ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-366/2021 от 28.01.2021 Серпуховского городского суда (Московская область)

Дело № 2А-366/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 января 2021 года г.Серпухов, Московской области

Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Фетисовой И.С., при секретаре судебного заседания Зарапиной А.А.,

С участием:

Представителя административных истцов Гольцева С.М., Гасанова Э.С.о. по доверенности и ордеру – адвоката Кононова А.Я.,

Представителя административного ответчика Администрации городского округа Серпухов Московской области по доверенности – Мкртумян Р.М.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Гольцева Сергея Михайловича о признании незаконным решения Администрации городского округа Серпухов Московской области об отказе в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», Гасанова Элгуна Сардар оглы о признании незаконным решения Администрации городского округа Серпухов Московской области об отказе в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена»

У с т а н о в и л :

Административный истец Гольцев С.М. обратился в суд с иском и просит признать незаконным решение Администрации городского округа Серпухов Московской области от 28.09.2020 № Р001-8429242762-38755986 об отказе в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена»; обязать Администрацию городского округа Серпухов Московской области в установленный законом срок рассмотреть заявление Гольцева С.М. о предварительном согласовании предоставления в собственность за плату без проведения торгов земельного участка, площадью 329 кв.м., на котором расположена часть жилого дома, принадлежащее ему на праве собственности по <адрес>.

Свои требования мотивирует тем, что Гольцеву С.М. принадлежит на праве собственности часть жилого дома площадью 66,3 кв.м, кадастровый <номер>, цокольный этаж, этаж <номер>, по <адрес>. Гольцев С.М. обратился в Администрацию городского округа Серпухов Московской области с заявлением № Р001-8429242762- 5986 о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка падью 329 кв.м, на котором расположена часть жилого дома, принадлежащего ему на праве собственности.

Решением Администрации городского округа Серпухов Московской области Гольцеву С.М. отказано в предоставлении услуги, поскольку формируемый земельный участок имеет изломанные границы, отсутствует обоснование двухконтурности земельного участка. Согласно данных информационной системы vis mosreg, публичной кадастровой карты на одном из контуров расположена часть жилого дома, на другом контуре расположено строение, сведения о правах, на которые не подтверждено. Земельный участок предоставляется под зарегистрированным объектом. Смежные земельные участки, на которых расположены жилые дома, не поставлены на государственный кадастровый учет, что может повлечь нарушение прав третьих лиц. Схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований, установленных п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ.

Часть жилого дома площадью 138,6 кв.м., по <адрес>, принадлежит административному истцу Гасанову Э.С. оглы, который обратился в Администрацию городского га Серпухов Московской области с заявлением № Р001-8976943517-38757900 о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка пл. 317 кв.м, на котором расположена часть жилого дома, принадлежащего ему на праве собственности.

Административный истец Гасанов Э.С.о. обратился в суд с иском и просит признать незаконным решение Администрации городского округа Серпухов Московской области от 09.10.2020 № 1.1.21/6076 об отказе в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена»; обязать Администрацию городского округа Серпухов Московской области в установленный законом срок рассмотреть заявление Гасанова Э.С. оглы о предварительном согласовании предоставления в собственность за плату без проведения торгов земельного участка, площадью 317 кв.м., на котором расположена часть жилого дома, принадлежащее ему на праве собственности по <адрес>.

Свои требования Гасанов Э.С.о. мотивирует тем, что истцу принадлежит на праве собственности часть жилого дома площадью 138,6 кв.м, кадастровый <номер>, этаж <номер>, по <адрес>.

Гасанов Э.С.о. обратился в Администрацию городского округа Серпухов Московской области с заявлением № Р001-8976943517-38757900 о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка пл. 317 кв.м, на котором расположена часть жилого дома, принадлежащего ему на праве собственности.

Решением Администрации городского округа Серпухов Московской области Гасанову Э.С.о. отказано в предоставлении государственной услуги, поскольку в результате проведенного обследования земельного участка выявлено, что формируемый земельный участок препятствует проходу другому собственнику части дома к участку и объекту строительства (сараю). Учитывая нарушение прав третьих лиц при формировании земельного участка, согласно предоставленной схеме расположения на кадастровом плане территории, Администрацией городского округа Серпухов отказано в предварительном согласовании земельного участка площадью 317 кв.м. Также указано, что схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований, установленных пунктом 6 статьи 11.9 Земельного Кодекса РФ, так как образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, невозможности размещения объектов недвижимости и препятствующим рациональному использованию земельного участка недостаткам.

С решениями Администрации городского округа Серпухов Московской области истцы не согласны, считают их незаконными и необоснованными, не соответствующими положениям пп. 6 пункта 2 статьи 39.3. пункт 1 статьи 39.20, статью 39.17,, пункт 8 статьи 39.15, подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10, пункт 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ.

Административные истцы указывают, что постановлением Главы города Серпухова Московской области 27 декабря 2012 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка, по <адрес>, с видом разрешенного использования малоэтажные многоквартирные жилые дома»» утверждена схема расположения из состава населенных пунктов земельного участка площадью 990 кв.м, расположенного в границах муниципального образования «Город Серпухов Московской области» по <адрес>. Земельный участок был поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер. Соглашением о порядке пользования земельным участком от 17.02.2012 между С., Гольцевым А.С., П. был определен порядок пользования земельным участком площадью 990 кв.м.

Административный истец Гольцев А.С. (так указано в иске) пользуется земельным участком под принадлежащей ему частью жилого дома, границы и двухконтурность земельного участка обусловлены вариантом раздела жилого дома и Соглашением о порядке пользования земельным участком.

Административный истец Гасанова Э.С.о. пользуется земельным участком под принадлежащей ему частью жилого дома, границы земельного участка обусловлены вариантом раздела жилого дома и Соглашением о порядке пользования земельным участком.

Административные истцы полагают, что сложившийся порядок пользования (границы) земельных участков были определены соглашением собственников частей жилого дома, с учетом интересов каждого из них, что способствует наиболее рациональному использованию земельного участка (участков), не нарушает права третьих лиц.

Обжалуемыми решениями Администрации городского округа Серпухов Московской области нарушаются права административных истцов на приобретение за плату в собственность без проведения торгов земельных участков, на которых расположены принадлежащие им на праве собственности части жилого дома.

Административные истцы Гольцев С.М. и Гасанова Э.С.о. в судебное заседание не прибыли, извещена надлежаще о времени и месте судебного разбирательства, их представитель по доверенности и ордеру адвокат Кононов А.Я. заявленные требования в судебном заседании поддержал по основаниям, изложенном в исковом заявлении. Пояснил, что необходимо рассматривать не просто требования закона, но и жизненную ситуацию, сложившуюся между собственниками жилого дома на протяжении длительного времени. Главным основанием для отказа в предоставлении Государственной услуги является приведение к нерациональному использованию земельных участков, однако ответчиком не учтены конкретные обстоятельства дела и решение Серпуховского городского суда о разделе домовладения. Истцами порядок пользования земельным участком не нарушается. Собственником третьей части жилого дома является Гольцев Антон Сергеевич, который получил постановление об утверждении схемы расположения земельного участка, на основании чего зарегистрировано право собственности на выделенную ему часть земельного участка. Поскольку земельный участок отнесен к данному жилому дому и схема удовлетворяет требования обоих истцов и удовлетворяет третьих лиц, нельзя сказать, что данные действия приводят к нерациональному использованию земельного участка.

Представитель административного ответчика Администрации городского округа Серпухов Московской области по доверенности – Мкртумян Р.М. возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала письменный отзыв на административное исковое заявления, из которого следует, что Гольцеву С.М. принадлежит на праве собственности часть жилого дома площадью 66,3 кв.м, с кадастровым <номер>, цокольный этаж, этаж <номер> по <адрес>. С целью оформления земельного участка под своей частью жилого дома, Гольцев С.М. обратился в Администрацию городского округа Серпухов с заявлением о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка площадью 329 кв.м.

В ответ на свое заявление Гольцев С.В. получил отказ в предоставлении Государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, либо государственная собственность на которые не разграничена» от 28.09.2020 № Р001-8429242762-38755986. Основанием для отказа в предоставлении Государственной услуги послужило то, что формируемый земельный участок имеет изломанные границы, отсутствует обоснование двухконтурности земельного участка. Согласно данных геоинформационной системы vis mosreg, публичной кадастровой карты на одном из контуров расположена часть жилого дома, на другом контуре расположено строение, сведения о правах на которое не подтверждено. Земельный участок предоставляется под зарегистрированным объектом. Смежные земельные участки, на которых расположены жилые дома, не поставлены на кадастровый учет, что может повлечь нарушение прав третьих лиц.

Представитель административного ответчика указывает, что в соответствии с Законом Московской области от 24.07.2014 № 107/2014-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области» реализация полномочий органами местного самоуправления осуществляется при наличии согласования с Министерством имущественных отношений. Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 19.01.2017г. № 13ВР-44 утвержден «Временный порядок направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов решений, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов муниципальных образований Московской области в рамках реализации исполнения отдельных государственных полномочий в области земельных отношений по предоставлению земельных участков, об установлении или изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, в том числе установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, и переводу земель из одной категории в другую, и признании утратившими силу отдельных правовых актов».

Администрация городского округа Серпухов, руководствуясь Сводным заключением Министерства имущественных отношений Московской области от 28.09.2020 № 179-0, направила в адрес заявителя решение об отказе в предоставлении в собственность земельного участка.

Административному истцу Гасанову Э.С.о. принадлежит на праве собственности часть жилого дома площадью 138,6 кв.м, по <адрес>. С целью оформления земельного участка под своей частью жилого дома, Гасанов Э.С.о. обратился в Администрацию городского округа Серпухов с заявлением о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка площадью 317 кв.м. В ответ на свое заявление Гасанов Э.С.о. получил отказ в предоставлении Государственной услуги, поскольку формируемый земельный участок препятствует проходу другому собственнику части дома к участку и объекту строительства (сараю) (акт осмотра прилагается). Учитывая нарушение прав третьих лиц при формировании земельного участка согласно представленной схеме расположения на кадастровом плане территории, Администрация городского округа Серпухов отказывает в предварительном согласовании земельного участка площадью 317 кв.м. Также схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований, установленных п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ, так как образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, невозможности и другим препятствующим рациональному использованию земельного участка недостаткам.

Отказ в предоставлении Государственной услуги истцу Гасанову Э.С.о. был согласован с Министерством имущественных отношений. Таким образом, администрация городского округа Серпухов, руководствуясь Сводным заключением Министерства имущественных отношений Московской области от 02.10.2020 № 183-0, направила в адрес заявителя решение об отказе в предоставлении в собственность земельного участка (л.д. 43-46).

Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще о дате и месте рассмотрения дела.

Руководствуясь статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца и представителей заинтересованных лиц.

Выслушав представителей административных истцов, административного ответчика, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно разъяснениям, данным в п.62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иными нормативными правовыми актами.

Основанием для удовлетворения заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, является установление судом наличия одновременно двух обстоятельств: того, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Из материалов дела усматривается, что согласно соглашения о порядке пользования земельным участком от 17.02.2012, Гольцев А.С., С.оглы и П., являясь собственниками жилого дома <адрес>, определили порядок пользования земельным участком путем передачи в пользование С. оглы земельного участка пл. 317 кв.м. (32/100 доли), в пользование Гольцева А.С. земельного участка пл. 327 кв.м. (33/100 доли), в пользование П. земельного участка пл. 346 кв.м. (35/100 доли) (л.д.34).

Постановлением Главы города Серпухова от 27.12.2012 № 2280, утверждена схема расположения земельного участка, расположенного по <адрес>, с установлением вида разрешенного использования: малоэтажные многоквартирные жилые дома (л.д. 35,36-38).

Решением Серпуховского городского суда Московской области от 05.11.2013 по делу № 2-3353/2013, вступившем в законную силу 13.12.2013, изменен статус многоквартирного жилого дома, расположенного по <адрес>, который признан индивидуальным жилым домом. За С. Мидаят оглы признано право собственности на часть жилого дома, расположенного по <адрес>, состоящую из лит. А: помещение <номер> площадью 9,5 кв.м., помещение <номер> площадью 9,7 кв.м., помещение <номер> площадью 6,8 кв.м., помещение <номер> площадью 11,8 кв.м., лит А1: помещение <номер> площадью 19,2 кв.м., помещение <номер> площадью 6,2 кв.м., помещение <номер> площадью 1,0 кв.м., помещение <номер> площадью 24,5 кв.м., помещение <номер> площадью 19,8 кв.м., помещение <номер> площадью 30,1 кв.м. За Гольцевым Антоном Сергеевичем признано право собственности на часть жилого дома, расположенного по <адрес>, состоящую из следующих помещений: в лит. А: помещение <номер> площадью 8,9 кв.м., помещение <номер> площадью 2,6 кв.м., помещение <номер> площадью 3,8 кв.м., помещение <номер> площадью 10,1 кв.м., помещение <номер> площадью 8,0 кв.м., помещение <номер> площадью 10,5 кв.м., лит А1: помещение <номер> площадью 1,3 кв.м., помещение <номер> площадью 3,1 кв.м., помещение <номер> площадью 1,3 кв.м., помещение <номер> площадью 12,9 кв.м. В собственности П. оставлена часть жилого дома, расположенного по <адрес>, состоящаю из помещений в лит. А: помещение <номер> площадью 12,7 кв.м., помещение <номер> площадью 12,3 кв.м., помещение <номер> площадью 17,2 кв.м., помещение <номер> площадью 3,3 кв.м., в лит А1: помещение <номер> площадью 20,8 кв.м. (л.д. 24-31).

Согласно договора дарения части жилого дома от 05.03.2018, П. передал безвозмездно в собственность Гольцеву С.М. часть жилого дома по <адрес>, общей пл. 66,3 кв.м., этаж 1, цокольный этаж. Договор зарегистрирован УФРСГКиК 14.03.2018 (л.д.17).

Из договора дарения части жилого дома от 12.11.2019 следует, что С. передал в дар Гасанову Э.С.о. часть жилого дома № <адрес>, общей пл. 136,6 кв.м., этаж 1. Договор зарегистрирован УФРСГКиК 14.01.2020 (л.д.21).

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости 14.03.2018 зарегистрировано право собственности Гольцева С.М. на жилое помещение с кадастровым <номер>, площадью 66,3 кв.м,, цокольный этаж, этаж <номер>, по <адрес>, вид жилого помещения: квартира (л.д.11-13).

14.01.2020 за Гасановым Э.С.о. зарегистрировано право собственности на жилое помещение по <адрес>, вид жилого помещения: квартира, кадастровый <номер>, площадью 138,6 кв.м., документы основания: договор дарения части жилого дома от 12.11.2019. (л.д.22-23).

Из свидетельства о государственно регистрации права следует, что за Гольцевым А.С. на основании решения Серпуховского городского суда от 05.11.2013 по делу № 2-3353/2013 и договора на передачу жилого помещения в собственность граждан № 20842 от 20.11.2000, зарегистрировано право собственности на часть жилого дома пл. 62,5 кв.м., этаж 1, цокольный, по <адрес> (л.д. 16).

Гольцев С.М. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», в соответствии с которым просил предварительно согласовать предоставление земельного участка с кадастровым <номер>, пл. 329 кв.м., по <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, в собственность за плату, с приложением копии паспорта, схемы расположения земельного участка, выписки из ЕГРН, соглашения о порядке пользования земельным участком, справки ООО «Землемер» (л.д. 51).

Заявление было передано на рассмотрение исполнителю Р. и принято в работу административным ответчиком, которым подготовленный проект решения по результатам рассмотрения заявления Гольцева С.М. и приложенных к нему документов направлен на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области.

Проект решения Администрации городского округа Серпухов Московской области об отказе в предоставлении Гольцеву С.М. государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» согласован с Министерством имущественных отношений Московской области, что отражено в сводном заключении по согласованию проектов отрицательных решений № 179-О от 28.09.2020 (л.д. 50).

28.09.2020 административным ответчиком принято решение № Р001-8429242762-38755986 об отказе в предоставлении Гольцеву С.М. Государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» в связи с тем, что формируемый земельный участок имеет изломанные границы, отсутствует обоснование двухконтурности земельного участка. Согласно данных информационной системы vis mosreg, публичной кадастровой карты на одном из контуров расположена часть жилого дома, на другом контуре расположено строение, сведения о правах, на которые не подтверждено. Земельный участок предоставляется под зарегистрированным объектом. Смежные земельные участки, на которых расположены жилые дома, не поставлены на государственный кадастровый учет, что может повлечь нарушение прав третьих лиц (л.д. 47-48).

21.09.2020 С. обратился в Администрацию городского округа Серпухов Московской области с заявлением о предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», в соответствии с которым просил предварительно согласовать предоставление земельного участка с кадастровым <номер>, пл. 317 кв.м., по <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, в собственность за плату, с приложением копии паспорта, схемы расположения земельного участка, выписки из ЕГРН, соглашения о порядке пользования земельным участком, сообщения о зданиях и сооружениях, а также межевого плана (л.д. 130).

Заявление было передано на рассмотрение исполнителю М. и принято в работу административным ответчиком, которым подготовленный проект решения по результатам рассмотрения заявления Гасанова Э.С.о. и приложенных к нему документов направлен на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области.

Проект решения Администрации городского округа Серпухов Московской области об отказе в предоставлении Гасанову Э.С.о. государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» согласован с Министерством имущественных отношений Московской области, что отражено в сводном заключении по согласованию проектов отрицательных решений № 183-О от 02.10.2020 (л.д. 74-75).

02.10.2020 административным ответчиком принято решение № 1.1.21/6076 об отказе в предоставлении Гасанову Э.С.о. Государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» в связи с тем, что формируемый земельный участок препятствует проходу другому собственнику части дома к участку и объекту строительства (сараю). Учитывая нарушение прав третьих лиц формировании земельного участка, согласно предоставленной схеме расположения на кадастровом плане территории, последовал отказ. Также указано, что схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований, установленных пунктом 6 статьи 11.9 Земельного Кодекса РФ, так как образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, невозможности размещения объектов недвижимости и препятствующим рациональному использованию земельного участка недостаткам (л.д. 72-73).

Согласно части 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Пунктом 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, Федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений согласно пункту 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В силу статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 39.3 названного Кодекса продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи (пункт 1); без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса (подпункт 6 пункта 2).

Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20).

Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 19.01.2017 № 13ВР-44 утвержден «Временный порядок направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов решений, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов муниципальных образований Московской области в рамках реализации исполнения отдельных государственных полномочий в области земельных отношений по предоставлению земельных участков, об установлении или изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, в том числе установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, и переводу земель из одной категории в другую, и признании утратившими силу отдельных правовых актов».

Согласно пункта 1 вышеуказанного Временного порядка, при поступлении от граждан, индивидуальных предпринимателей или юридических лиц заявлений: об утверждении схемы расположения земельного участка, предварительном согласовании предоставления земельного участка, о предоставлении земельного участка, о заключении договора аренды, купли-продажи, безвозмездного пользования земельным участком (далее - Договор), об установлении вида разрешенного использования земельного участка или изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, в том числе установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, о переводе земель, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую на территории муниципального района, городского округа (за исключением земель сельскохозяйственного назначения и случаев перевода земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов), установлении сервитута на земельный участок или часть земельного участка, на территорию, а также обращений, связанных с реализацией органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов муниципальных образований Московской области исполнения отдельных государственных полномочий в области земельных отношений, осуществляемых ими в соответствии с Законом Московской области от 29.11.2016 № 144/2016-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений», уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования Московской области обеспечивает рассмотрение такого обращения с соблюдением сроков и получение документов, указанных в пунктах 1.2-1.4 Временного порядка.

Согласно пункта 2 Временного порядка, подготовленный Проект с приложенными документами подлежит направлению в Министерство имущественных отношений Московской области.

Статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены положения, определяющие порядок подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утверждения такой схемы решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, а также устанавливающие основания отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

На основании указанных положений схема расположения земельного участка является документом, необходимым для образования земельного участка.

В силу положения пункта 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

В соответствии с пунктом 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Из подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 данного Кодекса.

В пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.

Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в том числе, разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 данного Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

В силу требований пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Вместе с тем, из представленных административными истцами схем расположения испрашиваемых земельных участков, безусловно, усматривается, что представленные варианты схем расположения земельных участков приведет к образованию земельных участков, имеющих многоугольную форму, границы которых представляют собой изломанный объект: земельный участок Гольцева С.М. двухконтурный, при этом участок площадью 294 кв.м. имеет 10 характерных точек границ с соответствующими координатами, при этом представляет собой многоугольник, содержащий 8 углов; второй земельный участок площадью 35 кв.м., имеет 8 характерных точек границ с соответствующими координатами.

Земельный участок Гасанова Э.С.оглы площадью 317 кв.м. имеет 21 характерную точку границ с соответствующими координатами, при этом представляет собой многоугольник, содержащий 10 углов.

При разрешении заявления Гасанова Э.С.оглы административным ответчиком был произведен осмотр сформированного земельного участка площадью 317 кв.м., о чем составлен соответствующий акт, в котором отражено, что на формируемом земельном участке расположен объект капитального строения (часть дома) и хоз.постройка (сарай), участок огорожен забором. Согласно формируемой схеме у П. (произвел отчуждение по договору дарения от 05.03.2018 Гольцеву С.М.) не имеется прямого доступа к его участку и сараю, который находится за домом Гасанова, что нарушает права 3-х лиц (л.д. 76-77).

По смыслу закона оспариваемые действия органа могут быть признаны незаконными, если в ходе судебного разбирательства установлено хотя бы одно из следующих условий: действие совершено лицом, не имеющим полномочий на его совершение; существенное несоблюдение установленного порядка принятия решений, если такое требование установлено нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); несоответствие содержания оспариваемого действия требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. При этом в судебном заседании должно быть установлено, что оспариваемые действия нарушает права и свободы заявителя.

Представленное с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельных участков Соглашение от 17.02.2012 о порядке пользования земельным участком, заключенное собственниками жилого дома <адрес>, не может служить основанием для утверждения представленных Гасановым Э.С.оглы и Гольцевым С.М. схем расположения испрашиваемых земельных участков, так как по данному соглашению прежний собственник 35/100 доли домовладения П. пользуется земельным участком площадью 346 кв.м., а в заявлении Гольцев С.М. просил рассмотреть вопрос о предоставлении земельного участка площадью 329 кв.м.

В соответствии с вышеуказанным Соглашением третьему собственнику 33/100 доли домовладения <номер> по <адрес> г.Серпухова Московской области Гольцеву А.С. передался земельный участок площадью 327 кв.м., в то время как в соответствии с постановлением Администрации городского округа Серпухов от 01.09.2020 № 2978-П Гольцеву А.С. в собственность за плату предоставлен земельный участок площадью 343 кв.м., право собственности на который зарегистрировано 16.10.2020.

При этом судом также учитывается, что указанное соглашение заключено 17.02.2012 между долевыми собственниками многоквартирного жилого дома № 42 по ул. Красноармейской г.Серпухова Московской области, раздел которого произведен решением Серпуховского городского суда от 05.11.2013 между собственниками помещений с выделением каждому соответствующей части жилого дома.

Несостоятельна ссылка представителя административных истцов на незаконность оспариваемых решений административного ответчика в связи с тем, что при принятии решений не было учтено вышеуказанное решение суда о разделе жилого дома, в соответствии с которым Гольцеву С.М. выделен вход в дом, что является первым контуром испрашиваемого земельного участка, после чего он проходит на второй этаж, откуда будет попадать на второй контур земельного участка.

Из двух заявлений административных истцов не усматривается, что приложением к ним являлось решение Серпуховского городского суда от 05.11.2013, которому в совокупности с иными представленными документами могла быть дана соответствующая оценка при принятии оспариваемых решений.

Из частей 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее частью 1 статьи 19, закрепляющих равенство всех перед законом и судом, следует, что конституционное право на судебную защиту предполагает не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты в форме эффективного восстановления нарушенных прав и свобод в соответствии с законодательно закрепленными критериями (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2007 года №2-П, от 16 марта 1998 года № 9-П, от 15 февраля 2016 года № 3-П).

Процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.

Из изложенного следует, что целью судебной защиты в порядке административного судопроизводства является восстановление действительно нарушенных или оспариваемых прав, а не формальная констатация факта несоответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного органа нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.

Суд приходит также к выводу о недоказанным утверждения административных истцов о нарушении их прав вследствие принятия оспариваемых решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков в собственность.

Оспариваемые отказы вынесены в пределах полномочий должностного лица уполномоченного органа, не нарушают права Гольцева С.М. и Гасанова Э.С.оглы, поскольку отказ в реализации права истцов на получение в собственность земельного участка административным ответчиком не принимался, административным истцам отказано лишь в предварительном согласовании предоставления конкретного земельного участка, что не лишает права повторно обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, сформировав отличным образом земельный участок, равно как представить дополнительные документы, из которых следовало бы об отсутствии нарушений при формировании земельного участка.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Гольцева Сергея Михайловича о признании незаконным решения Администрации городского округа Серпухов Московской области от 28.09.2020 № Р001-8429242762-38755986 об отказе в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» в отношении земельного участка с кадастровым <номер>, площадью 329 кв.м., расположенного по <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, в собственность за плату, - оставить без удовлетворения.

Административный иск Гасанова Элгуна Сардар оглы о признании незаконным решения Администрации городского округа Серпухов Московской области от 09.10.2020 № 1.1.21/6076 об отказе в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» в отношении земельного участка с кадастровым <номер>, площадью 317 кв.м., расположенного по <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, в собственность за плату, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: И.С. Фетисова

Мотивированное решение составлено 11 февраля 2021 года