Дело №2а-367/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 марта 2022 года город Елец Липецкой области
Елецкий городской суд Липецкой области в составе
председательствующего Стрельцова С.Н.,
при секретаре Мисриевой А.В.,
с участием:
истца – ФИО1,
представителя ответчика – ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области по доверенности ФИО2,
ответчика – начальника отдела специального учета ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Елецкого городского суда с использованием видеоконференц-связи гражданское дело по иску ФИО1 к начальнику отдела специального учета ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области ФИО3, ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области об оспаривании действий (бездействия),
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к начальнику отдела специального учета ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области ФИО3. В заявлении указал, что по приговору суда он отбывает наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области. 17.01.2022 он обратился к ответчику с заявлением, в котором просил предоставить ему справку об отправленной и полученной им почтовой корреспонденции за весь период отбывания наказания. Ответчик отказал ему в предоставлении указанной справки. Отказ является незаконным и нарушающим его права на получение информации. Просил признать незаконным отказ ответчика о предоставлении ему справки об отправленной и полученной им почтовой корреспонденции за весь период отбывания наказания, а также признать за ним право на получение денежной компенсации.
Определением судьи от 28.01.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области.
В судебном заседании 15.02.2022 ФИО1 частично изменил исковые требования. Окончательно просил признать незаконным отказ ответчика о предоставлении ему справки об отправленной и полученной им почтовой корреспонденции за весь период отбывания наказания, а также взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.
Определением суда от 15.02.2022 частичное изменение исковых требований ФИО1 принято к производству суда. Тем же определением суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам гражданского судопроизводства, определенным нормами ГПК РФ, привлек к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчиков ФСИН России и УФСИН России по Липецкой области.
В судебном заседании 02.03.2022 ФИО1 отказался от иска в части требования о компенсации морального вреда. Определением суда от 02.03.2022 частичный отказ истца от иска принят судом, производство по делу в указанной части прекращено. Устным определением суда от 02.03.2022 ФСИН России и УФСИН России исключены из числа третьих лиц по делу, в связи с частичным отказом истца от иска.
В судебном заседании ФИО1 поддержал исковое требование в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно объяснил, что 17.01.2022 он обратился к начальнику отдела специального учета ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области ФИО3 с заявлением, в котором просил предоставить ему письменную справку об отправленной и полученной им почтовой корреспонденции за весь период отбывания наказания. ФИО3 отказала ему в предоставлении такой справки. Отказ является незаконным. В соответствии с действующим законодательством он имеет право на получение информации, в том числе в виде запрошенной справки. Отказ в предоставлении справки нарушает его права на получение информации. Просил удовлетворить иск в полном объеме.
Начальник отдела специального учета ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области ФИО3, представитель административного ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области по доверенности ФИО2 иск не признали. Объяснили, что отдел специального учета ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области осуществляет свою деятельность в соответствии с нормами УИК РФ, приказа МЮ РФ от 15.08.2007 №161-дсп, приказа МЮ РФ от 16.12.2016 №295. Согласно п. 31 приказа МЮ РФ от 23.06.2005 №94-дсп личному делу осужденного присваивается гриф «Для служебного пользования», документы, хранящиеся в личном деле, являются неотъемлемой частью личного дела и имеют гриф ДСП. Ответы по результатам рассмотрения предложений, заявлений и жалоб не позднее чем в трехдневный срок после поступления под роспись объявляются осужденным и выдаются им на руки, при этом в личное дело вкладывается копия ответа. В случае отказа заявителя хранить ответ у себя он приобщается к личному делу осужденного. Сотрудники отдела специального учета исправительного учреждения ведут прием осужденных. Во время прием осужденных им объявляется под их личную подпись, куда и когда направлены жалобы, заявления и предложения. Осужденным даются разъяснения по вопросам, относящимся к компетенции отдела специального учета. ФИО1 был ознакомлен лично под роспись со всей входящей корреспонденцией, поступившей на его имя. Иной корреспонденции поступившей в адрес истца и не врученной ему не имеется. Согласно п. 37 приказа МЮ РФ от 15.08.2007 №161-дсп при необходимости работники спецотдела знакомят осужденного с содержанием имеющихся в личном деле на него копий приговоров, определений, постановлений судов, а также характеристик. Ознакомление осужденного с материалами личного производится прочтением вслух. По просьбе осужденного ему разрешается делать выписки из этих документов под контролем сотрудника спецотдела. Обязанность сотрудников спецотдела выдавать осужденным справок о входящей и исходящей корреспонденции из личного дела законодательством не предусмотрена. ФИО1 вправе ознакомиться с интересующей его информацией путем ознакомления с материалами личного дела, о чем истцу было разъяснено в письменном ответе на его заявление. Таким образом, письменный ответ истцу на его заявление от 17.01.2022 является законным. На основании изложенного просили отказать ФИО1 в удовлетворении иска в полном объеме.
Заслушав объяснения сторон, исследовав и оценив представленные доказательства в отдельности в совокупности, суд находит иск ФИО1 не подлежащим удовлетворению.
В силу ст. 10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом. Права и обязанности осужденных определяются настоящим Кодексом исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
Согласно ч.ч. 1, 4, 10 УИК РФ осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний. Осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее - вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Порядок осуществления прав осужденных устанавливается настоящим Кодексом, а также иными нормативными правовыми актами.
Статьей 15 УИК РФ предусмотрено, что осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом требований настоящего Кодекса. Предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни могут быть изложены в устной и письменной формах. Направление предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованных в органы, указанные в части четвертой статьи 12 настоящего Кодекса, и получение ответов на данные предложения, заявления, ходатайства и жалобы осуществляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания. Осужденные к иным видам наказаний направляют предложения, заявления, ходатайства и жалобы самостоятельно. Органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Статьей 5 того же Закона предусмотрено, что при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право: знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Согласно ч.1 ст. 10 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Статьей 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ
"Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрено, что граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.
Согласно п. 31 приказа МЮ РФ от 23.06.2005 №94-дсп личному делу осужденного присваивается гриф «Для служебного пользования», документы, хранящиеся в личном деле, являются неотъемлемой частью личного дела и имеют гриф ДСП. Ответы по результатам рассмотрения предложений, заявлений и жалоб не позднее чем в трехдневный срок после поступления под роспись объявляются осужденным и выдаются им на руки, при этом в личное дело вкладывается копия ответа. В случае отказа заявителя хранить ответ у себя он приобщается к личному делу осужденного. Сотрудники отдела специального учета исправительного учреждения ведут прием осужденных. Во время прием осужденных им объявляется под их личную подпись, куда и когда направлены жалобы, заявления и предложения. Осужденным даются разъяснения по вопросам, относящимся к компетенции отдела специального учета. ФИО1 был ознакомлен лично под роспись со всей входящей корреспонденцией, поступившей на его имя. Иной корреспонденции поступившей в адрес истца и не врученной ему не имеется.
В силу п. 37 приказа МЮ РФ от ДД.ММ.ГГГГ№***-дсп при необходимости работники спецотдела знакомят осужденного с содержанием имеющихся в личном деле на него копий приговоров, определений, постановлений судов, а также характеристик. Ознакомление осужденного с материалами личного производится прочтением вслух. По просьбе осужденного ему разрешается делать выписки из этих документов под контролем сотрудника спецотдела. Обязанность сотрудников спецотдела выдавать осужденным справок о входящей и исходящей корреспонденции из личного дела законодательством не предусмотрена.
Приказом Министерства юстиции РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Согласно п. 13 Правил осужденные имеют право получать информацию о своих правах и обязанностях, о порядке и условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказания.
В силу п. 34 Правил личный прием осужденных осуществляется администрацией ИУ (по графику).
Пунктами 62 и 63 предусмотрено, что каждый осужденный вправе письменно либо устно обращаться от своего имени с предложением, заявлением, ходатайством или жалобой в государственные органы Российской Федерации либо иностранные органы, а также в организации, защищающие интересы осужденных. Ответы по результатам рассмотрения предложений, заявлений, ходатайств и жалоб не позднее чем в трехдневный срок после поступления под роспись выдаются осужденным на руки. При отказе осужденного хранить ответ у себя он приобщается к его личному делу.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 по приговору суда отбывает наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области.
В период отбывания наказания ФИО1 неоднократно обращался с заявлениями в различные государственные органы.
17.01.2022 ФИО1 обратился с заявлением в отдел специального учета ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области, в котором просил предоставить ему справку об отправленной и полученной им почтовой корреспонденции за весь период отбывания наказания.
ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области 17.01.2022 дала письменный ответ на обращение истца за подписью начальника отдела специального учета ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области ФИО3. В ответе ФИО3 указала, что истец под роспись ознакомлен с поступившими ответами на его обращения, ответы на его обращения хранятся у истца в связи с тем, что от него не поступало заявление об отказе от хранения. Истцу было предложено ознакомиться с номерами входящей и исходящей на его имя почтовой корреспонденции, имеющихся в его личном деле, на личном приеме. Кроме того, ФИО1 было разъяснено, что обязанность выдачи исправительным учреждением справок о входящей и исходящей корреспонденции законодательством не предусмотрена.
Указанные обстоятельства никем не оспаривались, подтверждаются объяснениями сторон, письмом ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области от 17.01.2022 №48/ТО/2/4/8, материалами личного дела ФИО1.
Проанализировав приведенные нормы и установленные по делу обстоятельства, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с действующим законодательством ФИО1 имеет право на получение информации, в том числе касающейся его прав, обязанностей, условий отбывания наказания.
Применительно к данному делу ФИО1 имеет право на получение информации об отправленной и полученной им почтовой корреспонденции за весь период отбывания наказания.
В свою очередь на администрации ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области лежит соответствующая обязанность.
В соответствии с действующим законодательством запрошенная истцом информация может быть предоставлена ФИО1 как в устном, так и в письменном виде.
Доводы ФИО1 сводятся к тому, что ответчики обязана предоставить ему информацию об отправленной и входящей корреспонденции за весь период отбывания наказания исключительно в письменном виде.
Этот довод истца суд находит ошибочным.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что запрошенная истцом информация может быть предоставлена истца по усмотрению администрации исправительного учреждения любым из возможных способов: устно, письменно либо путем предоставления истцу возможности ознакомления с материалами его личного дела.
Суд соглашается с доводами ответчиков о том, что действующее законодательство не возлагает на администрацию исправительного учреждения обязанность предоставления истцу запрошенной информации в виде письменной справки.
Отказ истцу в предоставлении запрошенной информации не имел место быть, поскольку в письменном ответе от 17.01.2022 ФИО1 было предложено ознакомиться с информацией об отправленной и входящей корреспонденции путем ознакомления с материалами личного дела.
Истец имеет возможность получить интересующую его информацию, ознакомившись с материалами своего личного дела.
Предусмотренные действующим законодательством права ФИО1 на получение информации не нарушены.
Поскольку ответчиками не допущено незаконных действий в отношении ФИО1, права истца не нарушены, то правовых оснований для удовлетворения иска ФИО1 не имеется.
При подаче иска определением судьи от 28.01.2022 ФИО1 был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления, в связи с чем правовых оснований для взыскания с истца судебных расходов не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
ФИО1 в удовлетворении иска к начальнику отдела специального учета ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области ФИО3, ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области об оспаривании действий (бездействия) отказать.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: Стрельцов С.Н.
В окончательной форме решение изготовлено 23 марта 2022 года.