Дело № 2а-3677/2022
23RS0037-01-2022-005694-74
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Г. Новороссийск 15 сентября 2022 года
Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе председательствующего Схудобеновой М.А.,
С участием административного истца ФИО1 ФИО5
Представителя ответчиков Оганесян ФИО6
при секретаре Персиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 ФИО7 к Администрации МО г. Новороссийск, Управлению Архитектуры и градостроительства АМО г. Новороссийск об оспаривании решения органа местного самоуправления
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 ФИО8 с учетом уточнения иска, обратился в суд с иском к ответчикам о признании незаконным ответ Управления архитектуры и градостроительства, отраженный в письме от 27.07.2022 №, обязании администрацию муниципального образования город Новороссийск в лице Управления архитектуры и градостроительства, выдать ФИО1 ФИО9 Уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта параметров (реконструкция жилого дома по адресу: , без изменения параметров здания (этажности и площади застройки), указав в обоснование иска, что 19.12.2020 года, заключил договор мены, согласно которого обменял, свою квартиру, расположенную по адресу: , на жилой дом, расположенный по адресу: . В связи с тем, что приобретенный жилой дом требовал капитального ремонта и возможно реконструкции связанной с заменой несущих конструкций строения, обратился в Управление архитектуры с заявлением на выдачу соответствующего уведомления, и получил отказ в выдаче данного уведомления. Основанием для отказа явилось то что, жилой дом находится в 100 метровой охранной зоне памятника культурного наследия. При обращении в Управление государственной охраны объектов культурного наследия, ему устно было пояснено, что данная норма закона призвана защитить объект культурного наследия, от того чтобы не закрывался общий вид на данный объект, при новом строительстве либо реконструкции здания которая ведет к увеличению этажности либо площади застройки. Запрета на реконструкцию здания не ведущей к увеличению этажности или площади застройки, нет. То есть, ни кто не вправе запретить проводить капитальный ремонт вашего жилого дома либо замену несущих конструкций дома, то есть реконструкцию не связанную с увеличением указанных в законе параметров. Для этого, в ст. 34.1 п.1 Ф3-73 «Об объектах культурного наследия» сделана соответствующая оговорка. Помимо этого, в случае необходимости нового строительства или увеличения этажности уже существующего, можно заказать соответствующее заключение, и в случае если объект, не будет мешать сохранению вида на объект культурного наследия, выдадут соответствующее разрешение на указанные работы. Письменно ему был дан ответ № от 22.09.2021 года, в котором указано что, проведение работ по реконструкции объекта капитального строительства в защитной зоне объектов культурного наследия, не связанных с изменениями его параметров (высоты, количества этажей, площади) не противоречит требованиям п.1 ст. 34.1 ФЗ.
С данным ответом, и другими документами обратился к заместителю начальника управления архитектуры и градостроительства. При личном приеме, было доведено до сведения, что в соответствии с п.1 ст. 34.1 ФЗ -73, может осуществлять реконструкцию жилого дома без увеличения его параметров, однако дом расположен на узком земельном участке, и не соблюдены отступы от границ смежных земельных участков. На доводы, о том, что дом находится на данном месте с 1917 года, и то что, параметры дома (площадь застройки и этажность) не будут меняться, работы по реконструкции будут заключаться в возможной перестановке несущей стены и замены перекрытия, и как следствие не будет нарушения чьих либо прав, все равно было рекомендовано пройти публичные слушанья. Спустя два месяца получено Постановление от 04.03.2022 №, о предоставлении, разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Далее, повторно обратился в Управление архитектуры и градостроительства с уведомлением о проведении реконструкции жилого дома, не связанной с изменением параметров. На что было получено Уведомление №№ от 29.03.2022 года «о несоответствии.. ..».
Как следует из данного Уведомления, в соответствии с заключением № от ДД.ММ.ГГГГ, Управление государственной охраны объектов культурного наследияне согласовывает увеличение (высоты, количество, площади застройки). Это весь мотивированный ответ, то есть администрация не поясняет, где произошло увеличение площади застройки и что такое увеличения количества. При личном обращении к специалисту готовившему уведомление было устно пояснено:
увеличение площади застройки связано с тем, что в выписке из ЕГРН. указана площадь помещения указана 74,8 кв.м, в то время как в уведомлении указана площадь застройки 103,14 кв.м. На ответ, что площадь помещения и площадь застройки разные показатели, в первом случае не учитывается площадь стен, было указано что неправильно посчитал. То есть, на данный момент на земельном участке расположено здание, размером, согласно технического паспорта 9,55м на 10,8 метров, таким образом (9,55 х 10,8) = 103,14 кв.м, что является площадью застройки, а если сложить площадь всех помещений указанных в техническом паспорте, получим 74.8 кв.м. что является площадью (внутренней) здания. Однако, данные простые доводы не убедили специалистов.
Как следует из п.7 Приказа Минэкономразвития № от 01.03,16г., площадь застройки сооружения определяется как площадь проекции внешних границ ограждающих конструкций (стен) сооружения на горизонтальную плоскость, проходящую на уровне примыкания сооружения к поверхности земли, включая выступающие части, а площадь жилого здания определяется как сумма площадей этажей жилого здания (п.8).
что такое увеличение количества, какого количества, не было разъяснено.
Далее 27.04.2022г. было подано административно исковое заявление об оспаривании Уведомления (ДЕЛО № 2а-2447/2022 ~ М-1794/2022). В судебном заседании административный ответчик настаивал на том, что 74 кв.м. это площадь застройки, несмотря на заключение ООО «ЗКЦ Моя земля» (выписка из реестра №) где было указано, что площадь реконструируемого (помещения составляет 75 кв.м., а площадь застройки 103 кв.м. В судебном заседании было рекомендовано заново подать заявление на получение- уведомления и указать площадь застройки 75 кв.м, что значительно ускорит получение уведомления о соответствии на реконструкцию.
После подачи нового заявления, было получено письмо от 27.07.2022 г. №.№, о том что, для реконструкции жилого дома, теперь уже не требуется разрешения на строительство.
Считает указанные выше действия администрации, незаконными в виду следующего.
Как следует из п. 1 ст. 51.1 ГрК РФ, в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства (за исключением строительства объектов индивидуального жилищного строительства с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации") или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве).
Пунктом 3, ст. 51.1 ГрК РФ, предусмотрен исчерпывающий перечень документов, которые необходимо приложить к уведомлению.
Как следует из п.7 ст. 51.1.ГрК РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве:
проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве, параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Таким образом, результатом рассмотрения заявления о планируемой реконструкции, является уведомление о несоответствии либо о соответствии, письмо от 27.07,2022 не является уведомлением установленного образца.
Со своей стороны, полностью выполнил требования законодательства. Были поданы все необходимые документы предусмотренные законодательством.
В судебном заседании истец на удовлетворении иска настаивал, по основаниям в нем изложенным.
Представитель ответчиков просил в иске отказать, по основаниям, изложенным в письменных возражениях, их которых следует, что Письмом УАиГ № от 27.07.2022 ФИО1 ФИО10 отказано в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу , ввиду того, что в градостроительном плане земельного участка отсутствует место размещения объекта капитального строительства, в связи с чем, не представляется возможным осуществить реконструкцию дома.
В соответствии с ч. 1 ст. 51.1 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения, в том числе сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка.
Как следует из пояснений административного истца реконструкция жилого дома планируется в существующих параметрах без изменения технико- экономических показателей.
Вместе с тем, при получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства для земельного участка с кадастровым номером № ФИО1 представлено обоснование необходимости получения разрешения, где в пункте 1 указана высота объекта капитального строительства 8,5 м.
Так же ФИО1 ФИО11. представлено обоснование (Заключение) о соответствии запрашиваемого отклонения от предельных параметров требованиям технических регламентов, СНиПов и ограничений использования земельного участка от 14.12.2021 где на стр. 15 указано, что расчетные технико-экономические показатели объекта капитального строительства с планируемым отклонением составят: максимальная высота: 5 метров.
Постановлением администрации муниципального образования г. Новороссийск от 04.03.2022 № ФИО1 ФИО12. предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу:
Письмом Управления государственной охраны объектов культурного наследия от 21.09.2021 указано, что земельный участок с кадастровым номером № расположен в защитной зоне объектов культурного наследия регионального значения. Проведение работ по реконструкции объекта капитального строительства в защитной зоне объектов культурного наследия, не связанных с изменением его параметров (высота, количества этажей, площади) не противоречит требованиям п. 1 ст. 34.1 Федерального закона от.06.2002 №73-Ф3.
Следовательно, при изменении высоты объекта капитального строительства ФИО1 ФИО13. необходимо получение соответствующего заключения Управления государственной охраны объектов культурного наследия.
Согласно представленного фрагмента проекта от 03.02.2021 ФИО1 планируется закладка дверного проема и выполнение нового дверного проема, выполнение вытяжки из кухни и демонтаж ж/б балки.
В силу п. 14 ст. 1 ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Таким образом при наличии разночтений в представленных документов и отказ от пояснений административным истцом считают, что отказ Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Новороссийск соответствует действующему законодательству и требования административного истца не подлежат удовлетворению.
Постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 21.12.2018 N 5332 (ред. от 24.12.2020) утвержден административный регламент по предоставлению администрацией муниципального образования город Новороссийск муниципальной услуги "Предоставление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке".
Пунктом 2.4.2 вышеуказанного регламента установлено, что:
Процедура предоставления муниципальной услуги завершается путем:
получения заявителем уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке;
уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке;
письменный мотивированный отказ в предоставлении муниципальной услуги.
Следовательно, действия Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Новороссийск соответствуют действующему законодательству и требования административного истца не подлежат удовлетворению.
В соответствии с п.7 ч. 2 ст.220 КАС РФ, должны быть указаны нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемое решение, действие (бездействия). Так, ФИО1 ФИО14 не указано в административном исковом заявлении, каким образом нарушены его права и законные интересы письмом Управления архитектуры и градостроительства № от 27.07.2022.
Также не указаны нормативные акты и их положения на соответствие которым надлежит проверить оспариваемое решение. Таким образом, требования административного искового заявления не обоснованы.
Выслушав доводы и возражения сторон, исследовав материалы дела, суд находит административное заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из ч.9 ст. 226 КАС РФ следует, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
соблюдены ли сроки обращения в суд;
В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле обязаны доказывать обстоятельства на которые они ссылаются как основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрена настоящим кодексом.
Следовательно обязанность доказывания самого факта совершения оспариваемого действия (бездействия) органа государственной власти (должностного лица) возлагается на заявителя.
Как следует из материалов дела, административный истец указывает на нарушение его прав письмом УАиГ № от 27.07.2022 ФИО1 ФИО15. отказано в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу .
Из материалов дела следует, что ФИО1 ФИО16 является собственником объекта недвижимости с КН № и земельного участка с КН №, расположенных по адресу , что подтверждается выписками из ЕГРН.
Постановлением АМО г. Новороссийск от 04.03.2022 № ФИО1 ФИО17. предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу:.
Уведомлением от 29.03.2022 г. №.№ ФИО1 ФИО18. отказано в выдаче уведомления о панируемой реконструкции объекта, как указано ввиду нарушения предельных параметров разрешенного строительства и отсутствия согласования Управления госохраны объектов культурного наследия КК по увеличению высоты, количества, площади застройки.
21.07.2022 г. ФИО1 ФИО19. повторно обратился с уведомлением о планируемом строительстве или реконструкции объекта ИЖС на земельном участке с КН №, указал цель- реконструкция, этажность 1, высота 5 площадь застройки 74,8, с приложением копии паспорта, выписок из ЕГРН на земельный участок и объект недвижимости, постановления от 4.03.2022 г., топосьемки, письма Управления госохраны объектов культурного наследия КК от 22.09.2021 г.
Согласно п. 2.4.2 административного регламента, утвержденного Постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 21.12.2018 N 5332 (ред. от 24.12.2020) по предоставлению администрацией муниципального образования город Новороссийск муниципальной услуги "Предоставление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке", процедура предоставления муниципальной услуги завершается путем:
получения заявителем уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке;
уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке;
письменный мотивированный отказ в предоставлении муниципальной услуги.
2.5. Максимальный срок предоставления муниципальной услуги составляет 7 рабочих дней со дня подачи в МФЦ заявления о предоставлении муниципальной услуги и документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги. При направлении документов по почте срок отсчета предоставления муниципальной услуги начинается с момента поступления документов в МФЦ. Документы, являющиеся результатом предоставления муниципальной услуги, выдаются (направляются) заявителю в день их поступления в МФЦ.
2.8.4. Основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является:
2.8.5. Непредоставление одного или нескольких документов, указанных в подпункте 2.7.1 пункта 2 Административного регламента.
В случае отказа в предоставлении муниципальной услуги по основаниям, указанным в подпунктах 2.9.1 Административного регламента, заявителю в установленный срок выдается письменный отказ с указанием причин отказа.
Письмом УАиГ № от 27.07.2022 ФИО1 ФИО20. даны разъяснения норм Градостроительного кодекса РФ, которое по своему содержанию не соответствует п. 2.4.2 административного регламента, утвержденного Постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 21.12.2018 N 5332, поскольку не содержит причин отказа в предоставлении муниципальной услуге, то есть фактически уведомление ФИО1 ФИО21. осталось без надлежащего разрешения, что нарушает его права и является бездействием ответчика.
При таких обстоятельствах требования истца о признании незаконным ответа УАиГ № от 27.07.2022 является правомерным и подлежит удовлетворению.
Оснований обязывать ответчика выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта по адресу без изменения параметров здания, этажности и площади застройки являются преждевременными, поскольку решение по вопросу не принималось, и в функции УАиГ ( п. 2.2. Регламента), а не суда входит предоставление муниципальной услуги.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить частично.
Признать незаконным ответ УАиГ № от 27.07.2022г.
Обязать Администрацию МО г. Новороссийск в лице Управления архитектуры и градостроительства АМО г. Новороссийска повторно рассмотреть заявление ФИО1 ФИО22 от 21.07.2022 г. о выдаче уведомления на реконструкцию жилого дома по адресу расположенного на землеьном участке с КН № без изменения параметров здания, его площади и застройки.
В остальной части заявление оставить без удовлетворения.
Об исполнении решения суда уведомить истца и суд в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Новороссийска в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 15.09.2022 г.