ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3667/2021 от 22.06.2021 Октябрьского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 июня 2021 года город Новосибирск

дело № 2а-3667/2021

Октябрьский районный суд г. Новосибирска

в составе:
судьи Котина Е.И.

при секретаре Захорольных И.Р.,

при помощнике Белоцерковской К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3667/2021 по административному исковому заявлению Шпыновой Светланы Викторовны к администрации Октябрьского района г. Новосибирска об оспаривании решения,

установил:

Шпынова Светлана Викторовна обратилась в Октябрьский районный суд г. Новосибирска с административным исковым заявлением к администрации Октябрьского района г. Новосибирска об оспаривании решения.

В обоснование требований административный истец указала, что административный истец является собственником изолированного жилого помещения - 3-комнатной квартиры общей площадью 92,9 кв.м. в многоквартирном доме по адресу <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии от /дата/.

/дата/ административным истцом на согласование в администрацию Октябрьского района города Новосибирска было подано заявление о сохранении в переустроенном и перепланированном состоянии помещения в многоквартирном доме по утвержденной форме.

К заявлению от /дата/ были приложены следующие документы, предусмотренные Жилищным кодексом РФ:

свидетельство о государственной регистрации права на помещение,

технический паспорт помещения в многоквартирном доме до перепланировки,

технический паспорт помещения в многоквартирном доме после перепланировки,

личный паспорт заявителя, что подтверждается отметками на заявлении.

Административным ответчиком /дата/ был выдан отказ в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения с указанием следующих оснований: «Согласно п.4 ст.29 ЖК РФ помещение в многоквартирном доме может быть сохранено в перепланированном и (или) переустроенном состоянии на основании решения суда, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью. Учитывая изложенное, администрация района не вправе принимать решение о сохранении самовольной перепланировки или вводе нежилого помещения в многоквартирном доме в эксплуатацию, это право предоставлено суду».

Согласно п. 2 ст. 27 Жилищного кодекса РФ решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме должно содержать: основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 указанной статьи. Такие причины в отказе администрации не указаны.

Таким образом, административный истец считает решение без даты и без номера об отказе в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения незаконным, поскольку оно противоречит ст. 27 Жилищного кодекса РФ и нарушает права и законные интересы административного истца.

Согласно ч. 3 ст. 27 Жилищного кодекса РФ решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

Просит суд:

признать незаконным решение административного ответчика об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки изолированного жилого помещения - 3-комнатной квартиры общей площадью 87 кв.м. в многоквартирном доме по адресу: <адрес>;

обязать административного ответчика выдать административному истцу документ, подтверждающий принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки указанного жилого помещения на основании заявления от /дата/ и представленных документов.

В судебном заседании административный истец исковые требования поддержала в полном объеме по указанным в иске основаниям.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Октябрьского района г. Новосибирска фио с заявленными требованиями не согласилась, в обоснование возражений указала (л.д. 58-59), что -/дата/ в администрацию Октябрьского района поступило заявление Шпыновой С. В. о сохранении в перепланированном и переустроенном состоянии помещения в многоквартирном доме по <адрес>.

/дата/ заявителем получен отказ в согласовании переустройства и перепланировки помещения в многоквартирном доме.

Предоставление муниципальной услуги по согласованию переустройства и перепланировки жилого помещения в многоквартирном доме осуществляется на основании статьи 27 Жилищного кодекса РФ, а также административного регламента по согласованию переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, утвержденного постановлением мэрии города Новосибирска от 06.11.2019 №4033.

Для предоставления муниципальной услуги заявитель (представитель заявителя) представляет, кроме прочих документов, заявление по форме, установленной постановлением Правительства РФ от 28.04.2005 № 266 «Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения».

Результатом предоставления муниципальной услуги является принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме либо отказ в предоставлении муниципальной услуги.

Отказ в предоставлении муниципальной услуги оформляется решением об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, в котором указываются основания отказа.

Шпыновой С. В. в администрацию района было подано заявление о сохранении в переустроенном и (или) перепланированном состоянии помещения в многоквартирном доме. Форма указанного заявления не является формой заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения, регламентированной постановлением Правительства РФ № 266.

Таким образом, обращение Шпыновой С.В. рассмотрено в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Согласно статьи 12 указанного закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Ответ на обращение Шпыновой С.В. получен /дата/. Таким образом, срок рассмотрения обращения составил 7 календарных дней.

При анализе прилагаемых к обращению документов установлено, что перепланировка жилого помещения на момент подачи обращения выполнена, что подтверждается техническим паспортом помещения в многоквартирном доме после перепланировки. Решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки указанного помещения администрацией Октябрьского района не выдавалось.

В соответствии со статьей 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

С учетом отсутствия такого решения установлено, что проведенная перепланировка и переустройство выполнены самовольно без согласования с органом местного самоуправления (при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 ЖК РФ). Таким образом, к ней применима статья 29 ЖК РФ (последствия самовольного переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме).

Согласно статьи 29 ЖК РФ на основании решения суда помещение в многоквартирном доме может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

Администрация района не вправе принимать решение о сохранении самовольной перепланировки и (или) переустройства.

Ответ администрации района с разъяснениями относительно невозможности сохранения самовольной перепланировки никаким другим способом, кроме как на основании решения суда, соответствует жилищному законодательству.

Просила суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах данного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено, что административный истец Шпынова Светлана Викторовна является собственником изолированного жилого помещения - 3-комнатной квартиры общей площадью 92,9 кв.м. в многоквартирном доме по адресу: <адрес> на основании справки ЖСК «Исток-2А» о выплате паевого взноса от /дата/, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии от /дата/ (л.д.10).

/дата/ в администрацию Октябрьского района поступило заявление Шпыновой С.В. о сохранении в перепланированном и переустроенном состоянии помещения в многоквартирном доме по <адрес> (л.д.48).

К заявлению были приложены документы (в копиях):

свидетельство о государственной регистрации права на помещение,

технический паспорт помещения в многоквартирном доме до перепланировки,

технический паспорт помещения в многоквартирном доме после перепланировки,

личный паспорт заявителя, что подтверждается отметками на заявлении (л.д.49-58).

10.11.2020г. заявителю выдан отказ в согласовании переустройства и перепланировки помещения в многоквартирном доме. В отказе со ссылкой на ст. 29 ЖК РФ было указано, что администрация района не вправе принимать решение о сохранении самовольной перепланировки или вводе нежилого помещения в многоквартирном доме в эксплуатацию, это право предоставлено только суду (л.д.57).

Поскольку исходящий номер и дата данного документа в соответствующих строках не проставлены, суд исходит из того, что документ подготовлен в дату его выдачи заявителю – /дата/

Полагая, что данный отказ принят в нарушение закона и прав заявителя, административный истец обратилась в суд с настоящим административным иском.

Оценивая обоснованность позиции административного истца и административного ответчика, суд исходит из следующего.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: согласование переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме.

В силу ст. 25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

Согласно положениям ч. 1, 4-6 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

Для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:

1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном частью 2 статьи 40 настоящего Кодекса;

4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме;

5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);

6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о согласовании или об отказе в согласовании исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий согласование.

Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае представления заявления о переустройстве и (или) перепланировке через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем.

Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 ЖК РФ отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме допускается в случае:

1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя;

1.1) поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий согласование, после получения такого ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;

2) представления документов в ненадлежащий орган;

3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.

В силу ст. 28 ЖК РФ завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме подтверждается актом приемочной комиссии.

Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган регистрации прав.

Согласно ч. 1-4 ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.

Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее помещение в многоквартирном доме лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.

Собственник помещения в многоквартирном доме, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.

На основании решения суда помещение в многоквартирном доме может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

Процедура рассмотрения администрацией района указанного заявления урегулирована Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по приему заявлений и выдаче документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, утв. постановлением мэрии города Новосибирска от 15.07.2013 N 6670.

Как следует из содержания приведенных норм закона, орган местного самоуправления (администрация района) обладает полномочиями в сфере согласования переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме, состоящих в выдаче решений о согласовании предстоящих переустройства и перепланировки и согласовании акта приемочной комиссии по результатам проведённых переустройства и перепланировки.

При этом в силу указанных норм закона орган местного самоуправления (администрация района) не обладает полномочиями по согласованию самовольно проведённых переустройства и перепланировки без предварительного обращения в администрацию подготовленными проектом переустройства и перепланировки.

Административным истцом не оспаривается и следует из приложенных к поданному в администрацию района заявлению документов, что по состоянию на дату подачи заявления от /дата/ переустройство и перепланировка принадлежащего административному истцу жилого помещения в многоквартирном доме по <адрес> уже были произведены (в представленном заявителем техническом паспорте по состоянию на /дата/ отражено, что переустройство и перепланировка квартиры не утверждены (л.д. 50-54).

Таким образом, с учетом содержания приведенных норм закон и обстоятельств дела, свидетельствующих о том, что административный истец фактически обратился в администрацию района с заявлением о сохранении в переустроенном и перепланированном состоянии самовольно переустроенного и перепланированного жилого помещения, что в компетенцию администрации района не входит, административным ответчиком /дата/ обоснованно выдан административному истцу отказ в удовлетворении заявления с разъяснением права обратиться за сохранением в суд.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в ходе судебного разбирательства не нашел подтверждение факт допущенного администрации Октябрьского района г. Новосибирска нарушения норм закона и прав административного истца, требования административного истца правомерными судом признаны быть не могут, в удовлетворении заявленных требований о:

признании незаконным решения административного ответчика об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки изолированного жилого помещения - 3-комнатной квартиры общей площадью 87 кв.м. в многоквартирном доме по адресу: <адрес>;

понуждении административного ответчика выдать административному истцу документ, подтверждающий принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки указанного жилого помещения на основании заявления от /дата/ и представленных документов –

надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ :

В удовлетворении заявленных требований Шпыновой Светланы Викторовны отказать.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Новосибирска в течение месяца.

Судья Е.И. Котин

/подпись/

Подлинник хранится в административном деле № 2а-3667/2021 Октябрьского районного суда г. Новосибирска