ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3671/20 от 07.05.2020 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2а-3671/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Якутск 07 мая 2020 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Макарова М.В., при секретаре Николаевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО2 к Окружной администрации г. Якутска, Муниципальному казенному учреждению «Департамент жилищных отношений» городского округа «город Якутск» о признании решения об отказе в согласовании перепланировки жилого помещения незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратился в суд к административному ответчику с данным иском, указав, что он является собственников ___-комнатной квартиры, общей площадью ___ кв.м. в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ____. 24.09.2019 г. ООО «Сфера Комфорта» в МКУ «Департамент жилищных отношений» городского округа «город Якутск» было подано заявление о перепланировке квартиры истца с приложением необходимых документов. 18.12.2019 г. МКУ «Департамент жилищных отношений» городского округа «город Якутск» было принято решение об отказе в согласовании перепланировки жилого помещения, поскольку проведена реконструкция, согласование которой не входит в их компетенцию. Истец считает данное решение незаконным, поскольку истец выполнил все необходимые требования. В связи с чем, истец просит признать незаконным вышеуказанное решение и обязать ответчик выдать истцу документ, подтверждающий принятие решения о согласовании перепланировки жилого помещения на основании заявления от 24.09.2019 г. и представленных документов.

Административный истец исковые требования поддержал в полном объеме и просит удовлетворить.

Представитель Окружной администрации г. Якутска и МКУ «Департамент жилищных отношений» городского округа «город Якутск» ФИО3 считает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, оспариваемое решение вынесено законно. Фактически истцом была проведена реконструкция жилого помещения, разрешение данного вопроса входит в компетенцию Департамента градостроительства Окружной администрации г. Якутска.

Представитель заинтересованного лица ООО «Сфера Комфорта», будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте судебного заседания, не явился. С учетом мнения явившихся сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

В своем письменном отзыве представитель ООО «Сфера Комфорта» считает исковые требования обоснованными, поскольку отказ является незаконным.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно п.7 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится согласование переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме.

Переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме (ст.25 Жилищного кодекса РФ).

Согласно частей 1 – 2.1 ст.26 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

Для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:

1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном частью 2 статьи 40 настоящего Кодекса;

4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме;

5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);

6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

Заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 4 и 6 части 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе:1) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;

2) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме;

3) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

В соответствии с ч.1 ст.27 Жилищного кодекса РФ отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме допускается в случае:

1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя;

1.1) поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий согласование, после получения такого ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;

2) представления документов в ненадлежащий орган;

3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.

Судом установлено, что истец и его супруга ФИО1 являются собственниками квартиры , общей площадью ___ кв.м., на ___ этаже в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ____, что следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Из пояснений истца следует, что ранее, примерно в конце 2016 года – в начале 2017 года он произвел без соответствующего разрешения перепланировку квартиру, не согласовав с собственниками многоквартирного дома, сделав проем в потолке квартиры и заняв часть технического этажа дома, что следует из заключения ООО «Вектор» о перепланировке квартиры от 2017 года. Лично с заявлением о согласовании перепланировки квартиры не обращался.

23.09.2019 г. ООО «Сфера Комфорт» обратилось в МКУ «Департамент жилищных отношений» городского округа «город Якутск» с заявлением о согласовании перепланировки квартиры истца с приложением документов.

Решением Межведомственной комиссии по использованию жилых и нежилых помещений (зданий) г. Якутска от 18.12.2019 г. отказано в перепланировке и переустройстве жилого помещения согласно проекту ООО «Вектор» на основании п.2 ч.1 ст.27 Жилищного кодекса РФ в связи с предоставлением документов в ненадлежащий орган. Так, в решении указано, что в соответствии с представленными документами, данный вопрос является реконструкцией и не входит в компетенцию комиссии.

Постановлением главы городского округа «Якутск» от 02.09.2008 №103 утверждено Положение о Межведомственной комиссии по использованию жилых и нежилых помещений (зданий) г. Якутска, согласно которой в полномочия данной комиссии входит рассмотрение вопросов в области жилищных отношений, связанных с: - перепланировкой и (или) переустройством жилых помещений; - переводом жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения.

В силу п. 14 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) признается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

В соответствии с п. 1.7.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170) перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.

Согласно п. 1.7.2. и п. 1.7.3. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда не допускается: переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, а также перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры.

Из указанных норм следует, что истцом фактически была произведена реконструкция объекта капитального строительства, а не перепланировка.

Согласно п.2.2 Положения о Департаменте градостроительства Окружной администрации г. Якутска, утвержденного решением Якутской городской Думы от 10.06.2015 №РЯГД-18-12, Департамент в целях реализации возложенных на него задач осуществляет в частности следующие функции: осуществление подготовки и формирования пакета документов для строительства, отдельные этапы строительства, реконструкция, капитальный ремонт, разрешение на строительство и ввод объектов в эксплуатацию; выдача уведомлений о соответствии либо несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке; организация и проведение публичных слушаний или общественных обсуждений по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Таким образом, разрешение вопроса о реконструкции объекта капитального строительства не относится к компетенции Межведомственной комиссии по использованию жилых и нежилых помещений (зданий) г. Якутска.

Следовательно, оспариваемое решение вынесено законно и обоснованно, а исковые требования подлежат отказу в удовлетворении.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В исковых требованиях ФИО2 к Окружной администрации г. Якутска, Муниципальному казенному учреждению «Департамент жилищных отношений» городского округа «город Якутск» о признании решения об отказе в согласовании перепланировки жилого помещения незаконным, отказать в удовлетворении.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: п/п М.В. Макаров

___

___

___