Гр.дело №2а-3664/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 декабря 2017 г. г.Новосибирск
Заельцовский районный суд г.Новосибирска в составе:
Судьи Шумовой Н.А.,
при секретаре Варданян М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к мэрии г.Новосибирска о признании незаконным постановления мэрии,
Установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к мэрии г.Новосибирска о признании незаконным постановления мэрии г.Новосибирска __ от xx.xx.xxxx г. об отказе в предоставлении разрешения ФИО1 на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым __ расположенного по адресу: ..., и объекта капитального строительства (зона застройки жилыми домами смешанной этажности (Ж-1)) – «для индивидуального жилищного строительства (2.1) – индивидуальные жилые дома; возложении обязанности на мэрию г.Новосибирска предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым __ расположенного по адресу: ..., и объекта капитального строительства (зона застройки жилыми домами смешанной этажности (Ж-1)) – «для индивидуального жилищного строительства (2.1) – индивидуальные жилые дома.
Требования истца мотивированы тем, что он на основании договора купли-продажи земельного участка от xx.xx.xxxx г. является собственником земельного участка площадью __ кв.м, с кадастровым __ расположенного по адресу: ... вид разрешенного использования: для эксплуатации жилого дома.
На указанном земельном участке существовал жилой дом, который сгорел в результате пожара xx.xx.xxxx г. во время владения предыдущим собственником.
В целях реализации полномочий собственника земельного участка, предусмотренных п.2 ч.1 ст.40 ЗК РФ, истец решил восстановить жилой дом.
В связи с прекращением существования объекта недвижимости и в соответствии с п.2 ст.51 ГрК РФ, для осуществления прав собственника земельного участка, в соответствии с видом разрешенного использования, истцу необходимо получить разрешение на строительство, которое можно получить, только если вид разрешенного использования земельного участка предусматривает возможность осуществления такой деятельности на соответствующем земельном участке.
Согласно действующим Правилам землепользования и застройки города Новосибирска, вид разрешенного использования: для эксплуатации индивидуального жилого дома не подразумевает возможность осуществления строительства и получения соответствующего разрешения на него.
Административный истец в порядке ст.39 ГрК РФ обратился с соответствующим заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования: для индивидуального жилищного строительства (2.1) – индивидуальные жилые дома.
Постановлением мэрии __ от xx.xx.xxxx г. было отказано в связи с тем, что максимальный размер земельного участка не соответствует градостроительному регламенту, а также в связи с несоответствием приложению 14 «Карта-схема планируемых границ функциональных зон города Новосибирска и проекту планировки территории».
Истец считает указное постановление незаконным, поскольку оно противоречит принципу сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком, предусмотренному п.п.11 п.1 ст.1 ЗК РФ и нарушает его права и законные интересы, а именно: исключительное право истца на возведение и эксплуатацию жилого дома в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, предусмотренного п.2 ч.1 ст.40 ЗК РФ.
На момент утверждения Правил землепользования и застройки г.Новосибирска. утв. решением Совета депутатов г.Новосибирска от 24.06.2009 __ принадлежащий истцу земельный участок был уже сформирован.
Как усматривается из мэрии г.Новосибирска __ от 11.07.2017 г., земельный участок находится в зоне Ж-1 (зона застройки жилыми домами смешанной этажности), основные виды разрешенного использования которой не включают индивидуальные жилые дома.
Вместе с тем, само по себе отнесение указными Правилами участка к территориям Ж-1, основанием для отказа предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка: для индивидуального жилищного строительства (2.1) – индивидуальные жилые дома служить не может.
Исходя из положений п.12 ст.9 ГрК РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
Таким образом, указные Правила в части отнесения спорного участка к землям зоны Ж-1 без учета фактического (существующего) землепользования, противоречат требованиям п.4 ч.1 ст.34, ч.2 ст.36 ГрК РФ, в связи с чем отнесение испрашиваемого земельного участка к территории Ж-1 не может служить правовым препятствием получения разрешения на условно разрешенный вид использования участка, поскольку в противном случае истец лишается гарантированной ему законом возможности (ст.40 ЗК РФ) использования земельного участка в соответствии с его назначением.
При анализе приложения 14 «Карта-схема планируемых границ функциональных зон города Новосибирска и проекту планировки территории» и фактического расположения земельного участка усматривается, что участок не пересекает планируемых красных линий, улиц и магистралей, продолжения Красного проспекта.
Частью 8 статьи 36 ГрК РФ и п.4 ст.85 ЗК РФ установлено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Согласно ст. 2.1. Правил землепользования и застройки города Новосибирска, утвержденных решением Совета депутатов г. Новосибирска __ действие настоящих Правил не распространяется на отношения по приобретению в установленном порядке гражданами и юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты капитального строительства, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, прав на эти участки, в части разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства при условии, что объекты капитального строительства созданы до вступления в силу настоящих Правил.
Поскольку решение Совета депутатов г. Новосибирска __ «О Правилах землепользования и застройки города Новосибирска» принято 24 июня 2009 г., а участок с кадастровым __ расположенный по адресу: ..., вид разрешенного использования: для эксплуатации жилого дома, поставлен на государственный кадастровый учет 09.06.2009 г. (существовавший на нем дом 1960 года постройки), следовательно, действие Правил, определяющих градостроительный регламент, на использование спорного земельного участка не распространяется.
В судебном заседании истец и его представитель поддержали заявленные требования.
Представитель мэрии г.Новосибирска в судебное заседание не явился, извещен, представил в суд письменный отзыв (л.д.27), в котором просил в удовлетворении требований отказать, указав, что вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования по заявлению ФИО1 был рассмотрен на публичных слушаниях, по результатам которых было подготовлено заключение с рекомендацией об отказе в предоставлении такого разрешения. На основании публичных слушаний комиссией подготовлены рекомендации об отказе ФИО1 в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. На основании таких рекомендаций мэр города Новосибирска принял решение об отказе в предоставлении такого разрешения, что соответствует ч.9 ст.39 ГрК РФ.
Суд, выслушав истца и его представителя, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу в удовлетворении заявления отказать по следующим основаниям.
Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11).
В силу п.п. 2 п.2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, предполагается, что для удовлетворения требования о признании решения незаконным, необходимо установление одновременно двух условий: противоправности этого решения и факта нарушения прав административного истца.
Судом установлено, что истец ФИО1 является собственником земельного участка площадью 1030 кв.м, с кадастровым __ расположенного по адресу: РФ, ..., вид разрешенного использования: для эксплуатации индивидуального жилого дома, что подтверждается выпиской из ЕГРН на л.д.13. Жилой дом на участке отсутствует.
ФИО1 обратился в мэрию г.Новосибирска с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства: для индивидуального жилищного строительства (2.1) – индивидуальные жилые дома», расположенного указному адресу (л.д.16).
Постановлением мэрии г.Новосибирска от 11.07.2017 __ (л.д.11) ФИО1 было отказано в предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.
Причиной отказа послужило то, что максимальный размер земельного участка не соответствует градостроительному регламенту, а также в связи с не соответствием приложению 14 «Карта-схема планируемых границ функциональных зон города Новосибирска на период до 2030 года» к Генеральному плану города Новосибирска и проекту планировки территории, ограниченной перспективной ..., перспективной ... непрерывного движения по ..., перспективным продолжением ..., в Заельцовском районе, утвержденному постановлением мэрии г.Новосибирска от 18.04.2016 __
Суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом, в соответствии с действующим законодательством и не нарушает каких-либо прав административного истца, в связи с чем не имеется правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с Картой градостроительного зонирования территории города Новосибирска и Правилами землепользования и застройки города Новосибирска, утв. решением Совета депутатов г.Новосибирска от 24.06.2009 __ спорная территория расположена в зоне застройки жилыми домами смешанной этажности (Ж-1).
Правила землепользования и застройки города Новосибирска, устанавливающие градостроительные регламенты в городе Новосибирске, определяют, что индивидуальное жилищное строительство на земельном участке, расположенном в указанной территориальной зоне, является условно разрешенным видом использования земельного участка и объекта капитального строительства.
Согласно статьям 37,37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть условно разрешенным только при получении соответствующего разрешения в особом порядке.
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (ч.2 ст.39).
Согласно установленному статьей 39 ГрК РФ порядку предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства:
8. На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
9. На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
12. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Указанная процедура была проведена, вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования по заявлению ФИО1 был рассмотрен на публичных слушаниях, по результатам которых было подготовлено заключение с рекомендацией об отказе в предоставлении такого разрешения (л.д.30). На основании указанного заключения комиссией подготовлены рекомендации об отказе ФИО1 в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (л.д.45-49). На основании данных рекомендаций мэр города Новосибирска принял оспариваемое истцом решение об отказе в предоставлении такого разрешения.
Таким образом, оспариваемое постановление принято уполномоченным органом, в соответствии с действующим законодательством. Процедура принятия решения, предусмотренная ст. 39 ГрК РФ, органом местного самоуправления соблюдена, а сам отказ в разрешении на условно разрешенный вид использования соответствует требованиям законодательства РФ о градостроительной деятельности.
Согласно ч.3 ст.9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Решением Совета депутатов г.Новосибирска от 26.12.2007 г. __ утвержден Генеральный план города Новосибирска, определяющий основные направления территориального планирования города, включающие цели, задачи и мероприятия по их реализации. В соответствии с приложением 14 «Карта-схема планируемых границ функциональных зон города Новосибирска на период до 2030 года» к генеральному плану города, а также проектом планировки территории, ограниченной перспективной ..., перспективной ... непрерывного движения по ..., перспективным продолжением ..., в Заельцовском районе, утвержденному постановлением мэрии г.Новосибирска от 18.04.2016 __ спорная территория находится в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4), где строительство индивидуальных жилых домов не предусмотрено.
Утверждение истца о том, что оспариваемым постановлением нарушаются его права, является недостаточным основанием для признания постановления незаконным, поскольку для этого не имеется совокупности установленных п.п. 2 п.2 ст. 227 КАС РФ оснований. Истец не указывает на нарушение процедуры принятия решения, его не соответствие нормативным правовым актам. Истец сохраняет право пользования земельным участком.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления суд не усматривает.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к мэрии г.Новосибирска о признании незаконным постановления мэрии г.Новосибирска __ от 11.07.2017 г. об отказе в предоставлении разрешения ФИО1 на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым __ расположенного по адресу: РФ, город Новосибирск, ..., __ и объекта капитального строительства (зона застройки жилыми домами смешанной этажности (Ж-1)) – «для индивидуального жилищного строительства (2.1) – индивидуальные жилые дома; возложении обязанности на мэрию г.Новосибирска предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым __ расположенного по адресу: ..., и объекта капитального строительства (зона застройки жилыми домами смешанной этажности (Ж-1)) – «для индивидуального жилищного строительства (2.1) – индивидуальные жилые дома ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Заельцовский районный суд г.Новосибирска.
Судья <данные изъяты> Н.А.Шумова
Решение изготовлено в окончательной форме 25 декабря 2017 г.
ФИО1<данные изъяты>