Дело № 2а-3676/2023г.
УИД 48RS0002-01-2023-003450-98
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 декабря 2023 года г.Липецк
Октябрьский районный суд г. Липецка в составе:
судьи Тагиной Е.И.
при секретаре Аксеновой Т.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Липецке административное дело по административному иску Колесниковой Елены Викторовны, Антонова Сергея Михайловича к Федеральной службе по надзору в сфере природопользования о признании незаконным приказа №1793/ГЭЭ от 30.06.2023г., положительного заключения №48-1-01-1-72-0477-23,
УСТАНОВИЛ:
Колесникова Е.В., Антонов С.М. обратились в суд с административным иском к Федеральной службе по надзору в сфере природопользования о признании незаконным приказа №1793/ГЭЭ от 30.06.2023г., ссылаясь на то, что приказом Росприроднадзора от 30.06.2023г. №1793/ГЭЭ утверждено положительное заключение проектной документации Экотехнопарк Липецкого района, заявитель ООО «Террикон», срок действия пять лет. В ходе проведения государственной экологической экспертизы экспертной комиссией проведена оценка соответствия решений требованиям в области охраны окружающей среды. Учитывая наличие отрицательного заключения общественной экологической экспертизы необходимо было организации выезда на место предполагаемого строительства «Экотехнопарк Липецкого района», что не было организовано, что нарушает права административных истцов. Экспертной комиссией не рассматривались заключения общественной экологической экспертизы, а также поступившие от органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений) и граждан аргументированные предложения по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, и не подготавливались материалы, обосновывающие их учет при проведении государственной экологической экспертизы. Согласно проектной документации «Экотехнопарк Липецкого района» в состав проекта входит участок компостирования твердых коммунальных отходов. В конце третьего тома оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) приведен Приказ Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу от 15.05.2018г. №61-ПЭ об утверждении прилагаемого заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов «Проект технической документации технологии компостирования органических отходов, в том числе после сортировки производственных отходов и отходов ТКО» (052-22-ОВОС, книга 3. Приложение Л Заключения экологической экспертизы на применяемые технологии). Приказом установлен срок действия прилагаемого заключения ГЭЭ – 5 лет. Временное ограничение устанавливается для новых технологий. Данная технология содержит отличия от той, которая применялась в сельском хозяйстве, поэтому она попадала в разряд новый, которым требуется заключение ГЭЭ. Такое первичное заключение выдается на основе теоретических расчетов ОВОС. За отведенные 5 лет предполагалось, что технология будет где – то опробована, будут произведены замеры воздействия на окружающую среду с точным указанием значений загрязняющих веществ. При наличии этих данных, полученных на практике, технология получает окончательное, то есть, бессрочное заключение ГЭЭ. С 16 мая 2023г. истек срок действия заключения ГЭЭ, используемый в проекте «Экотехнопарк Липецкого района». «Проект технической документации технологии компостирования органических отходов, в том числе после сортировки производственных отходов и отходов ТКО» подлежит повторной государственной экологической экспертизе. Однако, по состоянию на 21 июня 2023г. в перечне заключений государственной экологической экспертизы федерального уровня заключение ГЭЭ по указанной технической документации отсутствует. В перечне прошедших и запланированных заседаний экспертных комиссий заседание комиссии по ГЭЭ указанной технической документации также отсутствует. То есть повторная ГЭЭ не проведена и не проводится. Государственная экологическая экспертиза проекта «Экотехнопарк Липецкого района» проведена на основании материалов ОВОС, а именно следующих: материалы инженерных изысканий не соответствуют заданию, выполнены не полностью; материалы инженерных изысканий недостаточны для проектирования безопасного объекта обращения отходами; часть материалов изысканий относится к другим территориям и к другим полигонам ТКО; в результате инженерных изысканий водоносные горизонты не вскрыты, карта уровня грунтовых вод не построена; вывод о защищенности водоносных горизонтов от загрязнения с поверхности сделан только на основании письма Липецкого филиала ФБУ «ТФГИ по Центральному федеральному округу» о геолого-гидрологических условиях территории: «Характеристики участка питьевых подземных вод Репецкий». Письмо без даты и адресата и неясно, какое оно имеет отношение к проекту «Экотехнопарк Липецкого района». Для получения количественного прогноза загрязнения подземных вод необходимо выполнить дополнительные детальные гидрогеологические исследования. В материалах инженерных изысканий результаты таких исследований не обнаружены. Характеристики грунтов приведены на глубину, меньшую глубины заложения фундаментов зданий экотехнопарка. Конструктивные решения приняты по результатам инженерно-геологических изысканий, выполненных на другой территории. Выбранная технология компостирования не соответствует требованиям законодательства. Требуемые законодательством автоматические системы аварийной остановки производственных линий и система автоматической диагностики состояния оборудования в целях предупреждения аварийных остановок отсутствуют. Площадка технологии компостирования не должна размещаться на территориях, подверженных подтоплению. Выбор места намечаемой деятельности не соответствует требованиям законодательства по гидрогеологическим условиям. Проект рекультивации в составе проектной документации отсутствует. Проект утверждает, что «очищенная вода направляется на слив в водоем рыбохозяйственного назначения» при этом оценка воздействия на поверхностные водные объекты фактически не проведена. Расчеты выбросов загрязняющих веществ и расчеты рассеяния загрязняющих веществ выполнены для другого проекта на другой территории. Отсутствует учет выбросов парниковых газов и расчета будущей платы за эти выбросы. Описанная конструкция гидроизоляции ложа полигона неудовлетворительна. Аналогичная конструкция негативно проявила себя в процессе эксплуатации сооружений, есть неоднократные случаи аварийных прорывов противофильтрационных мембран. Неясна причина, по которой уменьшена толщина противофильтрационной мембраны. В проекте не описана конструкция дренажной системы для сбора фильтрата полигона. Нет расчета емкости прудов для накопления очищенных стоков. Проектом не предусмотрены технические и технологические решения по снижению воздействия на земли лесного фонда. Намечаемая для строительства территория является средой обитания краснокнижных животных: благородного оленя, косуль и куницы. В расчетах нормативного количества образования отходов присутствуют многочисленные арифметические и логические ошибки. По меньшей мере, часть расчетов нормативного количества образования отходов относится к другому проекту. Вопреки утверждению, содержащемуся в ОВОС, требуется мониторинг загрязнения поверхностных вод. Наиболее тяжелая аварийная ситуация прорыва противофильтрационной мембраны в ОВОС не рассмотрена. Риск негативного воздействия объекта на окружающую среду решающим образом зависит от качества строительства, прежде всего противофильтрационной защиты ложа полигона. Заказчик проекта ООО «СтройСельхозГарант» не имеет опыта контроля качества строительно-монтажных работ. Капитальные затраты на строительство экотехнопарка завышены, что приведет к росту тарифов на вывоз ТКО в Липецкой области. Разные части проектной документации противоречат друг другу. Исполнитель проектной документации не выполнил условия п.3 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 01.12.2020г. №999 «Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду»: в части научной обоснованности, достоверности и отражения результатов комплексных исследований прогнозируемых воздействий на окружающую среду и их последствий, выполненных с учетом взаимосвязи различных экологических, социальных и экономических факторов. Замечания жителей, сделанные в ходе общественных обсуждений и приведенные в опросных листах, не учтены. Настоящая ОВОС не является полноценной оценкой воздействия на окружающую среду. Ущерб от строительства и эксплуатации объекта недооценен. В то же время объективно установлено, что материалы ОВОС, вынесенные на общественные обсуждения не являются материалами, которые были представлены государственной экспертной комиссии для проведения экологической экспертизы, так как они имеют существенные противоречия в связи с внесенными изменениями, которые не были известны лицам, принимавшим участие в общественных обсуждениях, в связи с чем не имели возможность выразить свое мнение по всем материалам, представленным на экспертизу. Таким образом, оспариваемое заключение ГЭЭ вынесено на основании истекшего срока действия заключения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) на технологию компостирования, что не соответствует действующему законодательству и нарушает права административного истца. Просят признать незаконным и отменить Приказ Росприроднадзора от 30.06.2023г. №1973/ГЭЭ.
Впоследствии Колесникова Е.С., Антонов С.М. уточнили требования, просили признать незаконным и отменить Приказ Росприроднадзора от 30.06.2023г. №1973/ГЭЭ. Признать незаконной и необоснованной с момента утверждения и отменить положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Экотехнопарк Липецкого района» №48-1-01-1-72-0477-23, выданное Федеральной службой по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии РФ, утвержденное приказом №1973/ГЭЭ от 30.06.2023г., ссылаясь на то, что заключением экспертной комиссии общественной экологической экспертизы проектной документации, включая материалы ОВОС, проекта «Экотехнопарк Липецкого района» от 02.05.2023г. установлено, что рассмотрение экспертной комиссией общественной экологической экспертизы проектной документации, включая материалы оценки воздействия на окружающую среду7 проекта «Экотехнопарк Липецкого района», намечаемого к реализации по адресу Россия, <адрес>, Стебаевское сельское поселение, земельный участок с кадастровым номером 48:13:1551501:168, показало, что проектные решения противоречат законодательству Российской Федерации, имеют существенные недоработки по экологическим, техническим и социальным вопросам, не обеспечивают экологическую безопасность намечаемой деятельности, выбор места намечаемой деятельности не соответствует требованиям законодательства по гидрогеологическим условиям, следовательно, проект не может быть реализован. Данное заключение общественной экспертизы направлялось во все компетентные органы, в том числе и в Росприроднадзор. Учитывая наличие отрицательного заключения общественной экологической экспертизы необходимо было организовать экспертов выезд на место предполагаемого строительства «<адрес>», что не было организовано, что прямо нарушает права административных истов. Экспертной комиссией по существу не рассматривалось заключения общественной экологической экспертизы от 02.05.2023г., а также поступившие от органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений) и граждан аргументированные предложения (в том числе в форме опросных листов) по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, и не подготавливались материалы, обосновывающие их учет при проведении государственной экологической экспертизы. Согласно проектной документации «<адрес>» в состав проекта входит участок компостирования твердых коммунальных отходов. В конце третьего тома оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) приведен Приказ Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу от 15.05.2018г. №-ПЭ об утверждении прилагаемого заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов «Проект технической документации технологии компостирования органических отходов, в том числе после сортировки производственных отходов и отходов ТКО» (052-22-ОВОС, книга 3. ФИО12 Заключения экологической экспертизы на применяемые технологии). Приказом установлен срок действия прилагаемого заключения ГЭЭ - 5 лет. Временное ограничение устанавливается для новых технологий. Данная технология содержит отличия от той, которая веками применялась в сельском хозяйстве, поэтому она попадала в разряд новый, которым требуется заключение ГЭЭ. Такое первичное заключение выдается на основе теоретических расчетов ОВОС. За отведенные 5 лет предполагалась, что технология будет где-то опробована, будут произведены замеры воздействия на окружающую среду с точным указанием значений загрязняющих веществ. И вот уже при наличии этих данных, полученных на практике, технология получает окончательное, то есть, бессрочное заключение ГЭЭ. С 16.05.2023г. истек срок действия заключения ГЭЭ, используемый в проекте «<адрес>», относительно технологии компостирования. «Проект технической документации технологии компостирования органических отходов, в том числе после сортировки производственных отходов и отходов ТКО» подлежит повторной государственной экологической экспертизе. Однако, по состоянию на 21.06.2023г. в перечне заключений государственной экологический экспертизы федерального уровня заключение ГЭЭ по указанной технической документации отсутствует. В перечне прошедших и запланированных заседаний экспертных комиссий заседание комиссии по ГЭЭ указанной технической документации также отсутствует. То есть повторная ГЭЭ не проведена и не проводится. Государственная экологическая экспертиза проекта «<адрес>» проведена на основании материалов ОВОС, а именно следующих:
Материалы инженерных изысканий не соответствуют заданию, выполнены не полностью.
Материалы инженерных изысканий недостаточны для проектирования безопасного объекта обращения с отходами.
Часть материалов изысканий относится к другим территориям и к другим полигонам ТКО.
В результате инженерных изысканий водоносные горизонты не вскрыты, карта уровня грунтовых вод не построена.
Вывод о защищенности водоносных горизонтов от загрязнения с поверхности сделан только на основании письма Липецкого филиала ФБУ «ТФГИ по Центральному федеральному округу» о геолого-гидрологических условиях территории: «Характеристики участка питьевых подземных вод Репецкий». Письмо без даты и адресата и неясно, какое оно имеет отношение к проекту «<адрес>».
Для получения количественного прогноза загрязнения подземных вод необходимо выполнить дополнительные детальные гидрогеологические исследования. В материалах инженерных изысканий результаты таких исследований не обнаружены.
Характеристики грунтов приведены на глубину, меньшую глубины заложения фундаментов зданий экотехнопарка.
Конструктивные решения приняты по результатам инженерно-геологических изысканий, выполненных на другой территории.
Выбранная технология компостирования не соответствует требованиям законодательства.
Требуемые законодательством автоматические системы аварийной остановки производственных линий и система автоматической диагностики состояния оборудования в целях предупреждения аварийных остановок отсутствуют.
Площадка технологии компостирования не должна размещаться на территориях, подверженных подтоплению.
Выбор места намечаемой деятельности не соответствует требованиям законодательства по гидрогеологическим условиям.
- Проект рекультивации в составе проектной документации отсутствует.
Проект утверждает, что «очищенная вода направляется на слив в водоём рыбохозяйственного назначения» при этом оценка воздействия на поверхностные водные объекты фактически не проведена.
Расчеты выбросов загрязняющих веществ и расчеты рассеяния загрязняющих веществ выполнены для другого проекта на другой территории.
- Отсутствует учет выбросов парниковых газов и расчета будущей платы за эти выбросы.
Описанная конструкция гидроизоляции ложа полигона неудовлетворительна. Аналогичная конструкция негативно проявила себя в процессе эксплуатации сооружений, есть неоднократные случаи аварийных прорывов противофильтрационных мембран.
- Неясна причина, по которой уменьшена толщина противофильтрационной мембраны.
- В проекте не описана конструкция дренажной системы для сбора фильтрата полигона.
- Нет расчета емкости прудов для накопления очищенных стоков.
Проектом не предусмотрены технические и технологические решения по снижению воздействия на земли лесного фонда.
Намечаемая для строительства территория является средой обитания краснокнижных животных: благородного оленя, косуль и куницы.
- В расчетах нормативного количества образования отходов присутствуют многочисленные арифметические и логические ошибки. По меньшей мере, часть расчетов нормативного количества образования отходов относится к другому проекту.
- Вопреки утверждению, содержащемуся в ОВОС, требуется мониторинг загрязнения поверхностных вод.
- Наиболее тяжелая аварийная ситуация прорыва противофильтрационной мембраны в ОВОС не рассмотрена.
- Риск негативного воздействия объекта на окружающую среду решающим образом зависит от качества строительства, прежде всего противофильтрационной зашиты ложа полигона. Заказчик проекта ООО «СтройСельхозГарант» не имеет опыта контроля качества строительно-монтажных работ.
- Капитальные затраты на строительство экотехнопарка завышены, что приведет к росту тарифов на вывоз ТКО в <адрес>.
- Разные части проектной документации противоречат друг другу.
- Исполнитель проектной документации не выполнил условия п.3 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 01.12.2020г. № «Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду»: в части научной обоснованности, достоверности и отражения результатов комплексных исследований прогнозируемых воздействий на окружающую среду и их последствий, выполненных с учетом взаимосвязи различных экологических, социальных и экономических факторов.
- Замечания жителей, сделанные в ходе общественных обсуждений и приведенные в опросных листах, не учтены.
- Настоящая ОВОС не является полноценной оценкой воздействия на окружающую среду. Ущерб от строительства и эксплуатации объекта недооценен.
В то же время объективно установлено, что материалы ОВОС, вынесенные на общественные обсуждения не являются материалами, которые были представлены государственной экспертной комиссии для проведения экологической экспертизы, по данным общественной экологической экспертизы от 02.05.2023г. были изменены после проведения общественных обсуждений, так как они имеют существенные противоречия в связи с внесенными изменениями, которые не были известны лицам, принимавшим участие в общественные обсуждениях, в связи с чем не имели возможность выразить свое мнение по всем материалам, представленным на экспертизу. Таким образом, оспариваемое заключение ГЭЭ вынесено на основании заключения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) на технологию компостирования, срок действия которой истек еще 16.05.2023г., то есть до окончания ее проведения (30.06.2023г.), что не соответствует действующему законодательству и нарушает права административных истцов. Положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы (абзац 3 пункт 5 ст. 18 Федеральный закон от 23.11.1995г. №174-ФЗ (ред. от 14.07.2022г.) «Об экологической экспертизе»). Таким образом, действие ГЭЭ в отношении технологии компостирования после 16.05.2023г., противоречит вышеуказанному федеральному законодательству.
В судебном заседании представитель административного ответчика Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО11 возражала против удовлетворения требований, пояснив, что приказом Росприроднадзора №/ГЭЭ от 31.03.2023г. организовано проведение государственной экологической экспертизы проектной документации «<адрес>», заявитель – ООО «Террикон». По результатам рассмотрения проектной документации приказом Росприроднадзора №/ГЭЭ от 30.06.2023г. утверждено положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации «<адрес>», устанавливающее соответствие объекта государственной экологической экспертизы требованиям законодательства в области охраны окружающей среды, срок действия – 5 лет. Решение о формировании положительного заключения государственной экологической экспертизы принято экспертной комиссией единогласно. Обращений граждан и организаций, поступившие в адрес Росприроднадзора, а также заключение экспертной комиссии общественной экологической экспертизы по оценке воздействия на окружающую среду проекта «<адрес>», утвержденное приказом генерального директора «Центр охраны дикой природы» ФИО6, обращения ФИО7, заключение экспертной комиссии общественной экологической экспертизы проектной документации «<адрес>», заявление Межрегиональной общественной организации содействия охране окружающей среды «Независимый институт общественной экологической экспертизы и аудита» о завершении общественной экологической экспертизы от 23.05.2023г. №-Н, учтены экспертной комиссии государственной экологической экспертизы и рассматривались экспертами в совокупности с представленными материалами. При рассмотрении законности заключения государственной экологической экспертизы и приказа, которым оно было утверждено, необходимо установление фактов нарушений, допущенных при утверждении заключения. Экспертная комиссия в своей профессиональной деятельности при оценке представленных на государственную экологическую экспертизу проектных материалов не зависит от Росприроднадзора. Более того, за прямое или косвенное вмешательство в деятельность экспертной комиссии, а также за воспрепятствование ее деятельности предусмотрена уголовная, административная, гражданско-правовая и материальная ответственность виновного лица. Росприроднадзор является организатором экспертизы, но не вправе оказывать и не оказывает влияние на суждения экспертов и их выводы, а также на итоговый результат государственной экологической экспертизы - положительное или отрицательное заключение, которое Росприроднадзор утверждает, придавая ему юридическую силу. Факт проведения государственной экологической экспертизы и заключение, утвержденное по результатам проведения экспертизы, не нарушает и не может нарушать права и свободы административных истцов. Наоборот, государственная экологическая экспертиза направлена на предотвращение негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду. Одной из главных задач государственной экологической экспертизы рассмотреть и оценить предусмотренные проектной документацией способы минимизации такого вреда, а также мероприятия и объемы возмещения вреда окружающей среде. В рамках проведения государственной экологической экспертизы такие мероприятия и объемы были определены, им дана надлежащая оценка со стороны членов экспертной комиссии, а их безусловная и полная реализация заказчиком работ будет проконтролирована, в том числе и со стороны административного ответчика. Заключение государственной экологической экспертизы не является властно-распорядительным документом, не содержит обязательных предписаний, не порождает публично-правовых обязанностей для административных истцов, поэтому выводы, к которым пришла экспертная комиссия, в контексте рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений, отдельной оценке не подлежат. Кроме того, само по себе заключение государственной экологической экспертизы не влечет каких-либо правовых последствий, создающих для истцов угрозу нарушения прав на экологическое благополучие, а, напротив, содержит комплекс необходимых условий для предотвращения такой угрозы, соблюдение которых при реализации проекта, а затем при его должной эксплуатации, позволит избежать негативного воздействия на окружающую среду. По результатам общественных обсуждений формируется окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду с учетом предложений и замечаний общественности. Таким образом материалы, направляемые на государственную экологическую экспертизу, не могут быть идентичны предварительным материалам. Предусмотренный порядок подготовки проектной документации сам по себе не означает возможность для граждан и общественных объединений трансформировать общественные обсуждения в многократную процедуру без проведения которой невозможно предоставление доработанного проекта планируемой хозяйственной деятельности на повторную государственную экологическую экспертизу. В рамках проведения государственной экологической экспертизы был представлен Протокол общественных обсуждений по объекту ГЭЭ – проектной документации «Экотехнопарк Липецкого района», включая предварительные материалы оценки воздействия на окружающая среду. Комиссией были учтены представленные материалы, относящиеся к объекту ГЭЭ, а именно проектная документация. Результаты рассмотрения общественных обсуждений отражены в Журнале учета замечаний и предложений граждан и юридических лиц, участвующих в общественных обсуждениях объекта экологической экспертизы – проектной документации «Экотехнопарк Липецкого района» (с. 179 Тома 1 материалов по результатам проведения общественных обсуждений). Экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, а организуется уполномоченным органом – Росприроднадзором. При этом, закон не предусматривает обжалование предварительных материалов ОВОС. В связи с чем, административными истцами выбран неправильный способ защиты прав. Заключением государственной экологической экспертизой является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующей заданию на проведение экологической экспертизы. Несогласие граждан с материалами, представленными на экологическую экспертизу, не влечет признание документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, не соответствующим экологическим требованиям, и, как следствие, получение отрицательного заключения экспертной комиссии. Таким образом, экспертной комиссией может быть признано соответствие экологическим требованиям документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, и при отрицательном общественном мнении. Порядок организации и проведения общественной экологической экспертизы Росприроднадзором был соблюден. Оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям законодательства не являлось предметом оценки при проведении государственной экологической экспертизы. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия). Суд, рассматривая вопрос о законности какого-либо акта или действия (бездействия) государственного органа (и/или специального субъекта) не подменяет собой государственный орган, не вмешивается в деятельность такого органа (субъекта) и не может запретить ему принимать какое-либо решение в рамках компетенции, если законодатель отнес вопрос об принятии такого решения к усмотрению соответствующего органа (субъекта) в соответствии с его компетенцией.
В судебном заседании представитель административного ответчика Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Шестакова Е.В. возражала против удовлетворения требований, пояснив, что приказом Росприроднадзора №746/ГЭЭ от 31.03.2023г. организовано проведение государственной экологической экспертизы проектной документации «Экотехнопарк Липецкого района», заявитель ООО «Террикон». По результатам рассмотрения проектной документации приказом Росприроднадзора №1793/ГЭЭ от 30.06.2023г. утверждено положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации «Экотехнопарк Липецкого района», устанавливающее соответствие объекта государственной экологической экспертизы требованиям законодательства в области охраны окружающей среды, срок действия – 5 лет. Решение о формировании положительного заключения государственной экологической экспертизы принято экспертной комиссией единогласно. Порядок, способ и формат подачи, а также состав документов, необходимых для утверждения заключения общественной экологической экспертизы, требованиями законодательства в области экологической экспертизы не определены. Обращений граждан и организаций, поступившие в адрес Росприроднадзора, а также заключение экспертной комиссии общественной экологической экспертизы по оценке воздействия на окружающую среду проекта «Экотехнопарк Липецкого района», утвержденное приказом генерального директора «Центр охраны дикой природы» Зименко А.В., обращения ФИО7, заключение экспертной комиссии общественной экологической экспертизы проектной документации «Экотехнопарк Липецкого района», заявление Межрегиональной общественной организации содействия охране окружающей среды «Независимый институт общественной экологической экспертизы и аудита» о завершении общественной экологической экспертизы от 23.05.2023г. №10-Н, учтены экспертной комиссии государственной экологической экспертизы и рассматривались экспертами в совокупности с представленными материалами. Приказом Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу от 15.05.2018г. №159-Э утверждено положительное заключение государственной экологической экспертизы материалов «Проект технической документации технологии компостирования органических отходов, в том числе после сортировки производственных отходов и отходов ТКО», устанавливающее соответствие объекта государственной экологической экспертизы требованиям законодательства в области охраны окружающей среды. Срок действия – 5 лет. Срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы, срок действия которого истекает в период со дня вступления с силу Постановления №353 от 31.12.2023г., продлевается до 31.12.2024г., если реализация объекта государственной экологической экспертизы осуществляется без отступления от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы. При проведении государственной экологической экспертизы экспертной комиссией рассмотрена и оценена возможность применения указанной технологии на экотехнопарке Липецкого района. Оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям законодательства не являлось предметом оценки при проведении государственной экологической экспертизы. В связи с отсутствием подземных вод на участке проектирования выполнение дополнительных гидрогеологических исследований не целесообразно. В списке видов животных, занесенных в Красную книгу Липецкой области виды: благородный олень, косуля и куница, отсутствуют. Также они не включены в Красную книгу РФ. По результатам анализа проектной документации и представленных дополнительных материалов ошибки в расчетах образования отходов не установлены. В заключение проведена программа производственного экологического контроля (мониторинга) за характером изменения всех компонентов экосистемы при строительстве и эксплуатации объекта, а также при авариях, включающих в том числе производственный экологический контроль и мониторинг поверхностных водных объектов и донных отложений. Просила отказать в удовлетворении требований административных истцов.
В судебное заседание административные истцы Колесникова Е.В., Антонов С.М., представители заинтересованных лиц ООО «Террикон», ООО «СтройСельхозГарант» не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В возражениях ООО «Террикон» просили отказать в удовлетворении требований административных истцов. 12.05.2022г. между ООО «СтройСельхозГарант» и ООО «Террикон» был заключен договор №0505//2022-Л на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство объекта «Экотехнопарк Липецкого района». Согласно Техническому заданию, подрядчик обязан представить разработанную проектную документацию с обязательным прохождением государственной экологической экспертизы и государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий, в том числе по проверке достоверности определения сметной стоимости; рабочую документацию по объекту. Приказом Росприроднадзора №1793/ГЭЭ от 30.06.2023г. утверждено положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации «Экотехнопарк Липецкого района». В рамках прохождения Государственной экологической экспертизы по объекту «Экотехнопарк Липецкого района» в адрес Федеральной службы по надзору в сфере природопользования было направлено заключение экспертной комиссии общественной экологической экспертизы проектной документации, включая материалы ОВОС, проекта «Экотехнопарк Липецкого района» от 02.05.2023г. Вопросы и замечания ОЭЭ были рассмотрены и направлены в ООО «Террикон». Исполнителем проектной документации замечания были рассмотрены, по результатам рассмотрения данных вопросов и замечаний были внесены коррективы в проектную документацию. Довод административных истцов о том, что при наличии отрицательного заключения общественной экологической экспертизы необходимо организовать выезд на место предполагаемого строительства объекта «Экотехнопарк Липецкого района» не основано на нормах действующего законодательства РФ. Требования административных истцов о необходимости проведения повторной ГЭЭ на технологию компостирования нормами действующего законодательства РФ не обоснована. Государственная экологическая экспертиза объекта «Экотехнопарк Липецкого района» проведена не на основании предварительных материалов ОВОС, на которые ссылается административные истцы. На основании данных предварительных материалов ОВОС проведены общественные обсуждения и Общественная экологическая экспертиза. Государственная экологическая экспертиза проектной документации по объекту «Экотехнопарк Липецкого района» проведена на основании представленной на ГЭЭ в установленном порядке проектной документации, в том числе окончательных материалов ОВОС. Окончательные материалы ОВОС формируются на основании предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду с учетом результатов анализа и учета замечаний, предложений и информации, поступивших от общественности. Окончательные материалы оценки воздействия на окружающую среду в соответствии с п.5 Приказа №999 были утверждены заказчиком и предоставлены в соответствии с ФЗ от 23.11.1995г. №174 «Об экологической экспертизе» на государственную экологическую экспертизу. Материалы инженерных изысканий, представленные на общественные обсуждения доработаны с учетом замечаний Государственной Экологической Экспертизы. Актуальная версия представлена на ГЭЭ 04.05.2023г. Разночтения в материалах инженерных изысканий устранены в ходе проведения общественных обсуждений и прохождения ГЭЭ. Проектом предусмотрена сеть наблюдательных скважин, в контролируемые показатели включен в том числе уровень подземных вод. Расчет защищенности от загрязнения с поверхности земли произведен согласно методическим рекомендациям, согласно которым эксплуатируемый водоносный горизонт относится к 6 категории защищенности, т.е. защищенному от загрязнения с поверхности земли. 16.08.2021г. был получен технический отчет по результатам гидродинамического обоснования методами математического моделирования границ проектируемого полигона ТКО, выполненный Санкт-Петербургским отделением Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института геоэкологии им. Е.М. Сергеева Российской академии наук. Конструктивные решения приняты по результатам инженерно-геологических изысканий, выполненных для земельного участка под проектируемый объект. На предлагаемую технологию компостирования получено заключение Государственной Экологической Экспертизы, утвержденное приказом №159-Э от 15.05.2018г. Аварийная система остановки производственных линий и система автоматической диагностики состояния оборудования в целях предупреждения авариных остановок предусмотрена технологическими решениями. На основе комплексного анализа инженерно-геологических условий территория проектирования выполнена в насыпи, для защиты территории от подтопления, паводковых и поверхностных вод. Гидрогеологические условия характеризуются отсутствием водоносного горизонта до глубины 15м. Для защиты от этого проектом предусмотрено строительство водоотводящей канавы с северо-восточной стороны участка. Проект рекультивации разработан и представлен на ГЭЭ в составе проектной документации. Согласно актуализированной проектной документации от очистных сооружений (хозяйственно-бытовых, поверхностных и производственных сточных вод) очищенные сточные воды направляются в пруд-испаритель очищенных стоков без сброса в поверхностный водный объект. В рамках проведения Общественных обсуждений и прохождения Государственной экологической экспертизы была откорректирована проектная документация, в том числе проект организации строительства и технологические решения, в связи с чем расчеты выбросов загрязняющих веществ также были актуализированы. Расчет платы за выброс загрязняющих веществ, в том числе парниковых газов представлен. Геологический барьер представлен местными глинами в естественном виде, соответствующим требованиям СП 320.1325800.2018 по проницаемости и мощности (согласно результатам инженерных изысканий). Актуальной проектной документацией предусмотрена противофильтрационная геомембрана HDPE 2,0мм, ГОСТ Р 56586-2015. Конструкция дренажной системы для сбора фильтрата описана в разделе «Наружные сети водоотведения». Обоснование емкости прудов для накопления очищенных стоков представлено в томе 052-22-ИОС3.4. Проектом предусмотрены технические и технологические решения по снижению воздействия на окружающую среду, в том числе на земли лесного фонда. В ходе проведения полевых натурных исследований в рамках инженерно-экологических изысканий на рассматриваемой территории было выявлено, что растения и животные, занесенные в Красную книгу РФ и Красную книгу Липецкой области, на исследуемой территории и в 1000-метровой зоне отсутствуют. А также отсутствуют их гнезда, норы, следы пребывания. В ходе прохождения ГЭЭ и внесение изменений в проектную документацию внесены изменения в части объемов образования отходов. Сброс сточных вод в поверхностные водные объекты и работы в границах водоохранных и прибрежных защитных полосах не предусматривается проектными решениями. Рекомендация принята – в доработанной проектной документацией предусмотрено устройство водоотводных канав, перехватывающих поверхностные воды с нагорной стороны участка. Представлен план - график контроля вод в нагорных канавах по санитарно-химическим и бактериологическим показателям. Также проектом предусмотрен мониторинг загрязнения ближайщего поверхностного водного объекта, находящегося в зоне влияния проектируемого объекта. Многослойный противофильтрационный экран в основании и на откосах участка размещения отходов состоит из нескольких слоев. В качестве противофильтрационного экрана принята полимерная геомембрана текстурированная, толщиной 2,0мм, согласно ГОСТ 56586-2015. Чтобы свести к минимуму возможность просачивания фильтрата через геосинтетический экран, обеспечивается отвод фильтрата с поверхности экрана. Для этого проектом предусматривается сооружение дренажной системы. Таким образом, даже при наличии в составе захораниваемых отходов острых включений, способных повредить геомембранное полотно, последнее будет надежно защищено от внешнего воздействия вышеуложенным слоем уплотненного грунта. Соответственно, нарушение сплошности геомембраны в процессе эксплуатации карт не произойдет. Грунтовой массив и подземные воды будут надежно изолированы от потенциального воздействия фильтрата, формирующегося в толще захораниваемых отходов. Контроль качества строительно-монтажных работ осуществляет уполномоченный Правительством РФ орган государственного регулирования промышленной безопасности – Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Капитальные затраты на строительство объекта будут окончательно определены в процессе прохождения Государственной Экспертизы с учетом всех внесенных в проектную документацию изменений. Оценка экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий реализации планируемой деятельности представлена в разделе 3 «Описание возможных видов воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности по альтернативным вариантам». Все замечания и предложения общественности, поступившие в ходе проведения общественных обсуждений, а также ответы на них, отражены в материалах по результатам проведения общественных обсуждений. Проектная документация, включая окончательные материалы ОВОС, с учетом указанных замечаний и предложений в соответствии с действующим законодательством представлены на Государственную Экологическую Экспертизу. Оценка воздействия на окружающую среду дополнена с учетом замечаний и предложений, поступивших в ходе проведения общественных обсуждений, с учетом замечаний и рекомендаций Государственной Экологической Экспертизы, а также Общественной Экологической Экспертизы. Просили отказать в удовлетворении требований Колесниковой Е.В., Антонова С.М. в полном объеме.
Выслушав представителей административных ответчиков Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Мартьянову А.В., Шестакову Е.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 1 статьи 219 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу положений ч.9 и 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи (нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, и соблюдение сроков обращения в суд), возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 – соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, на совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; п.4 –соответствует ли содержание совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения) и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что 12.05.2022г. между ООО «СтройСельхозГарант» и ООО «Террикон» был заключен договор №0505//2022-Л на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство объекта «Экотехнопарк Липецкого района», с последующей сдачей их результата заказчику.
Наименование и содержание работ, поручаемых заказчиком подрядчику, определено Техническим заданием. Техническое задание является неотъемлемой частью настоящего договора и предусматривается в качестве Приложения №1 (п.1.2 договора).
Согласно Техническому заданию, подрядчик обязан представить разработанную проектную документацию с обязательным прохождением государственной экологической экспертизы и государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий, в том числе по проверке достоверности определения сметной стоимости; рабочую документацию по объекту.
Приказом Росприроднадзора №746/ГЭЭ от 31.03.2023г. организовано проведение государственной экологической экспертизы проектной документации «Экотехнопарк Липецкого района», заявитель ООО «Террикон».
В рамках проведения государственной экологической экспертизы был представлен Протокол общественных обсуждений по объекту ГЭЭ – проектной документации «Экотехнопарк Липецкого района», включая предварительные материалы оценки воздействия на окружающая среду.
Результаты рассмотрения общественных обсуждений отражены в Журнале учета замечаний и предложений граждан и юридических лиц, участвующих в общественных обсуждениях объекта экологической экспертизы – проектной документации «Экотехнопарк Липецкого района».
Приказом Росприроднадзора №1793/ГЭЭ от 30.06.2023г. утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Экотехнопарк Липецкого района», заявитель – ООО «Террикон», образованной приказом Росприроднадзора от 31.03.2023г. №746/ГЭЭ. Установлен срок действия заключения, указанного в п.1 настоящего приказа, пять лет.
Согласно статье 14 Федерального закона от 23.11.1995г. №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее по тексту - Федеральный закон №174-ФЗ) результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы, отвечающее требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона.
На основании пунктов 1 - 2 статьи 18 Федерального закона №174-ФЗ заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 18 Федерального закона №174-ФЗ заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы.
Утверждение заключения, подготовленного экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, является актом, подтверждающим соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям данного Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Из анализа пункта 5 этой же статьи закона следует, что положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу.
Согласно п.8 статьи 18 Федерального закона №174-ФЗ заключения государственной экологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.
Согласно положениям Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 31 июля 2020года №923 информирование по вопросам предоставления государственной услуги, сведений о ходе предоставления государственной услуги осуществляется специалистами Росприроднадзора и территориальных органов Росприроднадзора устно (лично, по телефону), письменно (путем направления ответов заказным почтовым отправлением, по электронной почте, факсимильной связью), посредством размещения информации на официальных сайтах Росприроднадзора и территориальных органов Росприроднадзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - Сайт), а также на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - ЕПГУ). Начальник уполномоченного подразделения в течение 1 рабочего дня принимает решение о назначении ответственного должностного лица (далее - ответственный исполнитель) с учетом его должностных обязанностей. Ответственный исполнитель в соответствии с резолюцией получает заявительные документы для их рассмотрения. В случае, если документация является объектом государственной экологической экспертизы, начальник уполномоченного подразделения готовит предложения по определению органа, уполномоченного на проведение государственной экологической экспертизы (центральный аппарат или территориальный орган Росприроднадзора).
В соответствии с п. 4.2 Требований к материалам воздействия на окружающую среду, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 01 декабря 2020года №999 в случае принятия заказчиком решения о подготовке технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду (далее - Техническое задание):
составляется проект Технического задания, содержащий сведения в соответствии с пунктом 7.1.5 настоящих требований;
подготавливается и представляется в органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления уведомление о проведении общественных обсуждений проекта Технического задания (далее также - объект общественного обсуждения), в котором указывается информация в соответствии с пунктом 4.6 настоящих требований.
Проводятся общественные обсуждения проекта Технического задания, анализ и учет замечаний, предложений и информации, поступивших от общественности, и утверждение Технического задания (в случае принятия заказчиком решения о подготовке Технического задания) (п.4.3 Требований).
Согласно п.4.4. Требований проводятся исследования по оценке воздействия на окружающую среду, включающие:
а) определение характеристик планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности и возможных альтернатив, в том числе отказа от деятельности;
б) анализ состояния территории, на которую может оказать влияние планируемая (намечаемая) хозяйственная и иная деятельность (в том числе состояние окружающей среды, имеющаяся антропогенная нагрузка и ее характер, наличие особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, центральной экологической зоны Байкальской природной территории, прибрежных защитных полос, водоохранных зон водных объектов или их частей; водно-болотных угодий международного значения, зон с особыми условиями использования территорий, иных территорий (акваторий) или зон с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях охраны окружающей среды;
в) описание альтернативных вариантов реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, включая планируемые варианты размещения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
г) выявление возможных воздействий планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду с учетом альтернатив;
д) оценку воздействий на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности (степень, характер, масштаб, зона распространения воздействий, а также прогнозирование изменений состояния окружающей среды при реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий);
е) определение мероприятий, предотвращающих и (или) уменьшающих негативные воздействия на окружающую среду, оценка их эффективности и возможности реализации;
ж) оценку значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий;
з) сравнение по ожидаемым экологическим и связанным с ними социально-экономическим последствиям рассматриваемых альтернатив, а также варианта отказа от деятельности, и обоснование варианта, предлагаемого для реализации;
и) разработку предложений по мероприятиям программы производственного экологического контроля и мониторинга окружающей среды с учетом этапов подготовки и реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности;
к) разработку по решению заказчика рекомендаций по проведению послепроектного анализа реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности.
Степень детализации исследований по оценке воздействия на окружающую среду определяется заказчиком (исполнителем) на основании предварительной оценки, исходя из состояния окружающей среды, особенностей планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, и должна быть достаточной для выявления и оценки возможных экологических и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности. Заказчик (исполнитель) может использовать информацию об объектах-аналогах, сопоставимых по функциональному назначению, технико-экономическим показателям и конструктивной характеристике проектируемому объекту.
Проводятся общественные обсуждения по объекту общественных обсуждений (п.4.7 Требований).
Анализируются и учитываются замечания, предложения и информация, поступившие от общественности в ходе проведения общественных обсуждений в соответствии с пунктом 4.7 настоящих требований (п.4.8 Требований).
Согласно п.4.9 Требований формируются окончательные материалы оценки воздействия на окружающую среду (или объекта экологической экспертизы, включая окончательные материалы оценки воздействия на окружающую среду) на основании предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду с учетом результатов анализа и учета замечаний, предложений и информации в соответствии с пунктом 4.8 настоящих требований.
Окончательные материалы оценки воздействия на окружающую среду содержат информацию об организации и проведении общественных обсуждений, в том числе об информировании общественности (все заинтересованные лица, в том числе граждане, общественные организации (объединения), представители органов государственной власти, органов местного самоуправления), о форме и сроках проведения общественных обсуждений, учете поступивших замечаний и предложений и (или) их мотивированном отклонении, а также о документах, оформляемых в ходе и по результатам проведения общественных обсуждений, включая уведомления, журналы учета замечаний и предложений, протоколы общественных слушаний, опросов (в случае их проведения).
Окончательные материалы оценки воздействия на окружающую среду утверждаются заказчиком, используются при подготовке обосновывающей документации по планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, в том числе представляются в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995г. №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» на государственную экологическую экспертизу, а также на общественную экологическую экспертизу (в случае ее проведения) (п.5 Требований).
В пункте 26 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.06.1996г. №698 «Об утверждении положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы» указано, что срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы устанавливается приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (в настоящее время - Министерство природных ресурсов и экологии или его территориального органа).
Таким образом, из системного анализа приведенных выше норм следует, что срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы устанавливается приказом федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу (либо территориальным управлением федерального органа по его поручению), как на то было верно указано судом апелляционной инстанциями.
Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации для проведения экологической экспертизы конкретного объекта.
Управлению Росприроднадзора поручено при представлении документации в объеме, определенном статьей 14 Федерального закона №174-ФЗ, организовать и провести в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, государственную экологическую экспертизу указанной документации.
Оспариваемым приказом Федеральной службой по надзору в сфере природопользования №1793/ГЭЭ от 30 июня 2023года утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы документации «Экотехнопарк Липецкого района». Пунктом 2 приказа установлен срок действия заключения – пять лет.
Из изложенного следует, что вышеназванная государственная экологическая экспертиза документации «Экотехнопарк Липецкого района» организована и проведена на основании соответствующего приказа Управления Росприроднадзора в составе экспертной комиссии государственной экологической экспертизы уполномоченных должностных лиц, по результатам проведения которой было подготовлено отвечающее требованиям закона заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом управления №1793/ГЭЭ от 30 июня 2023года.
После утверждения заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы оно приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы.
По смыслу статьи 18 Федерального закона №174-ФЗ положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае: реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию; истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Из изложенного следует, что истечение срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы определено в качестве самостоятельного основания для утраты положительным заключением государственной экологической экспертизы юридической силы.
Наделяя Росприроднадзор полномочиями по установлению срока, а равно, устанавливая срок в качестве обязательного элемента заключения государственной экологической экспертизы, законодатель относит определение его продолжительности на усмотрение уполномоченного органа и не может вести к ущемлению прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, учитывая, что оспариваемое административным истцом положение об установлении срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы, принято в рамках, имеющихся у административного ответчика полномочий, в соответствии с требованиями закона, оснований для признания его недействительным не имеется.
Довод административных истцов о том, что при наличии отрицательного заключения общественной экологической экспертизы необходимо организовать выезд на место предполагаемого строительства объекта «Экотехнопарк Липецкого района» не основан на нормах действующего законодательства РФ.
Требования административных истцов о необходимости проведения повторной ГЭЭ на технологию компостирования нормами действующего законодательства РФ не обоснована.
Государственная экологическая экспертиза объекта «Экотехнопарк Липецкого района» проведена не на основании предварительных материалов ОВОС, на основании данных предварительных материалов ОВОС проведены общественные обсуждения и Общественная экологическая экспертиза.
Государственная экологическая экспертиза проектной документации по объекту «Экотехнопарк Липецкого района» проведена на основании представленной на ГЭЭ в установленном порядке проектной документации, в том числе окончательных материалов ОВОС.
Что касается доводов административных истцов, суд приходит к следующим выводам.
1. Как следует из материалов дела, материалы инженерных изысканий, представленные на общественные обсуждения доработаны с учетом замечаний Государственной Экологической Экспертизы.
2. Разночтения в материалах инженерных изысканий устранены в ходе проведения общественных обсуждений и прохождения ГЭЭ.
3. Из проекта следует, что сеть наблюдательных скважин предусмотрена, в контролируемые показатели включен в том числе уровень подземных вод.
4. Расчет защищенности от загрязнения с поверхности земли произведен согласно методическим рекомендациям, согласно которым эксплуатируемый водоносный горизонт относится к 6 категории защищенности, т.е. защищенному от загрязнения с поверхности земли.
5. Для получения количественного прогноза загрязнения подземных вод 16.08.2021г. был получен технический отчет по результатам гидродинамического обоснования методами математического моделирования границ проектируемого полигона ТКО, выполненный Санкт-Петербургским отделением Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института геоэкологии им. Е.М. Сергеева Российской академии наук.
6. Характеристики грунтов представлены для всех ИГЭ, глубина скважин составляет 10м -15м. Посадка фундаментов на инженерно-геологические разрезы представлена.
7. Доказательств того, что конструктивные решения приняты по результатам инженерно-геологических изысканий, выполненных на другой территории суду представлено не было.
8. Согласно ст.11 п.5 Федерального закона №174-ФЗ объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются: проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, новые вещества, которые могут поступать в окружающую среду, пестициды и агрохимикаты… На предлагаемую технологию компостирования представлено заключение Государственной Экологической Экспертизы, утвержденное приказом №159-Э от 15.05.2018г.
9. Аварийная система остановки производственных линий и система автоматической диагностики состояния оборудования в целях предупреждения авариных остановок предусмотрена технологическими решениями.
10. Проектной документацией предусмотрена инженерная подготовка территории: 1) вертикальная планировка; 2) устройство нагорной канавы, предупреждающее подтопление проектируемого объекта; 3) отвод ливневых стоков с проектируемой территории в очистные сооружения.
11. Гидрогеологические условия характеризуются отсутствием водоносного горизонта до глубины 15м. Проектом предусмотрено строительство водоотводящей канавы с северо-восточной стороны участка.
12. Проект рекультивации разработан и представлен на ГЭЭ в составе проектной документации.
13. Согласно актуализированной проектной документации от очистных сооружений (хозяйственно-бытовых, поверхностных и производственных сточных вод) очищенные сточные воды направляются в пруд-испаритель очищенных стоков без сброса в поверхностный водный объект.
14. Доказательств того, что расчеты выбросов загрязняющих веществ и расчеты рассеяния загрязняющих веществ выполнены для другого проекта на другой территории суду представлено не было.
15. Расчет платы за выброс загрязняющих веществ, в том числе парниковых газов представлен.
16. Как следует из представленных документов, противофильтрационный экран запроектирован в виде гомембраны, толщиной 2мм. Геологический барьер представлен местными глинами в естественном виде, соответствующим требованиям СП 320.1325800.2018 по проницаемости и мощности (согласно результатам инженерных изысканий).
17. Актуальной проектной документацией предусмотрена противофильтрационная геомембрана HDPE 2,0мм, ГОСТ Р 56586-2015.
18. Конструкция дренажной системы для сбора фильтрата описана в разделе «Наружные сети водоотведения».
19. Обоснование емкости прудов для накопления очищенных стоков представлено в томе 052-22-ИОС3.4.
20. Проектом предусмотрены технические и технологические решения по снижению воздействия на окружающую среду, в том числе на земли лесного фонда.
21. В ходе проведения полевых натурных исследований в рамках инженерно-экологических изысканий на рассматриваемой территории было выявлено, что растения и животные, занесенные в Красную книгу РФ и Красную книгу Липецкой области, на исследуемой территории и в 1000-метровой зоне отсутствуют. А также отсутствуют их гнезда, норы, следы пребывания. Доказательств обитания красно книжных животных на территории строительства административными истцами не представлено.
22. Доказательств наличия многочисленных арифметических и логических ошибок в расчетах нормативного количества образования отходов административными истцами представлено не было. В ходе прохождения ГЭЭ и внесение изменений в проектную документацию внесены изменения в части объемов образования отходов.
23. Сброс сточных вод в поверхностные водные объекты и работы в границах водоохранных и прибрежных защитных полосах не предусматривается проектными решениями. Проектом предусмотрен мониторинг загрязнения ближайшего поверхностного водного объекта, находящегося в зоне влияния проектируемого объекта.
24. Многослойный противофильтрационный экран в основании и на откосах участка размещения отходов состоит из нескольких слоев. В качестве противофильтрационного экрана принята полимерная геомембрана текстурированная, толщиной 2,0мм, согласно ГОСТ 56586-2015. Проектом предусмотрено сооружение дренажной системы. Грунтовой массив и подземные воды надежно изолированы от потенциального воздействия фильтрата, формирующегося в толще захораниваемых отходов.
25. Контроль качества строительно-монтажных работ осуществляет уполномоченный Правительством РФ орган государственного регулирования промышленной безопасности – Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
26. Капитальные затраты на строительство объекта будут окончательно определены в процессе прохождения Государственной Экспертизы с учетом всех внесенных в проектную документацию изменений.
27. Доказательств того, что части проектной документации противоречат друг другу административными истцами не представлено.
28. Оценка экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий реализации планируемой деятельности представлена в разделе 3 «Описание возможных видов воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности по альтернативным вариантам».
29. Все замечания и предложения общественности, поступившие в ходе проведения общественных обсуждений, а также ответы на них, отражены и учтены в материалах по результатам проведения общественных обсуждений. Проектная документация, включая окончательные материалы ОВОС, с учетом указанных замечаний и предложений в соответствии с действующим законодательством представлены на Государственную Экологическую Экспертизу.
30. Оценка воздействия на окружающую среду дополнена с учетом замечаний и предложений, поступивших в ходе проведения общественных обсуждений, с учетом замечаний и рекомендаций Государственной Экологической Экспертизы, а также Общественной Экологической Экспертизы.
Нарушений ст. 30 ФЗ «Об экологической экспертизе», нарушений законодательства РФ об экологической экспертизе, влекущих недействительность оспариваемого заключения государственной экологической экспертизы, не установлено.
В судебном заседании не установлено, что проведение государственной экологической экспертизы и заключение, утвержденное по результатам проведения экспертизы, нарушает или может нарушать права и свободы административных истцов.
Заключение государственной экологической не порождает публично-правовых обязанностей для административных истцов.
Само по себе заключение государственной экологической экспертизы не влечет каких-либо правовых последствий, создающих для истцов угрозу нарушения прав на экологическое благополучие.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Совокупность таких условий при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.
По смыслу положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации защите подлежит только нарушенное право, вместе с тем, административными истцами доказательств нарушения оспариваемыми приказом и заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы представленной проектной документации его прав в сфере охраны окружающей природной среды не представлено.
Коль скоро суд не установил незаконные действия административных ответчиков, то оснований для удовлетворения требований не имеется.
Учитывая, установленные по делу обстоятельства суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административных истцов в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Колесниковой Елены Викторовны, Антонова Сергея Михайловича к Федеральной службе по надзору в сфере природопользования о признании незаконным приказа №1793/ГЭЭ от 30.06.2023г., положительного заключения №48-1-01-1-72-0477-23 - отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Липецкий областной суд через Октябрьский районный суд г. Липецка в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.И.Тагина
Мотивированное решение изготовлено 19 декабря 2023года