Решение
Именем Российской Федерации
Конаковский городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Мошовец Ю.С.
при секретаре Глушаевой К.Ю.
с участием помощника Конаковского межрайонного прокурора Митрофановой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств аудиозаписи административное дело по административному исковому заявлению Конаковского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Совету депутатов городского поселения поселок Радченко Конаковского района Тверской области, заинтересованные лица Суровцев М.Г., Председатель Совета депутатов городского поселения поселок Радченко Конаковского района Тверской области Пакин С.Ю,, Губернатор Тверской области, администрация городское поселение поселок Радченко, Главное управление региональной безопасности Тверской области о признании незаконным бездействие, выразившееся в не рассмотрении вопроса о прекращении полномочий депутата, об обязывании рассмотреть вопрос о прекращении полномочий депутата,
установил:
Конаковский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Совету депутатов городского поселения поселок Радченко Конаковского района Тверской области о признании незаконным бездействия Совета депутатов городского поселения поселок Радченко Конаковского района Тверской области, выразившееся в нерассмотрении вопроса о прекращении полномочий депутата Совета депутатов городского поселения поселок Радченко Конаковского района Тверской области Суровцева М.Г.; обязывании включить в повестку дня ближайшего заседания Совета депутатов городского поселения поселок Радченко Конаковского района Тверской области рассмотрение вопроса о прекращении полномочий депутата Совета депутатов городского поселения поселок Радченко Конаковского района Тверской области Суровцева М.Г..
Административные исковые требования обоснованы тем, что Конаковской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции в деятельности Совета депутатов городского поселения поселок Радченко Конаковского района Тверской области, по результатам которой услановлено следующее.
10.09.2018 Суровцев М.Г. избран в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок радченко Конаковского района Тверской области.
По состоянию на 31 декабря 2018 года, 1 апреля 2019 года, 31 декабря 2019 года, 1 апреля 2020 года и в настоящее время Суровцев М.Г. замещает муниципальную должность депутата Совета депутатов городского поселения поселок Радченко Конаковского района Тверской области.
На него, как на лицо, замещающее муниципальную должность, законом возложена обязанность ежегодно, в установленные сроки представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги и несовершеннолетних детей.
Согласно представленного ответа Главного управления региональной безопасности Тверской области за отчетный 2020 год сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги и несовершеннолетних детей Суровцева М.Г. не поступали.
Согласно объяснениям Суровцева М.Г. установлено, что за отчетный 2020 год сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги и несовершеннолетних детей им не заполнялись и не передавались.
Досрочное прекращение полномочий депутата представительного органа муниципального образованич в связи с предоставлением неполных и недостоверных сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера является безальтернативным последствием.
Вопрос о прекращении полномочий депутата Совета депутатов городского поселения поселок Радченко Конаковского района Тверской области Суровцева М.Г. на повестку дня заседаний Совета депутатов городского поселения поселок радченко Конаковского района Тверской области не вносился и не рассматривался.
Обязанность депутата Совета депутатов Совета депутатов городского поселения поселок Радченко Конаковского района Тверской области соблюдать ограничения,запреты и обязанности, установлены Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Обязанность лиц, занимающих муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, установлена законом Тверской области от 15 июля 2015 года №76-ЗО «Об отдельных вопросах, связанных с осуществлением полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в Тверской области». Названным законом также определено, что Сведения предоставляются Губернатору Тверской области лицами, замещающими муниципальные должности в Тверской области, - ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
Согласно ст. 3 ФЗ от 3 декабря 2012 года №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 2 статьи 2 настоящего Федерального закона, обязано ежегодно в сроки, установленные для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представлять сведения о своих расходах, а также расходах своей супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценный бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений (далее – отчетный период), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.
Изложенное свидетельствует о наличии оснований для досрочного прекращения полномочий депутата Суровцева М.Г. в соответствии с требованиями, установленными п.11 ст. 40 ФЗ «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации».
В ходе проведенной проверки межрайонной прокуратурой выявлены нарушения, допущенные депутатом Совета депутатов городского поселения поселок радченко Конаковского района Тверской области, выразившиеся в непредставлении депутатом Суровцевым М.Г. сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года. Бездействие представительного органа Совета депутатов городского поселения поселок Радченко Конаковского района Тверской области по не рассмотрению вопроса о прекращении полномочий депутата Суровцева М.Г. нарушает законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку исполнение обязанности по предоставлению достоверных и полных сведений о доходах депутатами и членами их семей обусловлено целью противодействия коррупции, в том числе путем обеспечения к таким сведениям доступа неограниченного круга лиц посредством размещения их на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», предполагающего возможность контроля за доходами, а также достоверностью и полнотой представленных сведений.
Досрочное прекращение полномочий депутатов преставительного органа муниципального образования в связи с непредставлением свдеений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного харакера является безальтернативным последствием.
В связи с изложенным в суд подано данное административное исковое заявление.
Протокольным определением суда от 10 февраля 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Губернатор Тверской области, администрация городское поселение поселок Радченко, Главное управление региональной безопасности Тверской области.
В судебном заседании помощник Конаковского межрайонного прокурора Митрофанова А.А. поддержала требования административного иска, просила их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что оснований для применения последствий пропуска срока обращения в суд не имеется, поскольку прокурором оспаривается бездействие, которое носит длительный характер.
Административный ответчик Совет депутатов городского поселения поселок Радченко Конаковского района Тверской области своего представителя в судебное заседание не направил, о дне, месте и времени слушания дела администрация извещен надлежащим образом. В материалах дела имеются письменные возражения, в которым просят в административном иске отказать, применить последствия пропуска прокурором трехмесячного срока обращения в суд.
Заинтересованные лица Губернатор Тверской области, администрация городское поселение поселок Радченко, Главное управление региональной безопасности Тверской области в судебное заседание своих представителей не направили, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заинтересованные лица Суровцев М.Г., председатель Совета депутатов городского поселения поселок Радченко Конаковского района Тверской области Пакин С.Ю. в судебное заседание не явились, отдел о дне, месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
Суд в соответствии с требованиями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации признал возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса, в отношении которых обязательство о явке не выносилось.
Выслушав помощника прокурора, исследовав и проанализировав представленные сторонами доказательства, оценив их в соответствии с положениями ст. 84 КАС РФ, проанализировав нормы материального права, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца.
Правомерность предъявления Конаковским межрайонным прокурором настоящего иска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, подтверждается положениями статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу положений статьи 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», этим же законом определены государственные гарантии осуществления местного самоуправления.
В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
Согласно положениям статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие в том числе муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Лицо, замещающее муниципальную должность, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления им сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений в порядке, предусмотренном муниципальными нормативными правовыми актами (статья 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года №559, утвердившим Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, органам местного самоуправления при разработке и утверждении положений о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера рекомендовано руководствоваться данным указом.
Согласно пункту 3 Положения данные сведения представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки государственными служащими, замещающими должности государственной службы (за исключением должностей государственной службы в Администрации Президента Российской Федерации), предусмотренные перечнем должностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года №557, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
Обязанность лиц, замещающих муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, установлена законом Тверской области от 15 июля 2015 года №76-ЗО «Об отдельных вопросах, связанных с осуществлением полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в Тверской области» ( в редакции от 12.10.2017). Названным законом также определено, что Сведения представляютмся Губернатору Тверской области лицами, замещающими муниципальные должности в Тверской области, - ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
Решением Совета депутатов городского поселения поселок Радченко от 26 сентября 2014 года №57 утвержден Порядок предоставления сведений о доходах и проверки достоверности и полноты указанных сведений руководителей муниципальных учреждений городского поселения «Поселок Радченко».
В силу пункта 2 Порядка сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера предоставляются по утвержденым формам справок:
а) гражданами – при назначении на должность руководителя учреждения;
б) руководителями учреждений – ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
Решением Совета депутатов городского поселения «Поселок Радченко» от 26 сентября 2014 года №58 утвержден Порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляемых муниципальными служащими, замещающими должности муниципальной службы в администрации городского поселения «Поселок Радченко» и членов их семей на официальном сайте администрации городского поселения «Поселок Радченко» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; утверждена форма представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имуществпенного характера главой администрации городского поселения «Поселок Радченко», муниципальными служащими администрации городского поселения «Поселок Радченко» и членов их семей, для размещения в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте городского поселения «Поселок Радченко»; утвержден перечень должностей муниципальных служащих, замещение котороых связано с осуществлением контроля за расходами и доходами.
В Перечень должностей муниципальных служащих, змещение котороых связано с осуществлением контроля за расходами и доходами, включены Глава администрации городского поселения «Поселок Радченко»; зам. главы администрации городского поселения «Поселок радченко»; зам. главы администрации, главный бухгалтер администрации городского поселения «Поселок Радченко», главный специалист администрации городского поселения «Поселок Радченко».
Постановлением Администрации городского поселения «Поселок Радченко» от 25 сентября 2014 №25 утверждено положение о коммиссии по урегулированию конфликтов интересов по противодействию коррупции в МО «Городское поселение «Поселок Радченко».
Постановлением МУ «Администрация городского поселения «Поселок Радченко» от 11.11.2015г. №51 утверждено Положение «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающим муниципальные должности, и иных лиц их доходам».
Статьей 2 указанного Положения установлено, что настоящим положением устанавливается контроль за расходами:
Лиц, замещающих (занимающих):
а) муниципальные долности;
б) должности муниципальной службы, осуществление полномочий по которой влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательтвах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имущесте и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
в) должности в иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании фдеральных законов, осуществление полномочий по котрой влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имущесте и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
г) отдельные должности на основании трудового договора в организациях,создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, осуществление полномочий по котороым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о о доходах, об имущесте и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
2) супруг (супругов) и несовершеннолетних детей лиц, замещающих (занимающих) должности, указанные в пункте 1 настоящей части.
Решением Совета депутатов городского поселения поселок Радченко от 24 декабря 2015 года №67 во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 23.06.2014 №460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходаъх, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации», в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» внесены изменения в приложения №2, приложения №3 решения Совета депутатов №58 от 26.09.2014г.
4 апреля 2016 года Советом депутатов городского поселения «Поселок Радченко» принято решение №13, которым утверждено Положение о порядке представления гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, лицами, замещающими муниципальные должности, сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о порядке размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности, на сайте МУ «Администрация городского поселения «Поселок Радченко».
Пунктом 1.2 Положения установлено, что лицо, замещающее муниципальную должность, обязано ежегодно в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным календарным годом, представлять сведения:
а) о своих доходах, полученных в течение календарного года, предшествующего году представления сведений (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (зарботная плата, пенсия, пособия, иные выплаты), об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и обязательствах имущественного характера по состоянию на 31 декабря;
б) о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных в течение отчетного периода, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и обязательствах имущественного характера по состоянию на 31 декабря;
в) о своих расходах, а также расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах оргаизаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершеныэти сделки.
9 апреля 2018 года Администрацией городского поселения «Поселок Радченко» в адрес Конаковскй межрайонной прокуратуры направлены:
-постановление МУ «Администрация городского поселения «Поселок Радченко» №53 от 04.04.2018 года «О внесении изменений в «Порядок представления сведений о расходах лиц, замещающих муниципальные должности, муниципальных служащих и руководителей учреждений, а также о расходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»;
-решение Совета депутатов городского поселения «Поселок Радченко» №2 от 04.04.2018;
-проект решения Совета депутатов городского поселения «Поселок Радченко» о внесении изменений в Решение Совета депутатов городского поселения «Поселок Радченко» от 07.07.2016 №42;
-проект решения Совета депутатов городского поселения «Поселок Радченко» о внесении изменений в Решение Совета депутатов городского поселения «Поселок Радченко» от 07.04.2016 №13.
Пунктом 1 постановления МУ «Администрация городского поселения «Поселок Радченко» от 4 апреля 2018г. №52 внесены изменения в п. 7 «Порядка предоставления сведений о расходах лиц, замещающих муниципальные должности, муниципальных служащих и руководителей учреждений, а также о расходах их супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», утвержденный Постановлением Администрации городского поселения «Поселок Радченко» 09.11.2015 №49:
П. 7 Контроль за расходами лиц, замещающих муниципальные должности, муниципальных служащих и руководителей учреждений, а также за расходами своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке установленном законом субъекта Российской Федерации.
30 марта 2018 года Конаковским межрайонным прокурором внесен протест на Порядок представления сведений о расходах лиц, замещающих муниципальные должности, муниципальных служащих администрации городского посеелния «Поселок Радченко» и руководителей муниципальных учреждений (с правами юридического лица) далее (руководителей учреждений), а также о расходах их супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный постановлением Администрации городского поселения «Поселок Радченко» от 09.11.2015 №49. Предложено изменить Порядок предоставления сведенйи о расходах лиц, замещающих муниципальные должности, муниципальных служащих администрации городского поселения «Поселок Радченко» и руководителей муниципальных учреждений (с правами юридического лица) далее (руководителей учреждений), а также о расходах их супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный постановлением Администрации городского поселения «Поселок Радченко» от 09.11.2015 №49, привести в соответствие с требованиями федерального законодательства.
Материалами дела подтверждено, что 9 сентября 2018 года по итогам выборов по Радченковскому дясятимандатному округу Суровцев М.Г. избран депутатом Совета депутатов городского поселения «Поселок радченко» Конаковского района Тверской области (постановление Территориальной Избирательной комиссии Конаковского района от 10 сентября 2018 года №111/910-4). В настоящее время является действующим депутатом городского поселения поселок Радченко.
По сообщению Главного управления региональной безопасности Тверской области за отчетный 2020 год сведения о свои доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера его супруги и несовершеннолетних детей от Суровцева М.Г. не поступали.
6 августа 2021 года Суровцевым М.Г. в адрес Губернатора Тверской области направлена объяснительная, согласно которой в период предоставления сведений был на тренировочном мероприятии в г. Краснодар. За это время его спортсмен отобрался в юношескую сборную России и стал двукратным победителем первенства Европы по гребле на байдарках и каноэ.
Сообщением МУ «Администрация городского поселения «Поселок Радченко» от 9 августа 2021 года подтверждено, что вопрос о досрочном прекращении полномочий Суровцева М.Г. не рассматривался.
В соответствии с положениями части 10 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случаях, прямо указанных в этой части, а также в иных случаях, установленных данным Федеральным законом и иными федеральными законами.
В силу части 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03 декабря 2012 г. N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07 мая 2013 г. N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», принятый на основании статей 72 (пункт «н» части 1) и 77 (часть 1) Конституции Российской Федерации, в статье 12 определил общие для депутатов всех законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации ограничения, связанные с депутатской деятельностью, в том числе предусмотрел за несоблюдение некоторых ограничений применение такой меры, как досрочное прекращение полномочий депутата.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, досрочное прекращение полномочий депутата вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности (Постановление от 27 декабря 2012 года N 34-П), а гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус (Определение от 26 января 2017 года N 104-О). Следовательно, гражданин, вступая в должность депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения, в частности касающиеся представления сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Согласно части 11 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что имея сведения о непредставлении депутатом Суровцевым М.Г. сведений о свои доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера его супруги и несовершеннолетних детей за отчетный период 2020 год, вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Суровцева М.Г. на повестку дня заседания Совета депутатов городского поселения поселок Радченко вынесен не был. Таким образом, материалами дела подтвержден факт бездействия Совета депутатов городского поселения поселок Радченко Конаковского района Тверской области, выразившегося в нерассмотрении вопроса о прекращении полномочий депутата Совета депутатов городского поселения поселок Радченко Конаковского района Тверской области Суровцева М.Г., который подлежит признанию незаконным.
В целях восстановления нарушенных прав неопределенного круга лиц надлежит обязать Совет депутатов городского поселения поселок Радченко Конаковского района Тверской области включить в повестку дня ближайшего заседания Совета депутатов городского поселения поселок Радченко Конаковского района Тверской области рассмотрение вопроса о прекращении полномочий депутата Совета депутатов городского поселения поселок Радченко Конаковского района Тверской области Суровцева М.Г.
Оснований для удовлетворения ходатайства ответчика о применени последствий пропуска истцом срока обращения в суд с административным исковым заявлением надлежит отказать, поскольку бездействие носит длящийся характер и нарушение прав продолжается до настоящего врмени.
В силу п.п. 9, 19 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации и истец, и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 218-228, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Конаковского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Совету депутатов городского поселения поселок Радченко Конаковского района Тверской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Совета депутатов городского поселения поселок Радченко Конаковского района Тверской области, выразившееся в нерассмотрении вопроса о прекращении полномочий депутата Совета депутатов городского поселения поселок Радченко Конаковского района Тверской области Суровцева М.Г..
Обязать Совет депутатов городского поселения поселок Радченко Конаковского района Тверской области включить в повестку дня ближайшего заседания Совета депутатов городского поселения поселок Радченко Конаковского района Тверской области рассмотрение вопроса о прекращении полномочий депутата Совета депутатов городского поселения поселок Радченко Конаковского района Тверской области Суровцева М.Г..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Тверской областной суд через Конаковский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Ю.С. Мошовец
Решение суда в окончательной форме изготовлено 7 апреля 2022 года.
Председательствующий Ю.С. Мошовец
1версия для печатиДело № 2а-367/2022 ~ М-12/2022 (Решение)