ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-366/20 от 18.05.2020 Нарьян-марского городского суда (Ненецкий автономный округ)

Мотивированное решение изготовлено 25 мая 2020 г.

Дело №2а-366/2020

УИД83RS0001-01-2020-000278-14

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Нарьян-Мар 18 мая 2020 г.

Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе

председательствующего Распопина В.В.,

при секретаре Тайбарей А.И.,

с участием прокурора Жиркова В.Г.,

представителя административного ответчика Зеляниной Л.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в интересах ФИО2 к Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о признании постановления незаконным, восстановлении многодетной семьи на учете,

установил:

заместитель прокурора Ненецкого автономного округа в интересах ФИО2 обратился в суд с административным иском к Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о признании постановления незаконным, восстановлении многодетной семьи на учете.

В обоснование иска ссылается на то, что в ходе проведения прокуратурой проверки по заявлению ФИО2 установлено, что ФИО2 с 2015 года состоял на учете граждан претендующих на бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства как многодетный отец. Постановлением от 28.12.2016 его семья в том же составе принята на учет для предоставления компенсационной социальной выплаты взамен предоставления земельного участка. Постановлением административного ответчика от 22.11.2019 ФИО2 вместе с членами семьи снят с указанного учета в связи с выявлением в представленных документах сведений, свидетельствующих об отсутствии у семьи права на бесплатное приобретение в собственность земельного участка, а именно не представлены документы, подтверждающие факт совместного проживания дочери ФИО1 с отцом. Полагает указанное постановление незаконным, поскольку фактически ФИО1 проживала с отцом, что подтверждается материалами проверки.

Просит признать постановление администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» от 22.11.2019 незаконным, обязать ответчика восстановить семью ФИО2 на учете многодетных семей в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков, а также на учете для предоставления компенсационной социальной выплаты.

В судебном заседании прокурор Жирков В.Г. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Зелянина Л.Ю. в судебном заседании с требованиями не согласилась, указав, что ФИО2 не представлено доказательств проживания дочери ФИО1 с ним на момент постановки на учет, в то время, как адрес ее регистрации по месту жительства отличался от адреса регистрации административного истца. Также указывает на несоответствие семьи административного истца условиям предоставления мер социальной поддержки, поскольку одиноким отцом он не является.

Административный истец, заинтересованные лица в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, просят рассмотреть дело без своего участия.

По определению суда дело рассмотрено при имеющейся явке.

Суд, заслушав прокурора, представителя административного ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

На основании ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

На основании ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Пунктом 2 ст.39.19 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Законом НАО от 15.11.2011 № 79-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Ненецком автономном округе» определены условия и порядок бесплатного предоставления в собственность граждан, имеющих трех и более детей, проживающих на территории Ненецкого автономного округа, земельных участков, находящихся в собственности Ненецкого автономного округа или муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

В целях указанного закона под многодетной семьей понимаются - граждане, состоящие в браке (супруги), либо одинокая мать (одинокий отец), усыновители (усыновитель), приемные родители (приемный родитель), проживающие на территории Ненецкого автономного округа, имеющие на воспитании трех и более детей, в том числе пасынков и падчериц, в возрасте до 18 лет, а также не состоящих в браке детей в возрасте до 23 лет (включительно), совместно проживающих с родителями (родителем), усыновителями (усыновителем) или приемными родителями (приемным родителем) либо обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях среднего общего образования, среднего профессионального образования или высшего образования, либо проходящих военную службу по призыву (ст.2 Закона НАО от 15.11.2011 № 79-ОЗ).

В силу указанной нормы к членам многодетной семьи относятся супруг (супруга) либо одинокая мать (одинокий отец), усыновитель, приемный родитель, дети в возрасте до 18 лет, в том числе усыновленные, пасынки и падчерицы, дети, переданные на воспитание в приемную семью (приемные дети), за исключением детей, в отношении которых родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, в отношении которых отменено усыновление (удочерение) либо находящихся на полном государственном обеспечении, и детей, находящихся на воспитании и содержании родителя (усыновителя, приемного родителя), не являющегося членом данной многодетной семьи, а также не состоящие в браке дети в возрасте до 23 лет (включительно), совместно проживающие с родителями (родителем), усыновителями (усыновителем) или приемными родителями (приемным родителем) либо обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях среднего общего образования, среднего профессионального образования или высшего образования, либо проходящие военную службу по призыву.

Статья 3 указанного закона определяет, что земельный участок для индивидуального жилищного строительства предоставляется в собственность многодетной семье бесплатно при условии, если: один из супругов, усыновителей либо одинокая мать (одинокий отец), приемный родитель проживает на территории Ненецкого автономного округа не менее 10 лет; на момент подачи приемными родителями (приемным родителем) заявления, указанного в части 2 статьи 5 настоящего закона, срок нахождения ребенка на воспитании в приемной семье составляет не менее трех лет; один или оба супруга, усыновителя, приемных родителя, одинокая мать (одинокий отец) в многодетной семье состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со статьями 51, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации либо имеются основания для постановки их на данный учет; ни одному из супругов, усыновителей либо одинокой матери (одинокому отцу), приемному родителю, являющемуся членом многодетной семьи, не предоставлялся в собственность бесплатно земельный участок либо иные меры социальной поддержки взамен земельного участка на основании настоящего закона и не предоставлялся в собственность бесплатно земельный участок на основании подпункта 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации.

Земельные участки предоставляются многодетным семьям бесплатно в общую собственность членов многодетной семьи (совместную, долевую), а в случае, указанном в части 2 настоящей статьи, земельный участок предоставляется в собственность арендатора и (или) иных членов многодетной семьи.

В силу ст.5 настоящего закона постановка многодетных семей на учет в целях бесплатного предоставления в собственность многодетных семей земельных участков для индивидуального жилищного строительства (далее - учет) в соответствии с настоящим законом осуществляется органами местного самоуправления, на территории которых проживают многодетные семьи, отвечающие требованиям, установленным статьей 2, частью 1 статьи 3 настоящего закона.

Учет многодетных семей и предоставление им в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства осуществляется в порядке, установленном Администрацией Ненецкого автономного округа с учетом требований настоящего закона.

Для постановки на учет один из членов многодетной семьи (супруг (супруга), одинокая мать (одинокий отец), усыновитель), приемный родитель, с которым проживают дети (далее - заявитель), подает заявление в орган местного самоуправления по месту своего жительства с указанием цели использования земельного участка.

Орган местного самоуправления отказывает в постановке многодетной семьи на учет по основаниям, указанным в части 5 настоящей статьи, а именно в случаях: несоответствия многодетной семьи требованиям, установленным статьей 2 и частью 1 статьи 3 настоящего закона; представление заявителем недостоверных сведений, содержащихся в заявлении и прилагаемых к нему документах.

Отказ в постановке многодетной семьи на учет может быть обжалован в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Постановка многодетных семей на учет осуществляется в порядке очередности, исходя из даты подачи заявителем заявления, указанного в части 2 настоящей статьи.

Пунктом 8 указанной статьи предусмотрены основания для снятия с учета многодетной семьи, в том числе, выявления в представленных документах сведений, свидетельствующих об отсутствии у многодетной семьи права на бесплатное приобретение в собственность земельного участка.

Статьей 6.1 Закона НАО от 15.11.2011 № 79-ОЗ установлено, что многодетной семье, состоящей по предусмотренным частью 1 статьи 3 настоящего закона основаниям на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, с ее согласия взамен земельного участка может быть предоставлена компенсационная социальная выплата (далее - компенсационная социальная выплата).

Размер, условия и порядок предоставления компенсационной социальной выплаты определяются Администрацией Ненецкого автономного округа с учетом требований настоящего закона.

Во исполнение указанной нормы закона Постановлением администрации НАО от 16.11.2016 № 368-п утверждено Положение о предоставлении компенсационных социальных выплат взамен бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям.

Согласно пункту 14 Положения снятие многодетной семьи с учета для предоставления компенсационной социальной выплаты осуществляется органом МСУ, в том числе, в случае выявление в представленных документах сведений, свидетельствующих об отсутствии у многодетной семьи права на получение компенсационной социальной выплаты взамен бесплатного приобретения в собственность земельного участка в Ненецком автономном округе для индивидуального жилищного строительства.

Судом установлено, что Постановлением администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» от 17.02.2015 ФИО2, с учетом членов семьи ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принят на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства на территории МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар». Местом жительства семьи установлен: <адрес>.

На основании согласия административного истца от 27.12.2016 Постановлением администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» от 28.12.2016 ФИО2 совместно с членами семьи принят на учет для предоставления компенсационной социальной выплаты.

Постановлением административного ответчика от 22.11.2019 ФИО2 совместно с членами семьи, снят с учета многодетных семей в целях бесплатного предоставления в собственность многодетных семей земельных участков и с учета для предоставления компенсационной социальной выплаты в связи с выявлением в представленных документах сведений, свидетельствующих об отсутствии у семьи права на бесплатное приобретение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства (не представлены документы, подтверждающие факт совместного проживания дочери ФИО1 с отцом ФИО3, что не соответствует требованиям, установленным ч.2 ст.5 Закона НАО от 15.11.2011 №79-оз).

Из представленных в материалы дела документов следует, что ФИО2, ФИО4, ФИО3 на момент постановки на учет были зарегистрированы по адресу: <адрес>, а ФИО1 была зарегистрирована по месту жительства матери Свидетель №1 по адресу: <адрес>.

Постановлением от 01.10.2013 Свидетель №1, с учетом члена семьи ФИО1, было предоставлено взамен жилого помещения квартиры <адрес> жилое помещение по адресу: <адрес>.

Из объяснений Свидетель №1, ФИО9, ФИО10, ФИО11 следует, что ФИО2, ФИО4, ФИО3, ФИО1, а также Свидетель №1 (сожитель административного истца, мать ФИО1) фактически проживали совместно до сентября 2013 г. по адресу: <адрес>, с октября 2013 г. – по адресу: <адрес>, а в настоящее время по адресу: <адрес>.

При этом ФИО3 на момент обращения административного истца с заявлением о постановке на учет для предоставления земельного участка обучался по очной форме обучения в высшем учебном заведении.

Различные адреса регистрации по месту жительства ФИО2 и ФИО1, в указанном случае на право административного истца состоять на учете не влияет, поскольку фактически они проживали совместно.

В силу п.2 ст. 20 ГК РФ местом жительства <данные изъяты>, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

На основании ст.2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства (Постановления от 4 апреля 1996 года № 9-П и от 2 февраля 1998 года № 4-П, определения от 13 июля 2000 года № 185-О и от 6 октября 2008 года № 619-О-П).

Таким образом, выбор родителями места проживания ребенка (места регистрации по месту жительства) с одним из них не влияет на их права и не свидетельствует о раздельном проживании второго родителя и ребенка.

При этом, суд учитывает, что административный истец с сыновьями по адресу <адрес> также не проживали, а фактически проживали совместно с ФИО1 и ее матерью Свидетель №1 Указанный жилой дом был признан аварийным и подлежащим сносу.

При таких обстоятельствах, снятие административного истца и членов его семьи с учета по мотиву выявления в представленных документах сведений, свидетельствующих об отсутствии у семьи права на бесплатное приобретение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, а именно не представления документов, подтверждающих факт совместного проживания дочери ФИО1 с отцом ФИО2 является незаконным.

Доводы административного ответчика о том, что ФИО2 не соответствует условиям предоставления земельного участка, а равно компенсационной социальной выплаты, поскольку не является одиноким отцом по смыслу закона, а также, что на момент постановки на учет ФИО3 было больше 23 лет, поскольку в качестве основания в оспариваемом постановлении указанные обстоятельства не указаны.

Кроме того, по мнению суда, указанные доводы основаны на неправильном толковании норм материального права.

В силу понятий многодетной семьи и членов многодетной семьи, данных в ст.2 Закона НАО от 15.11.2011 № 79-ОЗ для признания семьи многодетной учитывается наличие детей в возрасте до 23 лет (включительно), то есть не достигших возраста 24 лет.

Таким образом, учитывая, что ФИО3 на момент постановки семьи на учет было 23 года 2 месяца и 18 дней, он подлежал учету как член многодетной семьи.

Также административный ответчик не учитывает пункт 6 пункта ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливающего право граждан, имеющих троих и более детей на бесплатное предоставление земельного участка. Указанная норма обязательных условий о нахождении таких лиц в браке либо отнесению их к статусу одинокой матери (одинокого отца) не содержит.

При таких обстоятельствах, имея троих детей, административный истец имел право на постановку на такой учет.

Толкование многодетной семьи, данное в статье 2 Закона НАО от 15.11.2011 № 79-ОЗ само по себе не ограничивает возможность отнесения к многодетной семье других лиц, имеющих троих и более детей, с учетом положений ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст.31, 69 ЖК РФ. Иное толкование указанной нормы права ограничивало бы право детей в многодетной семье, имеющих право на предоставление земельного участка в общую долевую собственность (ч.3 ст.3 Закона НАО от 15.11.2011 № 79-ОЗ), ставя его в зависимость от вступления их родителей в брак либо приобретения родителем статуса одинокого родителя.

Кроме того, вопреки доводам административного ответчика понятие данное в п.28 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.01.2014 №1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязательствами и <данные изъяты>» не содержит закрытый перечень оснований для признания родителя одиноким.

В свою очередь в отношении сыновей административный истец может быть признан одиноким отцом, поскольку единолично осуществлял их воспитание и содержание, мать детей проживала отдельно.

С учетом изложенного оспариваемое постановление не может быть признано законным, а административный истец подлежит восстановлению на учете многодетных семей в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков, а также на учете для предоставления компенсационной социальной выплаты.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в интересах ФИО2 к Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о признании постановления незаконным, восстановлении многодетной семьи на учете удовлетворить.

Признать постановление администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» от 22 ноября 2019 г. №1136 «О снятии с учета многодетной семьи» незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» восстановить ФИО2 и членов его семьи: ФИО3, ФИО4, ФИО1 на учете многодетных семей в целях бесплатного предоставления в собственность многодетных семей земельных участков и учете для предоставления компенсационной социальной выплаты в соответствии с Законом НАО от 15.11.2011 №79-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Ненецком автономном округе» со дня первоначальной постановки на такие учеты.

Обязать администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» сообщить об исполнении решения в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, прокурором принесено апелляционное представление в суд Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Нарьян-Марский городской суд.

Председательствующий подпись В.В.Распопин