Дело № 2а-3679/16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 сентября 2016г. г.Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе: судьи Елистратова А.М., при секретаре Шуватове А.О.,
при участии старшего помощника прокурора Засвияжского района г.Ульяновска Ильясовой Ч.Р.,
представителя административного ответчика администрации муниципального образования "город Ульяновск" ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск прокурора Засвияжского района г.Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "город Ульяновск" о возложении обязанности привести перепады высот тротуаров в соответствие с строительными требованиями,
УСТАНОВИЛ
Прокурор Засвияжского района г.Ульяновска действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "город Ульяновск" о возложении обязанности произвести реконструкцию дорог, тротуаров и привести в соответствие с СП 59.13330.2012г. перепады высот в местах съездов с тротуаров на транспортные <адрес>, в сквере на пересечении Западного бульвара и улицы Полбина, в сквере у бюста ФИО2 в г.Ульяновске (далее – Съезды с тротуаров). Исковые требования мотивированы следующим.
Согласно п.4.1.8., 4.1.9. СП 59.13330.2012г. бордюрные пандусы на пешеходных переходах должны полностью располагаться в пределах зоны, предназначенной для пешеходов, и не должны выступать на проезжую часть. Перепад высот в местах съезда на проезжую часть не должен превышать 0,015м. Высоту бордюров по краям пешеходных путей на территории рекомендуется принимать не менее 0,05м. Перепад высот бордюров, бортовых камней вдоль эксплуатируемых газонов и озеленённых площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должны превышать 0,025м.
Съезды с тротуаров и тротуары не соответствуют СП 59.13330.2012г. Часть Съездов с тротуара отсутствует, в имеющихся перепады высот составляют 9-11 см. В месте пересечения трамвайных путей и дорожки к бюсту ФИО2, в районе шпал, имеются зазоры между плитами. Состояние Съездов с тротуаров нарушает права маломобильных групп населения.
В судебном заседании старший помощник прокурора Засвияжского района г.Ульяновска Ильясовой Ч.Р. на иске настаивала, указала что проверка состояния дорог проводилась в связи с тем что на сайт прокуратуры поступило заявление инвалида первой группы ФИО3 из которого следовало что инвалид три раза в неделю посещает диализный центр на площади 3-го Интернационала, 1 в г.Ульяновске, из-за плохого состояния дорог испытывает сложности при передвижении в инвалидной коляске. Сотрудник прокуратуры, общаясь с ФИО3, выяснил также, что инвалид посещает сквер на пересечении Западного бульвара и улицы Полбина.
При подготовке иска не исследовалась информация о том, сколько лиц передвигающихся в инвалидных колясках пользуются Съезда с тротуаров. Однако очевидным является то, что несоответствие Съездов с тротуаров причиняет неудобства инвалидам.
Представитель администрации города Ульяновска ФИО1 против иска возражала, указала, что за состояние придомовой территории несут ответственность управляющие компании. За состояние дороги между трамвайными путями отвечает владелец путей.
СП 59.13330.2012г. подлежит применению при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений. На момент возведения дорог их конструкция соответствовала строительным правилам.
В рамках реализации государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы между МО «город Ульяновск» и Минздравсоцблагополучия Ульяновской области заключено соглашение о софинансировании расходов по реализации мероприятий, включенных в программу Ульяновской области по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приорететных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения на 2013-2016 годы. В программу заложены расходы на приобретение средств транспорта и установка пандусов в объектах социального значения. Указанные истцом Съезды с тротуаров к их числу не отнесены.
Для выполнения требований прокурора необходимо осуществить реконструкцию дорог, устроить уклон тротуаров не более 5%. Для этого потребуется разработать проектную документацию, предусмотреть в бюджете расходы на оплату работ по реконструкции дорог.
Представитель заинтересованного лица ОАО «ГУК Засвижского района» в суд не явился.
Выслушав прокурора, представителя административного ответчика, специалиста, суд приходит к следующему.
В обоснование иска прокурор указал на бездействие органа местного самоуправления. Для устранения нарушений прав граждан прокурор просит суд обязать ответчика произвести реконструкцию дорог для приведения Съездов с тротуаров в соответствие с ныне действующими строительными правилами.
В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 227 КАС РФ решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса. По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Требования СП 59.13330.2012 учитываются при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения. Предусмотренные СП рекомендации распространяются на проектирование объектов, доступных для МГН.
Согласно РДС 35-201-99 проектно-организационные решения и мероприятия, направленные на создание для инвалидов условий доступности к объектам социальной инфраструктуры, следует определять с учетом планируемых на ближайший период работ по проектированию и строительству новых зданий и сооружений, предназначенных для уплотнения либо замены существующей застройки, ремонту и реконструкции существующих объектов, ремонту и укладке нового полотна проезжей части улиц и тротуаров, а также ремонтно-восстановительных работ.
В силу п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ч. 3 ст.15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» к числу вопросов местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения.
Под дорожной деятельностью понимаемся деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6 ст. 3 вышеназванного Федерального закона № 257-ФЗ).
В соответствии с п. 12 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно п. 5 ч. 6 ст. 37 Устава муниципального образования «город Ульяновск» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа относится к компетенции администрации г.Ульяновска.
Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Состояние Съездов с тротуаров не соответствует требованиям строительных норм и правил Российской Федерации СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 №73.
Согласно п.4.1.8 СП 59.13330.2012 бордюрные пандусы на пешеходных переходах должны полностью располагаться в пределах зоны, предназначенной для пешеходов, и не должны выступать на проезжую часть. Перепад высот в местах съезда на проезжую часть не должен превышать 0,015 м.
Указанные истцом несоответствия СП 59.13330.2012 Съездов с тротуаров имеют место. Вместе с тем, при разрешении иска, заявленного в интересах неопределённого круга лиц к органу местного самоуправления, следует учитывать баланс интересов муниципального образования «город Ульяновск» и лиц, о возможном нарушении прав которых указанов в иске.
Ни истец, ни иные лица не проводили исследование вопроса о количестве инвалидов и лиц, относящихся к категории маломобильных групп населения, пользующихся указанными прокурором объектами. Не исследовался вопрос о значимости объектов, путь к которым осуществляется с использованием Съездов с тротуаров.
В программу Ульяновской области по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения на 2013-2016 годы не включены работы по реконструкции дорог для приведения Съездов с тротуаров в соответствие с СП 59.13330.2012.
Поводом для обращения в суд явилось обращение ФИО3 к прокурору с заявлением о принятии мер к организации возможности инвалиду посещать диализный центр на площади 3-го Интернационала, 1 в г.Ульяновске, о принятии мер к ремонту дорог по месту жительства инвалида.
При таких обстоятельствах, когда не исследовался вопрос о том, как интенсивно используются Съезды с тротуаров инвалидами и маломобильными группами населения, а также вопрос о включении Съездов с тротуаров в число приорететных объектов, реконструкция которых необходима для обеспечения инвалидам и маломобильным группам населения возможности доступа к объектам жизнедеятельности, основания для удовлетворения исковых требований о возложении на орган местного самоуправления обязанности произвести реконструкцию дорог (требующую выделение средств бюджета муниципального образовании «город Ульяновск») суд отказывает в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска прокурора Засвияжского района г.Ульяновска действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "город Ульяновск" о возложении обязанности произвести реконструкцию дорог, тротуаров по <адрес> в сквере на пересечении Западного бульвара и улицы <адрес>. в г.Ульяновске отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.М. Елистратов