ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-368/2016 от 17.03.2016 Осинского районного суда (Пермский край)

Дело № 2а-368/2016

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

город Оса 17 марта 2016 г.

Осинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Полыгалова В.С.,

при секретаре К.,

с участием административного истца П., представителя административного ответчика МТУ №<адрес>, директора КГАУ «<данные изъяты>», действующей на основании доверенности С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску П. к МТУ №<адрес> об оспаривании отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

у с т а н о в и л:

П. обратился в суд с административным исковым заявлением к МТУ №<адрес> о признании незаконным отказа во включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, протоколом заседания жилищной комиссии по включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от дата г.

В обоснование заявленных административных исковых требований П. указал, что он является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать, Ю. умерла в 1993 году, отец, Н. решением Осинского районного суда <адрес> от дата лишен родительских прав.

После смерти матери его, П. поместили в детский <адрес>, где он находился до 1995 г., а с дата его передали на воспитание в семейный детский дом И. в <адрес>

Администрацией Калинского поселкового совета <адрес> была выдана справка от дата о том, что жилье по адресу: <адрес>, закрепить невозможно, так как дом находится в аварийном состоянии, ремонту не подлежит.

С дата он состоял на учете на жилье по категории «Дети-сироты» в Админситрации <адрес>, номер учетного дела . Однако, протоколом заседания Жилищно-бытовой комиссии при администрации поселения от дата , принято решение о снятии его с жилищного учета на основании, предусмотренном пп.3, 1 ст. 56 ЖК РФ, выезд на место жительства в другое муниципальное образование.

Обратившись в Территориальное управление Министерство социального развития <адрес> по <данные изъяты> и <данные изъяты> муниципальному району <адрес> с заявлением от дата о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на его обращение ответ был отрицательный, так как его место жительства и постоянное пребывание является Осинский муниципальный район, с заявлением о постановке в список необходимо обращаться в Межрайонное территориальное управление Министерства социального развития <адрес>.

дата им было написано заявление о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Межрайонное территориальное управление Министерства социального развития <адрес>, по данному заявлению его поставили на учет согласно уведомлению № б/н от дата г., однако дата позвонили из Межрайонного территориального управления Министерства социального развития <адрес> и пояснили, что произошла ошибка, и из очереди он исключен.

Протоколом заседания жилищной комиссии по включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , от дата ему отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме этого, в протоколе заседания жилищной комиссии по включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от дата имеются явные несоответствия: в листе указано, что «На момент обращения в органы опеки и попечительства МТУ Министерства социального развития <адрес>, М. исполнилось 27 лет, в связи с чем его заявление подлежит отказу во включении в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения, что не соответствует действительности, личные данные заявителя указаны неверно.

Считает, решение комиссии необоснованным и незаконным, подлежащим отмене, так как оно вынесено учета всех обстоятельств по делу.

В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В судебном заседании административный истец на заявленных требованиях настаивал, просил заявление удовлетворить, решение МТУ №<адрес> об отказе во включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отраженное в протоколе заседания жилищной комиссии по включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от дата признать не законным, не обоснованным, восстановить его в нарушенных правах. Также указал, что ранее, а именно дата он состоял на учете на жилье по категории «дети-сироты» в Админситрации Калинского сельского совета <адрес>, его учетному делу был присвоен №25. Жилое помещение, а именно дом, в котором он жил и был зарегистрирован, до моменты признания его сиротой, было признано не годным для проживания, так как является аварийным. В последующем этот дом вообще сгорел, сейчас его нет. Когда мать умерла, а отца лишили родительских прав, он переехал жить в <адрес> в приемную семью, где и был зарегистрирован. Он знал, что ему положено жилое помещение, как ребенку-сироте, периодически интересовался о предоставлении ему этого жилья в Калинском сельском поселении, так как знал, что состоит там на учете в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением в соответствии с законом. Ждал, когда жилье будет предоставлено. Однако после очередного обращения, в мае 2015 г. получил уведомление из администрации Калинского сельского совета о том, что его сняли с указанного учета. После этого обратился в МТУ №<адрес>, там ему в принятии заявления на поставку на учет на получение жилья, как лицу из числа детей сирот отказали, указав, что нужно обратиться в Территориальное управление <адрес> по Чусовскому и Горнозаводскому муниципальным районам. Он обратился в Территориальное управление <адрес> по <данные изъяты> муниципальным районам. Там ему сказали, что у них на учете он как ребенок сирота не состоит, заявление не взяли, сказали обращаться с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в МТУ Минсоцразвития в <адрес>, то есть по места настоящего жительства. В <адрес> он в настоящее время проживает в доме жены. Указанный дом принадлежал ей еще до регистрации их брака. Он обратился с заявлением в МТУ дата г., одновременно обратился с таким же заявлением дата в Территориальное управление <адрес> по <данные изъяты> муниципальным районам. В обоих местах ему было отказано во включении в список детей сирот подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а именно в ответе Территориального управления <адрес> по <данные изъяты> муниципальным районам было указано, что ему нужно обратится в МТУ №5, то есть месту настоящего места жительства, а в ответе МТУ№<адрес>, было указано, что он не может быть поставлен на такой учет, так как к моменту обращения с заявлением ему исполнилось более 23 лет, а именно 28 лет.

Представитель административного ответчика МТ»№<адрес>С. указала, что с заявленными требованиями П. не согласна в полном объеме, представила по поводу своей позиции по делу, письменные возражения. В письменных возражениях представитель административного ответчика указала, что П., дата г.р., является лицом из числа детей-сирот, так как его отец, Н. решением Осинского районного суда от дата лишен родительских прав, мать - умерла в 1993 г.

Постановлением администрации <адрес>от дата П. был передан на воспитание в семейный детский дом Имайкиных, где находился до совершеннолетия.

Согласно справки администрации поселка <адрес> от дата г., за П. не закреплялось жилое помещение по адресу: <адрес>, поскольку дом находился в аварийном состоянии и ремонту не подлежал.

дата Администрацией <адрес>, П. был поставлен на жилищный учет по категории «Дети-сироты».

Согласно п. 3 Постановления Правительства Пермского края № 92-п от 01.03.2013 г. «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> рекомендовано передать учетные дела детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и достигших возраста 14 лет в территориальные органы Министерства социального развития <адрес> в течение 15 рабочих дней со дня вступления в силу настоящего закона. В связи с чем, Администрация <адрес> в 2013 году должна была передать учетное дело П. в территориальное управление Министерства социального развития <адрес> по Чусовскому и Горнозаводскому муниципальным районам, которые непосредственно должны были включить П. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилищного фонда <адрес>. Однако, по неустановленным на сегодняшний день причинам, П. не был включен в данный список в территориальном управлении Министерства социального развития <адрес> по <данные изъяты> муниципальным районам.

дата П. обратился в МТУ Министерства социального развития <адрес> с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилищного фонда <адрес>.

Решением жилищной комиссии МТУ от дата П. не включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилищного фонда <адрес>, так как его возраст на момент обращения достиг 28 лет.

На основании вышеизложенного, считает, что решение жилищной комиссии МТУ от дата является законным. Право П. на обеспечение жилым помещением нарушено не МТУ №5, в связи с чем, в удовлетворении его заявленных требований необходимо отказать.

Свидетель Т. пояснила, что П. является ее мужем. Знает, что он состоял на учете как ребенок сирота, в последующем как лицо из числа детей - сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, в Калинском поселении <адрес>. В несовершеннолетнем возрасте он жил в <адрес>. Потом его мать умерла, отца лишили родительских прав, его отдали в приемную семью в <адрес>. До в <адрес> сгорел. П. знал и говорил ей неоднократно, что он состоит на учете, на очереди, как ребенок сирота для получения жилья в Калинском сельском поселении <адрес>. Он звонил туда, интересовался на счет жилья, ему говорили ждать, он ждал своей очереди. Знает, что ему в декабре 2014 г. звонил специалист Калинского сельского совета и сообщила, что он на очереди в получении жилья третий. Однако в конце апреля 2015 г. из администрации Калинского сельского поселения пришло уведомление, что его, П. сняли с учета на получение жилья. Тогда они обратились в МТУ там заявление у П. не приняли, указав, на необходимость обращения в Территориальное управление <адрес> по Чусовскому и Горнозаводскому муниципальным районам. Они приехали туда, там также сказали, что заявление не примут, на учет детей сирот ставить не будут, так как нужно обращаться по месту жительства, а именно в <адрес>, в МТУ Минсоцразвития по <адрес>. Тогда они снова обратились в МТУ в октябре 2015 г., где заявление от П. приняли. Также сразу Т. написал такое заявление в Территориальное управление <адрес> по <данные изъяты> муниципальным районам, направил туда почтой. Из Чусового пришел ответ с отказом и указанием на необходимость обратиться в МТУ Из МТУ пришел ответ с отказом, со ссылкой на пропуск им возраста в течении которого можно обратиться с таким заявлением, а именно до 23 лет, ему же на момент обращения было 28 лет.

Суд изучив доводы административного искового заявления, представленные с ним письменные доказательства, выслушав административного истца, представителя административного ответчика, свидетеля, полагает, что заявленные административные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 и 2 ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).

Судом установлено, и представителем административного ответчика не оспаривалось, что П. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ранее, а именно дата был признан ребенком, оставшимся без попечения родителей и помещен в семейный детский дом Имайкиных (л.д.13,22,35-37,62-63,74-75,77), в связи с тем, что его мать умерла дата г., а отец был лишен родительских прав на основании решения суда дата

При этом в установленном законом порядке П. был поставлен на учет в качестве ребенка, оставшегося без попечения родителей, нуждающегося в жилом помещении в администрации Калинского сельского поселения <адрес>) дата г., заведено соответствующее учетное дело (л.д.22,63,74-75,77), поскольку какого-либо жилого помещения за ним на праве собственности или социального найма не зарегистрировано, в том числе по месту прежнего места жительства: <адрес> - 3, <адрес> (л.д.76). Не имеется у П. в собственности, по договору социального найма, каких-либо жилых помещений и в настоящее время (л.д.32-34).

П. зарегистрирован по месту жительства в доме жены Т. по адресу: <адрес> (л.д.38-39,70-72,83-84).

Согласно уведомления администрации Калинского сельского поселения <адрес> от дата П. снят с жилищного учета как лицо нуждающееся в жилом помещении в связи с выездом на место жительства в другое муниципальное образование (л.д.78).

Между тем, в соответствии с положениями Постановления <адрес> от дата N 92-п (ред. от 02.03.2015) "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> рекомендовано передать учетные дела детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и достигших возраста 14 лет, в территориальные органы Министерства социального развития <адрес> в течение 15 рабочих дней со дня вступления в силу настоящего Постановления.

Согласно ответа администрации Калинского сельского поселения <адрес> (л.д.63) и ответа Территориального управления <адрес> по Чусовскому и Горнозаводскому муниципальным районам (л.д.74-75), данным по запросу суда, учетное дело П., как ребенка, оставшегося без попечения родителей и нуждающегося в жилом помещении было передано в Территориальное управление <адрес> по <данные изъяты> муниципальным районам в 2013 г.

При этом в ответе начальник Территориального управления <адрес> по Чусовскому и Горнозаводскому муниципальным районам (л.д.74-75) указывает, что П. после передачи учетного дела к ним в 2013 г., не был поставлен на учет в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес>, по причине того, что от него не поступило личного заявления об этом, со ссылкой на необходимость наличия такого заявления в соответствии с положениями Постановления Правительства Пермского края от 01.03.2013 N 92-п (ред. от 02.03.2015) "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Суд обращает внимание, что указанное утверждение является не законным и необоснованным, поскольку таких требований и положений упомянутое Постановление Правительства Пермского края от 01.03.2013 N 92-п, не содержит.

При передаче учетного дела П. из администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> она в Территориальное управление <адрес> по Чусовскому и Горнозаводскому муниципальным районам, П. не зависимо от подачи либо не подачи им, какого-либо заявления об этом, должен был быть поставлен на учет в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес>, поскольку ранее уже был признан ребенком, оставшимся без попечения родителей и нуждающимся в жилом помещении.

На основании указанных установленных по делу обстоятельств, по убеждению суда, П. нельзя расценивать как лицо, впервые обратившееся с заявлением о постановке на учет в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес>, так как ранее он с таким заявлением уже обращался, а именно обратился с ним дата (л.д.77). На тот момент возраст П. составлял 19 лет. При этом на соответствующий учет он был поставлен, заведено учетное дело

В связи с указанными обстоятельствами ссылка административного ответчика, МТУ №<адрес>, на положения ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в оспариваемом протоколе заседания жилищной комиссии от дата и в связи с этим отказ о включении П. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес>, являются не обоснованными.

Суд отмечает также, что согласно положений п.5 Постановления <адрес> от дата N 92-п (ред. от 02.03.2015) "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", законные представители детей-сирот, достигших возраста 14 лет, лица из числа детей-сирот при возникновении обстоятельств, свидетельствующих о невозможности проживания в жилом помещении, имеют право обратиться в органы опеки и попечительства над несовершеннолетними по месту нахождения ранее занимаемых жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты, лица из числа детей-сирот, с письменным заявлением о признании невозможности проживания (далее - заявитель, заявление).

К заявлению прилагаются копии документов, удостоверяющих личность ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот (в случае если заявление подается законным представителем, предоставляется также копия документа, удостоверяющего личность и полномочия законного представителя), а также документы, указанные в пункте 4 настоящего Порядка.

Согласно указанной нормы, заявитель имеет право, но обязан, обращаться с указанным заявлением в органы опеки и попечительства над несовершеннолетними по месту нахождения ранее занимаемых жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты, лица из числа детей-сирот. Следовательно, возможность обращения с таким заявлением в органы опеки и попечительства по фактическому месту жительства такого заявителя, законодателем не ограничена.

Весь пакет необходимых документов П. при подаче заявления дата в МТУ №<адрес> был представлен, указанный факт представителем ответчика не оспаривался.

Таким образом, отказ П. в постановке на учет в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес>, нарушает прав и законные интересы административного истца, связанные с предоставлением ему соответствующих социальных гарантий и льгот, предусмотренных государством, на получение жилья, в том числе на получение его во внеочередном порядке.

При таком положении имеются предусмотренные пп.1 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для признания отказа МТУ №<адрес> от дата в постанове П. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес>, незаконным.

В соответствии с ч.9 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

На основании изложенного, Руководствуясь ст.ст.175-180,227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление П. о признании незаконными действий МТУ №<адрес> по отказу во включении П. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, протоколом заседания жилищной комиссии по включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от дата г., удовлетворить.

Признать отказ во включении П. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденный протоколом заседания жилищной комиссии по включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей МТУ №<адрес>от дата не законными, совершенными в нарушение прав П.

Обязать МТУ №<адрес> устранить допущенные нарушения закону, путем рассмотрения заявления П. о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с приложенными к нему документами в установленном законом порядке, в течении 10 дней с момента вступления указанного решения суда в законную силу.

О принятых мерах по устранению допущенных нарушений и принятому решению сообщить в Осинский районный суд в течении одного месяца со дня вступления данного решения суда в законную силу.

Решение в течение месяца может быть обжаловано в <адрес>вой суд в апелляционном порядке путем подачи жалобы через Осинский районный суд.

Копия верна:

Судья - В.С. Полыгалов