ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3664/17 от 14.11.2017 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

2а-3664/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 ноября 2017 года

Свердловский районный суд города Костромы

в составе председательствующего судьи Суховой Е.В., при секретаре Пономаревой Ю.А., рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску Шведова Александра Анатольевича, Шевелевой Ирины Александровны к Управлению строительства и капитального ремонта Администрации города Костромы об оспаривании решения об отказе в переустройстве квартиры незаконным, возложении обязанности по устранению нарушений

УСТАНОВИЛ:

Шведов А.А., Шевелева И.А. обратились в суд с указанным административным иском, свои требования мотивировали тем, что <дата> года Управление строительства и капитального ремонта Администрация г. Костромы приняло решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 27 ЖК РФ и п. 15 ст. 14 Федерального закона №190-ФЗ "О теплоснабжении". Истцы с данным решением не согласны, так как ими представлены все необходимые документы, рабочая и проектная документация, технические условия на газовое отопление и внутреннее газооборудование в квартире. Проектная документация газификации квартиры согласована с АО "Газпромгазораспределение Кострома". На общем собрании собственников принято решение 100% голосов о разрешении на установку индивидуального отопления (газового котла) в квартире истцов. Истцы просили суд признать недействительным решение Управление строительства и капитального ремонта Администрации города Костромы за от <дата> об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений по адресу: <адрес>, и возложить на Управление строительства и капитального ремонта Администрации города Костромы обязанность по рассмотрению в установленном порядке их заявления о выдаче разрешения на переустройство квартиры.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ПАО «ТГК-2», ООО УК «ИнтехКострома», МУП г. Костромы «Городские сети», Комитет городского хозяйства Администрации города Костромы.

В судебное заседание Шевелева И.А. не явилась, в деле имеется телефонограмма с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие.

В ходе рассмотрения дела административный истец Шведов А.А. административные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.

Представитель Управления строительства и капитального ремонта Администрации города Костромы на основании доверенности Княжевская Н.А. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в решении от <дата>.

Представитель Комитета городского хозяйства Администрации города Костромы на основании доверенности Белова Т.М. исковые требования полагала подлежащими отклонению. Суду пояснила, что в квартирах многоквартирных жилых домов законом установлена возможность перехода на отопление с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии (газового котла) только в указанных в перечне Постановления Правительства от 16.04.2012 г. № 307, и только при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность, то есть при соблюдении обоих этих условий одновременно. Невозможно абсолютное отключение жилой квартиры от централизованного отопления, собственники жилых помещений должны обеспечить технически обоснованное решение вопросов об отоплении мест общего пользования и мест расположения (в том числе подвалов и т.п.) общедомовых коммуникаций (коллекторов и стояков систем канализации, холодного водоснабжения), предусмотренных в соответствии с проектом многоквартирного дома с учетом функционирования внутридомовой системы отопления, подключенной к централизованной системе теплоснабжения. Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения. Постановлением Администрации города Костромы от 14 июля 2015 года №1665 утверждена актуализированная Схема теплоснабжения города Костромы до 2028 года. Постановлениями Администрации города Костромы от 7 июня 2016 года №1574 и от 29 мая 2017 года №1885 схема теплоснабжения актуализирована на 2017 год и на 2018 год соответственно. Действующей схемой теплоснабжения города Костромы, возможность перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии не предусмотрена. Квартира истцов находится в составе многоквартирного <адрес>, который в надлежащем порядке подключен к центральной системе теплоснабжения, отопление поставляет ПАО "ТГК-2". Схема теплоснабжения многоквартирного дома, в составе которого находится данная квартира, не предусматривает индивидуальное отопление квартир, а, следовательно, проекты переустройства индивидуального отопления квартир не соответствует требованиям закона. То обстоятельство, что источник теплоснабжения, предусмотренный проектом, возможно, и отвечает требованиям данного пункта Правил, не имеет правового значения, поскольку схема теплоснабжения данного многоквартирного дома не предусматривает индивидуальное отопление квартир, проект переустройства изначально не соответствует требованиям законодательства. Независимо от наличия в многоквартирном доме помещений, в которых используются индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, размер платы за услуги по отоплению определяется в едином порядке, что соответствует Правилам подключения к системам теплоснабжения, утв. постановлением Правительства РФ №307 от 16.04.2012г. и Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов №354 от 06.05.2011г. Также необходимо учитывать то обстоятельство, что в жилом помещении многоквартирного дома часть стен является межквартирными, за счет отопления соседних квартир уменьшаются теплопотери, что способствует поддержанию тепла в квартире с демонтированными радиаторами.

Представитель ПАО «ТГК № 2» на основании доверенности Вохмина М.В. просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

ООО УК«ИнтехКострома» о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направили, о причинах неявки суд не уведомили.

Представитель МУП "Городские сети" по доверенности Морозова П.С. представила письменный отзыв, согласно которому в удовлетворении исковых требований истцов просила отказать, дело рассмотреть в своё отсутствие.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела Истцы являются долевыми собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. ( л.д.37-38)

Истцы обратились в Управление строительства и капитального ремонта Администрации города Костромы с заявлением о выдаче разрешения на переустройство и (или) перепланировку принадлежащего им жилого помещения, а именно: перевод жилого помещения на отопление с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии.

Согласно п.7 ч.1 ст.4 Положения об Управлении строительства и капитального ремонта Администрации города Костромы, утв. Решением Думы города Костромы от <дата>, в сферу деятельности Управления входит, в том числе, согласование переустройства и перепланировки жилых помещений.

Решением от <дата> Истцам в выдаче разрешения отказано по основаниям предусмотренным п.3 ч.1 ст.27 ЖК РФ, п. "г" подраздела 2.12.1. Административного регламента предоставления Администрацией г. Костромы муниципальной услуги, пунктом 15 статьи 14 «Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении», которым запрещается переход на отопление жилых домов в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения. Постановлением от 14 июля 2015 года №1655 «Об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения города Костромы до 2028 года» не предусмотрен перевод жилого помещения по адресу: <адрес>, на отопление с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии. ( л.д.39)

Оспаривая данное решение, истцы указывают, что все предусмотренные законом документы для принятия положительного решения были ими представлены, в том числе представлены рабочая и проектная документация, технические условия на газовое отопление и внутреннее газооборудование квартиры. Наличие технической возможности установки внутреннего газооборудования подтверждено АО «Газпром газораспределение Кострома», имеется согласие на переоборудование жилого помещения от всех собственников дома, согласно выводам проектного заключения перевод квартиры на индивидуальное отопление не потребует реконструкции общедомовой системы теплоснабжения.

Согласно ч. 1 ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения (ч. 1 ст. 26 ЖК РФ).

Основания к отказу в согласовании переустройства жилого помещения предусмотрены ч.1 ст.27 ЖК РФ.

Согласно п.3 ч.1 ст.27 ЖК РФ отказ в согласовании переустройства жилого помещения допускается в случае несоответствия проекта переустройства жилого помещения требованиям законодательства.

Частью 15 ст.14 Федерального закона от 27 июля 2010г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения. Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления. На это указано в решении Верховного Суда Российской Федерации от 07 мая 2015г. № АКПИ15-198, которым отказано в удовлетворении заявлений о признании недействующим абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011г. № 354.

По смыслу вышеприведенной нормы в квартирах многоквартирных жилых домов законом установлена возможность перехода на отопление с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии (газового котла) только при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность, в тех случаях, когда речь идет о переходе на индивидуальную систему отопления жилых помещений многоквартирного дома при наличии уже осуществленного в надлежащем порядке подключения к системе теплоснабжения многоквартирного дома.

Согласно представленному истцами расчету изменения параметров системы отопления по адресу: <адрес>, при переходе квартиры на поквартирное отопление, изменение теплопотребления дома составит 0,004212 Гкал/час. Изменение теплогидравлических характеристик общедомовой системы отопления, вызванной переходом квартиры истцов на автономное отопление незначительны и не оказывают существенного влияния на параметры системы.

Из материалов дела следует, что схемой теплоснабжения города Костромы, утвержденной Постановлением Администрации города Костромы от 14.07.2015г. № 1665 возможность перехода на индивидуальные источники теплоснабжения квартир в <адрес> не предусмотрена.

Таким образом, поскольку схема теплоснабжения многоквартирного дома, в составе которого находится квартира истцов, не предусматривает индивидуальное отопление квартир, проект перепланировки, а именно: устройство индивидуального отопления квартиры, предусматривающий замену центрального отопления на индивидуальное, не соответствует требованиям законодательства, ответчиком правомерно отказано в выдаче разрешения на переустройство.

Довод истцов о том, что рабочая и проектная документация подтверждает возможность перевода квартиры на индивидуальное отопление, наличие технической возможности установки внутреннего газооборудования подтверждено АО «Газпром газораспределение Кострома» в данном случае не имеет юридического значения, поскольку ответчиком отказано в выдаче разрешения на переустройство по иным основаниям. Данные основания судом проверены и признаны правильными.

При этом суд также учитывает, что положениями п. 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012г. № 307, определены критерии индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения. Таким образом, в квартирах многоквартирных жилых домов законом установлена возможность перехода на отопление с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии (газового котла) только в указанных в перечне Постановления Правительства, и только при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность, то есть при соблюдении двух этих условий одновременно.

Подпунктом 1 п.2 ст.227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконным решения органа муниципального образования необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого решения нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решение не может быть признано незаконным.

Учитывая, что оспариваемое решение вынесено уполномоченным на то органом, соответствует требованиям закона, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления истцов.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 293 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административного искового заявления Шведова Александра Анатольевича, Шевелевой Ирины Александровны к Управлению строительства и капитального ремонта Администрации города Костромы о признании незаконным решения Управления строительства и капитального ремонта Администрации г. Костромы от <дата> года об отказе в согласовании переустройства квартиры, возложении обязанности по устранению нарушений прав истцов, отказать.

Решение суда также может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы сторонами в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения суда.

Судья: