ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-367/19КОПИ от 14.08.2019 Ильинского районного суда (Пермский край)

Дело № 2а-367/2019 копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 августа 2019 года пос. Ильинский

Ильинский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Пономарицыной Я.Ю.,

при секретаре судебного заседания Пчельниковой С.А.,

с участием представителя административного истца Гилевой Е.Н.,

представителя административного ответчика Комитета «Муниципальное хозяйство» администрации Ильинского муниципального района Пермского края Пепеляева В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Гуляевой Евстолии Анатольевны к Комитету «Муниципальное хозяйство» администрации Ильинского муниципального района о признании незаконным Уведомления № 42 о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства, возложении обязанности выдать Уведомление о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства,

у с т а н о в и л:

административный истец Гуляева Е.А. с 5.12.2007 по 27.03.2019 являлась арендатором земельного участка площадью 2006 кв.м с кадастровым номером , находящегося по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства.

Администрацией Васильевского сельского поселения 01.11.2008 Гуляевой Е.А. выдано разрешение на строительство на указанном земельном участке одноэтажного индивидуального жилого дома размером 9,0Х5,0, общей площадью жилых помещений 56 кв.м в деревянном исполнении (брус), с надворными постройками. С весны 2009 года истец приступила к строительству жилого дома и хозяйственных построек. 05.12.2010 разрешение на строительство № 11 было продлено на срок до 05.12.2020. Для продления срока договора аренды в марте 2016 года объект незавершенного строительства был поставлен на кадастровый учет, получено свидетельство о праве собственности на объект незавершенного строительства, степень готовности объекта 30%, каких-либо претензий по поводу размещения объекта строительства предъявлено не было. В марте 2019 года строительство объекта индивидуального жилищного строительства было завершено, составлен технический план здания для постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности жилого дома. Истцом предоставлено административному ответчику как уполномоченному органу уведомление об окончании строительства.

17 апреля 2019 года Комитетом «Муниципальное хозяйство» администрации Ильинского муниципального района направлено административному истцу Уведомление № 42 о несоответствии построенного объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности, поскольку нарушены Правила землепользования, утверждённые решением Совета депутатов Васильевского сельского поселения от 20.09.2011 № 23, однако какой конкретно пункт правил нарушен и в чем это выражается не указано.

Административный истец просит признать оспариваемое уведомление незаконным, отменить его, обязать административного ответчика выдать уведомление о соответствии построенного объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности.

Административный истец Гуляева Е.А. в судебное заседание не явилась, извещена о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, направила своего представителя.

В судебном заседании представитель административного истца Гилева Е.Н. требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении. Пояснила, что Правила землепользования и застройки Васильевского сельского поселения Ильинского муниципального района были впервые утверждены решением Совета депутатов № 23 - 20.09.2011, изменения, внесены в 2017 году (шифр. № 207-17). На момент выдачи Гуляевой Е.А. разрешения на строительство № 11 в ноябре 2008 года никаких Правил землепользования и застройки Васильевского сельского поселения Ильинского муниципального района не было, параметры объекта строительства описаны в разрешении на строительство, каких-либо дополнительных требований (отступы от границ смежных землепользователей, либо границ земель общего пользования) в разрешении не указано. Поскольку строительство дома начато в 2009 году и фундамент был залит уже до утверждения Правил землепользования и застройки, то считает, что Комитет, при выдаче Уведомления, должен был руководствоваться пунктом правил, которые предусматривают минимальные отступы от границ земельных участков в районе существующей застройки - «в соответствии со сложившейся ситуацией».

Представитель административного ответчика исковые требования не признал, находит оспариваемое уведомление законным, пояснил, что нарушения Правил землепользования установлены при исследовании технического плана, подготовленного по заказу истца кадастровым инженером ФИО4 Уведомление составлено в соответствии с требованиями, установленными частью 19 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, нарушение предельных параметров разрешенного строительства выражены в том, что истцом не соблюдены отступы от границ земель общего пользования улиц - не менее 3 метров. Иных нарушений установлено не было.

Свидетель ФИО5 в судебном заседании пояснил, что фактически строительством дома на указанном участке занимался он, строительство земельный участок приобрели в 2007 году, начали обустраивать, получили разрешение на строительство, которое в последующем продлевалось, каких-либо требований по застройке земельного участка стороной ответчика не предъявлялось, в 2010 году была подключена электрическая энергия, заключен договор энергоснабжения, фундамент дома был залит весной 2011 года, в пределах размеров указанных в разрешении. Окончательно дом построили в 2019 году.

Свидетель ФИО6 в судебном заседании пояснил, что весной 2011 года на земельном участке Гуляевой Е.А. был залит фундамент под дом, в 2019 году строительство дома завершено.

Заслушав стороны, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226).

В соответствии с ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика, проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка.

Из материалов дела следует, что Гуляевой Е.А. 05.12.2007 органом местного самоуправления предоставлен в аренду земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства (л.д. 14-17).

Впоследствии 01.12.2010, 19.04.2013, 28.03.2016 с ФИО1 заключались договоры аренды указанного земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Срок действия последнего договора до 27.03.2019.

Администрацией Васильевского сельского поселения 01.11.2008 выдано разрешение на строительство на указанном земельном участке одноэтажного индивидуального жилого дома размером 9,0Х5,0, общей площадью жилых помещений 56 кв.м, с надворными постройками (л.д. 18).

24.03.2019 по заказу административного истца кадастровым инженером ФИО4 подготовлен технический план объекта строительства (л.д. 8-13).

10.04.2019 Гуляевой Е.А. направлено административному ответчику уведомление об окончании строительства.

17.04.2019 Комитетом «Муниципальное хозяйство» администрации Ильинского муниципального района Гуляевой Е.А. направлено уведомление о несоответствии построенного объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности (л.д. 6-7).

В соответствии с частью 19 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства, в том числе проводит проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК, другими федеральными законами (в том числе в случае, если указанные предельные параметры или обязательные требования к параметрам объектов капитального строительства изменены после дня поступления в соответствующий орган уведомления о планируемом строительстве и уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве); в случае, если уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства, осуществляется проверка соответствия параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома указанным предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства.

В соответствии с частью 20 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации Уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется только в следующих случаях:

1) параметры построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют указанным в пункте 1 части 19 настоящей статьи предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами;

2) внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствует описанию внешнего облика таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве, или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, или застройщику было направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 настоящего Кодекса, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;

3) вид разрешенного использования построенного или реконструированного объекта капитального строительства не соответствует виду разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;

4) размещение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию.

Согласно Уведомлению допущены нарушения следующих положений Правил землепользования и застройки Васильевского сельского поселения Ильинского муниципального района, утвержденных решением Совета депутатов Васильевского сельского поселения Ильинского муниципального района от 20.09.2011 № 23:

Минимальные отступы от границ земельных участков:

- отступ строений от границы земельного участка в районе существующей застройки - в соответствии со сложившейся ситуацией.

В районе новой застройки:

- от границ земель общего пользования улиц - не менее 3м.;

- от границ смежных землепользователей - 3 м.;

- от окон жилых комнат до любых соседних строений - не менее 6 м.;

- хозпостройки (баня, гараж, сарай и.т.д.) до границы соседнего участка - не менее 1 метра;

- постройки для содержания скота и птицы (до границы соседнего участка) - не менее 4 метров;

- расстояние между жилыми и общественными зданиями следует принимать на основе расчётов инсоляции и освещенности, а также в соответствии с противопожарными требованиями.

Расстояние между жилым домом, хозяйственными постройками и границей соседнего участка измеряется от цоколя или от стены дома, постройки (при отсутствии цоколя), если элементы дома и постройки (эркер, крыльцо, навес, свес крыши и др.) выступают не более чем на 50 см от плоскости стены. Если элементы выступают более чем на 50 см, расстояние измеряется от выступающих частей или от проекции их на землю (консольный навес крыши, элементы второго этажа, расположенные на столбах и др.)

При возведении на участке хозяйственных построек, располагаемых на расстоянии 1 м от границы соседнего участка, скат крыши следует ориентировать таким образом, чтобы сток дождевой воды, сход снега и сток хозяйственных вод бани и летнего душа не попадал на соседний участок, в том числе на земли общего пользования.

В нарушение вышеприведенных норм права, административным ответчиком в уведомлении не указан конкретный пункт Правил, который нарушен истцом при строительстве дома, из перечисленных параметров отступов невозможно сделать вывод о нарушении лишь одного пункта, а именно о котором пояснил представитель административного ответчика в судебном заседании - «в районе новой застройки - от границ земель общего пользования улиц - не менее 3 метров».

Кроме того, суд считает, что позиция, занятая административным ответчиком, основывается на неверном толковании закона.

По сути, уведомление о несоответствии (соответствии) построенного объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности разрешает вопрос о разрешении (отказе) ввода объекта в эксплуатацию, следовательно, на уполномоченный орган возлагается обязанность установить выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка (п. 1 ст. 55 ГрК).

Документов, подтверждающих, что условия землепользования, указанные в оспариваемом уведомлении, содержались в разрешительной документации административным ответчиком не представлены.

Сведениями об иных несоответствиях объекта строительства, определённых частью 20 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации суд не располагает.

Мнение административного ответчика о том, что фундамент жилого дома не является капитальным строительством, а дом построенный в 2019 году следует считать новой застройкой, суд считает несостоятельным, поскольку объект капитального строительства согласно п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

Из технического плана от 24.02.2016 и свидетельства о государственной регистрации права на объект незавершенного строительства следует, что по адресу: <адрес> находится объект незавершенного строительства, общей площадью 34 кв.м, степень готовности 30%.

Свидетели в судебном заседании подтвердили, что данный объект незавершенного строительства (фундамент) был возведен на земельном участке Гуляевой Е.А. в начале 2011 года, в 2010 году была подключена электрическая энергия, заключен договор энергоснабжения.

Оснований не доверять показаниям свидетелей у суда не имеется, поскольку свидетели перед дачей пояснений, были предупреждены по ст. 307, 308 УК РФ. Кроме того, административным ответчиком доказательств опровергающих указанную информацию, представлено не было.

В связи с чем, суд считает, что указанный объект, построенный в начале 2011 года, то есть еще до введения в действие Правил от 20.09.2011, в соответствии с п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации относится к объектам незавершенного строительства, под которыми понимаются объекты капитального строительства, строительство которых не завершено, поскольку имеет признаки капитальности: присутствует фундамент, подключение инженерных сетей и отсутствует возможность передвинуть объект без несоразмерного нанесения ущерба.

Суд находит несостоятельными доводы административного ответчика о применении Правил землепользования и застройки, принятые нормативным правовым актом 20.09.2011, на возникшие с 01.11.2008 правоотношения по строительству индивидуального жилого дома, поскольку согласно п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Сведения о распространении Правил на ранее возникшие правоотношения отсутствуют.

При указанных обстоятельствах, суд считает, что административный ответчик при решении вопроса о соответствии (несоответствии) построенного объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности, с учетом Правилземлепользования и застройки Васильевского сельского поселения Ильинского муниципального района, утвержденных решением Совета депутатов № 23, должен был руководствоваться требованиями о минимальных отступах строений от границы земельного участка в районе существующей застройки, то есть в соответствии со сложившейся ситуацией.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое Уведомление следует признать незаконным, административный иск подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

исковые требования Гуляевой Евстолии Анатольевны удовлетворить.

Признать незаконным Уведомление № 42 от 17 апреля 2019 года Комитета «Муниципальное хозяйство» администрации Ильинского муниципального района Пермского края о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности.

Обязать Комитет «Муниципальное хозяйство» администрации Ильинского муниципального района Пермского края устранить допущенное нарушение путем выдачи Гуляевой Евстолии Анатольевне нового Уведомления о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>, требованиям законодательства о градостроительной деятельности.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ильинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья подпись Я.Ю. Пономарицына

Копия верна. Судья-