ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-366/2021 от 09.09.2021 Краснобаковского районного суда (Нижегородская область)

копия

Дело № 2а-366/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 сентября 2021 года р.п. Красные Баки

Краснобаковский районный суд Нижегородской области в составе:

председательствующего судьи Любушкина В.Е.,

при секретаре судебного заседания Софроновой Е.П.,

с участием помощника прокурора Смирнова В.А.

с участием представителя административного ответчика, Администрации Краснобаковского района Нижегородской области ФИО1, ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области о возложении обязанности обеспечить постановку на кадастровый учет особо охраняемых природных территорий регионального значения, расположенных в Краснобаковском районе Нижегородской области

у с т а н о в и л:

Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском к Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области о возложении обязанности обеспечить постановку на кадастровый учет особо охраняемых природных территорий регионального значения, расположенных в Краснобаковском районе Нижегородской области, ссылаясь на то, что Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения органами государственной власти законодательства об особо охраняемых природных территориях регионального значения. Проверкой выявлено, что Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области (далее - Министерством) не реализуются требования федерального законодательства об установлении границ охраняемых природных территорий в Краснобаковском районе Нижегородской области.

Природоохранной прокуратурой установлено, что на территории Краснобаковского района Нижегородской области расположены 14 памятников природы регионального значения: «<адрес>

Памятники природы <адрес>» созданы решением исполнительного комитета Нижегородского областного совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. Решением Нижегородского областного совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ-м, включены в перечень особо охраняемых природных территорий и объектов природного наследия.

Памятники природы «<адрес>» созданы решением исполнительного комитета Краснобаковского района от ДД.ММ.ГГГГ. Решением Нижегородского областного совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ- м, включены в перечень особо охраняемых природных территорий и объектов природного наследия.

Памятник природы <адрес>» создан решением исполнительного комитета Горьковского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ.

Памятники природы «<адрес>» созданы распоряжением администрации Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ-р.

Вместе с тем, в нарушение требований законодательства сведения о границах данной ООПТ в Единый государственный кадастр недвижимости не внесены.

Статьей 27 Федерального закона № ЗЗ-ФЗ от 14.03.1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях» определяется режим особой охраны территорий памятников природы.

Так, на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.

Пункт 3 статьи 26 Федерального закона № 33-ФЗ от 14.03.1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях» определяет, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.

Согласно статье 7 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 г. «О государственной регистрации недвижимости» в едином государственном реестре недвижимости должны содержаться достоверные систематизированные сведения в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения), в том числе реестр сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ).

Состав сведений реестра недвижимости о таких зонах определен статьей 10 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 г. «О государственной регистрации недвижимости». К указанным сведениям, в том числе, относятся описание местоположения границ зон, наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решение об установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений.

Статьей 32 указанного Федерального закона установлена обязанность органа государственной власти и органов местного самоуправления направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий, об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории (п.п. 9, 10 ч. 1).

Установление границ и режима особой охраны направлено на обеспечение сохранности таких территорий и не зависит от наличия в их

границах хозяйствующих субъектов и земельных участков в собственности.

В соответствии со статьями 56, 94 Земельного кодекса Российской Федерации, к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. При этом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в зонах с особыми условиями использования территории.

В соответствии с пунктом 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случае и порядке, которые установлены федеральными законами.

Согласно статьи 44 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 г. «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о такой зоне в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Исключение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о такой части земельного участка осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о прекращении существования такой зоны в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

В силу статьи 131 Гражданского Кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Кроме того, Приказом Минприроды России от 19.03.2012 г. № 69 утвержден Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, согласно которому ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок установления правила формирования и ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, который включает в себя, в том числе сведения о границах особо охраняемых природных территорий (приводится описание утвержденных границ ООПТ с указанием реквизитов документов об утверждении границ), а также указываются географические координаты поворотных точек границ земельного участка.

В ходе проверки выявлен факт, что из 406 ООПТ регионального значения на кадастровый учет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не поставлено 257 ООПТ регионального значения, как особо охраняемые природные территории, в которые входят 14 вышеизложенных ООПТ регионального значения в границах Краснобаковского района Нижегородской области.

Органы кадастрового учета при предоставлении выписок из кадастра объектов недвижимости в отношении земель, одновременно сообщают заинтересованным органам государственной власти, местного самоуправления, иным организациям и физическим лицам о расположении в пределах интересующей территории зон с особыми условиями. Соответственно при отсутствии соответствующих сведений, при рассмотрении вопросов в частности предоставления земельных участков, в отношении территорий, фактически являющихся зонами с особыми условиями, возможно принятие неправомерного решения об использовании соответствующих земель с отступлением от установленных требований, нарушением прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 6 Закона Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об особо охраняемых природных территориях в Нижегородской области» Правительство Нижегородской области в пределах своей компетенции принимает решение о создании ООПТ регионального значения, об изменении режима их особой охраны по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

В соответствии с Положением о Министерстве экологии и природных ресурсов Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 31 декабря 2010 г. № 965 (далее - Положение), Министерство является органом исполнительной власти Нижегородской области, обеспечивающим осуществление государственной политики Нижегородской области и государственного управления в сфере охраны окружающей среды. Министерство является правопреемником комитета охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области.

Министерство в соответствии с разделом 3 Положения: участвует в образовании особо охраняемых природных территорий регионального значения, осуществляет управление в сфере охраны и использования таких территорий; организует работу по ведению государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального значения; управляет средствами областного бюджета, выделяемыми на осуществление своих функций, содействует эффективному использованию этих средств.

Исходя из вышеизложенных норм, определяющих компетенцию Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, установление и описание границ особо охраняемых природной территорий регионального значения, а также предоставление в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятника природы, для постановки на государственный кадастровый учет границ памятника природы входит в компетенцию Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области.

Однако, до настоящего времени, несмотря на внесенное ранее представление Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, установление границ особо охраняемых территорий административным ответчиком в предусмотренном законодательством порядке не обеспечено, соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости не представлены и не включены, что является нарушением закона и свидетельствует о бездействии административного ответчика.

По информации Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, памятники природы регионального значения: «<адрес>» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на кадастровый учет не поставлены.

Данный факт подтверждается письмом Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Министерством, границы вышеуказанного ООПТ не установлены, не описаны, сведения в орган государственного кадастрового учета для постановки на учет не переданы.

Выявленное в деятельности государственного органа нарушение закона не обеспечивает защиту гарантированного ст. 42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду. Отсутствие обозначенных в натуре границ особо охраняемых ч природных территорий может повлечь за собой неправомерное занятие и использование территорий расположения природных объектов.

Согласно статьям 17, 18 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. Основные права и свободы неотчуждаемы ипринадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.

В соответствие со ст. 2 Конституции Российской Федерации признание, соблюдение и защита права каждого на благоприятную окружающую среду - обязанность государства.

Право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием.

Исходя из положения преамбулы Федерального закона № 33-ФЗ от 14.03.1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Пункт 2 части 6 статьи 180 КАС РФ предусмотрено, что в решении суда указываются выводы суда по вопросам, разрешенным судом исходя из обстоятельств административного дела, в том числе указание на порядок и срок исполнения решения суда.

Исходя из положений пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

В соответствии со статьями 17, 218 КАС РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и мировые судьи рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями.

Памятники природы регионального (областного) значения «<адрес> располагаются в границах Краснобаковского судебного района р.п. Красные Баки Нижегородской области.

Согласно ч. 2 ст. 22 КАС РФ и разъяснений п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» в случае, если полномочия органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего распространяются на несколько районов, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение

Административный истец просит:

Признать незаконным бездействие Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, выразившееся в не обеспечении постановки на кадастровый учет, как особо охраняемых природных территорий - памятники природы регионального (областного) значения: «<адрес>», расположенных в границах Краснобаковского судебного района Нижегородской области

Возложить на Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области обязанность в течение 18 месяцев со дня вступления в силу настоящего решения суда:

установить и описать границы особо охраняемых природных территорий - памятники природы: <адрес>

<адрес> расположенных в Краснобаковском районе Нижегородской области, с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах;

представить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории

памятника природы, для постановки на государственный кадастровый учет границ памятников природы: «<адрес> расположенных в Краснобаковском районе Нижегородской области.

Административный истец помощник прокурора Краснобаковского района Смирнов В.А. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске, просила его удовлетворить в полном объеме.

Административные ответчик - представителя административного ответчика, Администрации Краснобаковского района Нижегородской области ФИО1, ФИО2 с иском согласились, решение оставили на усмотрение суда.

Исследовав материалы административного дела, оценив, в соответствии со ст. 84 КАС РФ, представленные доказательства в их совокупности и установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что на территории Краснобаковского района расположены 14 памятников природы регионального значения«Болото Клюквенное», «Болота Токовые», «Дендропарк Краснобаковского лесхоз-техникума», «Краснобаковский муравьиный комплекс», «ФИО3 1-11», «Болото Гонобобельное», «Болото Глухарное», «Участок высоковозрастных хвойных лесов в верховьях <адрес>», «Участок высоковозрастных хвойных лесов у истока <адрес>», «Участки высоковозрастных хвойных лесов в истоке <адрес>», «Озеро в квартале 2 Носовского лесничества и примыкающий болотный массив», «Озеро Жаренеское», «Лесной массив в пойме <адрес>», «Парк <адрес>».

Статьей 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» определяется режим особой охраны территорий памятников природы. Так, на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.

Пункт 3 статьи 26 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» определяет, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.

Согласно ст. 1 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» о гос.регистрации единый государственный реестр недвижимости (далее ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений

В соответствии с Приказом Росреестра от 18.10.2016 N П/0515 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделяется отдельными полномочиями органа регистрации прав, в частности полномочиями по ведению ЕГРН в части внесения сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях и границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий.

В соответствии со ст. 5 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» границы зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в РФ, игорных зон, лесничеств, лесопарков, Государственная граница РФ, границы между субъектами РФ, границы муниципальных образований, Границы населенных пунктов, береговые линии, сведения о которых внесены в ЕГРН, имеют неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории РФ идентификационный реестровый номер (далее - реестровый номер границ), присваиваемый органом регистрации прав

Согласно статьи 7 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ в едином государственном реестре недвижимости должны содержаться достоверные систематизированные сведения в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения), в том числе реестр сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ)

Состав сведений реестра недвижимости о таких зонах определен статьей 10 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости». К указанным сведениям, в том числе, относятся описание местоположения границ зон, наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решение об установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений

Статьей 32 указанного Федерального закона установлена обязанность органа государственной власти и органов местного самоуправления направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий, об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории (п.п. 8,10 ч. 1)

Установление границ и режима особой охраны направлено на обеспечение сохранности таких территорий и не зависит от наличия в их границах хозяйствующих субъектов и земельных участков в собственности

Сведения об особо охраняемой природной территории - памятника природы «<адрес> в орган регистрации права суду не предоставлены

В соответствии со статьями 56, 94, Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ, к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом и иными федеральными законами. При этом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в зонах с особыми условиями использования территории

В соответствии с п.6 ст. 56 Земельного кодекса ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случае и порядке, которые установлены федеральными законами

Согласно ст. 44 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о такой зоне в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Исключение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о такой части земельного участка осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о прекращении существования такой зоны в порядке межведомственного информационного взаимодействия

В силу ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Кроме того, Приказом Минприроды России от 19.03.2012 № 69 утвержден Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, согласно которому ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок установления правила формирования и ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, который включает в себя, в том числе сведения о границах особо охраняемых природных территорий (приводится описание утвержденных границ ООПТ с указанием реквизитов документов об утверждении границ), а также указываются географические координаты поворотных точек границ земельного участка

В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 6 Закона Нижегородской области от 08.08.2008 № 98-3 «Об особо охраняемых природных территориях в Нижегородской области» Правительство Нижегородской области в пределах своей компетенции принимает решение о создании ООПТ регионального значения, об изменении режима их особой охраны по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

В соответствии с Положением о Министерстве экологии и природных ресурсов Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 31 декабря 2010 г. № 965 (далее - Положение), Министерство является органом исполнительной власти Нижегородской области, обеспечивающим осуществление государственной политики Нижегородской области и государственного управления в сфере охраны окружающей среды. Министерство является правопреемником комитета охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области.

Однако до настоящего времени, несмотря на внесенное ранее представление Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, установление границы особо охраняемой территории ответчиком в предусмотренном законодательством порядке не обеспечено, соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости не представлены и не включены, что является нарушением закона.

Выявленное в деятельности государственного органа нарушение закона не обеспечивает защиту гарантированного ст. 42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду.

Таким образом, административный иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 218 - 228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области-удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, выразившееся в не обеспечении постановки на кадастровый учет, как особо охраняемых природных территорий - памятники природы регионального (областного) значения: «<адрес>», расположенных в границах Краснобаковского судебного района Нижегородской области.

Обязать Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области в течение 18 месяцев со дня вступления в силу настоящего решения суда: установить и описать границы особо охраняемых природных территорий - памятники природы: «<адрес>», расположенных в Краснобаковском районе Нижегородской области, с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах.

Представить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятника природы, для постановки на государственный кадастровый учет границ памятников природы: «<адрес> расположенных в Краснобаковском районе Нижегородской области.

Решение может быть обжаловано, в силу ст.ст. 228, 298 КАС Российской Федерации, в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Краснобаковский районный суд Нижегородской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись Любушкин В.Е.

Копия верна

Судья: Любушкин В.Е.