Дело №2а-3681/2021
УИД: 23RS0058-01-2021-005153-83
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 декабря 2021 года город Сочи
Хостинский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Гергишан А.К.,
при секретаре Михайловой А.Д.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 и ФИО1 к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края и администрации муниципального образования городской округ город-курорт Краснодарского края об оспаривании решения об отказе в выдаче разрешения на строительство,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 и ФИО1 обратились в суд с административным иском к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края с требованием признать незаконным действия административного ответчика - Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 21 июля 2021 года № об отказе административным истцам в выдаче Уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, как не соответствующее нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административных истцов. Просят обязать административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административных истцов путем рассмотрения Уведомления о планируемом строительстве трехэтажного жилого дома, площадью застройки 128 кв.м., габаритными размерами здания: 10.6 м. х 12.0 м., общей площадью этажей здания 342.0. кв.м, высотой 12 м. на земельном участке общей площадью 796 кв.м., с категорией земель: земли населенных пунктов с разрешенным использованием под индивидуальное жилищное строительство, с кадастровым номером № расположенном по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями закона о направлении администрацией города-курорта Сочи в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения Уведомления о планируемом строительстве с приложенным к нему типовым архитектурным решением объекта капитального строительства в Управление государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края, считая поданным Уведомления с даты первоначального поступления на рассмотрение.
Требования мотивированы тем, что 17.06.2021 года административные истцы обратились в Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ города-курорта Сочи Краснодарского края с Уведомлением о планируемом строительстве трехэтажного жилого дома, площадью застройки 128 кв.м., габаритными размерами здания: 10.6 м. х 12.0 м., общей площадью этажей здания 342.0. кв.м, высотой 12 м. на земельном участке общей площадью 796 кв.м., с категорией земель: земли населенных пунктов с разрешенным использованием под индивидуальное жилищное строительство, с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем ФИО3 и ФИО1 на праве общей долевой собственности.
При этом, как указывают административные истца, к заявлению были приложены документы, в соответствии с требованиями ч.7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
21 июля 2021 года Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город- курорт Сочи Краснодарского края принято Решение № об отказе в выдаче разрешения на строительство. Полагая данный отказ незаконным и необоснованным, административные истцы обратились в суд с настоящим административным иском.
В ходе рассмотрения дела определением Хостинского районного суда г. Сочи от 16.11.2021 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена администрация муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края.
В судебном заседании административный истец ФИО1 просил удовлетворить административные исковые требования, поддержав доводы, изложенные в административном иске.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края ФИО2 просил отказать в удовлетворении административного искового заявления.
Административный истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания надлежаще уведомлена.
Представитель административного ответчика Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания надлежаще уведомлен.
Учитывая положения ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Суд, выслушав административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к выводу о том, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям.
Так, в соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ФИО3 и ФИО1 на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок общей площадью 796 кв.м., с категорией земель: земли населенных пунктов с разрешенным использованием под индивидуальное жилищное строительство, с кадастровым номером № расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 18.05.2021 года.
17.06.2021 года ФИО3 и ФИО1 обратились в Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ города-курорта <адрес> с Уведомлением о планируемом строительстве трехэтажного жилого дома, площадью застройки 128 кв.м., габаритными размерами здания: 10.6 м. х 12.0 м., общей площадью этажей здания 342.0. кв.м, высотой 12 м. на земельном участке общей площадью 796 кв.м., с категорией земель: земли населенных пунктов с разрешенным использованием под индивидуальное жилищное строительство, с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>.
Однако 21 июля 2021 года в выдаче разрешения на строительство административным ответчиком отказано.
Отказ мотивирован тем, что согласно ответу Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края, поступившего на основании межведомственного взаимодействия, земельный участок с кадастровым номером № расположен <адрес>
Выявленный объект культурного наследия охраняется государством в соответствии со ст. 16.1 Федерального закона от 25.06.2002 года №-Ф3 «Об Объектах культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ», включен в перечень выявленных объектов культурного наследия.
В границах зон охраны объекта археологического наследия, установленных частью 3 ст. 11 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№-K3, до утверждения в установленном порядке границ зон охраны, режимов использования земель и градостроительных регламентов, в границах данных зон допускается по согласованию с краевым органом охраны объектов культурного наследия работы, не создающие угрозы повреждения, разрушения или уничтожения объекта археологического наследия, в том числе сельскохозяйственные работы, работы по благоустройству и озеленению территории, не нарушающие природного ландшафта.
На основании изложенного, административным ответчиком в обоснование отказа указано, что согласование с краевым органом охраны объектов культурного наследия не представлено.
Вместе с тем, суд не может признать данный отказ законным и обоснованным.
В соответствии с ч.7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос".
Частью 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрен перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство.
Положения части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязывают застройщиков направить в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Согласно ч.3 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ к уведомлению о планируемом строительстве прилагаются: правоустанавливающие документы на земельный участок в случае, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика, в случае, если уведомление о планируемом строительстве направлено представителем застройщика; заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если застройщиком является иностранное юридическое лицо; описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома включает в себя описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, цветовое решение их внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также описание иных характеристик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, включая фасады и конфигурацию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Застройщик вправе осуществить строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения в соответствии с типовым архитектурным решением объекта капитального строительства, утвержденным в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" для данного исторического поселения. В этом случае в уведомлении о планируемом строительстве указывается на такое типовое архитектурное решение. Приложение описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома к уведомлению о планируемом строительстве не требуется (часть 5 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно ч.7 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи: 1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; 2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Часть 8 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения и в уведомлении о планируемом строительстве не содержится указание на типовое архитектурное решение, в соответствии с которым планируется строительство или реконструкция таких объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления: 1) в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления этого уведомления при отсутствии оснований для его возврата, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, направляет, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, указанное уведомление и приложенное к нему описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с ч.9 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, в течение десяти рабочих дней со дня поступления от уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления уведомления о планируемом строительстве и предусмотренного пунктом 4 части 3 настоящей статьи описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома рассматривает указанное описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и направляет, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, уведомление о соответствии или несоответствии указанного описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения. В случае ненаправления в указанный срок уведомления о несоответствии указанного описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома указанным предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства указанное описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома считается соответствующим таким предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства.
Судом установлено, что к уведомлению о планируемом строительстве трехэтажного жилого дома, площадью застройки 128 кв.м., габаритными размерами здания: 10.6 м. х 12.0 м., общей площадью этажей здания 342.0. кв.м, высотой 12 м. на земельном участке общей площадью 796 кв.м., с категорией земель: земли населенных пунктов с разрешенным использованием под индивидуальное жилищное строительство, с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес> административными истцами было приложено, в том числе, типовое архитектурное решение объекта капитального строительства, выполненное по соответствующей установленной форме, которое в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления уведомления должно было быть направлено администрацией города-курорта Сочи в Управление государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края.
Что, так же соответствует информации, размещенной на официальном сайте администрации города-курорта Сочи о том, что информация о расположении земельного участка в границах территории исторического поселения регионального значения отображается в градостроительном плане земельного участка.
В случае обращения застройщика с заявлением о выдаче разрешения на строительство без приложения заключения Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края, описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства будет направлено администрацией города-курорта Сочи в Управление в порядке межведомственного взаимодействия.
Однако, в нарушение требований закона, административным ответчиком не направлено уведомление с приложенным к нему типовым архитектурным решением объекта капитального строительства в Управление государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края.
Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Административным ответчиком не представлено допустимых и относимых доказательств, подтверждающих законность и обоснованность совершенного им оспариваемого решения.
При этом, административным истцом представлены достоверные, допустимые и достаточные доказательства подтверждающие доводы иска, которые не опровергнуты административными ответчиками.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что права административных истцов нарушены административным ответчиком при рассмотрении уведомления о планируемом строительстве жилого дома.
При таких обстоятельствах, административные исковые требования подлежат удовлетворению в части требования признать незаконным действия административного ответчика - Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 21 июля 2021 года № об отказе административным истцам - ФИО3 и ФИО1 в выдаче Уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, как не соответствующее нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административных истцов.
Также суд считает необходимым обязать административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административных истцов путем повторного рассмотрения Уведомления о планируемом строительстве трехэтажного жилого дома, площадью застройки 128 кв.м., габаритными размерами здания: 10.6 м. х 12.0 м., общей площадью этажей здания 342.0. кв.м, высотой 12 м. на земельном участке общей площадью 796 кв.м., с категорией земель: земли населенных пунктов с разрешенным использованием под индивидуальное жилищное строительство, с кадастровым номером № расположенном по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями закона.
При этом, суд не находит оснований для удовлетворения требования административного иска о возложении обязанности на Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город- курорт Сочи Краснодарского края о направлении администрацией города-курорта Сочи в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения Уведомления о планируемом строительстве с приложенным к нему типовым архитектурным решением объекта капитального строительства в Управление государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края, поскольку порядок рассмотрения такого уведомления осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 51.1 Градостроительного кодекса РФ.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, ст.ст.227-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО3 и ФИО1 к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края и администрации муниципального образования городской округ город-курорт Краснодарского края об оспаривании решения об отказе в выдаче разрешения на строительство – удовлетворить частично.
Признать незаконными действия административного ответчика - Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 21 июля 2021 года № об отказе ФИО3 и ФИО1 в выдаче Уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Обязать административного ответчика - Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город- курорт Сочи Краснодарского края устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административных истцов - ФИО3 и ФИО1, путем повторного рассмотрения Уведомления о планируемом строительстве трехэтажного жилого дома, площадью застройки 128 кв.м., габаритными размерами здания: 10.6 м. х 12.0 м., общей площадью этажей здания 342.0. кв.м, высотой 12 м. на земельном участке общей площадью 796 кв.м., с категорией земель: земли населенных пунктов с разрешенным использованием под индивидуальное жилищное строительство, с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями закона.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд апелляционной инстанции Краснодарского краевого суда через Хостинский районный суд города Сочи в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть 20 декабря 2021 года.
Судья А.К. Гергишан
На момент публикации не вступило в законную силу