ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3668/20 от 30.08.2022 Выборгского городского суда (Ленинградская область)

Административное дело № 2а-4314/2022 (2а-3668/2020;)

УИД: 47RS0005-01-2020-004780-97

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 августа 2022 года город Выборг

Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Грачевой Ю.С.,

при секретаре Зенкиной В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области о признании незаконным постановления органа местного самоуправления, о признании незаконным принятия на учет бесхозяйного объекта,

УСТАНОВИЛ:

административный истец обратился в суд с административными исками к администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области о признании незаконным постановления органа местного самоуправления, о признании незаконным принятия на учет бесхозяйного объекта.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что администрацией МО «Выборгский район» Ленинградской области (далее Администрация) принято постановление от 26.05.2020 № 1764 «О признании объекта недвижимости бесхозяйным», которым хозяйственно-бытовая постройка, расположенная по адресу <...>, признается бесхозяйной.

Административный истец полагает, что данное постановление является незаконным и нарушающим его права.

Постройка расположена на участке с кадастровым номером (далее – КН) 47:01:0122001:88, который был сформирован в результате процедуры перераспределения участка с КН 47:01:0122001:76, принадлежащего истцу на праве собственности, и государственных земель, собственность на которые не разграничена.

Постройка, признаваемая постановлением от 26.05.2020 № 1764 бесхозяйной, имеет установленные в законном порядке характеристики объект недвижимости, которые в постановлении не содержится. Как и не содержится никаких указаний на документы, на основании которых было бы возможно возведение указанной постройки на перераспределяемом участке КН 47:01:0122001:88. То есть оспариваемое постановление не мотивировано.

С другой стороны, как свидетельствует выписка из ЕГРН для участка с КН 47:01:0122001:88, в его границах расположен только один объект недвижимости – принадлежащий ФИО1 на праве собственности жилой дом с КН 47:01:0701002:178.

Административный истец полагает, что постройка, признаваемая Администрацией бесхозяйной, не является объектом недвижимости и не имела в прошлом зарегистрированного в законном порядке собственника, а обладает перечисленными в ч. 1 ст. 222 ГК РФ признаками самовольной:

- постройка возведена на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке;

- постройка возведена без получения на это необходимых в силу закона согласований и разрешений;

- постройка возведена с нарушением градостроительных и строительных норм и правил (расположена с нарушением минимального отступа от смежных участков с КН 47:01:0121001:15 и КН 47:01:0122001:76).

К тому же, часть перераспределенного земельного участка с КН 47:01:0122001:88, на котором расположена упомянутая постройка, образует вкрапление, то есть этот участок площадью 162 кв.м, со всех сторон граничит с участками, находящимися в собственности, и к нему отсутствует доступ с территорий общего пользования. Этот участок относится к категории ТЖ-1-1, позволяющую выделение земельных участков для индивидуального жилищного строительства. С вкраплением граничат два садоводства (СНТ «Связист» и СНТ «Зеленая горка) и участок с КН 47:01:0122001:76, предназначенный для ИЖС и находящейся у истца в собственности. Эффективное распределения земель подразумевает приоритет предоставления участков для ИЖС, а не для ведения садоводства, так как кадастровая стоимость участка, предназначенного для ИЖС, превышает почти в 3 раза кадастровую стоимость такого же участка, предназначенного для ведения садоводства, а других участков ИЖС, имеющих возможность получить доступ к вкраплению площадью 162 кв.м., кроме участка ФИО2 с КН 47:01:0122001:76, с вкраплением не граничит.

Утверждение о том, что постройка, расположенная на перераспределенной части участка с КН 47:01:0122001:88, является бесхозяйной в том смысле, что не имеет владельца, также является недостоверным, потому что земельный участок, на котором расположена постройка, уже был перераспределен истцу самой Администрацией.

Истец обратился в Администрацию с заявлением от 11.12.2018 № 8453/18 о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 47:01:0122001:76, принадлежащего ему на праве собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена. К заявлению прилагалась схема расположения формируемого земельного участка на кадастровом плане территории. В результате рассмотрения этого заявления Администрацией было принято постановление от 05.02.2019 № 268 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», которым схема была утверждена. В отношении вновь сформированного земельного участка истцом обеспечено выполнение необходимых кадастровых работ, и 15.03.2019 участок поставлен на учет с КН 47:01:0122001:88.

09.10.2019 истец обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации МО «Выборгский район» (далее – КУМИГ) с заявлением № 19160 для выкупа перераспределенных истцу государственных земель в собственность.

Истец полагает, что администрация уже признала его право на получение земель, на которых расположена самовольная постройка, в собственность, то есть перераспределила земли вместе с самовольной постройкой. Вопросы законности процесса перераспределения земель в отношении участка с КН 47:01:0122001:88 рассматривались Выборгским городским судом в рамках дела № 2а-781/2020 по иску ФИО3 о признании постановления Администрации от 05.02.2019 №268 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» незаконным, истец участвовал в процессе в качестве заинтересованного лица. На суде Администрация, зная о наличии постройки на перераспределенной части участка, против удовлетворения исковых требований ФИО3 возражала и заявила, что при утверждении схемы действовала в соответствии с требованиями законодательства. Суд вступившим в силу решением от 16.01.2020 № 2а-781/2020 отказал в удовлетворении исковых требований ФИО3 Суд своим решением подтвердил законность всех завершенных процедур перераспределения.

Несмотря на законность процесса перераспределения земельного участка с КН 47:01:0122001:88, КУМИГ в нарушение законодательства и регламента оказания муниципальной услуги, приостановил процедуру заключения с ним подготовленного соглашения о перераспределении в отношении участка с КН 47:01:0122001:88. Решением мирового судьи судебного участка №20 Выборгского района Ленинградской области Москвичёвой З.Р. от 23.12.2020 по делу №3-780/19-20 задержка и приостановка процесса заключения с ним соглашения о перераспределении в отношении участка с КН 47:01:0122001:88 признана незаконной, и заместитель председателя КУМИГ привлечен к административной ответственности. Однако незаконное приостановление так и не было прекращено.

Таким образом, КУМИГ своими действиями, в том числе и незаконными, до сих пор не предоставляет истцу возможность подписать подготовленное соглашение от 07.11.2019 №777-2019 «О перераспределении земель и (или) земельных участков» и выкупить перераспределенный участок с КН 47:01:0122001:88 в собственность. На сегодняшний день нет судебного акта, который бы санкционировал задержку заключения соглашения Администрацией. Оспариваемое постановление нарушает права истца тем, что направлено на лишение его права на перераспределенный участок вместе с самовольной постройкой.

Также полагает, что объект – самовольная постройка, не может быть признан бесхозяйным, если в отношении него существует спор о праве.

Позднее ФИО1 предъявил в суд административное исковое заявление к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, в котором просил суд признать незаконным принятие на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 47:01:0122001:101 и исключить из Государственного кадастра недвижимости запись о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества с КН 47:01:0122001:101.

На основании изложенного административный истец просит суд признать незаконным постановление администрации МО «Выборгский район» от 26.05.2020 № 1764 «О признании объекта недвижимости бесхозяйным», признать незаконным принятие на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 47:01:0122001:101 и исключить из государственного кадастра недвижимости запись о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 47:01:0122001:101.

Административный истец в судебном заседании просил исковые требования удовлетворить в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснил, что на момент формирования земельного участка для перераспределения данный объект не был препятствием в подготовке документов, принято постановление администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области от 05.02.2019 № 268 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», однако в связи с совершением ответчиками оспариваемых действий административный истец не может оформить соглашение о перераспределении земельного участка, самовольная постройка была фактически восстановлена в 2019-2020 годах в период отсутствия истца.

Представитель административных ответчиков КУМИГ администрации МО "Выборгский район" ЛО и администрации МО "Выборгский район" ЛО ФИО4, действующая на основании доверенности, имеющая высшее юридическое образование, возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что поскольку на перераспределяемом земельном участке был выявлен объект недвижимости, при подготовке первоначального постановления истец не предоставил сведения о наличии объекта недвижимости, впоследствии данная информация была представлена ответчику, в связи с чем заключение соглашения о перераспределения земельного участка невозможно, а выявленный объект, поскольку его собственник не выявлен, подлежит постановке на учет в качестве бесхозяйного и постановке на учет в таком качестве в ЕГРН.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области ФИО5, действующая на основании доверенности, имеющая высшее юридическое образование, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку действия ответчика основаны на законодательстве и представленных документах, оснований для отказа не имелось.

Заинтересованное лицо ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в судебное заседание представителя не направило, об отложении судебного разбирательства не просило, возражений не представило.

На основании ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть материалы административного дела в составе имеющейся явки участников процесса.

Суд, выслушав объяснения участвующих в деле лиц и представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные в материалы дела доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном этим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления и их должностных лиц, муниципальных служащих, порядок рассмотрения которых установлен главой 22 поименованного Кодекса.

Право гражданина, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности, обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия), в том числе органа местного самоуправления, его должностного лица или муниципального служащего, прямо закреплено в части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

05.02.2019 на основании заявления ФИО1 о перераспределении земельного участка, принадлежащего на праве собственности административному истцу с кадастровым номером 47:01:0122001:76 площадью 1 150 кв.м., и земельного участка площадью 500 кв.м. из земель, государственная собственность на которые не разграничена, на основании ст. 11.7, ст. 11.10 пп. 3 п. 1 ст. 39.28 и ст. 39.29 ЗК РФ, издано Постановление администрации МО «выборгский район» Ленинградской области № 268 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории».

В соответствии с ч. 3 ст. 39.29 ЗК РФ к заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются:

1) копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;

2) схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков;

3) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя;

4) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.

Положениями ч. 4 ст. 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

Из ч. 1 ст. 39.29 ЗК РФ следует, что лицо, по заявлению которого принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка или которому направлено согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельных участков, которые образуются в результате перераспределения, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете таких земельных участков.

При этом положениями ч. 1 и ч. 2 ст. 24.1 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрены требования к карте-плану территории:

1. Подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ карта-план территории содержит необходимые для государственного кадастрового учета сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ. Карта-план территории состоит из текстовой и графической частей.

2. В состав текстовой части карты-плана территории включаются:

1) пояснительная записка с указанием оснований выполнения комплексных кадастровых работ, сведений о территории выполнения комплексных кадастровых работ, об учетных номерах кадастровых кварталов, являющихся территорией, на которой выполняются комплексные кадастровые работы, включая реквизиты полученных для выполнения комплексных кадастровых работ кадастровых планов территории указанных кадастровых кварталов, реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории (в том числе в составе проекта планировки территории), реквизиты документа, устанавливающего распределение земельных участков в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, и иных сведений о территории, на которой выполняются комплексные кадастровые работы;

2) сведения об объектах недвижимости, являющихся в соответствии с частью 1 статьи 42.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» объектами комплексных кадастровых работ (в том числе полученные в результате выполнения комплексных кадастровых работ), в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования;

3) акт согласования местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ;

4) заключение или заключения согласительной комиссии, сформированной в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», о результатах рассмотрения возражений относительно местоположения границ земельных участков, обязательным приложением к которым являются указанные возражения.

В ходе формирования земельного участка, подлежащего перераспределению к участку административного истца ФИО1, а также в ходе рассмотрения административного дела 2а-781/2020, выяснилось, что на земельном участке с кадастровым номером 47:01:0122001:88 имеется ранее не учтенная постройка, при этом, собственник которой неизвестен, о чем в материалы рассматриваемого дела представлены акты обследования земельного участка с кадастровым номером 47:01:0122001:88 от 09.12.2019 и от 03.03.2020.

В связи с чем, административным ответчиком КУМИГ администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области, в соответствии с п. 38 и п 49 ч. 1 ст. 2 Положения о комитете по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области, утвержденного решением совета депутатов МО «Выборгский район» Ленинградской области № 77 от 23.11.2010, были предприняты меры по признанию объекта недвижимости – нежилое здание одноэтажной надворной хозяйственно-бытовой постройки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 47:01:0122001:88 бесхозяйной, о чем административным ответчиком администрацией МО «Выборгский район» Ленинградской области принято постановление № 1764 от 26.05.2020 «О признании объекта недвижимости бесхозяйным» и 06.10.2020 указанный выше объект недвижимости поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 47:01:0122001:101.

Таким образом, исходя из изложенного выше, следует, что ФИО1 при подачи заявления с приложениями, включая межевой план земельного участка, принадлежащего на праве собственности административному истцу с кадастровым номером 47:01:0122001:76 площадью 1 150 кв.м., и земельного участка площадью 500 кв.м. из земель, государственная собственность на которые не разграничена, представлены недостоверные сведения об объектах недвижимости, находящихся на образуемых земельных участках.

Так, согласно разделу 1 представленной в материалы дела выписке из ЕГРН от 05.10.2020 на объект недвижимости с кадастровые номером 47:01:0122001:101, год постройки указанного объекта соответствует 1975 году. Из чего следует, что в период подготовки межевого плана и рассмотрения заявления ФИО1 объект недвижимости с кадастровым номером 47:01:0122001:101 не мог быть возведен, и на момент подачи заявления о перераспределении земель уже находился на территории земельного участка с кадастровым номером 47:01:0122001:88.

Административным истцом не представлено в материалы дела каких-либо допустимых и относимых доказательств, подтверждающих создание спорного объекта недвижимости в период после издания постановления администрации МО «Выборгского района» Ленинградской области «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» от 05.02.2019 № 268.

Таким образом, нарушений прав административного истца действиями административных ответчиков администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области о признании объекта недвижимости бесхозяйным не имеется.

Согласно п. 1 ст. 13 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в несение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав – при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.

Поскольку в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области поступили установленные законом документы, установленные законодательством, был осуществлен государственный кадастровый учет.

Таким образом, суд не усматривает нарушение прав административного истца ФИО1 действиями административного ответчика Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, действующего в рамках действующего законодательства.

На основании изложенного выше, суд полагает административные исковые требования ФИО1 не подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Согласно ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области о признании незаконным постановления органа местного самоуправления, о признании незаконным принятие на учет бесхозяйного объекта отказать.

На решение суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Выборгский городской суд Ленинградской области.

Судья Ю.С. Грачева

Мотивированное решение изготовлено 06.09.2022