ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-368/2021 от 25.08.2021 Дивногорского городского суда (Красноярский край)

Дело № 2а -/2021

УИД 24RS0-98

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 августа 2021 года <адрес>

Дивногорский городской суд <адрес> в составе:
судьи Боровковой Л.В.,

при секретаре ФИО4,

с участием прокурора - старшего помощника прокурора <адрес>ФИО5,

административного истца ФИО2,

представителя административного ответчика ФИО6, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Дивногорскому городскому Совету депутатов о признании незаконными постановлений,

УСТАНОВИЛ:

Депутаты Дивногорского городского совета депутатов ФИО1, ФИО3, ФИО2 обратились в суд с административным иском к Дивногорскому городскому Совету депутатов о признании недействительными постановлений -П, -П, -П, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ Дивногорским городским Советом депутатов были приняты указанные постановления, а также постановление -П, в соответствии с которым ФИО7 избран председателем Дивногорского городского Совета депутатов и опубликованы к газете «Огни Енисея» ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из постановления -П от ДД.ММ.ГГГГ, оно вступает в законную силу с момента его полписания, а в соответствии с положениями ст.191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после его календарной даты или наступления события, которым определено его начало, в связи с чем, полагают, что в этом случае ФИО7 становится председателем с ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, право подписи у него возникло с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, подписанные им ДД.ММ.ГГГГ постановления являются незаконными.

Кроме того, административные истцы полагают, что постановлением -П от ДД.ММ.ГГГГ нарушены их права, предусмотренные ч.1 ст.40 ФЗ № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст.5 регламента Дивногорского городского Совета депутатов на добровольное членство в постоянных комиссиях, так как решение о составе комиссии было принято принудительно путем голосования.

Административные истцы ФИО1, ФИО3, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились, однако их неявка в силу ч.6 ст.226 КАС РФ не является препятствием для рассмотрения административного дела.

Административный истец ФИО2 в судебном заседании административный иск поддержал по основаниям, аналогичным изложенным в нем.

Представитель административного ответчика ФИО8 в судебном заседании административный иск полагал не подлежащим удовлетворению по основаниям, аналогичным изложенным в отзыве на административное исковое заявление.

Выслушав административного истца ФИО2, представителя административного ответчика ФИО6, заключение прокурора ФИО5, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из представленных материалов следует, что постановлением Дивногорского городского Совета депутатов -П от ДД.ММ.ГГГГ, подписанного председательствующим на заседании до избрания председателя городского Совета депутатов ФИО7, последний был избран председателем Дивногорского городского Совета депутатов, настоящее постановление вступает в законную силу со дня подписания и подлежит опубликованию в газете «Огни Енисея».

Председателем Дивногорского городского Совета депутатов ФИО7ДД.ММ.ГГГГ были подписаны постановления -П «Об избрании заместителем председателя Дивногорского городского Совета депутатов ФИО9», -П «Об утверждении перечня, количественного и персонального состава постоянных комиссий Дивногорского городского Совета депутатов», -П «Об утверждении председателей постоянных комиссий городского Совета депутатов».

Согласно ст.43 ФЗ № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входят: 1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); 2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; 3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

В соответствии с частью 3 статьи 43 Федерального закона решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются представительным органом муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта РФ, уставом муниципального образования. Так, вопросы исключительной компетенции представительного органа муниципального образования в Федеральном законе установлены частью 10 статьи 35.

Право председателя представительного органа муниципального образования издавать постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа закреплено в части 5 статьи 43 Федерального закона. Однако данные постановления и распоряжения относятся не к правовым актам представительного органа муниципального образования (пункт 2 части 1 статьи 43 Федерального закона), а к правовым актам иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 43 Федерального закона).

Виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов должны определяться уставом муниципального образования (пункт 6 части 1 статьи 44 Федерального закона). Приведенная норма распространяется на все муниципальные правовые акты (как нормативные, так и ненормативные), в рамках ее реализации в уставе муниципального образования может быть решен вопрос о порядке принятия ненормативных муниципальных правовых актов (в том числе об их подписании или отклонении).

Согласно ст.25 Устава городского округа <адрес>, принятого местным референдумом от ДД.ММ.ГГГГ, городской Совет депутатов - представительный орган местного самоуправления, обладающий правами представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории городского округа. Организацию деятельности Совета осуществляет председатель городского Совета депутатов, избираемый из его состава. Порядок и организация работы Совета регулируются регламентом, утверждаемым решением Совета.

Согласно ст. 32 Устава городской Совет решает вопросы, отнесенные к его компетенции, на сессиях в порядке, определенном Регламентом Совета. Первая сессия вновь избранного состава городского Совета созывается Главой городского округа не позднее чем в 10-дневный срок со дня объявления результатов выборов при условии избрания не менее 2/3 от установленного числа депутатов городского Совета.

В соответствии со ст.34 городской Совет образует из числа депутатов в качестве постоянных органов Совета постоянные комиссии, осуществляющие свои полномочия в соответствии с настоящим Уставом, Регламентом городского Совета и положением о постоянных комиссиях городского Совета. Перечень постоянных комиссий утверждается решением городского Совета, как правило, на первой сессии вновь избранного Совета на срок его полномочий. В случае необходимости на последующих сессиях городского Совета могут образовываться новые постоянные комиссии, упраздняться и реорганизовываться ранее созданные, а также вноситься изменения в их состав. Количественный и персональный состав постоянных комиссий утверждается городским Советом. Председатель постоянной комиссии утверждается на сессии городского Совета по предложению членов постоянной комиссии.

Согласно ст.50 Устава Совет депутатов по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами <адрес>, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского округа, решение об удалении Главы города в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности Совета депутатов и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами <адрес>, настоящим Уставом. Решения Совета депутатов, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского округа, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Совета депутатов, если иное не установлено Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Решение Совета принимается открытым или тайным голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины депутатов от их общего установленного для Совета количества, если иное не предусмотрено настоящим Уставом или законодательством. Решения по процедурным вопросам принимаются простым большинством голосов присутствующих депутатов. Решения Совета, кроме указанных в пунктах 7, 8 настоящей статьи, вступает в силу после подписания, если иное не указано в решении, и обязательно для исполнения всеми органами и должностными лицами местного самоуправления, юридическими лицами, расположенными на территории городского округа, независимо от их организационно-правовых форм, и гражданами.

В соответствии со ст.4 Регламента Дивногорского городского Совета депутатов, утв. решением городского Совета депутатов от 1 июня 2017 г. N 17-160-ГС, для организации работы городской Совет избирает из своего состава председателя городского Совета, заместителя Председателя городского Совета, образует постоянные комиссии городского Совета и иные органы городского Совета. Количественный состав, в том числе работающих на постоянной основе, депутатов городского Совета и их должности определяются решением городского Совета на основании соответствующих статей Устава города.

В соответствии со ст.5 Регламента городской Совет из числа депутатов на срок своих полномочий создает постоянные комиссии городского Совета для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению городского Совета, в том числе вопросов в части осуществления контроля исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления города полномочий по решению вопросов местного значения. Городской Совет может упразднять, реорганизовывать ранее созданные постоянные комиссии и создавать новые. Количество и наименование постоянных комиссий, их персональный состав, полномочия по вопросам ведения устанавливается постановлением городского Совета. Председатели постоянных комиссий утверждаются на должность и освобождаются от должности городским Советом постановлением городского Совета на основании рекомендации соответствующей постоянной комиссии. Постоянные комиссии ответственны перед городским Советом и ему подотчетны, выполняют поручения городского Совета, Председателя городского Совета и заместителя Председателя городского Совета, принимают участие в рассмотрении обращений граждан и организаций, поступивших в городской Совет. Постоянные комиссии формируются на основе письменных заявлений депутатов. Все депутаты, за исключением Председателя городского Совета, должны входить в состав постоянных комиссий. В составе постоянной комиссии не может быть менее трех депутатов. Депутат может быть членом не более двух постоянных комиссий.

Из статьи 17 Регламента следует, что первая сессия вновь избранного состава городского Совета созывается Главой города не позднее чем в 10-дневный срок со дня объявления результатов выборов при условии избрания не менее 2/3 (14 человек) от установленного числа депутатов городского Совета.Первая сессия открывается Главой города и до избрания Председателя городского Совета ведется старейшим по возрасту из участвующих в заседании депутатов.На первой сессии вновь избранного городского Совета рассматриваются только следующие вопросы: утверждение Регламента городского Совета, избрание Председателя городского Совета и его заместителя, утверждение положения о постоянных комиссиях, формирование постоянных комиссий городского Совета, а также принятие решений по иным организационным вопросам.

Председатель городского Совета избирается из числа его депутатов тайным голосованием простым большинством голосов от установленной численности депутатов городского Совета. Решение об избрании Председателя городского Совета оформляется постановлением городского Совета, подписываемым председательствующим на заседании до избрания Председателя городского Совета. Председатель городского Совета вступает в должность с момента его избрания. С момента избрания на должность возникают трудовые правоотношения, закрепляемые распоряжением Председателя городского Совета о начале исполнения им служебных полномочий (статья 55 Регламента).

В соответствии со ст.35 Регламента решение городского Совета вступает в силу со дня его официального опубликования в официальном печатном издании органов городского самоуправления, если законодательством, Уставом города не установлено иное. Решением городского Совета может быть установлен иной порядок вступления данного решения в силу, не противоречащий законодательству. Постановление городского Совета вступает в силу со дня его принятия, если законодательством, Уставом города не установлено иное. Постановлением городского Совета может быть установлен иной порядок вступления данного постановления в силу, не противоречащий законодательству.

Таким образом, действующим законодательством определен порядок вступления в силу оспариваемых постановлений: с момента их подписания.

В связи с чем, доводы административных истцов о вступлении в силу оспариваемых правовых актов на следующий день после подписания со ссылкой на ст. 191 ГК РФ суд находит несостоятельными в силу изложенного выше.

Кроме того, в силу ч.1 ст.2 ГК РФ гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Таким образом, гражданское законодательство не регулирует отношения по вопросам, указанным в административном иске.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ глава <адрес>ФИО10 в соответствии со ст.17 Регламента созвал первую сессию Дивногорского городского Совета депутатов 6 созыва на ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Дивногорского городского Совета ГС от ДД.ММ.ГГГГ было утверждено Положение о постоянных комиссиях городского Совета согласно приложению, были созданы постоянные комиссии: по экономической политике, бюджету, налогам и собственности; по социальной политике; по городскому хозяйству и градостроительству; по законности, правопорядку, защите прав граждан и информационной политике.

Согласно муниципальным правовым актам количественный состав постоянных комиссий не может быть менее трех депутатов, из числа присутствующих на заседании комиссии 12 депутатов (при этом административные истцы согласно протоколу покинули сессию) истцы большинством голосов были избраны в состав двух комиссий: ФИО2 - в комиссию по экономической политике, бюджету, налогам и собственности, ФИО11 и ФИО1 - в комиссию по городскому хозяйству и градостроительству.

В связи с изложенным, порядок создания постоянных комиссий, установленный муниципальными правовыми актами, был соблюден, право административных истцов на избрание и участие в работе постоянных комиссией не нарушено.

В силу ст. 227 КАС РФ решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (далее в настоящей статье - решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Административными истцами не представлено доказательств нарушения их прав, свобод и законных интересов оспариваемыми постановлениями.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 -180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Согласовано:Судья Боровкова Л.В.