ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-368/20 от 09.06.2020 Белоярского районного суда (Свердловская область)

Мотивированное решение составлено 24 июня 2020 года

66RS0020-01-2020-000300-45

Дело № 2а-368/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 июня 2020 года пгт. Белоярский

Белоярский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Пархоменко Т.А.,

при секретаре судебного заседания Лялиной М.А.,

с участием административного истца Кирина С.Г., его представителя Швецова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кирина С. Г. к Администрации Белоярского городского округа, Главе Администрации Белоярского городского округа о признании незаконным решения в части организации процедуры по внесению изменений в Правила землепользования и застройки Белоярского городского округа,

установил:

Кирин С.Г. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным отказ Главы Администрации Белоярского городского округа, выраженный в письме от 05 декабря 2019 года, в части организации процедуры по внесению изменений в Правила землепользования и застройки Белоярского городского округа об установлении территориальной зоны применительно к земельному участку с кадастровым номером <номер>- С-2 (специальная зона, связанная с утилизацией) с видом разрешенного использования «специальная деятельность» (пункт 12.2 по классификатору видов разрешенного использования земельных участков); обязать Главу Администрации Белоярского городского округа принять решение о подготовке внесения изменений в Правила землепользования и застройки Белоярского городского округа в части установления территориальной зоны применительно к земельному участку с кадастровым номером <номер> - С-2 (специальная зона, связанная с утилизацией) с видом разрешенного использования «специальная деятельность» (пункт 12.2 по классификатору видов разрешенного использования земельных участков); не позднее 10 дней со дня принятия решения о подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки Белоярского городского округа опубликовать сообщение о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.

В обоснование требований административный истец указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером <номер>, категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, и иного специального назначения; вид разрешенного использования – для иных видов сельскохозяйственного использования.

18 сентября 2019 года Кирин С.Г. обратился с первоначальным заявлением об изменении Правила землепользования и застройки Белоярского городского округа (далее - ПЗЗ) в части установления территориальной зоны С-2 – специальная зона, связанная с утилизацией.

В удовлетворении заявления административным ответчиком было отказано и предложено согласовать такое изменение с уполномоченными органами соседних муниципальных образований (Заречный и Верхнее Дуброво) и представлена копия протокола от 03 октября 2019 года.

Письмом от 06 ноября 2019 года административным истцом было направлено административному ответчику дополнительное обоснование позиции, однако письмом от 05 декабря 2019 года административный ответчик фактически уведомил об отказе в изменении территориальной зоны в связи с отсутствием согласования такого изменения со стороны соседних муниципальных образований (Заречный и Верхнее Дуброво).

Кирин С.Г. считает, что данное решение об отказе является незаконным, нарушающим его права, поскольку имеется очевидное несоответствие ПЗЗ генеральному плану, так вместо территориальной зоны С-2 (специальная зона с утилизацией) установлена территориальная зона СЗУ-РП (сельскохозяйственные угодья с перспективным развитием производства). Кроме того, действующее законодательство не содержит требований по согласованию изменений в ПЗЗ с соседними муниципальными образованиями.

Определением судьи от 12 марта 2020 года, в качестве административного ответчика привлечен Глава Белоярского городского округа Горбов А.А.

Административный истец Кирин С.Г., его представитель Швецов А.В., допущенный к участию в деле на основании устного ходатайства, в судебном заседании требования административного искового заявления поддержали, просили их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Администрации Белоярского городского округа, административный ответчик Глава Белоярского городского округа в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом – электронной почтой, в том числе посредством размещения информации на официальном интернет-сайте Белоярского районного суда Свердловской области. Ходатайств об отложении судебного заседания не поступило.

Поскольку указанные лица, участвующие в деле были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд рассмотрел дело в их отсутствие.

Заслушав административного истца, его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца, а также не соответствие закону или иному нормативному правовому акту.

Согласно части 1 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренным статьями 31 и 32 настоящего кодекса. При этом основаниями для рассмотрения главой администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.

В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки направляются, в том числе физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

Как следует из материалов дела, и установлено в судебном заседании Кирин С.Г. является собственником земельного участка с кадастровым номером <номер>, категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радио вещания, телевидения информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства.

08 сентября 2019 года административный истец обратился в Комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки Белоярского городского округа с заявлением о внесении изменения в ПЗЗ Белоярского городского округа, согласно которому административный истец внес в соответствии с пунктом 5 части 3 стати 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации предложение об изменении ПЗЗ в карту градостроительного зонирования в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <номер>, в зону С-2.

Указанное предложение было рассмотрено Комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки Белоярского городского округа, и согласно протоколу от 03 октября 2020 года предложение Кирина С.Г. отклонено в связи с недостающей информацией, а именно в связи с необходимостью уточнить планируемые к осуществлению на земельном участке виды деятельности с указанием размера санитарно-защитной зоны, поскольку зона С-2 предполагает размещение объектов, предназначенных для складирования, переработки и захоронению ТБО и ЖБО, включая места захоронения трупов животных, и данные объекты являются особо опасными объектами и в соответствии с санитарно-эпидемиологическим классификатором, для них устанавливается нормируемая охранная зона; а также в связи с необходимостью согласовать с городскими округами Заречный и Верхнее Дуброво возможность размещения объекта утилизации и складирования в целях соблюдения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, поскольку испрашиваемый земельный участок находится вблизи с границей указанным муниципальных образований.

06 ноября 2019 года административный истец обратился к Главе Белоярского городского округа с заявлением, в котором просил организовать процедуру по внесению изменений в ПЗЗ Белоярского городского округа в части установления территориальной зоны применительно к земельному участку с кадастровым номером <номер> - С-2 (специальная зона, связанная с утилизацией) с видом разрешенного использования «специальная деятельность» (пункт 12.2 по классификатору видов разрешенного использования земельных участков), приложив к нему выписку из Единого государственного реестра недвижимости, копию распоряжения Правительства Свердловской области от 26 апреля 2019 года № 181-РП и пояснительную записку. В пояснительной записке Кирин С.Г. указал, что на земельном участке планируется проведение работ только по утилизации осадков хозяйственно-бытовых сточных вод с целью производства грунта для выращивания газонной травы (рулонных газонов); размер санитарно-защитной зоны 500 м; захоронения, строительство полигона ТКО на земельном участке не планируется.

Указанное заявление было рассмотрено, на что дан ответ от 06 декабря 2019 года № 0118/7966 об отклонении предложения от 18 сентября 2019 года в части отнесения земельного участка к территориальной зоне С-2, в связи с не представлением информации по вопросу согласования размещения объекта с близлежащими муниципальными образованиями городскими округами Заречный и Верхнее Дуброво. При этом указано, что согласно протоколу рабочей встречи представителей органов местного самоуправления городского округа Заречный, городского округа Верхнее Дуброво, Белоярского городского округа по вопросу планируемой хозяйственной деятельности на земельном участке с кадастровым номером <номер>, Дума Белоярского городского округа выразила несогласие по размещению полигона ТБО, производства антропогенного грунта путем утилизации осадков хозяйственно-бытовых сточных вод, а также производства рулонного газона на территории Белоярского городского округа.

Проанализировав оспариваемое решение от 06 декабря 2019 года, суд приходит к выводу о его незаконности в силу следующего.

В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки направляются, в том числе физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации (часть 4 статьи 33).

Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (часть 5 статьи 33).

Постановлением главы Белоярского городского округа от 30 ноября 2018 года № 2078 утвержден Порядок деятельности Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки Белоярского городского округа (далее - Порядок).

Согласно указанному Порядку Комиссия осуществляет функции, в том числе и по рассмотрению предложений о внесении изменений в ПЗЗ, подготовке и направлению главе Белоярского городского округа заключений, в которых содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившими предложениями изменений в ПЗЗ, или об отклонении таких предложений с указанием причин отклонения (подпункт 2 пункта 3.1).

В силу пункта 5.1 Порядка предложения о внесении изменений в ПЗЗ в Комиссию направляются, в том числе физическими или юридическими лицами в инициативном порядке.

Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменений в Правила рассматривает его и подготавливает заключение, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившими предложениями изменений в Правила или об отклонении таких предложений с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе Белоярского городского округа (пункт 6.3).

Согласно пункту 6.4 указанного Порядка глава Белоярского городского округа с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении Комиссии, в течение тридцати дней принимает одно из двух решений: о подготовке проекта о внесении изменения в ПЗЗ; об отклонении предложения о внесении изменения в ПЗЗ с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.

Таким образом, исходя из анализа вышеуказанных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, Порядка деятельности Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки Белоярского городского округа следует, что функция по рассмотрению предложений физических лиц о внесении изменений в ПЗЗ возложена на Комиссию, которая рассматривает предложение и выносит заключение, на основании которого глава Белоярского городского округа принимает одно из решений.

Нормами действующего законодательства глава Белоярского городского округа не уполномочен на рассмотрение предложений физических лиц без рекомендаций, содержащихся в заключении Комиссии.

Из материалов дела следует, что 03 октября 2019 года Комиссия отклонила предложение Кирина С.Г. с указанием на действия, которые необходимо было выполнить административному истцу при повторном обращении с предложением.

06 ноября 2019 года административным истцом главе Белоярского городского округа направлено заявление об организации процедуры по внесению изменений в ПЗЗ с пояснительной запиской, которое подлежало рассмотрению Комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки Белоярского городского округа.

Таким образом, оспариваемое решение принято неуполномоченным лицом, в связи с чем не может быть признано законным.

Принимая во внимание, что оспариваемое решение не соответствуют требованиям законодательства и нарушает права административного истца, имеются основания для признания такого решения незаконным с возложением на административного ответчика обязанности по устранению допущенного нарушения прав Кирина С.Г. путем повторного рассмотрения заявления административного истца.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования Кирина С. Г. к Администрации Белоярского городского округа, Главе Администрации Белоярского городского округа о признании незаконным отказа в части организации процедуры по внесению изменений в Правила землепользовании и застройки Белоярского городского округа - удовлетворить.

Признать незаконным решение Главы Администрации Белоярского городского округа от 05 декабря 2019 года № 0118/7966 об отказе в части организации процедуры по внесению изменений в Правила землепользовании и застройки Белоярского городского округа.

Возложить на Администрацию Белоярского городского округа обязанность устранить допущенные нарушения прав административного истца Кирина С. Г., путем повторного рассмотрения заявления административного истца.

Об исполнении решения уведомить Кирина С. Г. и Белоярский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Белоярский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья /подпись/ Т.А. Пархоменко