Дело № 2а-365/2022
УИД 36RS0022-01-2022-000239-31
3.027 - Гл. 22 КАС РФ -> О признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя -> прочие о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 апреля 2022 г. с. Новая Усмань
Новоусманский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Яковлева А.С.,
при секретаре Бобровой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к УФССП России по Воронежской области, Новоусманскому РОСП Воронежской области, судебному приставу -исполнителю Новоусманского РОСП Воронежской области ФИО2, и.о. начальника отделения – старшему судебному приставу Новоусманского РОСП Воронежской области ФИО3 о признании незаконным бездействия судебного пристава - исполнителя, восстановлении нарушенного права,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Новоусманский районный суд Воронежской области с административным иском к УФССП России по Воронежской области, Новоусманскому РОСП Воронежской области, судебному приставу - исполнителю Новоусманского РОСП Воронежской области ФИО2, в котором просила признать незаконным бездействие судебного пристава - исполнителя Новоусманского РОСП Воронежской области ФИО2, выраженное в непринятии мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительного документа – исполнительного листа от 30.11.2018 №, выданного Новоусманским районным судом Воронежской области, а именно в ненаправлении запроса о месте отбывания наказания должника, отсутствии обращения взыскания на доходы (заработную плату) осужденного; возложении обязанности на судебного пристава - исполнителя Новоусманского РОСП Воронежской области ФИО2 принять меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительного документа - исполнительного листа от 30.11.2018 №, выданного Новоусманским районным судом Воронежской области, а именно направить запрос о месте отбывания наказания должника, обратить взыскание на доходы (заработную плату) осужденного.
Мотивируя заявленные требования, указывала в поданном иске, что в отношении ФИО4 05.12.2018 г. Новоусманским РОСП Воронежской области возбуждено исполнительное производство №-ИП, взыскателем по которому является административный истец. Указанное исполнительное производство находится на исполнении у судебного пристава-исполнителя Новоусманского РОСП Воронежской области ФИО2
Должник по исполнительному производству отбывает наказание в местах лишения свободы. Запрос о месте отбывания наказания должника судебным приставом не направлялся, взыскание на доходы осужденного, его заработную плату не обращалось. В связи с указанным взыскателем в адрес Новоусманского РОСП Воронежской области была направлена жалоба, по результатам рассмотрения которой 02.07.2021 г. вынесено постановление о её удовлетворении. На судебного пристава-исполнителя возложена обязанность в десятидневный срок со дня вынесения постановления направить запросы для получения сведений о месте отбывания должником наказания.
Однако указанные действия судебный пристав не выполнила, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В ходе судебного разбирательства судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена и.о. начальника отделения – старший судебный пристав Новоусманского РОСП Воронежской области ФИО3
Будучи извещенные судом о времени и месте судебного разбирательства участвующие в деле лица после перерыва в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили, доказательств наличия уважительных причин неявки суду не представили.
В силу положений п. 7 ст. 96 КАС РФ информация о принятии административного искового заявления, жалобы или представления к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается судом на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Информация о принятии административного искового заявления, о времени и месте судебного заседания своевременно размещена на официальном сайте Новоусманского районного суда Воронежской области.
В соответствии с пп. 8, 9 ст. 96 КАС РФ административные истцы - органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, указанные в части 8 настоящей статьи, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.
В соответствии со ст.ст. 150, 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, материалы исполнительного производства, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
С учетом требований ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов, соблюдения сроков обращения в суд возлагается на административного истца.
На административного ответчика судом возложена обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных актов, устанавливающих полномочия, порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
С учетом требований ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец обратился в суд с настоящим иском 27 января 2022 г. в пределах установленного законом срока, поскольку никаких данных о ходе исполнительного производства в его адрес судебным приставом – исполнителем не предоставлялось. При этом, сведений об исполнении возложенной на судебного пристава-исполнителя постановлением от 02.07.2021 г. обязанности по установлению места отбывания должником наказания в виде лишения свободы взыскателю также не предоставлялось. Принимая во внимание заявленный административным истцом факт допущенного со стороны судебного пристава бездействия, срок на судебное оспаривание пропущенным быть признан не может, при этом сам по себе возможный факт пропуска процессуального срока, без исследования иных обстоятельств дела, основанием к отказу в удовлетворении иска являться не может.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Статьей 4 Федерального закона от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Согласно ч. 1 статьи 5 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Материалами дела установлено.
На основании заявления взыскателя, постановлением судебного пристава-исполнителя Новоусманского РОСП Воронежской области от 05.12.2018 г. в отношении ФИО4 возбуждено исполнительное производство №-ИП по взысканию денежных средств в счет компенсации морального вреда в размере 500 000 руб.
Должнику был установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.
Взысканий по указанному исполнительному производству не производилось.
На момент подачи настоящего административного иска в суд, указанное исполнительное производство находилось на исполнении у судебного пристава-исполнителя Новоусманского РОСП Воронежской области ФИО2
На основании ст. 64 Федерального закона от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Согласно ст. 64 Федерального закона от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: 1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; 3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; 4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; 5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов; 6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником; 7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; 8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества; 9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик); 10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел; 11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; 12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; 13) взыскивать исполнительский сбор; 14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; 15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации; 15.1) устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации; 16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - лицевой счет и счет депо), и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы; 16.1) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств; 17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
В соответствии со ст. 68 Федерального закона от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Однако двухмесячный срок исполнения требований исполнительного документа не является пресекательным и носит для судебного пристава-исполнителя организационно-процедурный характер.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.
При этом, бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
Как следует из материалов дела, постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Новоусманского РОСП ФИО3 от 02.07.2021 г. признана обоснованной полностью жалоба ФИО1 на допущенное судебным приставом-исполнителем бездействие, на последнего возложена обязанность направить запросы для получения сведений о месте отбывания наказания должником.
В соответствии со ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Из указанного следует, что суд не вправе выйти за пределы заявленных требований.
Так, как следует из мотивировочной части поданного иска, ФИО1 в рамках настоящего дела заявлены требования о признании незаконным бездействия должностных лиц службы судебных приставов, выразившееся в не установлении места отбывания должником назначенного ему наказания в виде лишения свободы, а также в не обращении взыскания на доходы (заработную плату) должника, получаемую последним в результате осуществления трудовой деятельности в местах лишения свободы. Указанное бездействие допущено административным ответчиком в период с 02.07.2021 г., т.е. даты вынесения постановления с возложением обязанности совершить исполнительские действия, до даты обращения в суд с настоящим иском. Доводов об ином толковании заявленных требований истцовой стороной суду не приведено.
Изучив материалы административного дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к выводу, что в указанный период времени судебным приставом – исполнителем заявленного бездействия допущено не было.
Так, 12.07.2021 г. судебным приставом-исполнителем ФИО2 был направлен запрос о месте отбывания должником назначенного наказания в виде лишения свободы, сроке заключения, а также получения сведения о том, является ли ФИО4 получателем дохода.
По результатам совершенных исполнительских действий было установлено, что ФИО4 отбывает наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Воронежской области и получателем дохода не является.
Указанные обстоятельства в полной мере нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела на основании представленных по запросу суда документов, из которых следует, что за весь период отбывания наказания ФИО4 трудоустроен не был, заработную плату не получал. При этом, отсутствие дохода у должника по месту отбывания назначенного ему наказания исключает для судебного пристава-исполнителя возможность обратить взыскание на такие доходы.
При этом, материалами исполнительного производства подтверждается, что ранее меры принудительного исполнения в отношении должника принимались – постановлением от 12.12.2018 обращено взыскание на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации. Кроме того, судебным приставом с должника взыскан исполнительский сбор, совершались иные исполнительские действия, что зафиксировано в соответствующих актах.
Кроме того, как установлено на основании исполнительного производства, поскольку на момент вынесения решения по настоящему делу постановлением от 28.02.2022 г. судебным приставом-исполнителем исполнительное производство окончено, то в соответствии с положениями ст. 227 КАС РФ основания для возложения на сторону административных ответчиков обязанности по совершению каких-либо действий в целях восстановления прав административного истца отсутствуют, поскольку положения Закона об исполнительном производстве не предполагают возможности совершения исполнительских действий и применения мер принудительного исполнения после окончания исполнительного производства. До момента отмены указанного постановления, либо возбуждения исполнительного производства по вновь предъявленному исполнительному документу, совершение таких действий недопустимо.
Таким образом, в период начиная с 02.07.2021 г. и до даты обращения в суд с настоящим иском, судебным приставом исполнены возложенные на неё обязанности по установлению места отбывания должником назначенного ему наказания в виде лишения свободы, проведена проверка наличия у последнего постоянного дохода (заработной платы), на который может быть обращено взыскание.
Принимая во внимание изложенное, тот факт, что по месту отбывания наказания должник не трудоустроен, регулярного дохода на который может быть обращено взыскание не имеет, суд не усматривает проявленного со стороны административных ответчиков незаконного бездействия. При этом, как выше указывалось судом, исполнительное производство окончено, что исключает на данный момент возможность применения мер принудительного исполнения. С учетом чего, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к УФССП России по Воронежской области, Новоусманскому РОСП Воронежской области, судебному приставу - исполнителю Новоусманского РОСП Воронежской области ФИО2, и.о. начальника отделения – старшему судебному приставу Новоусманского РОСП Воронежской области ФИО3 о признании незаконным бездействия судебного пристава - исполнителя, восстановлении нарушенного права.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Новоусманский районный суд Воронежской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.С. Яковлев
Решение суда в окончательной форме изготовлено в установленные десять рабочих дней 18 апреля 2022 г.