ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-366/19 от 17.01.2019 Приволжского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

дело № 2а-366/19г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 января 2019 года г.Казань

Приволжский районный суд г.Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Галяутдиновой Д.И.,

при секретаре Егоровой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Выговской И.Д. к филиалу федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан, инженеру 2 категории межрайонного отдела филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан Блохиной С.В., Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан о признании незаконным решения о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий и обязании устранить нарушение.

У С Т А Н О В И Л:

Выговская И.Д. (далее по тексту – административный истец) обратилась в суд с административным иском к филиалу федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан (далее по тексту – филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Татарстан, административный ответчик 1), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее по тексту – Управление Росреестра по Республике Татарстан, административный ответчик 2) о признании незаконным решения административного ответчика 1 № 1600/501/13-250557 от 18.12.2013 о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий: охранная зона КЛ 10кВ ф.9 РП 17 с учетным номером 16.00.2.2465; возложении обязанности устранить допущенное нарушение путем исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений об охранной зоне КЛ 10кВ ф.9 РП 17 с учетным номером 16.00.2.2465.

В обоснование заявленных требований указано, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , находящийся по адресу: <адрес>, и расположенный на нем жилой дом. Оспариваемым решением филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Татарстан в государственный кадастр недвижимости в отношении данной территории были внесены сведения о зонах с особыми условиями использования территорий: охранная зона КЛ 10кВ ф.9 РП 17 с учетным номером 16.00.2.2465.

Между тем, в границах земельного участка административного истца отсутствует кабельная линия 10кВ, для которой требуется установление охранной зоны.

Кроме того, данная охранная зона установлена с нарушениями требований законодательства, в частности, установление охранной зоны не согласовано с Приволжским управлением Ростехнадзора, что подтверждается ответом Управления от 29.10.2018.

Установление охранной зоны в данном случае нарушает права административного истца на распоряжение принадлежащим ей земельным участком, в связи с чем Выговской И.Д. предъявлены настоящие административные исковые требования.

В ходе рассмотрения дела представитель административного истца уточнил заявленные требования, просил признать незаконным решение административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Татарстан № 1600/501/13-250557 от 18.12.2013 о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий: охранная зона КЛ 10кВ ф.9 РП 17 с учетным номером 16.00.2.2465; обязать филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Татарстан и Управление Росреестра по Республике Татарстан устранить нарушение путем исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений об охранной зоне КЛ 10кВ ф.9 РП 17 с учетным номером 16.00.2.2465 (л.д. 89-91).

Кроме того, поскольку с текстом оспариваемого решения административный истец ознакомилась только 24.08.2018 в рамках рассмотрения гражданского дела по иску ОАО «Сетевая компания» к Выговской И.Д. о признании объекта капитального строительства самовольной постройкой и возложении обязанности произвести её снос, просит предусмотренный законом срок для обращения с административным иском восстановить.

Определениями суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена, а затем переведена из числа заинтересованных лиц в административного ответчика инженер 2 категории межрайонного отдела филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Татарстан Блохина С.В.

В судебном заседании представитель административного истца уточнённые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме и восстановить срок для обращения в суд с административным иском.

Представители административных ответчиков – филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Татарстан, Управления Росреестра по Республике Татарстан с уточнёнными административными исковыми требованиями не согласились, просили в их удовлетворении отказать.

Административный ответчик – инженер 2 категории межрайонного отдела филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Татарстан Блохина С.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена, ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия (л.д. 100, 133).

Представитель заинтересованного лица – ОАО «Сетевая компания» в лице филиала Набережночелнинские электрические сети также просил в удовлетворении уточнённых административных исковых требованиях отказать.

Представитель заинтересованного лица – Приволжского управления Ростехнадзора в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен (л.д. 97).

Выслушав пояснения явившихся участников процесса, допрошенного в качестве специалиста сотрудника Приволжского управления Ростехнадзора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела, административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , находящийся по адресу: <адрес>.

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за Выговской И.Д. 17.04.2017 (запись регистрации 16:52:060401:96-16/022/2017-2) на основании договора купли-продажи земельного участка и жилого дома от 08.04.2017.

Согласно части 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации, права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1 части 2 указанной статьи могут устанавливаться, в том числе, ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в следующих целях: 1) защита жизни и здоровья граждан; 2) безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства; 3) обеспечение сохранности объектов культурного наследия; 4) охрана окружающей среды, в том числе защита и сохранение природных лечебных ресурсов, предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира; 5) обеспечение обороны страны и безопасности государства.

В целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.

Согласно статье 105 Земельного кодекса Российской Федерации, могут быть установлены следующие виды зон с особыми условиями использования территорий: охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии) (пункт 3).

Как следует из положений части 1 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации, Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, в котором должны быть определены, в том числе требования к предельным размерам указанных зон и (или) правила определения размеров зон, за исключением случаев, если требования к таким предельным размерам и (или) правилам определения размеров зон установлены федеральным законом (пункт 4).

В связи с введением в действие Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» с 01.01.2017 сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости и Едином государственном реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, объединены в Единый государственный реестр недвижимости.

Пунктом 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий…

До введения в действие Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулировались Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В силу части 12 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) учет части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, осуществляется органом кадастрового учета на основании документов, необходимых для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о соответствующей зоне, по правилам, установленным порядком ведения государственного кадастра недвижимости. Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при учете части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, приобретают характер кадастровых сведений.

В соответствии с пунктом 72.1 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 (в редакции, действовавшей до 01.01.2017), учет части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, осуществляется на основании документов, необходимых для внесения в ГКН сведений о соответствующей зоне.

Решением инженера 2 категории межрайонного отдела филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Татарстан Блохиной С.В. № 1600/501/13-250557 от 18.12.2013 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, а именно охранной зоне КЛ 10кВ ф.9 РП 17 с учетным номером 16.00.2.2465.

Основанием для внесения таких сведений явились документы, предоставленные ОАО «Сетевая компания», в том числе свидетельство о государственной регистрации права № 213749 от 09.03.2007, справка о балансовой принадлежности б/н, постановление Совета Министров СССР от 26.03.1984 № 255 «Об утверждении Правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт» (л.д. 13, 115).

В ходе рассмотрения дела при исследовании кадастрового дела зоны с особыми условиями использования территорий с учётным номером 16.00.2.2465 (л.д. 103-132) установлено следующее.

Кабельная линия КЛ 10кВ ф.9 РП 17 находится на балансе ОАО «Сетевая компания» в лице филиала Набережночелнинские электрические сети, согласно перечню, утвержденному 16.12.2013 главным инженером данного филиала (л.д. 116).

Согласно Свидетельству о государственной регистрации права серии 16-АА № 213749 от 09.03.2017, на основании протокола собрания учредителей № 1 от 07.12.2001 ОАО «Сетевая компания» является собственником электросетевого комплекса общей площадью 28 741, 20 кв.м., назначение – нежилое, о чём в ЕГРН внесена запись 09.03.2007 № 16-16-30/003/2007-328 (л.д. 117).

В соответствии с частью 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Решением Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 31.08.2018 по гражданскому делу № 2-8547/18г. удовлетворены исковые требования ОАО «Сетевая компания» к Выговской И.Д.: одноэтажное кирпичное здание, расположенное на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, и расположенное в охранной зоне электрических сетей ВЛЗ-10кВ КТП 68-5 на 68-7, признано самовольной постройкой; на Выговскую И.Д. возложена обязанность осуществить снос данного строения в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Апелляционным определением Верховного суда Республики Татарстан от 22.11.2018 указанное решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан оставлено без изменения, апелляционная жалоба Выговской И.Д. – без удовлетворения.

Данными судебными актами, исходя из материалов гражданского дела, установлено, что спорный объект недвижимости (гараж) возведён с нарушением градостроительных норм и правил. В частности, он расположен в границах охранной зоны линии электропередач ВЛЗ-10кВ КТП 68-5 на КТП 68-7, которая, в свою очередь, входит в состав комплекса линий электропередач КЛ 10кВ ф.9 РП 17.

Согласно пояснениям специалиста Приволжского управления Ростехнадзора – ФИО7, данным в ходе судебного разбирательства, объект, в отношении которого установлена охранная зона, представляет собой электросетевой комплекс, кабельные и воздушные линии. Над земельным участком административного истца проходят воздушные линии, соответственно данный земельный участок входит в границы охранной зоны.

В соответствии с пунктом 5 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства, исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению.

Из пункта «а» Приложения следует, что охранные зоны устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на следующем расстоянии: при проектном номинальном классе напряжения 1-20 кВ – 10 (5 - для линий с самонесущими или изолированными проводами, размещенных в границах населенных пунктов).

При таких данных, учитывая протяжённость охранной зоны, представляющей собой электросетевой комплекс, а также кабельные и воздушные линии и др., суд находит довод Выговской И.Д., её представителя об отсутствии кабельной линии на земельном участке административного истца, не имеющим основополагающего значения для признания оспариваемого решения незаконным. Отсутствие кабельной линии в границах земельного участка административного истца, не свидетельствует о том, что земельный участок с кадастровым номером не находится в охранной зоне и на него не распространяются установленные законом ограничения. Как установлено судом, над земельным участком Выговской И.Д. проходят воздушные линии, которые входят в состав комплекса охранной зоны линий электропередач КЛ 10кВ ф.9 РП 17.

В этой связи, довод административного истца, её представителя об отсутствии кабельной линии на её земельном участке подлежит отклонению.

Кроме того, суд полагает несостоятельным и отклоняет довод Выговской И.Д., ее представителя о нарушении установленного законом порядка установления охранной зоны.

В обоснование вышеуказанного довода административный истец и ее представитель ссылаются на пункт 6 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, в котором определен порядок установления охранной зоны в отношении объекта электросетевого хозяйства, предусматривающий согласование границ такой охранной зоны сетевой организацией с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор. В данном же случае, согласно ответу Приволжского управления Ростехнадзора от 29.10.2018 № 34673/21, согласование границ охранных зон объектов электросетевого хозяйства КЛ 10кВ ф.9 РП 17 с учетным номером 16.00.2.2465 и ВЛЗ-10кВ КТП 68-5 на 68-7 не осуществлялось.

Между тем, Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утверждены 24.02.2009 Постановлением Правительства Российской Федерации N 160, вступившим в законную силу 17.03.2009, тогда как право собственности ОАО «Сетевая компания» на электросетевой комплекс зарегистрировано ранее – 09.03.2007 (запись регистрации № 16-16-30/003/2007-328). Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09.03.2007 серии 16-АА 213749 (л.д. 117-119).

Факт регистрации комплекса линий электропередач КЛ 10кВ ф.9 РП 17 в установленном законом порядке также отражен в апелляционном определении Верховного суда Республики Татарстан от 22.11.2018.

В силу пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 736 «О некоторых вопросах установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства» согласование границ охранных зон объектов электросетевого хозяйства, введенных в эксплуатацию до даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, не требуется.

Следовательно, пункт 6 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, к порядку установления данной охранной зоны неприменим.

Согласно пункту 6 указанных Правил, после согласования границ охранной зоны сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета), с заявлением о внесении сведений о границах охранной зоны в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведений о границах охранной зоны.

В дополнениях к административному исковому заявлению представитель Выговской И.Д. ссылается на то, что сведения о границах охранной зоны внесены в государственный кадастр недвижимости неуполномоченным органом, однако данный довод также подлежит отклонению ввиду необоснованности.

Так, с 01.03.2008 государственный кадастровый учет осуществлялся в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» закона (в редакции № 23 от 23.07.2013) закреплялось, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также, в том числе, среди прочего, сведений зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.

Пунктом 5 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» закона (в редакции № 23 от 23.07.2013) определялся состав сведений государственного кадастра недвижимости, в который, в том числе, вносились сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, а также среди прочего, содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.

Согласно частям 1, 2 статьи 3 указанного Федерального закона (в редакции № 23 от 23.07.2013), кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета)

Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18.05.2009 N 21 «О наделении федеральных государственных учреждений полномочиями органа кадастрового учета» с 01.06.2009 Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Республике Татарстан наделено полномочиями органа кадастрового учета, предусмотренными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (пункт 1).

В соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 31.05.2011 N П/200 «Об утверждении уставов федеральных бюджетных учреждений «Кадастровая палата» Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Республике Татарстан переименовано в Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Республике Татарстан.

Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» закона (в редакции № 23 от 23.07.2013), постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.

В силу пунктов 4, 5.1.3 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, названный орган осуществлял государственный кадастровый учет недвижимого имущества (вносил сведения в государственный кадастр недвижимости сведения о зонах с особыми условиями использования территорий), в том числе через подведомственные организации, которой являлся на момент принятия оспариваемого решения филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Татарстан.

Вышеизложенное согласуется с положением абзаца 3 пункта 6 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утв.24.02.2009 Постановлением Правительства Российской Федерации N 160, согласно которого, исполнительным органом, вносящим сведения в государственный кадастр недвижимости о зонах с особыми условиями использования является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.

Следовательно, на дату принятия оспариваемого решения – 18.12.2013 филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Татарстан являлся органом, уполномоченным на ведение государственного кадастрового учета, в том числе на внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий.

Доводы представителя административного истца о том, что с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о зоне с особыми условиями использования территории обратилась ненадлежащая организация – ОАО «Сетевая компания» основаны на неправильном толковании законодательства. Так, согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 736 «О некоторых вопросах установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства» сведения о границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства, введенных в эксплуатацию до даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления организации, владеющей такими объектами на праве собственности или на ином законном основании. Такие сведения указанные организации обязаны представить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, до 01.01.2015. По материалам кадастрового дела зоны с особыми условиями использования территорий 16.00.2.2465 усматривается, что электросетевой комплекс, право собственности на который зарегистрирован за ОАО «Сетевая компания» 09.03.2007, введён в эксплуатацию до вступления в силу 17.03.2009 постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160. Согласно справке о балансовой принадлежности от 16.12.2013, дата прокладки кабельной линии КЛ 10кВ ф.9 РП 17 – 1983г.

Более того, суд полагает, что Выговской И.Д. пропущен установленный законом срок для предъявления настоящих требований.

В соответствии с частями 1, 5, 7, 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В соответствии со статьёй 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

01.08.2018 Выговская И.Д. обратилась в Набережно-Челнинский филиал ГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» в Республике Татарстан с заявлением о выдаче выписки из Единого государственного реестра недвижимости в отношении принадлежащего ей земельного участка (л.д. 161-162). Данная выписка, содержащая сведения об ограничениях прав, предусмотренных статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, получена административным истцом 08.08.2018 (л.д. 144-145). Таким образом, с этого момента административному истцу стало известно о нарушении ее прав.

Вместе с тем, настоящее административное исковое заявление направлено Выговской И.Д. в Приволжский районный суд г.Казани по почте 16.11.2018, что подтверждается штемпелем Почты России на конверте, то есть по истечении трехмесячного срока со дня получения ею выписки из Единого государственного реестра недвижимости.

Кроме того, представитель Выговской И.Д. участвовал при рассмотрении Набережночелнинским городским судом Республики Татарстан гражданского дела по иску ОАО «Сетевая компания» о признании объекта капитального строительства самовольной постройкой и возложении обязанности снести данную самовольную постройку, где также исследовался вопрос нахождения земельного участка Выговской И.Д. в границах охранной зоны.

В силу изложенного, судом не принимается во внимание в качестве уважительной причины для восстановления пропущенного процессуального срока обстоятельство ознакомления административного истца, её представителя с оспариваемым решением 24.08.2018.

Административным истцом, её представителем не представлено доказательств наличия причин объективно исключающих возможность подачи соответствующего иска в суд в установленный срок, а также независящие от лица обстоятельства, в силу которых оно было лишено возможности своевременно обратиться в суд с иском.

Доводы представителя административного истца о том, что течение срока обращения в суд с настоящим административным иском необходимо исчислять с момента получения и ознакомления оспариваемого решения – 24.08.2018, когда стал известен надлежащий административный ответчик по делу, являются несостоятельными, поскольку в данном случае действующим законодательством обязанность государственного органа вручать и направлять административному истцу копию оспариваемого решения о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий не предусмотрена, учитывая в том числе, обстоятельство вынесения оспариваемого решения задолго до регистрации права собственности административного истца на земельный участок. При этом течение срока на обращение в суд законодатель связывает с момента когда, лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов. В данном случае, согласно материалов дела, административному истцу стало известно о нарушении её прав 08.08.2018, с даты получения расширенной выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, сформированной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Татарстан (л.д. 145, 147, 158).

При таких обстоятельствах, заявление представителя административного истца о восстановлении пропущенного процессуального срока обращения в суд с настоящим административным иском удовлетворению не подлежит.

Принимая во внимание все изложенные обстоятельства, суд отказывает в удовлетворении административных исковых требований Выговской И.Д.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Выговской И.Д. к филиалу федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан, инженеру 2 категории межрайонного отдела филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по РТ Блохиной С.В., Управлению Росреестра по Республике Татарстан о признании незаконным решения № 1600/501/13-250557 от 18.12.2013 о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий: охранная зона КЛ 10кВ ф.9 РП 17 с учётным номером 16.00.2.2465 и обязании устранить нарушение путём исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведения об охранной зоне КЛ 10кВ ф.9 РП 17 с учётным номером 16.00.2.2465 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд г.Казани Республики Татарстан в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Д.И. Галяутдинова