Дело №2а-3682/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 июля 2021 года г. Сергиев Посад, Мо
Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Пчелинцевой С.Н.,
при секретаре Петровых Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению М.А.В. к Сергиево-Посадскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области о признании отказа в государственной регистрации права незаконным, понуждении осуществить действия по государственной регистрации.
УСТАНОВИЛ:
М.А.В. обратился в суд с административным иском к Сергиево-Посадскому отделу Управления УФСГРКиК по Мо о признании отказа в государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ. незаконным, понуждении осуществить действия по государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером № (л.д.3-4). В обоснование иска указано, что с ДД.ММ.ГГГГ года истец является собственником земельного участка № в СНТ «<данные изъяты>» с кадастровым номером №. Протоколом общего собрания членов СНТ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ за № истцу предоставило Товарищество земельный участок площадью 600 кв.м, прилегающий к принадлежащему истцу на праве собственности участку №. После проведения кадастровых работ, сбора всех необходимых документов, истец подал пакет документов на государственную регистрацию ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истцу был предоставлено уведомление о приостановке, так как не был представлен межевой план. ДД.ММ.ГГГГ истец представил недостающие документы, согласно описи принятых документов №. Однако никакой информации не было. ДД.ММ.ГГГГ истцом была подана жалоба на имя <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ истец узнал, что земельному участку присвоен кадастровый №, присвоена кадастровая стоимость, установлена категория земель, вид разрешенного использования. Но сведения о правах на участок не внесены. ДД.ММ.ГГГГ, приложив пакет необходимых документов: справку от ДД.ММ.ГГГГ, выписку из протокола о выделении земельного участка, приложенную опись вложения от ДД.ММ.ГГГГ№, в которой перечислены все ранее поданные документы, однако истец получил незаконную и необоснованную приостановку в государственной регистрации в ДД.ММ.ГГГГ г., в которой с него требовали предоставить правоустанавливающие документы на земельный участок с кадастровым номером №. С действиями Административного ответчика истец не согласен, так как земельный участок с кадастровым номером № образован путем объединения с принадлежавшим истцу ранее на праве собственности земельным участком № в СНТ «<данные изъяты>» с кадастровым номером №, а основанием на увеличение площади на 600кв.м является Протокол общего собрания членов СНТ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ за№. Поскольку прирезаемый земельный участок расположен в границах СНТ, то исключительная компетенция по распоряжению землями общего пользования принадлежит общему собранию членов СНТ, которым истцу предоставлен дополнительный участок. Просит суд признать незаконным отказ Управления УФСГРКиК по Мо в государственной регистрации права №№ от ДД.ММ.ГГГГ. незаконным. Обязать осуществить действия по государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером №
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес>.
В судебное заседание истец М.А.В., его представитель ФИО не явились, извещены надлежащим образом (л.д.118). Ранее в судебном заседании представитель ФИО административный иск поддержал по доводам, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Московской области по доверенности ФИО1 в судебном заседании полагала административный иск не подлежащим удовлетворению по доводам, изложенным в письменном отзыве (л.д.48-52). Пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Управление с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с образованием земельного участка, общей площадью 1107 кв.м, в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ за счет земель, государственная собственность на которые не разграничена (заявление №№ от ДД.ММ.ГГГГ). В качестве документа-основания истец представил межевой план от ДД.ММ.ГГГГ. Данный межевой план подготовлен кадастровым инженером на основании Постановления Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области от ДД.ММ.ГГГГ№-ПГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенной по адресу: Российская Федерации, <адрес> в целях заключения соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности и иных документов. По результату заявленной процедуры, административному истцу выдан кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером № (выписка об основных характеристиках объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ). В дальнейшем, ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился за государственной регистрацией права собственности на земельный участок с кадастровым номером № (заявление №№ от ДД.ММ.ГГГГ). В качестве документов-оснований представил: Опись документов от ДД.ММ.ГГГГ№, выписку из протокола от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания членов СНТ «<данные изъяты>», справку от председателя правления СНТ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ№. Решением №КУВД-001/2021-1319062 государственная регистрация права собственности в пользу административного истца приостановлена на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Закона о регистрации, в связи с не предоставлением правоустанавливающих документов на заявленный земельный участок с кадастровым номером №. А именно, необходимость предоставления правоустанавливающих документов (соглашение или решение о перераспределении земельных участков) прямо предусмотрена пунктами 1, 2 части 2 статьи 14 Закона о регистрации, а также пунктом 6 части 8 статьи 41 Закона о регистрации. После чего, в связи с не устранением обстоятельств приостановления, на основании статьи 27 Закона о регистрации, решением от ДД.ММ.ГГГГ №№ административному истцу отказано в государственной регистрации права. Считает, что оспариваемое решение соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку принято в связи с не устранением причин, послуживших принятию первоначального решения о приостановления (никакие правоустанавливающие документы истцом в установленный срок не приобщались, хотя получение правоустанавливающего документа прямо предусмотрено Постановлением Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области от ДД.ММ.ГГГГ№-ПГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенной по адресу: <адрес> в целях заключения соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности и иных документов). При этом выписка из решения общего собрания о предоставлении соответствующего земельного участка таким документом не являлась. Считает, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты своего права, поскольку все доводы административного истца сводятся к доказыванию и разрешению судом вопроса о праве на земельный участок в большем размере, а не о правомерности решения регистрирующего органа. Административный истец не лишен возможности обратиться в Администрацию Сергиево-Посадского городского округа для оформления соглашения о перераспределении земельных участков и решить соответствующий вопрос в досудебном порядке. Просит в удовлетворении административного иска отказать.
Представители заинтересованных лиц: Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области, СНТ «<данные изъяты>» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь ст.150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии истца и заинтересованных лиц.
Выслушав представителя административного ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Управление с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с образованием земельного участка, общей площадью 1107 кв.м, в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером № за счет земель, государственная собственность на которые не разграничена, расположенного в пределах кадастрового квартала № по адресу: <адрес>6 (заявление №№ от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.112-114).
В качестве документа-основания представил межевой план от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.76-111). Данный межевой план подготовлен кадастровым инженером на основании Постановления Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области от ДД.ММ.ГГГГ№-ПГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенной по адресу: <адрес> в целях заключения соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности и иных документов (л.д.104-105). Данным постановлением предусмотрено: установление вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, утверждение схемы расположения образуемого участка, а также его характеристик, в целях заключения соглашения о перераспределении земель государственная собственность на которые не разграничена, за счет земельного участка, площадью 593 кв.м., и земельного участка с кадастровым номером №, площадью 514 кв.м., находящегося в частной собственности, в том числе, предписана необходимость постановки административным истцом соответствующего земельного участка на кадастровый учет.
По результату заявленной процедуры, административному истцу выдан кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером № (выписка об основных характеристиках объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.74-75).
В дальнейшем, ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился за государственной регистрацией права собственности на земельный участок с кадастровым номером № (заявление №№-1 от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.71-73).
В качестве документов-оснований представил: Опись документов от ДД.ММ.ГГГГ№, выписку из протокола от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания членов СНТ «<данные изъяты>», справку от председателя правления СНТ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 66-70).
Решением №№ государственная регистрация права собственности в пользу административного истца приостановлена на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Закона о регистрации, в связи с не предоставлением правоустанавливающих документов на заявленный земельный участок с кадастровым номером №. А именно, необходимость предоставления правоустанавливающих документов (соглашение или решение о перераспределении земельных участков) прямо предусмотрена пунктами 1, 2 части 2 статьи 14 Закона о регистрации, а также пунктом 6 части 8 статьи 41 Закона о регистрации (л.д.61-63).
В связи с не устранением обстоятельств приостановления, на основании статьи 27 Закона о регистрации, решением от ДД.ММ.ГГГГ №№ административному истцу отказано в государственной регистрации права (л.д.54).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, из которых при перераспределении образуются новые участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (пункт 2 статьи 11.2 Земельного кодекса).
Условия перераспределения земельных участков, находящихся в частной собственности, определены статьей 11.7 Земельного кодекса.
В частности, перераспределение земельных участков осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (часть 3 статьи 39.28 Земельного кодекса). Обязательными приложениями к соглашению о перераспределении являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения (часть 4 статьи 39.28 Земельного кодекса).
При этом статьей 39.29 Земельного кодекса установлен порядок заключения соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Согласно установленному порядку для заключения данного соглашения граждане или юридические лица, собственники участков должны обратиться в уполномоченный орган с заявлением о перераспределении.
В свою очередь, согласно части 1 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Пунктами 1, 2 части 2 вышеуказанные статьи предусмотрено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости, а также договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Статьей 41 Закона о регистрации предусмотрены особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при образовании объекта недвижимости.
Частью 8 вышеуказанной статьи определено, что для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав необходимы следующие документы: соглашение или решение о перераспределении земельных участков - при перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, а также схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утвержденная в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункты 6, 7 части 8 статьи 41 Закона о регистрации).
По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия).
Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена.
Согласно п.5 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: 5) не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Обращаясь в суд с вышеуказанным иском административный истец ссылается на то, что ему незаконно отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок с увеличенной площадью, предоставляя в качестве основания для увеличения участка решение общего собрания членов СНТ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, которым ему был выделен дополнительный земельный участок площадью 600 кв.м из земель общего пользования СНТ «<данные изъяты>» (л.д.68). Однако. При первоначальном обращении ДД.ММ.ГГГГ с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с образованием земельного участка, общей площадью 1107 кв.м, в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером № за счет земель, государственная собственность на которые не разграничена, расположенного в пределах кадастрового квартала №, по адресу: <адрес> истцом в качестве документа –основания было предоставлено Постановление Администрации Сергиево-Посадского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№-ПГ (л.д.104-105), в котором в п.2 указано, что схема расположения земельного участка площадью 1107 кв.м утверждена в целях заключения соглашения о перераспределении земель, в связи с чем доводы административного ответчика о том, что основанием для приостановления регистрационных действий и последующего отказа послужило то, что истец не предоставил соглашение о перераспределении земель, является обоснованным.
В соответствии с ч.1 ст.27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Суд считает, решение Управления УФСГРКиК по Мо об отказе истцу в государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ. принято Управлением Росреестра по Московской области в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в связи с чем административный иск удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление М.А.В. к Сергиево-Посадскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области о признании отказа в государственной регистрации права незаконным, понуждении осуществить действия по государственной регистрации - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано участвующими в деле лицами в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме через Сергиево-Посадский городской суд Московской области.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья С.Н.Пчелинцева