ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3679/2021 от 12.01.2022 Геленджикского городского суда (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Геленджик «12» января 2022 года

Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего - судьи Тарасенко И.А.,

при секретаре – Артеменко Е.С.,

с участием представителя административного истца ФИО3 – ФИО4, действующей на основании нотариально удостоверенной доверенности серии от 29.03.2021,

представителя административного ответчика – Новороссийской таможни Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы – ФИО5, действующей на основании доверенности от 15.10.2021,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Новороссийской таможне Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации о признании действий должностных лиц незаконными,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 (Далее – Административный истец) обратился в суд с уточненным административным иском к Новороссийской таможне Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации (Далее – Административный ответчик) о признании незаконными действий должностных лиц - и.о. начальника Новороссийской таможни ФИО1 и заместителя начальника отдела таможенного контроля после выпуска товаров Новороссийской таможни ФИО2 по проведению камеральной таможенной проверки в отношении ФИО3, 12.08.1979г.р. о контроле исчисления и полноты уплаты таможенных платежей при ввозе на территорию РФ транспортного средства Тойота «ALPHARD» регистрационный номер для личного пользования, признании незаконным акта камеральной таможенной проверки от 02 ноября 2021 года

В обоснование требований административный истец указал, что 29.07.2020 он управлял транспортным средством TOYOTA ALPHARD г/н VIN 2007 г.в. Указанное транспортное средство принадлежит ему на праве собственности. В январе 2020 года на указанном транспортном средстве административный истец въехал из Армении на территорию Российской Федерации через таможенный пост, расположенный в Верхнем Ларсе. При проезде таможенного поста сотрудниками пограничной службы были проверены документы, однако какие-либо документы при прохождении таможенного поста не оформлялись.

Административный истец указывает, что 29.07.2020 остановлен сотрудниками ОРПДПС ГИБДД ОМВД г.Геленджика ГУ МВД Российской Федерации по Краснодарскому краю. Должностными лицами выписано постановление об административном правонарушении по ч.1 ст.12.3 КоАП РФ и составлен протокол об отстранении от управления указанным транспортным средством и протокол о задержании транспортного средства на основании ст.27.13 КоАП РФ. При отстранении от управления и задержании транспортного средства должностные лица Новороссийской таможни не присутствовали, документы на транспортное средство не передавались. Изъятое транспортное средство разместили на стоянке отдельной роты полка ДПС по г.Геленджику по адресу. <...>. На 30.03.2021 ФИО3 был вызван в Новороссийскую таможню заместителем начальника отдела таможенного контроля после выпуска товаров Новороссийской таможни ФИО2 с пакетом регистрационных документов на изъятое сотрудниками отдельной роты полка ДПС г.Геленджика транспортное средство TOYOTA ALPHARD г/н VIN 2007 г.в. и документами, устанавливающими его личность. Заявитель явился, отобрано объяснение, предоставлены копии документов.

Устно заместитель начальника отдела таможенного контроля после выпуска товаров Новороссийской таможни ФИО2 сообщила, что управлять своим транспортным средством заявитель не имеет права, будет проводиться таможенная проверка, только после уплаты таможенных платежей будет выдано указанное транспортное средство сотрудниками отдельной роты полка ДПС г.Геленджика.

В ответ на письменное обращение ФИО3 от 25.05.2021 в Новороссийскую таможню о предоставлении информации может ли он эксплуатировать свое транспортное средство и можно ли его забрать со стоянки полка ДПС г.Геленджика, сообщили о проведении в отношении заявителя ФИО3 камеральной таможенной проверки, предметом которой является соблюдение иных требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и законодательством государств-членов ЕАЭС, контроль исчисления и полноты уплаты таможенных платежей при ввозе на территорию Российской Федерации Тойота ALPHARD 36RM 624 для личного пользования. Проверяемый период установлен с 27.12.2019, тогда как указанное транспортное средство ввезено заявителем в январе 2020 года. Указывает, что на дату подачи административного иска камеральная таможенная проверка не закончена. 21.06.2021 за исх.№ 02-44/19865 и.о.начальника Новороссийской таможни направлено заявителю требование о предоставлении документов заявителя и копии таможенных деклараций, которые ФИО3 не оформлял. Полагает действия должностных лиц таможенного органа по проведению камеральной таможенной проверки незаконными, так как должностными лицами Новороссийской таможни существенно нарушен срок проведения данной проверки.

Административный истец указывает, что уведомление о начале проведения камеральной таможенной проверки направлено должностными лицами Новороссийской таможни в его адрес 03.06.2021 (исх. 02-44/17773 от 02.06.2021), объяснение отобрано 30.03.2021, уведомление направлено только после получения обращения заявителя о предоставлении разъяснений по дальнейшей эксплуатации изъятого транспортного средства, принадлежащего заявителю, акт камеральной таможенной проверки не предъявлен, решение о проведении проверки отсутствует, как и доказательства, свидетельствующие о направлении копии решения, требование от 21.06.2021 направлено и.о. начальником Новороссийской таможней заявителю после направления уведомления о начале проведения камеральной таможенной проверки. И в требовании указаны к предъявлению почти те же документы, что и требовались при отборе объяснения.

Таким образом, административный истец, полагает, что фактически действия по проведению камеральной таможенной проверки были начаты должностными лицами Новороссийской таможни 30.03.2031, о чем свидетельствует объяснение и отметка с подписью заместителя начальника отдела таможенного контроля после выпуска товаров Новороссийской таможни ФИО2, то есть должностные лица Новороссийской таможни уведомили ФИО3 о начале проведения камеральной таможенной проверки только спустя два месяца, чем нарушен установленный срок проведения проверки более, чем на три месяца. Кроме того, ФИО3 полагает необоснованными выводы таможенного органа о необходимости исчисления ввозной таможенной пошлины.

В связи с тем, что во внесудебном порядке ФИО3 не представилось возможным защитить свои права, обратился в суд с настоящим административным иском.

В судебном заседании административный истец доводы административного иска с учетом уточнений поддержал по изложенным в нем основаниям, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика в удовлетворении административного иска просил отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела.

Выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требования административного иска удовлетворению не подлежат в силу следующего.

В соответствии с частью 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как следует из материалов дела, должностным лицом Новороссийской таможни - заместителем начальника отдела таможенного контроля после выпуска товаров (далее - ОТКПВТ) ФИО2 в отношении ФИО3 на основании информации отдела таможенных процедур и таможенного контроля в соответствии со ст. 323 ТК ЕАЭС проведена форма таможенного контроля «Получение объяснений», по результатам составлен Акт от 30.03.2021 Экземпляр Акта вручен ФИО3 лично, под роспись, о чем имеется соответствующая отметка.

Из материалов таможенного контроля в соответствии со ст. 323 ТК ЕАЭС «Получение объяснений» в отношении ФИО3 (Акт от 30.03.2021 ) установлено, что ФИО3 является владельцем автомобиля Тойота «ALPHARD», регистрационный номер на основании свидетельства № от 13.01.2020 о государственной регистрации права собственности на транспортное средство. Рабочий объем двигателя вышеуказанного транспортного средства равен 2 400 куб. см.; год выпуска- 2007, 159 л.с.

Данное транспортное средство было приобретено на территории республики Армения, 13.01.2020 года поставлено им на учет в органах ГИБДД г. Еревана.

Перемещение транспортного средства в Российскую Федерацию осуществлялось в январе 2020 года через таможенный пост МАПП Верхний Ларс Северо-Осетинской таможни.

Документы, подтверждающие факт таможенного декларирования транспортного средства - Тойота «ALPHARD», регистрационный номер в распоряжении ФИО3 отсутствуют. В таможенные органы с момента ввоза более не обращался. Гражданство республики Армения ФИО3 не имеет и не является лицом, постоянно проживающим в Республике Армении. Доказательств обратного суду и в материалы дела не представлено.

28.01.2020 на основании паспорта ТС серия РВ ФИО3 в PECO гарантия оформлен страховой полис серии МММ на Тойота «ALPHARD», регистрационный номер .

Исходя из полученной информации, а так же информации, полученной из структурных подразделений таможни, выявлены признаки, что при ввозе на территорию Российской Федерации транспортного средства Тойота «ALPHARD», регистрационный номер , ФИО3 возможно нарушены требования законодательства ЕАЭС, в связи с чем, подлежат к уплате таможенные платежи в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в Решении № 107.

В связи с чем, руководствуясь положениями ст. 228 289 - ФЗ, ст.332 ТК ЕАЭС начата камеральная таможенная проверка по вопросу: соблюдение иных требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств - членов (контроль исчисления и полноты уплаты таможенных платежей при ввозе на территорию РФ транспортного средства для личного пользования).

В соответствии со ст.228 Федерального закона в адрес ФИО3 должностным лицом направлено Уведомление о проведении камеральной таможенной проверки (исх. от 02.06.2021 №02-44/17773) (далее - Уведомление).

Согласно ст.228 Федерального закона срок проведения камеральной таможенной проверки не может превышать девяносто календарных дней со дня направления проверяемому лицу уведомления о проведении камеральной таможенной проверки.

Таким образом, началом периода проведения камеральной таможенной проверки считается дата направления Уведомления.

Проверяемый период: с 27.12.2019 т.е. с даты помещения транспортного средства - Тойота «ALPHARD», VIN под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» по ТД на территории Республики Армения.

ФИО3 выступает лицом, в отношении или пользовании которого находилось транспортное средство на праве собственности на момент обнаружения, т.е. - 29. 07.2020 в 17:00 в г. Геленджике на 1515-м км +100 м ФАД М4 «Дон» сотрудниками ГИБДД ОМВД по г. Геленджику был выявлен факт управления автомобилем Тойота «ALPHARD», регистрационный номер , VIN , гражданином РФ ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., водительское удостоверение от 19.02.2015.

Пунктом 1 статьи 340 ТК ЕАЭС установлено, что при проведении таможенного контроля таможенные органы вправе запрашивать, а в случаях, установленных кодексом, - требовать от декларанта, перевозчика, лиц осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и иных лиц представления документов и (или) сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, а так же устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для запрашиваемых (истребованных) документов и (или) сведений.

в адрес ФИО3 направлено Требование о представлении документов и сведений при камеральной таможенной проверке (исх. от 21.06.2021 №02-44/19865).

На основании статей 336, 337 ТК ЕАЭС, ФИО3 надлежит представить в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня получения данного запроса в Новороссийскую таможню документы и сведения, послужившие основанием для заполнения сведений о транспортном средстве - Тойота «ALPHARD», VIN при помещении под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» по ТД на территории Республики Армения; иные документы, подтверждающие стоимость на территории Армении на момент ввоза; копию ТД зарегистрированную на территории Республики Армения и др.

Согласно информации, находящейся на официальном сайте ФГУП «Почта России» в сети Интернет установлено, что данное Требование Новороссийской таможни (идентификационный код почтового отправления - 35390055041896) получено адресатом 30.06.2021.

В ответ на Требование ФИО3 направил письмо б/н от 04.07.2021 (вх. 14.07.2021 №П-0096) о невозможности представления дополнительных документов и сведений ввиду отсутствия необходимости их предоставления и заполнения при пресечении границы между союзными государствами Российской Федерацией и Республикой Армения. Иные документы и пояснения были представлены при получении объяснений по Акту от 30.03.2021

В соответствии со ст. 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.

В целях выявления товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, таможенный контроль может проводиться в отношении физических лиц, пересекающих таможенную границу Союза.

В соответствии со ст. 14 ТК ЕАЭС товары, ввозимые на таможенную территорию Союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза.

27.12.2019 транспортное средство - Тойота «ALPHARD», VIN на территории республики Армения помещено под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» по ТД .

В соответствии со ст. 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль может проводиться до истечения 3 лет со дня наступления обстоятельств указанных в ст. 14 ТКЕАЭС.

в Новороссийскую таможню поступило Заявление ФИО3 (б/н от 24.05.2021 года) (регистрационный номер П-0058).

письмом Новороссийской таможни (исх. от 02-44/П-0058) рассмотрено заявление ФИО3 от 24.05.2021 б/н по вопросу дальнейшей эксплуатации принадлежащего транспортного средства Тойота «ALPHARD», 2.4, 2007 года выпуска, регистрационный номер , VIN .

Согласно информации, находящейся на официальном сайте ФГУП «Почта России» в сети Интернет установлено, что письмо (исх. от 23.06.2021 №02-44/П-0058) (идентификационный код почтового отправления - 35390055043937) получено адресатом 30.06.2021.

Решение о наложении ареста на транспортное средство Тойота «ALPHARD», 2.4, 2007 года выпуска, регистрационный RM 624, VIN Новороссийской таможней не принималось.

В ответ на запрос Новороссийской таможни (исх. от 12.07.2021 №02- 39/22422) о получении копии документов, послуживших основанием для заполнения сведений о транспортном средстве - Тойота «ALPHARD», VIN ANH10-0182145 при помещении под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» по ТД на территории Республики Армения получено письмо ФТС России от 02.09.2021 №16-74/52224 «О направлении письма Комитета государственных доходов Республики Армения от 24.08.2021 №5-4/52554-2021).

В соответствии с письмом Комитета государственных доходов Республики Армения (исх. от 24.08.2021 №5-4/52554-2021) таможенные платежи на территории Республики Армения исчислены исходя из стоимости транспортного средства - Тойота «ALPHARD», VIN в размере 3248 долл. США (гр. 45 ДТ).

Дополнительно получена копия транзитной декларации Грузии в соответствии с которой «отправителем» транспортного средства является компания «SESHORE TRADING FZE» (ОАЭ), «получателем» ООО «Автоенкер» (Республика Армения), принципал - Самвэл Харатян (Республика Армения, Ереван).

Руководствуясь позицией Минфина России от 28.09.2020 № 27-01-23/84421 «По вопросу ввоза транспортных средств для личного пользования из Республики Армения» в случае если транспортное средство было помещено под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или выпущено в свободное обращение в качестве товара для личного пользования на территории Республики Армения после 10 октября 2014 года и имеет статус иностранного товара, для получения паспорта транспортного средства необходимо осуществить таможенное декларирование таких транспортных средств и уплатить таможенные пошлины, налоги в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов в Республике Армения и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в таблице 2 приложении N 2 Решения N 107.

При уплате разницы сумм таможенных платежей, установленных в ЕАЭС и Республике Армения, транспортное средство, имеющее статус иностранного товара, приобретет статус товаров Евразийского экономического союза (товаров Союза).

При этом, для получения паспорта транспортного средства (ПТС) транспортное средство должно соответствовать техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877. ПТС выдаются только на транспортные средства, в отношении которых уплачен утилизационный сбор.

На основании вышеизложенного, судом установлено, что транспортное средство Тойота «ALPHARD», VIN , гос. номер Республики Армения ввезено на территорию Республики Армения после подписания Договора о присоединении; в отношении указанного транспортного средства таможенные платежи уплачены по ставкам, установленным для Республики Армения; гражданин ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.р. постоянно проживает на территории Российской Федерации, что подтверждается отметкой о регистрации по месту жительства гражданина и пояснениями самого ФИО3;

В связи с чем, у ФИО3 возникает обязанность по уплате разницы сумм таможенных платежей, установленных в ЕАЭС и Республике Армения.

Новороссийской таможней завершена камеральная таможенная проверка, по результатам составлен Акт камеральной таможенной проверки от 02.11.2021 .

В соответствии с пунктом 6 статьи 237 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», экземпляр Акта направлен в адрес ФИО3 по адресу гос. регистрации: <адрес>, корп. А (дата регистрации 30.11.1995 г.) (письмо Новороссийской таможни от 08.11.2021 №02-44/35414).

Согласно уведомлению о вручении, письмо Новороссийской таможни «о направлении АКТА КТП» (от 08.11.2021 №02-44/35414) получено адресатом ФИО3 13.11.2021, о чем свидетельствует его подпись в Уведомлении.

В соответствии со ст. 237, Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ в течение сроков, указанных в частях 16 и 19 статьи, проверяемое лицо может также представить в таможенный орган информацию об отсутствии возражений по акту таможенной проверки. Такая информация представляется в порядке, предусмотренном частями 18 и 19 настоящей статьи для направления возражений по акту таможенной проверки.

Обоснованность доводов, изложенных в возражениях по акту таможенной проверки, изучается должностным лицом таможенного органа, проводившим таможенную проверку (руководителем комиссии по проведению выездной таможенной проверки), по ним составляется письменное заключение, которое утверждается начальником (заместителем начальника) таможенного органа, проводившего таможенную проверку, и не позднее десяти рабочих дней со дня поступления возражений по акту таможенной проверки направляется проверяемому лицу заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому лицу или его представителю под роспись.

Законность проведения формы таможенного контроля в отношении гр. РФ ФИО3 обусловлена положениями ст. 228 Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ, с. 332 ТК ЕАЭС, правом Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

Решение о проведении камеральной таможенной проверки в соответствии со ст.332 ТК ЕАЭС принято начальником Новороссийской таможни в соответствии с действующим законодательством ЕАЭС.

Кроме того 24.06.2021 ФИО3 направлена жалоба б/н в Южное таможенное управление, в ответ на которую 23.07.2021 Южным таможенным управлением направлено письмо о результатах рассмотрения жалобы за №12.4-21/14070.

Согласно информации, находящейся на официальном сайте ФГУП «Почта России» в сети Интернет установлено, что письмо (исх. от 23.07.2021 №12.4-21/14070) (идентификационный код почтового отправления - 34498861145737) получено адресатом 17.08.2021.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что административные требования подлежажат оставлению без удовлетворения.

По смыслу ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Все представленные в материалах дела доказательства, а также иные юридически значимые обстоятельства, исследованы в судебном заседании, и получили свою оценку в соответствии с требованиями ст. ст. 59-61, 70, 84 КАС РФ, в связи с чем, суд находит действия должностных лиц - и.о. начальника Новороссийской таможни ФИО1 и заместителя начальника отдела таможенного контроля после выпуска товаров Новороссийской таможни ФИО2 по проведению камеральной таможенной проверки в отношении ФИО3, 12.08.1979г.р. о контроле исчисления и полноты уплаты таможенных платежей при ввозе на территорию РФ транспортного средства Тойота «ALPHARD» регистрационный номер для личного пользования,, основанными на положениях действующего законодательства и не нарушающим права и законные интересы административного истца.

При таких обстоятельствах, правовые основания для удовлетворения административного иска ФИО3 отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст.175-180 и ст.ст. 227-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО3 к Новороссийской таможне Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации о признании действий должностных лиц незаконными, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Геленджикский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение суда в окончательной форме изготовлено 17.01.2022.