Дело № 2а - 366 / 2019 год
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 сентября 2019 года г. Барыш Ульяновской области
Барышский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Гавриловой Е.И., при секретаре Киселевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Совету депутатов МО «Ленинское городское поселение» Барышского района Ульяновской области о признании собранных инициативной группой документов по созданию территориального общественного самоуправления в установленные сроки и не требующими повторного переоформления, о признании предложенных населением границ территориального общественного самоуправления сформированными в соответствии с требованиями законодательства РФ, о возложении обязанности на Совет депутатов МО «Ленинское городское поселение» Барышского района Ульяновской области в лице председателя Совета депутатов организовать и провести процедуру установления предложенных населением границ территориального общественного самоуправления «Казаиха»,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, уточненным в суде, к Совету депутатов МО «Ленинское городское поселение» Барышского района Ульяновской области об отмене решения Совета депутатов об отказе в утверждении границ территориального общественного самоуправления «Казаиха». Мотивируя требования, ФИО1 указал, что инициативная группа жителей с.Малая Бекшанка Барышского района обратилась в Совет депутатов МО «Ленинское городское поселение» с заявлением об утверждении границ территориального общественного самоуправления ( далее – ТОС ) «Казаиха». На данное заявление Совет депутатов ответил отказом, сославшись на то, что в соответствии с ч.3 ст.27 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ТОС может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан. В части второй Положения о ТОС в МО «Ленинское городское поселение» указаны условия, с учетом которых должны устанавливаться границы ТОС. Данные условия при подаче заявления об установлении границ ТОС были соблюдены. Отказ в утверждении границ ТОС «Казаиха» считает незаконным.
В судебном заседании ФИО1 иск уточнил. С учетом того, что решение об отказе в утверждении границ ТОС «Казаиха» Советом депутатов не принималось, уточнив иск, просил признать собранные инициативной группой документы по созданию ТОС в установленные сроки и не требующими повторного переоформления, признать предложенные населением границы ТОС сформированными в соответствии с требованиями законодательства РФ, возложить обязанность на Совет депутатов МО «Ленинское городское поселение» Барышского района Ульяновской области в лице председателя Совета депутатов организовать и провести процедуру установления предложенных населением границ ТОС «Казаиха».
Из пояснений административного истца также следует, 19.09.2018 г. инициативная группа жителей с.Малая Бекшанка обратилась в Совет депутатов МО «Ленинское городское поселение» с заявлением об установлении границ ТОС «Казаиха» с приложением схемы границ. 03.10.2018 г. истец принял участие в заседании Совета депутатов, где ему было предложено конкретизировать и обсудить с жителями с.Малая Бекшанка цели создания ТОС «Казаиха». Письменный ответ на обращение от 19.09.2018 г. был дан ему 17.10.2018 г. В последующем обращение в Совет депутатов МО «Ленинское городское поселение» по вопросу установления границ ТОС «Казаиха» последовало 24.12.2018 г., ответ дан 17.01.2019 г., предложено скорректировать границы ТОС. Последнее обращение в Совет депутатов МО «Ленинское городское поселение» по вопросу установления границ ТОС было направлено 25.01.2019 г., ответ дан 25.02.2019 г., предложено скорректировать границы ТОС. После этого обращений в Совет депутатов не было. О том, что в суд необходимо было обращаться в течение трех месяцев со дня, когда стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов, ему не было известно.
Председатель Совета депутатов МО «Ленинское городское поселение» Барышского района Ульяновской области, Глава МО «Ленинское городское поселение» Г*А.Н. и представитель администрации МО «Ленинское городское поселение» Барышского района Ульяновской области Ш*А.Е., возражая против иска, заявили о пропуске административным истцом срока на обращение в суд. Из их пояснений следует, что 19.09.2018 г. в Администрацию МО «Ленинское городское поселение» поступило обращение от инициативной группы граждан, жителей с.Малая Бекшанка по оказанию содействия в установлении численности граждан, старше 16 лет, проживающих на территории села Малая Бекшанка. Однако, кроме заявления об установлении границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление и схемы границ территории, необходимо было представить и копию протокола собрания или конференции граждан по вопросам организации деятельности ТОС.
На данное обращение в адрес жителей села Малая Бекшанка был направлен ответ от 17.10.2018 г. за № 01-28/239.
Аналогичное обращение было направлено и в Совет депутатов МО «Ленинское городское поселение», на которое Совет депутатов, рассмотрев его на своем очередном заседании 03.10.2018 года, направил ответ 16.10.2018 г., в котором Совет депутатов полностью поддержал инициативу жителей села Малая Бекшанка по созданию ТОС, однако было отмечено, что ранее принятое решение Совета депутатов МО «Ленинское городское поселение» 25.06.2010 г. по регламентации деятельности ТОС устарело и на основании полученных рекомендаций Правительства Ульяновской области ведется разработка проекта нормативно-правового акта, регламентирующего деятельность ТОС, уже с учетом вступивших в силу многих изменений законодательства РФ. На заседании Совета депутатов 03.10.2018 г. одним из вопросов повестки дня был вопрос, касающийся организации ТОС в селе Малая Бекшанка. Для пояснения целей и задач ТОС на заседание прибыл ФИО1, который разъяснил депутатам свою позицию, однако депутаты не увидели четкой цели создания ТОС и попросили ФИО2 в тот период времени, пока готовится и проходит проверку нормативно-правовой акт, регламентирующий деятельность ТОС, еще раз обсудить с жителями и конкретизировать цели и задачи данной вновь создаваемой организации. Консультант администрации ФИО3 присутствовала на данном заседании Совета депутатов и так же давала ФИО2 разъяснения по границам ТОС, представила депутатам информацию о тех земельных участках, которые ФИО2 включил в предполагаемые границы ТОС. Из сведений публичной кадастровой карты было видно, что земельный участок с кадастровым номером 73:02:043701:172 находится за пределами села Малая Бекшанка, земельный участок с кадастровым номером 73:02:043701:173 находится за границами села, земельный участок с кадастровым номером 73:02:043701:158 имеет категорию земель сельскохозяйственного назначения и находится за границами села, земельный участок с кадастровым номером 73:02:043701:159 так же имеет категорию земель сельскохозяйственного назначения и находится за границами села.
Согласно представленной ФИО1 схеме границ ТОС «Казаиха» большую часть территории ТОС занимают земельные участки, расположенные, согласно публичной кадастровой карте, за пределами границ села Малая Бекшанка. ФИО1 было направлено соответствующее письмо с разъяснениями позиции Совета депутатов МО «Ленинское городское поселение» по данному вопросу, в том числе положения части 3 статьи 27 ФЗ № 131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». ФИО2 так же был приглашён на сход граждан 31.01.2019 г. в р.п.им.Ленина, с участием Главы администрации МО «Барышский район» и специалистов всех отделов администрации МО «Барышский район». Специалистами юридического отдела администрации МО «Барышский район» ему были даны исчерпывающие разъяснения по процедуре создания ТОС, границам ТОС и пр. Кроме того, ФИО2 специалистами администрации оказывались постоянные консультационные услуги относительно процедуры создания ТОС и дальнейшей деятельности ТОС.
Администрация МО «Ленинское городское поселение» обращалась в Ассоциацию ТОС Ульяновской области за консультацией по данному вопросу, а так же в Ассоциацию муниципальных образований Ульяновской области, были получены однозначные ответы по правильной позиции Совета депутатов относительно границ ТОС.
Администрация МО «Ленинское городское поселение», Совет депутатов МО «Ленинское городское поселение» выступают за повышение активности граждан на местах с целью управления территориями, на которых они проживают, и никоим образом не препятствуют этому.
Просят в иске отказать.
Проверив представленные доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска ФИО1 по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно п.5 ст.138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
В силу п.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно п.8 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Согласно п.5 ст.180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Согласно п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" административное исковое заявление, заявление (далее - заявление) об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд, арбитражный суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (часть 3 статьи 219 КАС РФ, часть 4 статьи 198 АПК РФ и статья 122 Закона об исполнительном производстве).
Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что последнее обращение заявителя в Совет депутатов МО «Ленинское городское поселение» по вопросу установления границ ТОС было направлено 25.01.2019 г., ответ дан 25.02.2019 г., заявителю предложено скорректировать границы ТОС. После этого обращений заявителя в Совет депутатов не было, соответственно, Советом депутатов не было принято и решений.
Тем самым о решении органа местного самоуправления, которое оспаривает заявитель в настоящем административном иске, стало известно заявителю 25 февраля 2019 года.
Таким образом, срок на обжалование данного решения Совета депутатов составляет 3 месяца и истекает 25 мая 2019 года. Однако с настоящим административным иском административный истец ФИО1 обратился в суд лишь 31 июля 2019 года, пропустив установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ трехмесячный срок обращения в суд.
Исходя из обстоятельств дела, с учетом вышеуказанных положений Закона, а также учитывая, что достаточных и убедительных доказательств того, что заявитель был лишен возможности своевременно оспорить решение, действия (бездействия) органа местного самоуправления по указанным в административном иске основаниям, суду не представлено, оснований для восстановления пропущенного срока судом не установлено, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении данного иска в связи с пропуском срока обращения в суд и отсутствием доказательств наличия уважительных причин пропуска срока.
Руководствуясь ст. ст. 177-179, 360 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление ФИО1 к Совету депутатов МО «Ленинское городское поселение» Барышского района Ульяновской области о признании собранных инициативной группой документов по созданию территориального общественного самоуправления в установленные сроки и не требующими повторного переоформления, о признании предложенных населением границ территориального общественного самоуправления сформированными в соответствии с требованиями законодательства РФ, о возложении обязанности на Совет депутатов МО «Ленинское городское поселение» Барышского района Ульяновской области в лице председателя Совета депутатов организовать и провести процедуру установления предложенных населением границ территориального общественного самоуправления «Казаиха» – оставить без удовлетворения.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.И. Гаврилова
Мотивированное решение изготовлено 07 сентября 2019 года