ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3658/2021 от 23.12.2021 Ленинскогого районного суда (город Севастополь)

Дело №2а-3658/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 декабря 2021 года г. Севастополь

Ленинский районный суд г. Севастополя в составе:

Председательствующего: Степановой Ю.С.,

при секретаре судебного заседания Мартьяновой А.В.,

с участием представителей административного истца ФИО1, ФИО2,

представителя административного ответчика Музыки С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ТСН «СНТ «Троллейбусник-1» к Управлению Федеральной налоговой службы по г. Севастополю, СНТ «Троллейбусник-1» о признании недействующими записей в ЕГРЮЛ,

УСТАНОВИЛ:

ТСН «СНТ «Троллейбусник-1» обратилось в Ленинский районный суд г. Севастополя к Управлению Федеральной налоговой службы по г. Севастополю, СНТ «Троллейбусник-1» с административным иском, в котором просит суд признать недействительной запись в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) от 08.07.2020 г. о регистрации реорганизации юридического лица Потребительского кооператива «Садоводческое товарищество «Троллебусник-1» (далее - ПК СТ «Троллейбусник-1») в СНТ «Троллейбусник-1», понуждении УФНС России по г. Севастополю отменить указанную запись.

В обоснование административного иска административный истец указал, что преобразование из организационно – правой формы «Потребительский кооператив» в организационно-правовую форму «ТСН» не предусмотрено действующим законодательством; кроме того, действующее законодательство не предусматривает создание и деятельность на одном земельном участке двух товариществ.

В судебном заседании представители административного истца на удовлетворении административного иска настаивали по изложенным в нем основаниям. Кроме того, представили письменное заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу настоящего административного иска, указывая на уважительные причины пропуска: желание председателя урегулировать вопрос в досудебном порядке, ожидание окончания кадастровых работ, длившихся с июля по ноябрь 2021 года.

Представитель административного ответчика – УФНС России по г. Севастополю после объявленного перерыва в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. В судебном заседании от 22.12.2021 с иском не согласилась, сослалась на доводы, изложенные в письменных возражениях, а также просила применить срок исковой давности.

Представитель административного ответчика - СНТ «Троллейбусник-1» просил в удовлетворении административного иска отказать, указывая на законность реорганизации кооператива, а также просил применить срок исковой давности.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 30.11.1994 № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской федерации» (далее - Закон № 52-ФЗ) юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридический лиц в срок до 01 марта 2015 года.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее-Закон № 129-ФЗ).

Внесение сведений о юридических лицах, указанных в п.1 ст. 19 Закона № 52- ФЗ в ЕГРЮЛ, осуществляется по правилам регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица на основании документов, представленных при государственной регистрации (п.4 ст. 19 Закона № 129-ФЗ).

Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица в виде протокола; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции (ст. 17 Закона № 129-ФЗ).

Согласно п. 4.1 ст. 9 Закона № 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 20.02.2015 в ИФНС по Ленинскому району г. Севастополю поступили документы для внесения сведений в ЕГРЮЛ в отношении ПК «СТ «Троллейбусник- 1», а именно: заявление по форме Р18001, подписанное уполномоченным лицом в соответствии с п. 1.3 ст. 9 Закона № 129-ФЗ (руководителем постоянно действующего исполнительного органа); протокол от 24.01.2015 общего собрания ПК «СТ «Троллейбусник-1»; устав ПК «СТ «Троллейбусник-1».

На основании указанных документов, являющихся необходимыми для регистрации, регистрирующим органом были совершены действия по государственной регистрации.

Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 217-ФЗ) вступившим в силу 1 января 2019 года, предусмотрена возможность создания некоммерческих организаций в организационно-правовой форме товарищества собственников недвижимости в двух видах: садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество.

До вступления в силу вышеуказанного Закона правовое регулирование отношений, связанных с ведением гражданами садоводства и огородничества, осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее - Закон № 66-ФЗ), которым предусматривались следующие организационно-правовые формы некоммерческих организаций, создаваемых в области садоводства, огородничества и дачного хозяйства: садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество; садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство; садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив.

Согласно части 4 статьи 54 Закона № 217-ФЗ созданные до дня вступления в силу названного Федерального закона садоводческие или огороднические кооперативы должны быть преобразованы в товарищества собственников недвижимости или должны привести свои уставы в соответствие с законодательством Российской Федерации о сельскохозяйственной кооперации при первом их изменении в случае принятия их членами решения об осуществлении деятельности по производству, переработке и сбыту продукции растениеводства или иной деятельности, не связанной с ведением садоводства и огородничества на садовых или огородных земельных участках.

По общему правилу, установленному переходными положениями закона, реорганизация некоммерческих организаций, созданных гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства до дня вступления в силу настоящего Закона № 217-ФЗ, не требуется.

Вышеуказанные организации приводят свои учредительные документы, а также наименования в соответствие со статьями 1-28 Закона № 217-ФЗ при первом изменении учредительных документов таких организаций.

На основании пункта 1 статьи 123.12 ГК РФ товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.

Согласно статье 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

В силу пункта 3 статьи 123.2 вышеуказанного Кодекса потребительский кооператив по решению своих членов может быть преобразован в общественную организацию, ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд. Жилищный или жилищно-строительный кооператив по решению своих членов может быть преобразован только в товарищество собственников недвижимости.

Преобразование потребительских кооперативов, созданных до вступления в силу Закона № 217-ФЗ, в товарищество собственников недвижимости предусмотрено лишь в случае принятия их членами решения об осуществлении вида деятельности, не связанной с ведением садоводства и огородничества на садовых или огородных земельных участках.

Садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, созданные для целей, предусмотренных Законом № 66-ФЗ, могут привести учредительные документы в соответствие с Законом № 217-ФЗ путем изменения наименования и принятия устава в новой редакции.

Аналогичная позиция изложена в кассационном определении Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 04.02.2020 .

23.03.2020 в регистрирующий орган поступили документы от ПК СТ «Троллейбусник-1», в частности, Уведомление о начале процедуры реорганизации по форме № Р 12003, протокол общего собрания членов ПК от 21.03.2020.

По результатам рассмотрения указанных документов, ИФНС России по Ленинскому району г. Севастополя принято решение от 26.03.2020 А о государственной регистрации начала процедуры реорганизации юридического лица в форме преобразования ПК СТ «Троллейбусник-1», в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2209200175710 о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации в форме преобразования.

30.06.2020 г. в регистрирующий орган поступило заявление по форме № Р 12001 о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, согласно которому Потребительский кооператив СТ «Троллейбусник-1» путем реорганизации преобразован в СНТ «Троллейбусник-1».

К заявлению был представлен Устав СНТ «Троллейбусник-1» в новой редакции, утвержденный решением общего собрания членов от 21.03.2020 и протокол общего собрания членов ПК СТ «Троллейбусник-1» от 21.03.2020.

Из пункта 1.1 Устава СНТ «Троллейбусник-1» следует, что СНТ «Троллейбусник-1» создано в результате реорганизации ПК «СТ «Троллейбусник-1» (ОГРН <***>, ИНН <***>) путем его преобразования на основании решения общего собрания его членов с целью приведения учредительных документов кооператива в соответствие с Федеральным законом от 29.07.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно пункту 1.1 Устава СНТ «Троллейбусник-1» является правопреемником Потребительского кооператива СТ «Троллейбусник-1».

При этом решение общего собрания членов ПК «СТ «Троллейбусник-1» от 21.03.2020, на основании которого регистрирующим органом произведена государственная регистрация, в судебном порядке недействительным не признавалось.

Отказ в государственной регистрации допускается исключительно в случаях, определенных в ч. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ.

Вместе с тем, таких оснований ни административным ответчиком, ни судом не установлены.

Таким образом, у административного ответчика отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации внесения сведений о создании юридического лица СНТ «Троллейбусник-1» в ЕГРЮЛ, поскольку юридическим лицом были представлены все необходимые для регистрации документы, составленные на основании принятых кооперативом решений, не оспоренных и не признанных недействительными в судебном порядке.

На основании представленных документов регистрирующим органом принято обоснованное решение от 08.07.2020 о государственной регистрации создания юридического лица путем реорганизации в форме преобразования СНТ «Троллейбусник-1», с присвоением ОГРН <***>; в ЕГРЮЛ внесена запись от 08.07.2020 о создании юридического лица путем реорганизации в форме преобразования и о прекращении деятельности юридического лица ПК СТ «Троллейбусник-1» (ОГРН <***>) путем реорганизации в форме преобразования.

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, основанием для удовлетворения судом заявленных требований является признание оспариваемых решений, действий (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В случае признания оспариваемых действий (бездействия) или решенийнезаконными, нарушающими права административного истца, суд возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.

В свою очередь, при разрешении публично-правового спора дляудовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием, бездействием) прав либо свобод заявителя.

Вместе с тем, каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о нарушении положений Закона № 129-ФЗ, затронувших права и законные интересы административного истца не представлено, в связи с чем административный иск удовлетворению не подлежит.

Каких-либо требований к административному ответчику СНТ «Троллейбусник-1» административным истцом не заявлено.

Кроме того, отказывая в удовлетворении административного иска, суд исходит также из пропуска срока на обращение с настоящим административным иском и отсутствием оснований для его восстановления.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 92 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) процессуальные действия совершаются в процессуальные сроки, установленные настоящим Кодексом.

В силу положений ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействий) органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 219 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1).

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Оспариваемая запись за государственным регистрационным номером (ГРН) <***> о внесении в ЕГРЮЛ сведений о создании юридического лица путем реорганизации в форме преобразования ПК «СТ «Троллейбусник-1» в СНТ «Троллейбусник-1» внесена Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Севастополя в ЕГРЮЛ 08.07.2020.

Соответственно, с этой даты необходимо исчислять срок для обращения заинтересованного лица в суд ввиду открытости и общедоступности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 51 ГК РФ).

Таким образом, срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании записи следует исчислять с 08.07.2020.

Вместе с тем, в Ленинский районный суд г. Севастополя с заявлением о признании недействительной записи от 08.07.2020 за Истец обратился только 06.12.2021, то есть по истечении срока, предусмотренного частью 1 статьи 219 КАС РФ.

Кроме того, из содержания административного иска усматривается и не оспаривалось представителями административного истца, что о реорганизации ПК «СТ «Троллейбусник-1» в СНТ «Троллейбусник-1» им стало известно 21.01.2021 при рассмотрении гражданского дела .

В качестве доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска предусмотренного законом срока обращения с административным исковым заявлением в суд, представителем административного истца указано на желание урегулировать данный спор в досудебном порядке, а также на проведение кадастровых работ в отношении земельного участка.

Вместе с тем, суду не представлено сведений о действиях, свидетельствующих о разрешении настоящего спора в досудебном порядке, в частности направления каких-либо заявлений как в адрес УФНС России по г. Севастополю, так и в адрес СНТ «Троллейбусник-1»; проведение кадастровых работ в период с июля по ноябрь 2021 года не исключали подачу соответствующего иска в суд.

При этом обращения в суды с исками различного характера, в том числе об оспаривании распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, касались иного предмета, заявлены по иным основаниям.

Пропуск срока на обращение с соответствующим заявлением в суд, при отсутствии оснований для его восстановления, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что установление в законе сроков для обращения в суд с административным исковым заявлением, а также момента начала их исчисления относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2016 , от 28.02. 2017 , от 27.09.2018 , от 25.06.2019 ).

Аналогичная позиция изложена в Кассационном Определении Первого кассационного суда общей юрисдикции от 28.07.2020 по делу .

Таким образом, административным истцом пропущен срок на обращение в суд, уважительных причин, препятствовавших своевременному обжалованию действий регистрирующего органа в срок, установленный законом, не представлено, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 175-189, 219 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ТСН «СНТ «Троллейбусник-1» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд г. Севастополя в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированный текст решения изготовлен 27.12.2021 г.

Судья Ю.С. Степанова