ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3662/18 от 08.09.2018 Бийского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2а-3662/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

8 сентября 2018 года Бийский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего Курносовой А.Н.

при секретаре Пасиченко О.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Останина ВВ к Администрации города Бийска о признании незаконными действий по отказу в согласовании и не согласовании публичного мероприятия в форме шествия и митинга и восстановлении нарушенного права,

У С Т А Н О В И Л:

Останин В.В. обратился в суд с административным иском к Администрации города Бийска о признании незаконными действий по отказу в согласовании и не согласовании публичного мероприятия в форме шествия и митинга и восстановлении нарушенного права.

В обоснование административных исковых требований указал, что 27 августа 2018 года им было подано уведомление о намерении провести публичное мероприятие в форме шествия и митинга 9 сентября 2018 года с 14 час. до 16 час. по площади 9 Января со стороны ул. Горно- Алтайская в сторону ул. Имени героя Советского Союза Васильева до конца площади 9 Января, целью которого является «Против повышения пенсионного возраста».

Администрация города Бийска 29 августа 2018 года направила письмо № 74, в котором полагает, что проведение заявленных публичных мероприятий будет являться предвыборной агитацией с целью создания отрицательного или положительного отношения избирателей к предвыборным программам кандидатов в губернаторы Алтайского края, что негативно воздействует на ход выборов. Таким образом, ему отказано в согласовании публичных мероприятий и не предложено альтернативное место и (или) время мероприятия.

Полагает, что Администрация города Бийска совершает незаконные действия, отказывая в согласовании публичного мероприятия, тем самым нарушая его право на проведение публичного мероприятия, закрепленное ст. 31 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Так, он не относится к категории лиц, указанных в ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ, которым может быть отказано в согласовании проведения публичного мероприятия, и место проведения публичного мероприятия: г.Бийск, ул. Площадь 9 Января, относится к категории специально отведенных мест в соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от 20 декабря 2012 года № 707 «Об определении единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории Алтайского края».

Кроме того, признание какого либо информационного материала или публичного мероприятия агитационным не относится к компетенции административного ответчика.

При таких обстоятельствах, на Администрации города Бийска лежала обязанность довести до него в письменной форме предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Просит признать незаконными действия Администрации города Бийска, выразившиеся в отказе согласовать и не согласовании публичных мероприятий в форме шествия и митинга 9 сентября 2018 года с 14 час. до 16 час. по адресу: г.Бийск, площадь 9 Января. Обязать Администрацию города Бийска согласовать публичные мероприятия на 9 сентября 2018 года с 14 час. до 16 час. по адресу: г.Бийск, площадь 9 Января. Отнести на административного ответчика расходы по оплате госпошлины.

Административный истец Останин В.В. в судебном заседании административные исковые требования, с учетом их уточнения, поддержал в полном объеме, суду дал аналогичные пояснения.

Административный ответчик- представитель Администрации города Бийска по доверенности Балалаева И.В., в судебном заседании административные исковые требования Останина В.В. не признала, суду пояснила, что административный истец 27 августа 2018 года подал в Администрацию города Бийска уведомление о проведении шествия и митинга 9 сентября 2018 года на Площади 9 Января. Цель публичного мероприятия: против повышения пенсионного возраста. В ответ на уведомление письмом от 29 августа 2018 года Администрация города Бийска сообщила с подробной мотивацией, что цель публичного мероприятия противоречит Конституции Российской Федерации и Федеральному закону от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, в силу ч. 2 ст. 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации», является деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в день голосования и в предшествующий ему день запрещено (ч. 3 ст. 49 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 8 июня 2018 года № 153 на 9 сентября 2018 года назначены досрочные выборы Губернатора Алтайского края. Таким образом, шествие и митинг запланированы на день голосования.

Цель заявленных публичных мероприятий «Против повышения пенсионного возраста» совпадает с предвыборной программой кандидатов в Губернаторы Алтайского края Сусловой Л.А. и Семенова В.В. При этом, один из кандидатов в Губернаторы Алтайского края- Томенко В.П., выдвинут от партии «Единая Россия», которая поддерживает инициативу внесения изменений в Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении Российской Федерации» в части увеличения пенсионного возраста.

Полагает, что проведение заявленных публичных мероприятий будет являться предвыборной агитацией с целью создания отрицательного или положительного отношения избирателей к предвыборным программам кандидатов в Губернаторы Алтайского края, что негативно воздействует на ход выборов.

Из письма Администрации города Бийска от 29 августа 2018 года с достаточной очевидностью следует, что возражения касаются не места и (или) времени публичного мероприятия, а несоответствия целей мероприятия Федеральному закону от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Поэтому доводы административного истца о том, что ему должно было быть предложено иное место и (или) время проведения публичного мероприятия, являются необоснованными.

Письмо Администрации города Бийска от 29 августа 2018 года не является отказом в согласовании публичного мероприятия, Останин В.В. оспаривает несуществующий отказ, неправильно определив предмет административного спора. Несогласие Администрации города Бийска с целями мероприятия предполагает дальнейшее взаимодействие организатора мероприятия с Администрацией города с целью определения допустимых условий проведения публичного мероприятия.

Кроме того, Останин В.В. уклонялся от получения письма Администрации города Бийска от 29 августа 2018 года, недобросовестно выполняя обязанности организатора публичного мероприятия.

Несогласование органом местного самоуправления публичных мероприятий по изложенным в письме Администрации города Бийска основаниям не может считаться нарушением прав, свобод и законных интересов административного истца Останина В.В.

Просила в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Выслушав пояснения административного истца Останина В.В., представителя административного ответчика Балалаевой И.В., изучив материалы дела, суд находит административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Положения Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» устанавливают, что целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности - соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.

Митинг, в силу п. 3 ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).

На основании ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Уведомление о проведении публичного мероприятия депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается в срок не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.

Ч. 4 ст. 4 Закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года № 76-ЗС «О порядке проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования на территории Алтайского края» предусмотрено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в уполномоченный орган местного самоуправления в установленный Федеральным законом срок. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия подается в сроки, установленные Федеральным законом.

По делу установлено, что 27 августа 2018 года Останин В.В. подал в Администрацию города Бийска уведомление о проведении публичных мероприятий в форме шествия и митинга в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», ст.ст. 4, 5 Закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года №76-ЗС «О порядке проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования на территории Алтайского края». Публичные мероприятия должны проводиться с целью: «Против повышения пенсионного возраста». Местом проведения предполагается: г.Бийск, по ул. Площадь 9 Января, (со стороны ул. Горно- Алтайская в сторону ул. Имени Героя Советского Союза Васильева до конца площади 9 Января), с митингом по адресу: г.Бийск, ул. Площадь 9 Января, дата: 9 сентября 2018 года, с 14 час. до 16 час., количество участников- 300 человек. При этом планируется использование сцены и звукоусиливающей аппаратуры, плакатов, флагов Российской Федерации и иных средств наглядной агитации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, как предусмотрено п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения; довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается (ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Аналогичные нормы содержатся в п. 1 ч. 1, ч. 4 ст. 8 Закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года №76-ЗС «О порядке проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования на территории Алтайского края».

Администрация города Бийска, получив 27 августа 2018 года уведомление Останина В.В. о проведении публичных мероприятий и рассмотрев его, подготовила сообщение от 29 августа 2018 года № 74 об отсутствии возможности согласовать проведение публичных мероприятий в форме шествия по Площади 9 Января (со стороны ул. Горно-Алтайская, в сторону ул. им Героя Советского Союза Васильева, до конца площади 9 Января) и митинга на Площади 9 Января, запланированных на 9 сентября 2018 года с 14 час. до 16 час. Данное решение мотивировано тем, что проведение запланированных Останиным В.В. публичных мероприятий будет являться предвыборной агитацией с целью создания отрицательного или положительного отношения избирателей к предвыборным программам кандидатов в Губернаторы Алтайского края, проведение которой, в силу ч. 3 ст. 49 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в день голосования и в предшествующий ему день запрещено. Организатор и иные участники предполагаемых публичных мероприятий предупреждены о возможном привлечении к ответственности в установленном законом порядке за проведение публичных мероприятий без согласования с Администрацией города Бийска.

Принятие такого решение явилось основанием для обращения Останина В.В. с административным иском в суд. По мнению административного истца на Администрации города Бийска лежала обязанность довести до него обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, так как основания для отказа в проведении таких мероприятий у административного ответчика отсутствовали. Вместе с тем, доводы Останина В.В. не могут быть приняты во внимание, так как не основаны на требованиях действующего законодательства.

Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Пункт 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» проведение публичного мероприятия основывается, в том числе, на принципе законности, то есть соблюдении положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.

На основании ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в целях предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума регулируется настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.

В соответствии со ст. 44 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» информационное обеспечение выборов и референдумов включает в себя информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов.

В силу положений п. 4 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).

В соответствии с п. 19 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательная кампания - деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Агитационным периодом признается период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Положения п. 2 ст. 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» признают предвыборной агитацией осуществляемые в период избирательной кампании: призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (подпункт «а»); выражение предпочтения в отношении какого-либо из кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, в частности указание на то, за какого из кандидатов, за какой из списков кандидатов, за какое из избирательных объединений, за какой из избирательных блоков будет голосовать избиратель (подпункт «б»); описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата (списка кандидатов) (подпункт «в»); распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, избирательных объединениях, избирательных блоках в сочетании с позитивными либо негативными комментариями (подпункт «г»); распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей (подпункт «д»); деятельность, способствующую созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, к которым принадлежит данный кандидат, к избирательному объединению, избирательному блоку, выдвинувшим кандидата, кандидатов, список кандидатов (подпункт «е»).

На основании п. 3 ст. 49 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.

В судебном заседании установлено, что на основании постановления Алтайского краевого Законодательного собрания от 8 июня 2018 года № 153 были назначены досрочные выборы Губернатора Алтайского края на 9 сентября 2018 года.

Кандидатами на должность Губернатора Алтайского края зарегистрированы, в том числе: Томенко В.П., который выдвинут избирательным объединением Алтайского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия», Семенов В.В., который выдвинут избирательным объединением «Алтайское региональное отделение Политической партии ЛДПР- Либерально-демократической партии России», Суслова Л.А., которая выдвинута избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Алтайском крае».

Анализ собранных по делу доказательств позволяет сделать вывод о том, что публичные мероприятия запланированы административным истцом на день выборов- 9 сентября 2018 года, а цель заявленных Останиным В.В. публичных мероприятий «Против повышения пенсионного возраста» совпадает с предвыборными программами кандидатов в Губернаторы Алтайского края Сусловой Л.А. и Семенова В.В. При этом, кандидат Томенко В.П. выдвинут от партии «Единая Россия», которая поддерживает инициативу внесения изменений в Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении Российской Федерации» в части увеличения пенсионного возраста.

Исходя из перечисленных норм закона и учитывая цели запланированного публичного мероприятия, Администрация города Бийска пришла к обоснованному выводу о наличии оснований для оценки целей публичных мероприятий, запланированных Останиным В.В., как предвыборная агитация в период избирательной кампании, которая будет способствовать созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидатам в Губернаторы Алтайского края, что противоречит требованиям ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации и п. 3 ст. 49 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В п. 9 Постановления от 26 июня 2018 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъясняет, что при рассмотрении административных дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов публичной власти судам следует учитывать, что в соответствии с частью 2.1 статьи 8, частью 3 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях органы публичной власти вправе отказать в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, когда уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с указанным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с названным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.

Исходя из этого не является отказом в согласовании проведения публичного мероприятия направление органом публичной власти в адрес организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Закона о публичных мероприятиях, включая направление письменного мотивированного предупреждения о том, что организатор публичного мероприятия и его участники могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке в случае нарушения ими при проведении публичного мероприятия требований Конституции Российской Федерации и (или) запретов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации (далее - мотивированное предупреждение). Указанные меры предполагают дальнейшее взаимодействие организатора публичного мероприятия с органом публичной власти в целях определения места, времени, формы и иных условий проведения публичного мероприятия (пункт 2 части 1, часть 2 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях).

Неисполнение органом публичной власти иных обязанностей, предусмотренных частью 1 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях, также не может расцениваться как отказ данного органа в согласовании проведения публичного мероприятия.

При рассмотрении административных дел об оспаривании решений, действий (бездействий), связанных с проведением согласительных процедур, судам следует исходить из того, что вмешательство органа публичной власти в право проведения мирных публичных мероприятий должно основываться на законе, быть необходимым и соразмерным преследуемой этим органом правомерной цели.

С учетом этого суду в каждом конкретном случае надлежит исследовать все выдвигаемые органом публичной власти доводы и представленные им доказательства, а также оценивать их на предмет наличия относимых и достаточных оснований для осуществленного вмешательства.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что сообщение Администрации города Бийска от 29 августа 2018 года не является отказом в согласовании публичных мероприятий. Как правильно указал представитель административного ответчика Балалаева И.В., несогласие Администрации города Бийска с целями мероприятия предполагает дальнейшее взаимодействие организатора мероприятия с Администрацией города Бийска с целью определения допустимых условий проведения публичного мероприятия.

Признавая правильным по существу решение Администрации города Бийска от 29 августа 2018 года № 74 об отсутствии возможности согласовать проведение публичных мероприятий в форме шествия и митинга, назначенных на 9 сентября 2018 года с 14 час. до 16 час., суд считает необходимым отметить, что предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума вне агитационного периода, установленного законодательством о выборах и референдумах, либо в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах, влечет административную ответственность по ст. 5.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, дав согласие на проведение публичного мероприятия, Администрация города Бийска тем самым санкционировала бы совершение противоправных деяний со стороны административного истца, что противоречило бы положениям Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому орган местного самоуправления осуществляет свои полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо одновременно наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.

При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

Однако, как установлено в судебном заседании, нарушение оспариваемыми действиями (решением) Администрации города Бийска от 29 августа 2018 года № 74 конкретных прав и законных интересов административного истца Останина В.В. приведенными фактами не подтверждено, а опровергнуто собранными по делу доказательствами, которые отвечают требованиям ст.ст. 60, 61, ч. 2 ст. 64, ст. 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Поскольку надлежащего фактического и правового обоснования действительного нарушения оспариваемыми действиями Администрации города Бийска прав и законных интересов административным истцом не было приведено, универсальная совокупность условий для признания их незаконными отсутствует.

П. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

Если в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения), как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 26 июня 2018 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», органом публичной власти не доведено до сведения организатора публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия или предложение об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Закона о публичных мероприятиях, публичное мероприятие может расцениваться как согласованное, в том числе при возникновении вопроса о привлечении лица к предусмотренной законодательством Российской Федерации ответственности, за исключением случая, когда организатор публичного мероприятия уклоняется от получения соответствующего предложения.

Из материалов дела следует, что сообщение от 29 августа 2018 года № 74 административный истец Останин В.В. получил 31 августа 2018 года, то есть по истечении трех дней со дня получения Администрацией города Бийска уведомления о проведения публичных мероприятий. Вместе с тем, принимая во внимание пояснения административного истца Останина В.В., показания свидетеля Долговой Л.В., квитанцию о направлении почтового отправления от 29 августа 2018 года и акт об уклонении от получения ответа на уведомление о проведении публичного мероприятия, утвержденный управляющим делами Администрации города Бийска 31 августа 2018 года, в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что организатор публичного мероприятия Останин В.В. уклонился от получения сообщения Администрации города Бийска от 29 августа 2018 года № 74 в установленные законом сроки. Представленная Останиным В.В. в судебное заседание детализация звонков с номеров телефонов, которые он указывал в уведомлении о проведении публичных мероприятий, не опровергает сделанных судом выводов.

Принимая во внимание изложенное, суд не находит правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований Останина В.В. в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 176-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать Останину ВВ в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края.

Судья А.Н.Курносова