ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3681/2016 от 16.06.2016 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 июня 2016 года г. Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Черкашина В.В.,

при секретаре Русановой И.Е.,

представителя административного ответчика ФИО3, действующего на основании удостоверения ТО № 152346 от 22.01.2016г. и доверенности от 14.06.2016г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Прокурору Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, о признании незаконным),

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 обратилась в Ханты – Мансийский районный суд ХМАО – Югры с требованием к Прокурору Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании незаконным действий (бездействия).

Свои требования мотивирует тем, что 26.01.2016 г. на имя прокурора ХМАО – Югры ею было отправлена жалоба от 26.01.2016 года о нарушении её прав в сфере услуг почтовой связи, допущенных со стороны Нижневартовского почтампа при оказании услуг почтовой связи. Данная жалоба была вручена адресату 03.02.2016 года, но своевременно ответа на данную жалоба административный истец не получила. Ссылается на нарушение административным ответчиком статей 5.3, 10, 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и пунктов 1.7, 5.1, 5.8, 6.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45, пункта 2.6.6 Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации", утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 29.12.2011 N 450.

Определением Ханты-Мансийского районного суда от 10 июня 2016 года к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Административный истец ФИО1, административный ответчик прокурор Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, не явились, ходатайств об отложении дела не представили. От административного истца ФИО1 поступило ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Представитель административного ответчика Прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО3 с административными исковыми требованиями не согласилась, указав, что ответ на жалобу ФИО1 был дан в установленные законом сроки и в соответствии с действующим законодательством. Представила в суд документы, свидетельствующие о направлении ответа на жалобу ФИО1 по указанному ею адресу. Просила в административных исковых требованиях отказать в полном объеме.

Суд, выслушав представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, представленные сторонами доказательства, а также оценив их в совокупности, суд приходит к следующим выводам по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Согласно п. 2.1.1. "Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации", утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 29.12.2011 N 450, в Генеральной прокуратуре, прокуратурах субъектов Российской Федерации, других органах и учреждениях прокуратуры внедрена аппаратно-программная инфраструктура "Информационная система обеспечения надзора за исполнением законов в органах прокуратуры Российской Федерации" (ИСОП), на базе которой функционирует прикладная система - АИК "Надзор".

АИК "Надзор" - автоматизированный информационный комплекс единой системы информационно-документационного обеспечения надзорного производства органов прокуратуры, созданный для автоматизации делопроизводственной и надзорной деятельности.

База данных содержит информацию о всех входящих, исходящих и внутренних документах, всех корреспондентах (гражданах, организациях), о движении подлинников и копий документов, исполнении документов и поручений, направлении документов в дела, надзорные и наблюдательные производства.

Согласно п. 2.1.4. основной единицей хранения информации в АИК "Надзор" является регистрационная карточка (РК) документа. Она содержит заранее определенный и неизменный набор основных реквизитов документа, а также дополнительные реквизиты, состав которых может изменяться.

Работа в АИК "Надзор" основывается на принципе однократной регистрации документа.

Согласно информации на сайте ФГУП «Почта России» обращение ФИО1 было получено прокуратурой округа 03.02.2016, что не отрицается и самим административным истцом.

В силу п. 2.4.2.1 указанной Инструкции, регистрация обращений в соответствии с федеральным законодательством производится в течение трех дней с момента поступления в орган и учреждение прокуратуры.

Учитывая изложенное, течение срока начинается со дня, следующего за днем получения жалобы, последний день регистрации данного обращения пришелся на субботу 06.02.2016, в связи с чем обращение административного истца было зарегистрировано в прокуратуре округа 08.02.2016 в 09.02 за № ОГР-655-16, что подтверждается представленной представителем административного ответчика регистрационной карточкой документа в автоматизированном информационном комплексе «Надзор».

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Данное правовое положение корреспондирует пункту 5.1. "Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации", утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45, согласно которого, обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

Если установленный срок разрешения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем разрешения считается следующий за ним рабочий день.

Согласно п. 3.4. Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 обращение, разрешение которого не входит в компетенцию данной прокуратуры, в течение 7 дней со дня регистрации направляется соответствующему прокурору с одновременным уведомлением об этом заявителя.

Сопроводительное письмо с переадресованием обращения подписывается начальником отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации либо исполнителем, старшим помощником прокурора или начальником управления (отдела) прокуратуры субъекта Российской Федерации, прокурором нижестоящей прокуратуры или его заместителем.

В рамках проверки по данному обращению аппаратом Прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 11.02.2016 было дано поручение прокурору г. Нижневартовска о проведении проверки в части доводов о нарушениях федерального законодательства в сфере услуг почтовой связи (исх. № 7-110-2015 от 11.02.2016).

В части доводов жалобы от 26.01.2016г. о неполучении ответов прокуратуры г. Нижневартовска ответ дан прокуратурой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Ответ обращение ФИО1 был подготовлен и подписан руководством прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 11.02.2016.

Из регистрационной карточки документа в автоматизированном информационном комплексе «Надзор» следует, что указанный ответ 12.02.2016 зарегистрирован отделом общего и особого делопроизводства прокуратуры округа за № 07-193-16/655.

16.02.2016 административному истцу был направлен ответ на обращение простой корреспонденцией через почтовое отделение связи в адрес заявителя, указанный в обращении: <адрес> - Югры, что подтверждается копией списка № 24 внутренних почтовых отправлений от 16.02.2016г.

При этом обязательных требований о направлении ответов на обращения граждан непосредственно только заказными письмами, в Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45, не имеется.

Доводы о том, что в соответствии со ст. 2.6.6. Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 29.12.2011 N 450 ответ на обращение должен быть отправлен заказным письмом, суд находит несостоятельным.

В соответствии с п. 1.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45, настоящая Инструкция разработана в соответствии со ст. 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и иным федеральным законодательством.

Инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах прокуратуры Российской Федерации.

Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утвержденная приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 29.12.2011 N 450 определяет порядок приема, регистрации, учета, перевода, подготовки, оформления, размножения, контроля за исполнением документов, отправки, формирования их в дела, надзорные (наблюдательные) производства, хранения и использования на бумажных и электронных носителях (п. 1.2 Инструкции). Положения Инструкции распространяются на организационно-распорядительные, информационно-справочные документы (приложение N 1), на процессуальные, финансовые и другие документы - только в части, касающейся общих принципов их подготовки и исполнения, формирования и оформления для сдачи в архив (п.1.3 Инструкции).

Доводы истца о том, что ответ на заявление она не получала не является основанием для удовлетворения заявленных требований, так как действующим законодательством, регламентирующим порядок рассмотрения обращений граждан, не предусмотрена обязанность органов прокуратуры вести контроль за получением заявителями ответа на обращение. Причины возможного неполучения истцом указанного ответа не могут быть связаны с действиями работников прокуратуры.

Таким образом право административного истца ФИО1 на своевременное получение ответа на свое обращение от 26.01.2016 в прокуратуру Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не нарушено.

При таких обстоятельствах заявленные требования ФИО1 являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Прокурору Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, о признании незаконным действий (бездействия) – отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры путем подачи апелляционной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда В.В. Черкашин

Мотивированное решение суда составлено 17 июня 2016 года.