № и № и видом разрешенного использования земельных участков, указанным в его заявлении от ДД.ММ.ГГГГ, установленному классификатором видов разрешения использования земельных участков коду 2.1 «Для индивидуального жилищного строительства»; признать незаконными и несоответствующими вышеуказанным положениям законодательства РФ письменные ответы административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№.
Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена комиссия по землепользованию и застройки администрации г.Барнаула.
Административный истец в судебном заседании на удовлетворении требований с учетом уточнения настаивал, указал, что ответ от ДД.ММ.ГГГГ№ считает незаконным только в части вопроса об установлении соответствия вида разрешенного использования, в части отказа в изменении территориальной зоны в отношении принадлежащих ему земельных участков указанный ответ не оспаривает, поддержал доводы, изложенные в административном иске.
Представитель административного ответчика администрации г.Барнаула в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на административное исковое заявление. Пояснила, что заявления административного истца направлялись в комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула, на который возложено организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по землепользованию и застройке, однако на рассмотрение указанной комиссии заявления не передавались, комитетом даны ответы, в котором административному истцу указано на необходимость получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков.
Представители административных ответчиков комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула, комиссии по землепользованию и застройки администрации г.Барнаула в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
По правилу ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов.
ФИО1 оспариваются ответы от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, административное исковое заявление истцом направлено в суд ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем срок на обращение в суд за защитой нарушенного права не пропущен.
Как установлено в судебном заседании, ФИО1 является собственником земельного участка, расположенного по адресу: ...., кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства индивидуального жилого дома, а также земельного участка, расположенного по адресу: ...., кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации жилого дома, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № .... и от ДД.ММ.ГГГГ № .... соответственно, сведениями ЕГРН.
Постановлением администрации Центрального района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции постановлений от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№) административному истцу разрешено строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: .....
Согласно выписке из ЕГРН ФИО4 является собственником жилого дома по адресу: ...., с кадастровым номером №.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в администрацию г.Барнаула с заявлением об установлении соответствия разрешенного использования двух смежных земельных участков с кадастровыми номерами № (вид разрешенного использования «для эксплуатации жилого дома») и № (вид разрешенного использования «для строительства индивидуального жилого дома) классификатору видов разрешенного использования земельных участков (код 2.1 «Для индивидуального жилищного строительства»). В приложенной к заявлению пояснительной записке было указано, что установление названного соответствия необходимо для последующего образования нового земельного участка для эксплуатации существующего жилого дома путем объединения земельных участков. Для этого ФИО1 необходимо внести изменения в ЕГРН о разрешенном использовании земельных участков и привести их к одному виду разрешенного использования земельных участков - коду 2.1 «Для индивидуального жилищного строительства».
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГФИО1 в администрацию г.Барнаула поданы дополнения к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ. В дополнении от ДД.ММ.ГГГГФИО1, помимо установления соответствия, просил в случае необходимости внести соответствующие изменения в Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденные решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№.
Заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ направлены администрацией города Барнаула в комитет по строительству, архитектуре и развитию г.Барнаула для рассмотрения, о чем сообщено административному истцу.
По результатам рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ комитетом по строительству, архитектуре и развитию г.Барнаула ФИО1 дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ№, в котором указано, что спорные земельные участки расположены в территориальной зоне смешанной и общественно-деловой застройки местного значения (СОД-2). Вид разрешенного строительства «для индивидуального жилищного строительства» в зоне СОД-2 относится к условно разрешенным видам использования земельных участков и объектов капитального строительства, в связи с чем ему необходимо обратиться в комиссию по землепользованию и застройке с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
По результатам рассмотрения дополнений от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГФИО1 комитетом по строительству, архитектуре и развитию г.Барнаула дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ№, в котором ему вновь разъяснено о необходимости обращения в комиссию по землепользованию и застройке с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. Кроме того указано, что вопрос об изменении территориальной зоны смешанной и общественно-деловой застройки местного значения (СОД-2) на зону застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-4) в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 22:63:05034664 и 22:63:050346:71 рассмотрен на заседании комиссии по подготовке проекта Правил, которой рекомендовано отклонить предложение административного истца в данной части.
В рассматриваемом административном иске ФИО1 не оспаривает решение об отказе в изменении территориальной зоны в отношении принадлежащих ему земельных участков, изложенное в письме комитета от ДД.ММ.ГГГГ. Предметом настоящего спора является только законность ответов от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ в части рассмотрения вопроса об установлении соответствия видов разрешенного использования земельных участков.
Оценивая действия и решения административных ответчиков по заявлениям ФИО1 об установлении соответствия видов разрешенного использования земельных участков, суд приходит к следующим выводам.
В силу положений ст.37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования. В отношении земельного участка в соответствии с федеральным законом могут быть установлены один или несколько основных, условно разрешенных или вспомогательных видов разрешенного использования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2).
Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым коду 2.1 соответствует вид разрешенного использования земельного участка – «Для индивидуального жилищного строительства».
Согласно ч. 11 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
При этом частью 13 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ предусмотрено, что по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
Согласно ст. 25 Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 25.12.2019 № 447 (далее - Правила землепользования и застройки), применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Порядок изменения одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования регламентирован главой 2 Правил землепользования и застройки.
Из содержания ст.30 Правил землепользования и застройки следует, что обращения правообладателей земельных участков (правообладателей объектов капитального строительства и земельных участков) по вопросу изменения вида разрешенного использования объекта капитального строительства и (или) земельного участка рассматриваются администрацией города Барнаула, для чего данные обращения передаются в комиссию по землепользованию и застройки для подготовки рекомендаций; окончательное решение принимается в форме постановления администрации города Барнаула.
В соответствии со ст.10 Правил землепользования и застройки, п. 1.1 Положения о комиссии по землепользованию и застройке, утв. постановлением администрации г.Барнаула от 03.06.2019 № 885, комиссия по землепользованию и застройке (далее - Комиссия) является постоянно действующим координационным органом администрации города Барнаула, созданным в целях рассмотрения вопросов местного значения в области градостроительной деятельности, осуществления мероприятий по организации и проведению общественных обсуждений по проекту Генерального плана, в том числе по проектам, предусматривающим внесение в него изменений, а также обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами требований Правил землепользования и застройки и иных нормативных правовых актов в сфере градостроительства.
Согласно п. 2.1 Положения комиссия, в том числе, рассматривает заявления об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении правообладателя земельного участка, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 N П/0412.
В соответствии с п. 3.1 Положения в состав Комиссии входят председатель Комиссии, его заместитель, секретарь, а также члены Комиссии. Состав Комиссии утверждается постановлением администрации города.
Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости. Решение о проведении очередного заседания принимается председателем Комиссии на основании обращений органов местного самоуправления, органов государственной власти и иных заинтересованных лиц по вопросам, определенным пунктом 2.1 Положения, не позднее пяти рабочих дней со дня поступления таких обращений (п. 3.9 Положения).
Согласно п. 3.11 Положения решение Комиссии по вопросам градостроительной деятельности принимается на заседании Комиссии и оформляется протоколом.
Между тем, в данном случае порядок рассмотрения заявлений ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ об установлении соответствия видов разрешенного использования земельных участков был нарушен, заявления не были переданы ни администрацией города, ни в последующем комитетом по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула непосредственно в комиссию по землепользованию и застройке для рассмотрения; окончательное решение об установлении соответствия либо об отказе в установлении соответствия видов разрешенного использования органом местного самоуправления, уполномоченным на изменение видов разрешенного использования земельного участка, то есть администрацией города Барнаула,с учетом решения комиссии по землепользованию и застройке не принято; по результатам рассмотрения обращений административного истца подготовлены ответы комитетом по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула, которые не содержат оснований для отказа в установлении соответствия видов разрешенного использования, а лишь информируют заявителя о порядке получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков.
В связи с изложенным ответ комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ№ и ответ комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ№ в части рассмотрения вопроса об установлении соответствия видов разрешенного использования земельных участков не могут быть признаны обоснованными и законными, поскольку они даны неуполномоченным органом с нарушением предусмотренного законом порядка.
Учитывая положения части 13 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ, ст.ст.10, 30 Правил землепользования и застройки, приведенные нормы Положения о комиссии по землепользованию и застройке, суд в целях восстановления прав административного истца полагает необходимым возложить на администрацию г.Барнаула обязанность рассмотреть заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ об установлении соответствия видов разрешенного использования земельных участков в установленном законом порядке. При этом суд исходит из того, что комиссия по землепользованию и застройке самостоятельным юридическим лицом не является, создана при администрации города Барнаула, решение комиссии носит рекомендательный характер (п.3.16 Положения), окончательное решение об установлении либо отказе в установлении соответствия видов разрешенного использования земельных участков в соответствии с частью 13 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ принимается органом местного самоуправления, уполномоченным на изменение видов разрешенного использования земельного участка, то есть администрацией г.Барнаула.
Оснований для возложения на администрацию г.Барнаула обязанности принять конкретное решение об установлении соответствия видов разрешенного использования земельных участков, принадлежащих административному истцу, у суда не имеется, поскольку принятие такого решения относится к исключительным полномочиям указанного органа местного самоуправления.
Также суд полагает не подлежащими удовлетворению требования административного истца о признании бездействия незаконным, поскольку фактически его обращения были рассмотрены, данные по результатам рассмотрения ответы направлены в адрес административного истца. Несоответствие данных ответов требованиям закона стало основанием для признания их незаконными и возложения на уполномоченный орган обязанности по повторному рассмотрению обращений ФИО1 в установленном законом порядке.
В связи с изложенным требования ФИО1 подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконными ответ комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ№ и ответ комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ№ в части рассмотрения вопроса об установлении соответствия видов разрешенного использования земельных участков.
Обязать администрацию г.Барнаула рассмотреть заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ об установлении соответствия видов разрешенного использования земельных участков в установленном законом порядке.
В остальной части административный иск оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья А.К. Ваншейд
Мотивированное решение изготовлено 08.08.2022.