РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 сентября 2021 года город Иркутск
Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Сучилиной А.А., при секретаре судебного заседания Супруновой А.В. ,
с участием представителя административного истца старшего помощника Братского межрайонного природоохранного прокурора Середкин Е.В. ,
представителя административного ответчика ФИО1, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представившей диплом о высшем юридическом образовании ГОУ ВПО «Иркутский государственный университет» № от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3664/2021 по административному исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области о признании распоряжений незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Братский межрайонный природоохранный прокурор Мартюшов В.Б. , действуя в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области, в котором просит признать незаконными распоряжения Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области №-мр от ДД.ММ.ГГГГ, №-мр от ДД.ММ.ГГГГ, №-мр от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении сроков поэтапного достижения предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для Акционерного общества «Кремний»».
Административные исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой по результатам анализа состояния законности, результатам проверок крупных промышленных предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность на поднадзорной территории, выявлены нарушения в деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области. Так, в соответствии с требованиями природоохранного законодательства АО «Кремний» поставило на государственный учет эксплуатируемый объект негативного воздействия на окружающую среду – промплощадку АО «Кремний» с присвоением кода №П (свидетельство об актуализации учетных сведений № DKXHM45F от ДД.ММ.ГГГГ), как объект I категории. Прокуратурой установлено, что в 2013 году АО «Кремний», осуществляющее деятельность по производству кристаллического кремния в границах экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории, разработало План снижения выбросов загрязняющих веществ на период с 2013 года по 2017 год, утвержденный Минприроды Иркутской области, Управлением Роспироднадзора по Иркутской области и согласованный территориальным управлением Роспотребнадзора по Иркутской области в г. ФИО4, ФИО5 и Слюдянском районах. Согласно данному Плану предприятие было обязано произвести замену действующих «мокрых» газоочистных установок РТП 1, 2 на «сухие» рукавные фильтры в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а именно: по источникам загрязнения атмосферы №№, 0154, 0155 в 2015, 2016 годах – выполнить строительно-монтажные работы, в 2017 году – выполнить строительно-монтажные работы, пусконаладочные работы, ввести в эксплуатацию газоочистные установки РТП 1, 2 на указанных источниках загрязнения атмосферы. Однако данным юридическим лицом вышеназванные мероприятия Плана на 2013-2017 годы в установленные и утвержденные Минприроды Иркутской области сроки выполнены не были, о чем АО «Кремний» письменно извещал уполномоченный орган путем подписания и утверждения отчетов о выполнении указанного Плана, согласно которым в 2016 году по источникам загрязнения атмосферы №№, 0154, 0155 предприятие вместо запланированных строительно-монтажных работ дополнительно закупило соду; в 2017 году по источникам загрязнения атмосферы №№, 0154, 0155 предприятие вместо строительно-монтажных, пусконаладочных работ и ввода в эксплуатацию ГОУ РТП № и 2 выполнило лишь вертикальную планировку под строительство ГОУ РТП № и 2. Таким образом, вышеназванные мероприятия Плана на 2013-2017 годы АО «Кремний» в установленные сроки до конца 2017 года выполнены не были, о чем Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области достоверно было известно. В 2017 году АО «Кремний» в установленном порядке разработан и утвержден проект нормативов предельно допустимых выбросов, в состав которого включен План снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на период с 2017 по 2024 годы. В указанный План повторно включены мероприятия, не выполненные в ходе реализации Плана на 2013-2017 годы по замене действующих «мокрых» газоочистных установок РТП 1, 2 на «сухие» рукавные фильтры в 2019 году на источниках загрязнения атмосферы №№, 0154, 0155, в 2020 году – ввод в эксплуатацию газоочистных установок РТП 1, 2. Вместе с тем, при наличии в уполномоченном органе сведений о неисполнении АО «Кремний» мероприятий Плана на 2013-2017 годы, о повторном включении в План на 2017-2024 годы этих же мероприятий, которые в соответствии с требованиями подпункта «б» пункта 7 Положения о нормативах выбросов явилось для Минприроды Иркутской области основанием для отказа в утверждении сроков достижения нормативов, Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области распоряжениями «Об утверждении сроков поэтапного достижения предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для Акционерного общества «Кремний»» №-мр от ДД.ММ.ГГГГ, №-мр от ДД.ММ.ГГГГ, №-мр от ДД.ММ.ГГГГ на 2018, 2019, 2020 годы утверждены возможные сроки поэтапного достижения ПДВ для предприятия по пыли неорганической с содержанием диоксида кремния (SiO2) > 70%, на срок до ДД.ММ.ГГГГ. Данные распоряжения Минприроды Иркутской области послужили основанием для установления Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории временно согласованных выбросов АО «Кремний» на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов, оформления и выдачи на 2018, 2019 и 2020 годы разрешений № ЭН-390 от ДД.ММ.ГГГГ, № ЭН-272 от ДД.ММ.ГГГГ, № ЭН-83 от ДД.ММ.ГГГГ соответственно на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Анализ разрешительной документации АО «Кремний» показал, что в течение 2013-2020 годов предприятием значительно изменялись объемы валовых выбросов, в том числе пыли неорганической со содержанием диоксида кремния (SiO2) > 70%. Так, в 2013 году предельно разрешенный объем выбросов указанного загрязняющего вещества составлял для предприятия 2942,2 тонн в год, в 2015 году – 4998,8 тонн в год, в 2019 году – 2968,5 тонн в год. Данные изменения объемов выбросов, по мнению административного истца, связаны со временем работы технологического оборудования, его временным выводом из эксплуатации и вводом в эксплуатацию вновь. При достаточно высоком уровне загрязнения взвешенными веществами селитебной зоны города и района работа стационарных источников выбросов АО «Кремний» с низкой эффективностью в большей степени влечет загрязнение атмосферного воздуха города ФИО4 и Шелеховского района, расположенных в границах экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории, что, в свою очередь, по мнению административного истца, нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду. В случае надлежащего исполнения Минприроды Иркутской области установленной подпунктами «а», «б» пункта 7(1) Положения о нормативах выбросов обязанности и отказа АО «Кремний» в утверждении предложений по срокам поэтапного достижения нормативов ПДВ, указанных в Плане на 2017-2024 годы, Росприроднадзор Иркутской области на основании подпункта «б» пункта 9(7) Положения о нормативах выбросов отказал бы АО «Кремний» в выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на 2018-2020 годы, что в соответствии с требованиями пунктов 12, 21 Правил № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) послужило основанием для начисления хозяйствующим субъектом платы в 2018 году по всем 10 выбрасываемым загрязняющим веществам с коэффициентом равным «25», а не только по SiO2. АО «Кремний» в связи с недостижением снижения выбросов загрязняющих веществ в течение 6 месяцев после наступления сроков, определенных Планами за 2013-2017 годы, 2017-2024 годы, обязано было в 2019-2020 годах внести плату за негативное воздействие по коэффициенту, равному «100» по всем 10 выбрасываемым загрязняющим веществам. Утверждает, что в результате незаконных действий должностных лиц Минприроды Иркутской области по утверждению на 2018, 2019, 2020 годы предложений по срокам поэтапного достижения нормативов ПДВ, указанных в Плане на 2017-2024, распоряжениями Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области №-мр от ДД.ММ.ГГГГ, №-мр от ДД.ММ.ГГГГ, №-мр от ДД.ММ.ГГГГ АО «Кремний» необоснованно освобождено от указанной платы, а бюджет Иркутской области и г. ФИО4 недополучили доход в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду (экологические платежи).
В судебном заседании представитель административного истца старший помощник Братского межрайонного природоохранного прокурора Середкин Е.В. на удовлетворении заявленного административного искового требования настаивал по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, а также в письменном отзыве на возражения административного ответчика.
Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области ФИО1 в судебном заседании заявленное административное исковое требование не признала по доводам и основаниям, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление. Суду пояснила, что у министерства отсутствовали основания для отказа в утверждении сроков достижения нормативов, вывод о неисполнении АО «Кремний» мероприятий, направленных на поэтапное достижение предельно допустимых выбросов по пыли неорганической с содержанием SiO2 более 70%, является преждевременным, сроки не нарушены, оспариваемые распоряжения министерством приняты законно и обоснованно, просила отказать в удовлетворении административного иска.
Представители заинтересованных лиц Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории, Акционерного общества «Кремний» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства по делу извещены надлежащим образом. При этом представителем Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории ФИО2 , действующим на основании доверенности, в материалы административного дела направлен письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором указано, что Управление поддерживает позицию административного истца, просит о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления. Представитель АО «Кремний» ФИО3 , действующая на основании доверенности, в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ против удовлетворения заявленного административного искового требования возражала, полагая его необоснованным.
Руководствуясь положениями статьи 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), с согласия лиц, участвующих в деле, суд рассмотрел административное дело в отсутствие не явившихся представителей заинтересованных лиц.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу требований части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этого лица созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами.
Следовательно, право на обращение за судебной защитой не является абсолютным, судебной защите подлежат только нарушенные, оспариваемые права, свободы и законные интересы.
Как следует из положений статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту - Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ) предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде; принципа ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Согласно статье 2 Федерального закона от 1 мая 1999 года № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» (далее по тексту – Федеральный закон от 01.05.1999 № 94-ФЗ) Байкальская природная территория - территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него.
На Байкальской природной территории выделяются следующие экологические зоны:
центральная экологическая зона - территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал;
буферная экологическая зона - территория за пределами центральной экологической зоны, включающая в себя водосборную площадь озера Байкал в пределах территории Российской Федерации;
экологическая зона атмосферного влияния - территория вне водосборной площади озера Байкал в пределах территории Российской Федерации шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него, на которой расположены хозяйственные объекты, деятельность которых оказывает негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал.
Предельно допустимый объем сбросов и выбросов вредных веществ, размещения отходов производства и потребления, опасных для уникальной экологической системы озера Байкал, устанавливается с учетом результатов научных исследований в соответствии с законодательством Российской Федерации и ежегодно подлежит обязательному пересмотру в целях его уменьшения с учетом состояния окружающей среды Байкальской территории (пункт 1 статьи 14 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ).
Как следует из пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее по тексту - Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ), при невозможности соблюдения предельно допустимых выбросов и (или) технологических нормативов выбросов для действующего стационарного источника и (или) совокупности действующих стационарных источников устанавливаются временно разрешенные выбросы в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов и (или) технологических нормативов выбросов.
Аналогичные нормы закреплены в пунктах 1, 2 статьи 23.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, согласно которым при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов действующим стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, расположенных на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, устанавливаются временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы.
Установление временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов допускается только при наличии плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, разрабатываемых в соответствии со статьей 67.1 настоящего Федерального закона.
В статье 67.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ предусмотрено, что в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов в обязательном порядке разрабатывается и утверждается программа повышения экологической эффективности. Программа повышения экологической эффективности включает в себя перечень мероприятий по реконструкции, техническому перевооружению объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, сроки их выполнения, объем и источники финансирования, перечень ответственных за их выполнение должностных лиц.
В целях реализации статьи 12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 183 до 31.12.2020 было утверждено Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, согласно пункту 7 которого в случае невозможности соблюдения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования могут устанавливать для указанных источников по согласованию с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти временно согласованные выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - временно согласованные выбросы).
Для установления временно согласованных выбросов (за исключением радиоактивных веществ) юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем разрабатывается и утверждается план уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов (далее - план), а также подготавливаются предложения по возможным срокам поэтапного достижения предельно допустимых выбросов (далее соответственно - предложения по срокам достижения нормативов, сроки достижения нормативов).
План и предложения по срокам достижения нормативов направляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в соответствующий территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, который представляет предложения по срокам достижения нормативов в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации на утверждение с приложением плана.
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня получения предложений по срокам достижения нормативов, направляет в соответствующий территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования утвержденные сроки достижения нормативов или мотивированный отказ в их утверждении.
Постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2009 года № 392/171-пп «О министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области» утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области, согласно пункту 1 которого Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в области охраны окружающей среды, недропользования, водных отношений, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений.
Согласно пункту 7 Положения министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет функции в сфере обеспечения охраны окружающей среды, в том числе: установление целевых показателей объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на территории Иркутской области и сроков их снижения; согласование планов мероприятий по охране окружающей среды; прием отчетности о выполнении планов мероприятий по охране окружающей среды, программ повышения экологической эффективности.
Как следует из пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха относится, в том числе установление целевых показателей объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на территории субъекта Российской Федерации и сроков их снижения.
Судом установлено и следует из материалов административного дела, что эксплуатируемый объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду – промплощадка Акционерного общества «Кремний» в соответствии с требованиями природоохранного законодательства поставлен данным юридическим лицом на государственный учет с присвоением кода №П как объект I категории, что подтверждается свидетельством об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, № DKXHM45F от ДД.ММ.ГГГГ.
Установлено также и не оспаривается сторонами, что в 2013 году АО «Кремний», осуществляющее деятельность по производству кристаллического кремния в границах экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории, разработало План снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на период с 2013 года по 2017 год, который был утвержден Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области, Управлением Роспироднадзора по Иркутской области и согласован территориальным Управлением Роспотребнадзора по Иркутской области в г. ФИО4, ФИО5 и Слюдянском районах.
Как следует из указанного выше Плана снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на период с 2013 года по 2017 год, ЗАО «Кремний» (ныне – АО «Кремний») обязалось произвести замену действующих «мокрых» газоочистных установок РТП 1, 2 на «сухие» рукавные фильтры в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а именно: по источникам загрязнения атмосферы №№, 0154, 0155 в 2015, 2016 годах – выполнить строительно-монтажные работы, на что указано на странице 1 в столбцах 6, 7 названного Плана; в 2017 году – выполнить строительно-монтажные работы, пусконаладочные работы, ввести в эксплуатацию газоочистные установки РТП 1, 2 на указанных источниках загрязнения атмосферы, что отражено на странице 1 в столбце 8 Плана.
Между тем, АО «Кремний» вышеназванные мероприятия Плана снижения выбросов загрязняющих веществ на период с 2013 года по 2017 год в установленные и утвержденные Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области сроки не выполнены, о чем АО «Кремний» письменно известил указанный государственный орган путем подписания и утверждения отчетов о выполнении выше указанного Плана, из которых следует, что в 2016 году по источникам загрязнения атмосферы №№, 0154, 0155 предприятие вместо запланированных строительно-монтажных работ дополнительно закупило соду, на что указано в столбце 9 отчета за 2016 год; в 2017 году по источникам загрязнения атмосферы №№, 0154, 0155 предприятие вместо запланированных строительно-монтажных, пусконаладочных работ и ввода в эксплуатацию ГОУ РТП № и 2 выполнило лишь вертикальную планировку под строительство ГОУ РТП № и 2, на что указано в столбце 9 отчета за 2017 год.
Изложенные обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о том, что вышеназванные мероприятия Плана снижения выбросов загрязняющих веществ на период с 2013 года по 2017 год АО «Кремний» в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ не выполнены, о чем сообщено Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области.
Установлено также и не оспаривается сторонами, что в 2017 году АО «Кремний» в установленном порядке разработан и утвержден проект нормативов предельно допустимых выбросов, в состав которого включен План снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на период с 2017 года по 2024 год.
При этом в указанный План повторно включены мероприятия, не выполненные в ходе реализации Плана снижения выбросов загрязняющих веществ на период с 2013 года по 2017 год по замене действующих «мокрых» газоочистных установок РТП 1, 2 на «сухие» рукавные фильтры в 2019 году на источниках загрязнения атмосферы №№, 0154, 0155, в 2020 году – ввод в эксплуатацию газоочистных установок РТП 1, 2, о чем свидетельствуют пункты 21, 31 Плана на источнике №, пункт 22 Плана на источнике №, пункт 32 Плана на источнике №.
Как следует из пункта 7.1 названного выше Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, основаниями для отказа органами государственной власти субъектов Российской Федерации в утверждении сроков достижения нормативов является предоставление неполной, недостоверной или искаженной информации, а также:
а) несоблюдение сроков достижения нормативов, указанных в плане, утвержденном на предыдущий год;
б) повторное включение в план мероприятий, не выполненных в ходе реализации плана, утвержденного на предыдущий год;
в) включение в план мероприятий, не обеспечивающих достижения предельно допустимых выбросов.
Приведенный перечень оснований для отказа в утверждении сроков достижения нормативов является исчерпывающим.
Согласно пункту 9(10) Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, разрешение на временно согласованные выбросы (за исключением радиоактивных веществ) выдается на 1 год при условии выполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем плана и достижения запланированных показателей поэтапного уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Вместе с тем, при наличии сведений о неисполнении АО «Кремний» мероприятий Плана снижения выбросов загрязняющих веществ на период с 2013 года по 2017 год по источникам загрязнения атмосферы №№, 0154, 0155 (выполнить строительно-монтажные работы, пусконаладочные работы, ввести в эксплуатацию газоочистные установки РТП №, 2 в 2017 году), а также сведений о повторном включении в План снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на период с 2017 года по 2024 год аналогичных мероприятий по источникам загрязнения атмосферы №№, 0154, 015ДД.ММ.ГГГГ и 2020 годы (ввод в эксплуатацию газоочистных установок РТП №, 2 в 2020 году), что в соответствии с требованиями подпункта «б» пункта 7 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, должно было служить для Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области основанием для отказа в утверждении сроков достижения нормативов, Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области в нарушение норм вышеприведенного Положения распоряжениями «Об утверждении сроков поэтапного достижения предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для Акционерного общества «Кремний»» №-мр от ДД.ММ.ГГГГ, №-мр от ДД.ММ.ГГГГ, №-мр от ДД.ММ.ГГГГ на 2018, 2019, 2020 годы соответственно утверждены сроки поэтапного достижения предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для Акционерного общества «Кремний» по веществу - пыль неорганическая с содержанием SiO2 > 70% на срок до ДД.ММ.ГГГГ, тогда как надлежало отказать в утверждении сроков достижения предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Порядок утверждения сроков поэтапного достижения предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№-мпр, на который ссылается в своих возражениях представитель административного ответчика, содержит аналогичные требования, что и выше приведенное Положение, и регламентирует установление сроков поэтапного достижения предельно допустимых выбросов, а не процедуру приема и рассмотрения министерством писем Управления Росприроднадзора по Иркутской области.
Установлено также, что в 2017 году министерством подтверждены сроки поэтапного достижения пыли неорганической с содержанием SiO2 более 70% на срок до 2022 года (письмо от ДД.ММ.ГГГГ№) с согласованием мероприятий, включающих в себя: ремонт перегородок; уменьшение продолжительности выпуска металла; увеличение объема и плотности орошения труб.
В 2018 году министерством подтверждены сроки поэтапного достижения пыли неорганической с содержанием SiO2 более 70% на срок до 2022 года (письмо от ДД.ММ.ГГГГ№) с согласованием мероприятий, включающих в себя: восстановление форсунок; уменьшение продолжительности выпуска металла; замена запорной арматуры.
В 2019 году министерством подтверждены сроки поэтапного достижения пыли неорганической с содержанием SiO2 более 70% на срок до 2022 года (письмо от ДД.ММ.ГГГГ№) с согласованием мероприятий, включающих в себя ввод в эксплуатацию блоков.
Между тем, выполненные АО «Кремний» мероприятия относятся к организационным и текущим ремонтным, и не относятся к строительству, их выполнение не привело к конечному результату – замене «мокрой» газоочистки на рукавные фильтры, подвод газов в систему сухой газоочистки, перевод очистных газоустановок на рукавные фильтры.
В свою очередь указанные выше распоряжения Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области послужили основанием для установления Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории временно согласованных АО «Кремний» выбросов на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов, оформление и выдачу на 2018, 2019 и 2020 годы разрешений № ЭН-390 от ДД.ММ.ГГГГ, № ЭН-272 от ДД.ММ.ГГГГ, № ЭН-83 от ДД.ММ.ГГГГ соответственно на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Как следует из пункта 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ, плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается, в том числе за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
В силу требований пункта 1 статьи 16.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрен в статье 16.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ.
Между тем, ввиду принятия в нарушение выше приведенных нормативных правовых актов Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области оспариваемых распоряжений №-мр от ДД.ММ.ГГГГ, №-мр от ДД.ММ.ГГГГ, №-мр от ДД.ММ.ГГГГ, АО «Кремний» необоснованно освобождено от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, следовательно, бюджет Иркутской области и г. ФИО4 недополучили доход в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду (экологические платежи).
Доводы представителя административного ответчика об отсутствии у министерства оснований для отказа в утверждении сроков поэтапного достижения предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для АО «Кремний» суд находит основанными на неверном толковании норм материального права.
Доводы представителя административного ответчика о продлении сроков действия разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выданных Управлением Роспироднадзора по Иркутской области для АО «Кремний», судом не принимаются во внимание, поскольку не относятся к предмету спора по настоящему административному делу.
При достаточно высоком уровне загрязнения взвешенными веществами работа стационарных источников выбросов АО «Кремний» с низкой эффективностью в большей степени влечет загрязнение атмосферного воздуха города ФИО4 и Шелеховского района, расположенных в границах экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории, что, в свою очередь, нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов лица, обратившегося в суд.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что распоряжения Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области №-мр от ДД.ММ.ГГГГ, №-мр от ДД.ММ.ГГГГ, №-мр от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении сроков поэтапного достижения предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для Акционерного общества «Кремний»» хоть и приняты уполномоченным органом, в пределах его компетенции, однако нормативным правовым актам, регулирующим возникшие правоотношения, не соответствуют по основаниям, приведенным выше, нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Поскольку совокупность обстоятельств, предусмотренных статьей 227 КАС РФ, по настоящему делу установлена, суд находит требование административного истца о признании незаконными оспариваемых распоряжений подлежащим удовлетворению.
Разрешая вопрос о соблюдении административным истцом срока на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением, суд учитывает следующее.
В силу требований части 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
О наличии оспариваемых распоряжений административному истцу стало известно из ответа министерства от ДД.ММ.ГГГГ№ (вх. от ДД.ММ.ГГГГ № ПЗ№) на представление от ДД.ММ.ГГГГ№. Впервые с административным исковым заявлением в Кировский районный суд г. Иркутска прокурор обратился ДД.ММ.ГГГГ, однако определением суда от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление было возращено. Повторно настоящее административное исковое заявление направлено в суд почтовым отправлением ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует штемпель почтового отделения на конверте, и поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, суд полагает, что срок для обращения с настоящим административным исковым заявлением истцом соблюден.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц - удовлетворить.
Признать незаконными распоряжения Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области №-мр от ДД.ММ.ГГГГ, №-мр от ДД.ММ.ГГГГ, №-мр от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении сроков поэтапного достижения предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для Акционерного общества «Кремний»».
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Сучилина
Решение в окончательной форме принято 04.10.2021.