2а-3681/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Томск 08 ноября 2016 г.
Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Ткаченко И.А.
при секретаре Москалевой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Томск Томской области о признании незаконным в части решения ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Томск Томской области от ДД.ММ.ГГГГ№, снижении штрафа,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Томск Томской области о признании незаконным в части решения ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Томск Томской области от ДД.ММ.ГГГГ№, снижении штрафа.
В обоснование иска указал, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлял предпринимательскую деятельность и в соответствии п.1 ч.9 ст.15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) обязан был представлять в орган контроля за уплатой страховых взносов расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в установленные названным законом сроки. В соответствии с законом срок представления расчета в форме электронного документа за 1 квартал 2016 года - до 20 мая 2016 года (пятница). Фактически расчет был предоставлен им ДД.ММ.ГГГГ (понедельник). Просрочка была допущена по неосторожности, впервые и составила 1 рабочий день. Однако ДД.ММ.ГГГГ Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области было принято решение № о привлечении его к ответственности, предусмотренной ч.1 ст.46 Закона № 212-ФЗ, за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в виде штрафа в размере 9 757 руб. 91 коп. Указанное решение № от ДД.ММ.ГГГГ и акт камеральной проверки от ДД.ММ.ГГГГ№ были направлены ему по месту регистрации , где он фактически не проживает, и получены им ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ через электронную систему документооборота им было подано в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области ходатайство о снижении штрафных санкций в связи с наличием смягчающих обстоятельств. После получения по телефону разъяснений специалиста о порядке обжалования решений о привлечении к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах, аналогичное ходатайство с приложением копий документов, подтверждающих наличие смягчающих обстоятельств, ДД.ММ.ГГГГ было направлено им по почте в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Томской области. Решением ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ его жалоба на решение от ДД.ММ.ГГГГ№ оставлена без удовлетворения в связи с отсутствием у должностных лиц органов контроля в соответствии с действующим законодательством полномочий по установлению смягчающих вину обстоятельств.
Не оспаривая факта совершения правонарушения, истец просит признать незаконным в части решение ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Томск Томской области от ДД.ММ.ГГГГ№, и снизить назначенную данным решением сумму штрафа до 50 рублей с учетом наличия смягчающих вину обстоятельств, а именно: совершение нарушения единственный раз по неосторожности, незначительности периода просрочки (1 рабочий день), отсутствие задолженности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, прекращение предпринимательской деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию, отсутствие в штате во время ведения предпринимательской деятельности должности главного бухгалтера и иного счетного работника, нахождение на иждивении малолетнего ребенка ... года рождения.
Стороны, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, представив заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. В письменных возражениях на иск административный ответчик просил в удовлетворении заявленных ФИО1 требований отказать, полагая принятое ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Томск Томской области решение от ДД.ММ.ГГГГ№ законным и обоснованным.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие административного истца и представителя административного ответчика.
Исследовав материалы дела, суд полагает требования административного истца подлежащими частичному удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 53 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» установлено, что каждое лицо имеет право обжаловать решения и иные акты органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера (далее - акты органа контроля за уплатой страховых взносов), действия (бездействие) его должностных лиц, если, по мнению этого лица, акты, действия (бездействие) нарушают права этого лица.
В соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
При этом статьей 54 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» установлен порядок обжалования актов органа контроля за уплатой страховых взносов, действия (бездействие) его должностных лиц.
Согласно ст.54 названного Федерального закона акты органа контроля за уплатой страховых взносов, действия (бездействие) его должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Подача жалобы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. Судебное обжалование актов органа контроля за уплатой страховых взносов, действий (бездействия) его должностных лиц физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи заявления в суд общей юрисдикции.
Таким образом, законодатель не связывает возможность судебного порядка обжалования решения органа контроля за уплатой страховых взносов с обязательным обжалованием данного решения в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу).
Судом установлено, что ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серии № (л.д. 13), уведомлением о снятии с учета в налоговом органе от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15), листками записи ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16, 17), уведомлением о снятии с учета в территориальном органе Пенсионного фонда РФ физического лица по месту жительства от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14), выпиской из ЕГРИП № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 82-87).
В соответствии с п. «б» ч.1 ст.5 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе, индивидуальные предприниматели.
В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
Согласно п.1 ч.9 ст.15, п.3 ч.2 ст.28 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны предоставлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам ежеквартально по мету своего учета на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным.
Частями 1, 2 ст.10 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетным периодом – первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ИП ФИО1 и ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области заключено соглашение № об обмене электронными документами в системе электронного документооборота ПФР по телекоммуникационным каналам связи, в соответствии с которым каждая сторона имеет право в электронной форме передавать другой стороне и получать от другой стороны электронные документы в соответствии, в том числе, с Федеральным законом 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (л.д. 18-19).
В соответствии с вышеприведенными нормативными положениями Закона № 212-ФЗ срок представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 квартал 2016 года в форме электронного документа – не позднее 20.05.2016.
Расчет за 1 квартал 2016 года представлен ИП ФИО1 по телекоммуникационным каналам связи ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 68-70).
В ходе проведенной ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области представленного ИП ФИО1 расчета выявлен факт несвоевременного представления им расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 1 квартал 2016 года. При сроке представления расчета в форме электронного документа за 1 квартал 2016 года - до 20 мая 2016 года, расчет был предоставлен с нарушением срока, а именно: ДД.ММ.ГГГГ
Факт правонарушения зафиксирован в акте камеральной проверки от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 72-74), протоколе проверки (л.д. 71). Акт, в котором указано время, и место рассмотрения материалов проверки был направлен по юридическому адресу страхователя заказным почтовым отправлением ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовым реестром (л.д. 75). Возражения на акт истцом в порядке ч.5 ст.38 Закона № 212-ФЗ не представлены.
По результатам рассмотрения акта и материалов проверки ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ№ о привлечении ФИО1 к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах, предусмотренной ч. 1 ст. 46 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в виде штрафа в размере 9 757 руб. 91 коп. (л.д. 5-10, 76-78). Копия решения от ДД.ММ.ГГГГ№ направлена по юридическому адресу страхователя заказным почтовым отправлением ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует почтовый реестр (л.д. 79) и почтовый конверт с отметкой отделения связи отправителя (л.д. 11), и получена им ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №, сформированным официальным сайтом Почты России ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12), а также подтверждено административным истцом в судебном заседании.
ФИО1 было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ№ с предложением о добровольной уплате финансовых санкций в размере 9 757 руб. 91коп. в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 80), которое получено истцом согласно уведомлению о вручении ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 81). Данное требование от ДД.ММ.ГГГГ№ истцом не исполнено.
ДД.ММ.ГГГГ через электронную систему документооборота ФИО1 подано в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области ходатайство о снижении штрафных санкций в связи с наличием смягчающих обстоятельств (л.д. 20), которое получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрировано за № (л.д. 21).
Письмом ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 22-23), направленным по юридическому адресу страхователя заказным почтовым оправлением ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24) и полученным им ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25), заявителю разъяснен порядок и сроки обжалования актов органов контроля за уплатой страховых взносов, предусмотренные ст.ст.54, 55 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Из искового заявления следует, что истец также получил указанные разъяснения в телефонной беседе со специалистом ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области, после чего ДД.ММ.ГГГГ ходатайство о снижении штрафных санкций по решению № от ДД.ММ.ГГГГ было направлено им по почте в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Томской области с приложением документов, подтверждающих наличие смягчающих обстоятельств, что подтверждается ходатайством (л.д. 26) и описью вложения в ценное письмо от ДД.ММ.ГГГГ, почтовой квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Томской области известило истца о времени и месте рассмотрения жалобы – ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28).
Решением ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ жалоба ИП ФИО1 на решение от ДД.ММ.ГГГГ№ оставлена без удовлетворения со ссылкой на отсутствие у должностных лиц органов контроля в соответствии с действующим законодательством полномочий по установлению смягчающих вину обстоятельств в связи с тем, что ст.44 Закона № 212-ФЗ, предусматривающая такое право, утратила силу с 01.01.2015 (л.д. 30-31).
Указанное решение направлено истцу заказным почтовым отправлением ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствуют сопроводительное письмо (л.д. 29) и почтовый конверт с отметкой отделения связи отправителя (л.д. 32), и согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №, сформированным официальным сайтом Почты России ДД.ММ.ГГГГ, получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34).
Учитывая, что законодатель, как указывалось выше, не связывает возможность судебного порядка обжалования решения органа контроля за уплатой страховых взносов с обязательным обжалованием данного решения в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу), суд приходит к выводу о том, что о принятом ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ решении от ДД.ММ.ГГГГ№ о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах ФИО1 стало известно в момент получения данного решения по почте, то есть ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с п.2 ст.55 Федерального закона № 212-ФЗ трехмесячной срок на подачу настоящего административного искового заявления в суд начал течь с ДД.ММ.ГГГГ и истек ДД.ММ.ГГГГ
С настоящим административным иском истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в установленный законом 3-х месячный срок со дня, когда истцу стало известно об оспариваемом решении.
Решая вопрос о правомерности принятого ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области решении от ДД.ММ.ГГГГ№, суд учитывает, что факт совершения нарушения законодательства РФ о страховых взносах подтверждается приведенными выше доказательствами и не оспаривается истцом.
Возражая против требования об уплате штрафа в установленном решением от ДД.ММ.ГГГГ№ размере, истец ссылается на наличие смягчающих вину обстоятельств, которые не были учтены контрольным оранном при вынесении оспариваемого решения, а именно: совершение нарушения единственный раз по неосторожности, незначительности периода просрочки (1 рабочий день), отсутствие задолженности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, прекращение предпринимательской деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию, отсутствие в штате во время ведения предпринимательской деятельности должности главного бухгалтера и иного счетного работника, нахождение на иждивении малолетнего ребенка ... года рождения.
На дату рассмотрения дела в суде штраф истцом в полном объеме не уплачен.
Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» закрепляет понятие нарушения законодательства о страховых взносах, которым признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое данным Федеральным законом установлена ответственность (часть 1 статьи 40), определяет субъектов этой ответственности, устанавливает юридическую конструкцию субъективной стороны (форма вины при совершении правонарушения, обстоятельства, исключающие вину в совершении правонарушения), сроки давности привлечения к ответственности и другие основные положения, необходимые для привлечения нарушителя к указанной ответственности (статьи 41 - 52). Одновременно он отграничивает установленную им ответственность плательщиков страховых взносов и банков от административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которая осуществляется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также от иных видов ответственности. Так, согласно его статье 40 привлечение к ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных данным Федеральным законом, осуществляется органами контроля за уплатой страховых взносов (часть 2), причем привлечение организации к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной или иной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации (часть 4).
Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» устанавливает особую ответственность плательщиков страховых взносов за правонарушения, выразившиеся в неисполнении возложенных на них обязанностей, как непосредственно связанные с недополучением государством страховых взносов (статья 47 «Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов») либо как создающие угрозу такого недополучения (часть 1 статьи 46 «Непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам»). Исходя из характера данных нарушений законодатель предусмотрел за их совершение санкции, призванные компенсировать причиненный имущественный вред, а также стимулировать плательщика сборов к исполнению возложенных на него обязанностей по представлению соответствующих расчетов, поскольку контроль за полнотой, правильностью и своевременностью уплаты страховых взносов возможен только на основе полной и своевременно представленной информации. Согласно части 1 статьи 46 данного Федерального закона непредставление плательщиком страховых взносов в установленный им срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления (но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей). В соответствии же с его статьей 47 неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов, а если указанные деяния совершены умышленно, то они влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Наряду с ответственностью за указанные нарушения названный Федеральный закон предусмотрел ответственность плательщиков страховых взносов за нарушения, объектом которых являются отношения управленческого характера (часть 2 статьи 46 и статья 48) и штраф за которые установлен в твердом размере, не зависит от размера неуплаченных или подлежащих уплате страховых взносов и не имеет компенсационной функции, а также ответственность банков (статьи 49 - 51).
Порядок производства по делам о нарушении законодательства Российской Федерации о страховых взносах также урегулирован непосредственно положениями Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», который, в частности, предусматривает, что вынесению решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности предшествует рассмотрение руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов материалов проверки; в ходе рассмотрения устанавливается, совершало ли лицо, в отношении которого составлен акт проверки, нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, а также выявляются обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения; по результатам рассмотрения материалов проверки указанное должностное лицо выносит решение о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения (статья 39).
До 1 января 2015 года действовала статья 44 названного Федерального закона, которая предполагала установление обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за совершение правонарушения, судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и их учет при привлечении к ответственности (часть 4), причем перечень смягчающих обстоятельств носил открытый характер - в нем, в частности, было предусмотрено совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств, под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости, тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения, а кроме того, суд или орган контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающие дело, могли признать в качестве смягчающих и иные обстоятельства (часть 1).
С принятием Федерального закона от 28 июня 2014 года № 188-ФЗ указанная статья Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» утратила силу, а его статья 39 «Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов проверки» подверглась изменениям: в настоящее время руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов выявляет только обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения (пункт 4 части 6 статьи 39). При этом он должен руководствоваться перечнем исключающих вину лица обстоятельств, который закреплен в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 43, тогда как согласно пункту 4 части 1 той же статьи суд вправе признать исключающими вину лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, помимо указанных. Выявлять же обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, и учитывать их при назначении наказания руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов не должен, в связи с чем и суд, по буквальному смыслу названных законоположений, при проверке законности и обоснованности решения о привлечении к ответственности также не может учесть такие обстоятельства и снизить размер назначенного наказания.
С учетом приведенных нормативных положений, устанавливающих порядок привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносов, решение от ДД.ММ.ГГГГ№ о привлечении ИП ФИО1 к ответственности, вынесенное ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области на основании ч. 1 ст. 46 Федерального закона № 212-ФЗ, является правомерным.
Сроки и порядок привлечения истца к ответственности Управлением соблюдены, размер штрафа установлен в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем оснований для признания незаконным в части решения ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Томск Томской области от ДД.ММ.ГГГГ№ у суда не имеется.
Вместе с тем, Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.01.2016 № 2-П «По делу о проверке конституционности подпункта «а» пункта 22 и пункта 24 статьи 5 Федерального закона от 28 июня 2014 года № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» в связи с запросами Арбитражного суда города Москвы и Арбитражного суда Пензенской области» подпункт «а» пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28 июня 2014 года № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования», как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3).
Данный вывод, однако, не означает восстановление действия положений Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в том виде, в котором они применялись до утраты силы.
В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в Постановлении от 25 февраля 2014 года № 4-П, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Суд, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, обстоятельства совершенного истцом правонарушения и степень его вины, учитывая в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность истца совершение правонарушения впервые, отсутствие умысла на совершение правонарушения, признание своей вины.
Из материалов дела также следует, что истцом обязанность по представлению расчета по страховым взносам исполнена с нарушением срока на 1 рабочий день, непредставление расчетов в установленный срок было обусловлено штатной неукомплектованностью компетентных сотрудников. Кроме того, судом учитывается также, что задолженность по уплате страховых взносов у истца отсутствует.
Принимая во внимание формальный характер состава правонарушения, учитывая фактическое принятие истцом мер к исполнению своей обязанности по представлению расчета и незначительность периода просрочки, а также действия принципа соразмерности, выражающего требования справедливости и предполагающего дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 11-П от 15.07.1999), суд считает возможным уменьшить назначенный решением от ДД.ММ.ГГГГ№ штраф в 10 раз до 975 руб. 79 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Томск Томской области о признан6ии незаконным в части решения ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Томск Томской области от ДД.ММ.ГГГГ№, снижении штрафа удовлетворить частично.
Снизить штраф, наложенный на ФИО1 решением Государственного Учреждения - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Томск Томской области от ДД.ММ.ГГГГ№ за нарушение ч. 1 ст. 46 ФЗ № 212-ФЗ от 24.07.2009 до 975 руб. 79 коп.
В удовлетворении требования о признании незаконным в части решения ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Томск Томской области от ДД.ММ.ГГГГ№ отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья
На дату опубликования решение не вступило в законную силу.