ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-367/2022 от 14.04.2022 Абзелиловского районного суда (Республика Башкортостан)

УИД: 03RS0019-01-2022-000310-26 Дело № 2а-367/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Аскарово РБ 14 апреля 2022 года

Абзелиловский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Янузаковой Д.К.,

при ведении протокола помощником судьи Ильясовой Г.Ю.,

с участием представителя административного ответчика Хажиахметова А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Оголихиной Н.И. к Администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан о признании решения об отказе выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объекта завершенного строительства незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Оголихина Н.И. обратилась в суд с названным заявлением, указав, что ДД.ММ.ГГГГ через официальный сайт Госуслуги ею было подано заявление в администрацию МР Абзелиловский район РБ о выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - бюро реализации путевок, сувенирный магазин, расположенный на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>. В письме от ДД.ММ.ГГГГ Оголихиной Н.И. Администрацией района ей было отказано в предоставлении муниципальной услуги - в выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объекта, капитального строительства в связи с несоответствием параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации. С данным решением истец не согласна, объект капитального строительства возводился по индивидуальному проекту, в рамках выданного ответчиком разрешения на строительство, проектной документацией не предусмотрено выполнения технических условий по водоснабжению и водоотведению возведенного объекта капитального строительства.

Просит признать решение Администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства изложенное в письме исх. от ДД.ММ.ГГГГ, подписанного начальником отдела архитектуры и градостроительства Администрации МР Абзелиловский район РБ Хисматовым Р.Н., незаконным;

обязать Администрацию муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан выдать разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства на объект капитального строительства Бюро реализации путевок, сувенирный магазин на земельном участке с кадастровым номером расположенным по адресу: <адрес>.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в рассмотрении административного дела в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация сельского поселения Ташбулатовский сельский совет муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в рассмотрении административного дела в качестве заинтересованного лица привлечено должностное лицо – начальник отдела архитектуры и градостроительства Хисматов Р.Н.

Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель административного ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать.

Иные лица, участвующие в деле, на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 219 КАС РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

Согласно части 7 статьи 219 КАС РФ, пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом.

По смыслу указанной правовой нормы срок обжалования может быть восстановлен, если он пропущен лицом по уважительной причине, то есть вследствие наличия обстоятельств, независящих от данного лица и препятствовавших ему подать административный иск в установленный срок. При этом, указанные обстоятельства должны существовать в пределах срока, предоставленного на обращение в суд. Обязанность доказать наличие таких уважительных причин возлагается на лицо, пропустившее процессуальный срок и заявляющее ходатайство о его восстановлении (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Установлено, что административный истец, является арендатором земельного участка с кадастровым номером: , площадью 3636 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства комплекса, включающего в себя бюро реализации путевок, сувенирного магазина и кафе, адрес (местоположение): <адрес>, основание: Договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. согласно п. 1.2 на участке расположен объект незавершенного строительства с кадастровым номером: .

ДД.ММ.ГГГГ истец через сайт Госуслуги обратилась с заявлением выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в отношении построенного «Бюро реализации путевок, сувенирный магазин». К заявлению были приложены: акт соответствия, акт допуска РЭС, акт разграничения балансовой принадлежности, договор аренды новый, договор энергоснабжения, лицензия на воду, протокол Вода, доверенность, паспорт, схема участка с коммуникациями, технический план.

ДД.ММ.ГГГГ решением № 32 Администрацией района в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию было отказано в связи с несоответствием параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации. Дополнительно указано, что расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства не соответствует схеме, отображающей расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство, отсутствует лицензия на пользование недрами хозяйственного - питьевого значения, санитарно-защитная зона скважины не определена.

В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство и проектной документацией.

Перечень документов, предоставление которых является обязательным для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, установлен в части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В силу пунктов 2 и 4 части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации основаниями для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию являются: несоответствие объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка; несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, за исключением случаев изменения площади объекта капитального строительства в соответствии с частью 6.2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В силу части 7.1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации после завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства подписывается акт, подтверждающий соответствие параметров соответственно построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов.

В соответствии с частями 4,5,7 статьи 39 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" обязательная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов строительства, монтажа, наладки в форме, предусмотренной пунктом 5 части 1 данной статьи, осуществляется лицом, осуществившим строительство (лицом, осуществившим строительство, и застройщиком (заказчиком) в случае осуществления строительства на основании договора), путем подписания документа, подтверждающего соответствие построенного, реконструированного или отремонтированного здания или сооружения проектной документации. Оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов строительства, монтажа, наладки в указанной форме не осуществляется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства.

Обязательная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов строительства, монтажа, наладки в форме, предусмотренной пунктом 6 части 1 приведенной статьи, осуществляется лицом, осуществившим строительство, путем подписания документа, подтверждающего соответствие построенного, реконструированного или отремонтированного здания или сооружения требованиям названного федерального закона.

Истец к своему заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию приложил акт о соответствии параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности.

Данный акт подписан ДД.ММ.ГГГГ, в графе «представитель лица, осуществившего строительство» стоит подпись Оголихиной Н.И., в графе «уполномоченный представитель застройщика, технический заказчик» стоит подпись Оголихиной Н.И., в графе «представитель застройщика, технического заказчика по вопросам строительного контроля» подпись Оголихиной Н.И., то есть акт соответствия подписан одним и тем же лицом, административным истцом, при этом доказательств осуществления ею строительства объекта «Бюро реализации путевок, сувенирный магазин» лично не представлено. Принимая во внимание возраст истца и параметры возведенного объекта (2-х этажное здание) суд приходит к выводу о невозможности ею самостоятельного производства работ по строительству данного объекта. Соответственно, представленный акт должен содержать подписи лица, осуществившего строительство, что в данном случае отсутствует.

Кроме того, в представленном Акте, подтверждающем соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности от 27.12.2021, отсутствуют показатели класса энергетической эффективности здания, удельный расход тепловой энергии.

Также не указан фактический строительный объем, площади нежилых и встроено-пристроенных помещения, не заполнено количество мест и помещений в разделе 2. Все графы раздела 3 «Объекты производственного назначения» не заполнены.

Изучив представленное истцом заключение эксперта ООО «Независимая экспертиза оценка» от 04.04.2022 № 167/2022, суд приходит к выводу, что фактически построено помещение, оборудованное комнатами для проживания людей, гостиничного типа, что предполагает существование объектов производственного значения (скважина, канализационной системы и пр.).

Согласно градостроительного плана земельного участка от 03.12.2015 (приложен к заключению) вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером: 02:01:100401:731: для строительства комплекса, включающего в себя бюро реализации путевок, сувенирного магазина и кафе.

Поданные истцом документы касаются объекта «Бюро реализации путевок, сувенирный магазин», что не соответствует назначению земельного участка, градостроительному плану и, более того, фактически возведенному объекту.

Из представленных суду фотографий, суд усматривает, что наименование объекта, указанного истцом в поданной им документации, не соответствует фактическому назначению построенного объекта.

К своему заявлению истец приложил лицензию на пользование недрами, оформленную на ООО «Вета», однако, обоснование приложения лицензии, оформленной на другое лицо, заявителем представлено не было.

При указанных обстоятельствах, суд находит заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Оголихиной Н.И. к Администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан о признании решения об отказе выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объекта завершенного строительства незаконным оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Абзелиловский районный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца с момента изготовления его в окончательной форме.

Председательствующий: Д.К. Янузакова