ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3675/2022 от 23.09.2022 Мотовилихинского районного суда г. Перми (Пермский край)

УИД: 59RS0005-01-2022-003577-43

Дело № 2а-3675/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Пермь 23 сентября 2022 года

Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Паньковой И.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Гладышевой Э.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сергеева Руслана Александровича к Главному государственному инженеру-инспектору отдела Инспекции государственного технического надзора Пермского края ФИО3, Инспекции государственного технического надзора Пермского края о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации транспортного средства,

У с т а н о в и л:

Сергеев Р.А. обратился в суд с административным иском к вышеуказанным ответчикам о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации транспортного средства, указав в обоснование требований, что 09.09.2021 он купил снегоболотоход БРОНТО 1922-00, 2018 года изготовления, идентификационный номер (VIN) , организация-изготовитель: акционерное общество «ПСА ВИС-АВТО» (Россия), предыдущим собственником которого было общество с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческая фирма «ГЕОТЕХ».

В марте 2022 года Сергеев Р.А. представил документы для государственной регистрации снегоболотохода в Инспекцию государственного технического надзора Пермского края. 30.03.2022 административным истцом было получено решение Инспекции Гостехнадзора об отказе в государственной регистрации снегоболотохода, которое было подписано главным государственным инженером-инспектором отдела Инспекции Гостехнадзора ФИО9.

Административный истец считает данное решение незаконным полностью, оно нарушает его права как собственника снегоболотохода, считает, что решение подлежит проверке на соответствие положениям Федерального закона № 89-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 21.09.2020 № 1507.

На основании изложенного, административный истец просит признать незаконным решение Инспекции государственного технического надзора Пермского края об отказе в государственной регистрации снегоболотохода БРОНТО 1922-00, 2018 года изготовления, идентификационный номер (VIN) , которое было подписано главным государственным инженером-инспектором отдела Инспекции Гостехнадзора ФИО10.

Административный истец Сергеев Р.А. в судебное заседание не явился о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.

Административный ответчик должностное лицо Инспекции государственного технического надзора Пермского края ФИО8 в судебное заседание не явился, извещен.

Представитель административного ответчика Инспекции государственного технического надзора Пермского края Кашина М.В., действующая по доверенности (диплом представлен), в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление, приобщенных судом к материалам дела (л.д.39-41).

Представитель заинтересованного лица ООО «ПКФ «ГЕОТЕХ» в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела без участия представителя, в заявлении указал, что уплата утилизационного сбора спорного снегоболотохода организацией за период с 01.01.2018-30.03.2022 не производилась.

Представитель заинтересованного лица АО «ПСА ВИС-АВТО» в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела без участия представителя, в заявлении указал, что в период с 01.01.2018 по 30.03.2022 АО «ПСА ВИС-АВТО» не уплачивало утилизационный сбор за снегоболотоход.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. п. 2, 11 ч. 9 ст. 226, ч. ч. 3, 5, 7, 8 ст. 219 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: соблюдены ли сроки обращения в суд (п. 2 ч. 9 ст. 226); обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд (п. 11 ч. 9 ст. 226).

В соответствии с ч.2 ст. 62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Согласно статье 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушают права и свободы заявителя, а также не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту. Из этого следует, что отсутствие указанной совокупности является основанием для отказа в удовлетворении требований

Судом установлено, что 09.09.2021 между Сергеевым Р.А. и ООО «ТрейдАвто», действующим на основании договора комиссии на заключение сделки купли-продажи автомобиля, заключен договор купли-продажи автомобиля , на основании которого административный истец приобрел автомобиль со следующими характеристиками: идентификационный номер (VIN) , марка, модель БРОНО 1922-00, год изготовления 2018, кузов , цвет кузова зеленый.

Из пункта 1.3. договора следует, что автомобиль является собственностью ООО «ПКФ «ГЕОТЕХ» и принадлежит ему на основании Паспорта транспортного средства серия RU СВ от 20.07.2018.

Организацией-изготовителем транспортного средства является АО «ПСА ВИС-АВТО» Россия.

18.02.2022 для осуществления процедуры государственной регистрации указанного автомобиля (снегоболотохода) Сергеев Р.А. обратился в Инспекцию Государственного технического надзора Пермского края.

Главным государственным инженером-инспектором отдела гостехнадзора ФИО11 в государственной регистрации снегоболотохода отказано. Отказ мотивирован со ссылкой на п. 7 постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 № 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» отсутствием отметки в паспорте самоходной машины об утилизационном сборе.

Не согласившись с отказом Инспекции в регистрации самоходной машины, Сергеев Р.А. обратился в суд с данным административным иском.

Разрешая заявленные требования, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Одним из полномочий органов гостехнадзора согласно абзацу 4 пункта 5 Положения о гостехнадзоре является регистрация тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдача на них государственных регистрационных знаков.

Постановлением Правительства Пермского края от 07.09.2012 № 822-п утверждено Положение об Инспекции, которым определено, что Инспекция является исполнительным органом государственной власти Пермского края, преимущественно осуществляющим функции регионального государственного надзора в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, а также регистрации самоходных машин и других видов техники на территории Пермского края.

С 01.09.1995 постановлением Правительства РФ от 15.05.1995 № 460 введены паспорта на тракторы, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожно-строительные машины и иные машины. Наличие указанных паспортов является обязательным условием для государственной регистрации вышеназванных машин и допуска их к эксплуатации.

Порядок государственной регистрации самоходных машин и других видов техники (прицепов/полуприцепов самоходных машин), на которые оформляются паспорта самоходной машины и других видов техники осуществляются в соответствии с Правилами государственной регистрации самоходных машин и других видом техники, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1507.

На основании пункта 6 указанных Правил, государственная регистрация техники совершается на основании заявления владельца техники или его представителя о государственной регистрации техники.

Для государственной регистрации техники представляются, в том числе паспорт техники с отметкой об уплате утилизационного сбора либо отметкой об основании неуплаты утилизационного сбора в соответствии с законодательством Российской Федерации или выписка из электронного паспорта техники (может быть представлена по инициативе заявителя) со статусом «действующий» в автоматизированной системе «Системы электронных паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники» (далее - автоматизированная система системы электронных паспортов техники), оформленного в соответствии с Соглашением о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов от 15.08.2014 (далее - электронный паспорт техники).

Отсутствие в паспорте техники отметки об уплате утилизационного сбора или отметки об основании неуплаты утилизационного сбора, предусмотренных законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, когда требование об уплате утилизационного сбора в отношении вида и категории техники не предусмотрено) является основанием для отказа в государственной регистрации техники и внесении изменений в регистрационные данные (п.58 Правил).

В соответствии с п. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89- ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси), с учетом их технических характеристик и износа.

Согласно п. 2 данной статьи виды и категории колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.

На основании абзаца 4 пункта 3 указанной статьи плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.

Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (п. 4 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ).

Виды и категории самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеры утилизационного сбора, определены Постановлением .

Этим же Постановлением утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила).

В соответствии с п. 7 Правил на бланке паспорта самоходной машины и других видов техники, в том числе на бланке единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники (далее - бланк паспорта), оформляемого на выпускаемые в обращение самоходную машину или прицеп, в отношении которых осуществляется уплата утилизационного сбора, или паспорте (дубликате), выданном на самоходную машину или прицеп, в отношении которых уплату утилизационного сбора осуществляют плательщики, указанные в абзаце четвертом п. 3 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ, проставляется отметка об уплате утилизационного сбора.

В отношении выпускаемых в обращение самоходных машин или прицепов, в отношении которых в соответствии с п. 6 ст. 24.1 Закона № 89- ФЗ утилизационный сбор не уплачивается, на бланке паспорта проставляется отметка об основании неуплаты утилизационного сбора.

Пунктом 8 Правил предусмотрено, что отметка об уплате утилизационного сбора или об основании неуплаты утилизационного сбора проставляется на бланке паспорта или в паспорте (дубликате), выданном на самоходную машину или прицеп, в порядке, определяемом Министерством сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральной таможенной службой по согласованию с Федеральной налоговой службой.

Исходя из буквального толкования вышеуказанных норм следует, что если выпускаемые в обращение машины или прицепы не облагаются утилизационным сбором, то на бланке паспорта проставляется отметка об основании его неуплаты.

Постановлением также утвержден перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.

На дату выдачи Паспорта самоходной машины RU СВ постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2018 № 639 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 », где Разделом ХII. «Мотовездеходы, снегоболотоходы» Перечня транспортные средства, классифицируемые по группе кодов 8703 10 относятся к категории самоходных машин и прицепов, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор».

Код «», входящий в группу кодов указан в сертификате соответствия от 01.12.2014. Данный сертификат указан в паспорте снегоболотохода .

Таким образом, поскольку снегоболотоход, приобретенный административным истцом, относится к категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, отметка об уплате утилизационного сбора в паспорте транспортного средства отсутствует, оспариваемый в рамках настоящего спора отказ в государственной регистрации транспортного средства, является законным и обоснованным, соответствующим Правилам государственной регистрации самоходных машин и других видов техники.

В соответствии с положениями статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч.1).

При таких обстоятельствах суд не усматривает несоответствия оспариваемого отказа в регистрации закону, равно, как и нарушения прав и законных интересов административного истца.

Учитывая, что мотивированный письменный отказ в государственной регистрации транспортного средства административным ответчиком получен 30.03.2022, иного материалы административного дела не содержат, исковое заявление поступило в районный суд 29.06.2022, суд считает, что срок обращения с административным исковым заявлением Сергеевым Р.А. соблюден.

Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Сергеева Руслана Александровича к главному государственному инженеру-инспектору отдела Инспекции государственного технического надзора Пермского края ФИО3, Инспекции государственного технического надзора Пермского края о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации транспортного средства – снегоболотохода БРОНТО 1922-00, 2018 года изготовления, идентификационный номер (VIN) от 18.02.2022,- отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированной части решения.

Мотивированное решение изготовлено 06.10.2022.

Судья: подпись.

Копия верна. Судья: И.В. Панькова