ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3684/2021 от 07.12.2021 Королёвского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-3684/2021

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 декабря 2021 г. г. ФИО4

Королевский городской суд в составе судьи Коноваловой С.В. при секретаре судебного заседания Стетюха Л.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к МП № 3 Отдела по вопросам миграции, УМВД России по г.о.ФИО4 о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги по регистрации по месту жительства,

Установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к МП № 3 Отдела по вопросам миграции, УМВД России по г.о.ФИО4 о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги по регистрации по месту жительства, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ гр.РФ ФИО1 в присутствии представителя ФИО2 по доверенности ФИО3 обратился в МП № 3 ОВМ УМВД РФ по г.о. ФИО4 МВД России по МО с целью оформления государственной услуги по постановке его, ФИО1, на регистрационный учет по месту постоянного проживания по адресу: <адрес>

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенным электронной цифровой подписью Начальника МП № 3 ОВМ ФИО5, заявление ФИО1 возвращено без исполнения, а в регистрации по месту постоянного жительства отказано в связи с тем, что должностному лицу не представлено письменное согласие о вселении гражданина в жилое помещение от участников долевой собственности.

ФИО1 и ФИО2 полагают, что представленный ответ противоречит нормам материального и процессуального права, а отказ в регистрации гражданина - конституционным нормам. Так, ФИО2, являясь собственном <данные изъяты> доли в праве на домовладение, расположенное по адресу: <адрес> на основании свидетельства о праве наследства по закону (наследственное дело , свидетельство , выдано нотариусом Королевского нотариального округа Московской области ФИО11ДД.ММ.ГГГГ) вселила ФИО1 в данное жилое помещение. Он с согласия собственника проживает в данной части жилого дома. ФИО12 дала согласие на регистрацию истца в данном строении. Отсутствие регистрации проживания по указанному адресу препятствует реализации личных прав ФИО1

Согласно выписке из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенной специалистом МБУ г. Королева «МФЦ г.о. ФИО4» ФИО6, в спорной части жилого дома, принадлежащей ФИО13 зарегистрированы: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения.

Истец полагает, поскольку ФИО15 является собственником <данные изъяты> доли жилого дома , расположенного по адресу: <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по закону, ФИО1 проживает с согласия собственника в данном доме, ФИО16 дала согласие на регистрацию его в данном строении, то, с учетом системного и буквального толкования норм законодательства РФ, ФИО1 вправе реализовать свое право на регистрацию в нем по месту жительства. Указанные доводы и аналогичный отказ в постановке ФИО1 ранее был рассмотрен Королевским городским судом Московской области и решением Королевского городского суда МО от ДД.ММ.ГГГГ по делу заявление ФИО1 удовлетворено, суд признал незаконным отказ межрайонного отдела УФМС России по МО в г.о. ФИО4 о регистрации по месту жительства и обязал межрайонный отдел УФМС России по МО в г.о. ФИО4 зарегистрировать ФИО1 по месту жительства по адресу: <адрес>

Административный истец просит суд признать Решение от ДД.ММ.ГГГГ начальника МП № 3 ОВМ УМВД РФ по г.о. ФИО4 МВД России по Московской области ФИО5, которым ФИО1 отказано в предоставлении государственной услуги по регистрации по месту жительства - не законным, обязать МП № 3 ОВМ УМВД РФ по г.о. ФИО4 МВД России по Московской области зарегистрировать ФИО1 по месту жительства по адресу: <адрес>

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, обеспечил явку своего представителя ФИО17 который исковые требования ФИО1 поддержал по доводам, указанным в административном иске. Пояснил, что начальник МП № 3 ОВМ УМВД РФ по г.о. ФИО4 МВД России по Московской области ФИО5 вообще возвратила без исполнения указанное заявление ФИО1, просил признать решение от ДД.ММ.ГГГГ начальника МП № 3 ОВМ УМВД РФ по г.о. ФИО4 МВД России по Московской области ФИО5 о возвращении без исполнения заявления ФИО1 незаконным.

Представитель административного ответчика УМВД России по городскому округу ФИО4 МВД России по Московской области (в составе которого находится МП № 3 Отдела по вопросам миграции УМВД России по городскому округу ФИО4 МВД России по Московской области) в суд явилась, исковые требования не признала, представила письменный отзыв на иск. Полагала, что заявление истца о регистрации по месту жительства возвращено без исполнения законно, поскольку не представлено согласие на регистрацию по месту жительства ФИО1 от других собственников жилого помещения.

Заинтересованное лицо ФИО2 в суд не явилась, извещалась о времени и месту судебного заседания, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, суд приходит к следующему.

Как установлено судом, ФИО2 является собственником ? доли в праве собственности на дом? расположенный по адресу: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ гр.РФ ФИО1 через Портал государственных услуг обратился в МП № 3 ОВМ УМВД РФ по г.о. ФИО4 МВД России по МО с целью оформления государственной услуги по постановке его, ФИО1, на регистрационный учет по месту жительства по указанному адресу.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ, подписанным электронной цифровой подписью Начальника МП № 3 ОВМ ФИО5, заявление ФИО1 о регистрации по месту жительства возвращено без исполнения в связи с тем, что не представлено письменное согласие о вселении гражданина в жилое помещение от участников долевой собственности.

В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Статьей 218 КАС РФ закреплено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

соблюдены ли сроки обращения в суд;

соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом, в соответствии с п. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, регулируются Законом Российской Федерации № 5242-1 от 25.06.1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", статьей 3 которого установлено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Согласно статье 6 названного Закона при регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Правила).

Пунктом 16 (абзац первый) Правил установлено, что гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить:

документ, удостоверяющий личность;

заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;

документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.

Сроки и последовательность административных процедур (действий) подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России, а также порядок их взаимодействия с иными органами и лицами при предоставлении государственной услуги по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации определены Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 31 декабря 2017 года N 984 (далее - Административный регламент).

Согласно пункту 48 Административного регламента для регистрации по месту жительства заявитель представляет заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6 и документы, предусмотренные пунктом 49 Административного регламента.

Пунктом 49.4 Административного регламента предусмотрено, что одновременно с заявлением о регистрации по месту жительства заявитель представляет, в частности письменное согласие о вселении гражданина в жилое помещение от проживающих совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетних пользователей, наймодателя, всех участников долевой собственности (при необходимости).

Вопрос о наличии такой необходимости должен решаться с учетом положений пункта 57.1 Административного регламента, которыми запрещается требовать от гражданина представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.

В указанном Административном регламенте имеется исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, а также исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги.

Однако указанным Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации не предусмотрено возвращение заявление о регистрации по месту жительства без исполнения.

Таким образом, нельзя признать законным решение от ДД.ММ.ГГГГ начальника МП № 3 ОВМ УМВД РФ по г.о. ФИО4 МВД России по Московской области ФИО5 о возвращении без исполнения заявления ФИО1 о регистрации по месту жительства, в связи с чем требования ФИО1 в указанной части подлежит удовлетворению.

Поскольку заявление ФИО1 незаконно возвращено без исполнения, для восстановления нарушенного права ФИО1 суд считает необходимым обязать МП № 3 ОВМ УМВД РФ по г.о. ФИО4 МВД России по Московской области рассмотреть заявление ФИО1 о регистрации его по месту жительства по адресу: <адрес>

Поскольку регистрация гражданина по месту жительства осуществляется уполномоченным органом в соответствии с процедурой, установленной законодательством Российской Федерации, суд приходит к выводу, что суд не вправе подменять данный орган и обязывать его принять конкретное решение по нерассмотренным им вопросам, в связи с чем на данный момент отсутствуют правовые оснований для удовлетворения требований ФИО1 об обязании МП № 3 ОВМ УМВД РФ по г.о. ФИО4 МВД России по Московской области зарегистрировать ФИО1 по месту жительства по адресу: <адрес>. В силу действующих положений Конституции Российской Федерации суд не вправе вторгаться в компетенцию исполнительной власти, подменяя своим решением полномочия органа исполнительной власти.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 180-186 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к МП № 3 Отдела по вопросам миграции, УМВД России по г.о.ФИО4 – удовлетворить частично.

Признать решение № 28/ОВМ-20591 от 18.09.2021 года начальника МП № 3 ОВМ УМВД РФ по г.о. ФИО4 МВД России по Московской области ФИО5 о возвращении без исполнения заявления ФИО1 незаконным.

Обязать МП № 3 ОВМ УМВД РФ по г.о. ФИО4 МВД России по Московской области рассмотреть заявление ФИО1 о регистрации его по месту жительства по адресу: <адрес>

В удовлетворении иных исковых требований ФИО1 – отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Королевский городской суд Московской области в течение в течение месяца с даты принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

С.В. Коновалова

Решение в окончательной форме изготовлено 30.12.2021 года