ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-368/2022 от 16.06.2022 Серебряно-прудского районного суда (Московская область)

УИД 50RS0043-01-2022-000476-88

Дело №2а-368/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 июня 2022 года р.п. Серебряные Пруды Московской области

Серебряно-Прудский районный суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Кургузова М.В.,

при секретаре Магомедовой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Антроповой Ольги Витальевны, Беляевой Светланы Александровны, Погудиной Натальи Васильевны, Агеевой Ларисы Викторовны, Митюшиной Александры Александровны, Кашеваровой Оксаны Юрьевны, Кураксиной Жанны Анатольевны, Асеевой Виолетты Геннадьевны, Ушаковой Екатерины Евгеньевны к администрации городского округа Серебряные Пруды Московской области об оспаривании постановления администрации о реорганизации муниципальных учреждений городского округа Серебряные Пруды Московской области в форме присоединения, признании незаконным бездействие администрации по принятию мер по проведению опроса граждан о реорганизации муниципальных учреждений,

УСТАНОВИЛ:

Антропова О.В., Беляева С.А., Погудина Н.В., Агеева Л.В., Митюшина А.А., Кашеварова О.Ю., Кураксина Ж.А., Асеева В.Г., Ушакова Е.Е. обратились в суд с административным иском к администрации городского округа Серебряные Пруды Московской области об оспаривании отказа об оспаривании постановления администрации №522 от 25.04.2022 «О реорганизации муниципальных учреждений городского округа Серебряные Пруды Московской области в форме присоединения», признании незаконным бездействие администрации по принятию мер по проведению опроса граждан о реорганизации муниципальных учреждений.

Требования обоснованы тем, что административные истцы являются родителями детей, обучающихся в МОУ «Глубоковская СОШ», и учителями школы, которое ликвидировано оспариваемым постановлением с нарушением норм гражданского законодательства и закона об образовании, Устава учреждения, в частности, без учета мнения жителей с. Глубокое, с. Узуново, д. Есипово и д. Беляево, предполагая, что здание школы будет закрыто, ученики и учителя будут вынуждены ездить в другой населенный пункт.

В судебном заседании административные истцы Беляева С.А., Асеева В.Г., Ушакова Е.Е., Агеева Л.В., а также их представитель доверенности адвокат Крат В.Д. административный иск поддержали в полном объеме.

Представители административного ответчика - администрации городского округа Серебряные Пруды Московской области по доверенности Мальцев К.А. и Курбанова С.Г. иск не признали, по основаниям изложенном в возражениях, посчитав процедуру полностью законной, а доводы иска необоснованными. Просили в удовлетворении административного иска отказать.

Заслушав объяснения сторон и их представителей, исследовав материалы дела, суд находит административный иск не подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из указанной нормы права следует, что для удовлетворения заявленных требований и признания действий и бездействия необходима не только их противоправность, но и нарушение ими прав, свобод и законных интересов заявителя, а также обязанность административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

Как следует из материалов дела, административные истцы являются жителями с. Глубокое, а также родителями несовершеннолетних детей, которые обучаются в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Глубоковская СОШ», в настоящее время обучаются в муниципальном общеобразовательном учреждении «Узуновская СОШ».

Истцы Беляева С.А., Погудина Н.В., Агеева Л.В., Асеева В.Г. являются учителями (преподавателями) в МОУ «Глубоковская ООШ».

Узнав о реорганизации муниципальных учреждений г.о. Серебряные Пруды Московской области, в части МОУ «Глубоковская ООШ» истцы обратились в суд с рассматриваемым административным иском, считая свои права указанным решением нарушенными, а саму процедуру проведенной с нарушением Закона об образовании.

В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» принятие органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания. В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения.

В соответствии с ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон №273-ФЗ), реорганизация образовательной организации производится в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании.

Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения (ч. 11 ст. 22 Закона №273-ФЗ).

Согласно с ч. 14 ст. 22 Закона №273-ФЗ порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением администрации г.о. Серебряные Пруды Московской области от 06.07.2020 №760, утверждено Положение о комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципального образовательного учреждения г.о. Серебряные Пруды Московской области и подготовки ею заключений, о создании комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципального образовательного учреждения г.о. Серебряные Пруды Московской области и подготовки ею заключений.

Согласно предоставленных административным ответчиком материалам, предложение – заявление о реорганизации МОУ «Глубоковская СОШ» в форме присоединения к МОУ «Узуновская СОШ» поступило председателю Комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципального образовательного учреждения г.о. Серебряные Пруды Московской области от 18.04.2022 от Главы городского округа Павлихина О.В.

К заявлению приобщен пакет документов, обосновывающий необходимость реорганизации и экономическое обоснование.

22.04.2022 Комиссией дано Заключение о целесообразности реорганизации МОУ «Узуновская СОШ», МБОУ «Глубоковская ООШ» в форме присоединения МБОУ «Глубоковская ООШ» к МОУ «Узуновская СОШ».

Заключением комиссии сделан вывод о том, что принятое решение не окажет отрицательного влияния на обеспечение образования, развития, отдыха и оздоровления детей.

25.04.2022 было вынесено оспариваемое Постановление администрации г.о. Серебряные Пруды Московской области от 25.04.2022 №522 «О реорганизации муниципальных учреждений г.о. Серебряные Пруды Московской области в форме присоединения», реорганизовано муниципальное общеобразовательное учреждение «Узуновская средняя общеобразовательная школа» (МОУ «Узуновская СОШ»), муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Глубоковская основная общеобразовательная школа» (МБОУ «Глубоковская ООШ») в форме присоединения МБОУ «Глубоковская ООШ» к МОУ «Узуновская СОШ».

Муниципальному учреждению, созданному в процессе реорганизации, установлено наименование МОУ «Узуновская СОШ». Сохранены основные цели деятельности реорганизуемых МБОУ «Глубоковская ООШ» и МОУ «Узуновская СОШ».

Указанное постановление опубликовано в печатном средстве массовой информации «Межмуниципальный Вестник» от 27.05.2022 №10 и в официальном сетевом издании Новости Подмосковья и Московской области, а также на официальном сайте администрации г.о. Серебряные Пруды Московской области.

29.04.2022 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица путем реорганизации в форме присоединения МБОУ «Глубоковская ООШ» к МОУ «Узуновская СОШ».

Таким образом, суд считает, что административный ответчик, при принятии оспариваемого решения руководствовался ст. 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ч. 1 ст. 60.1 ГК РФ, Порядком проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательных учреждений, в связи с чем, приходит к выводу, что процедура порядка принятия оспариваемого Постановления администрации от 25.04.2022 №522 соблюдена, т.е. нарушения прав и законных интересов административных истцов не допущено.

При этом, суд отмечает, что цели и задачи деятельности создаваемого муниципального общеобразовательного учреждения, где обучались дети сохранены, МОУ «Узуновская СОШ» находится по тому же адресу и обучающиеся дети географически никуда не переводились, здание где обучались дети и работают учителя-истцы из МБОУ «Глубоковская ООШ» также сохраняется.

Совокупность условий, предусмотренных ст. 227 КАС РФ для удовлетворения административного иска отсутствует.

Какие-либо доказательства нарушенных прав административными истцами суду представлены не были, несмотря на то, что в силу ст. 62 КАС РФ бремя доказывания нарушенных прав в данном случае возлагается на заявителей.

Кроме того, судом установлено, что административные истцы, как родители учеников образовательного учреждения, так и учителя, не отнесены законом к числу лиц, наделенных правом оспаривания принятого администрацией решения о реорганизации.

В силу п. 1 ст. 57 ГК РФ, реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом. Ограничения реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом.

Пунктом 3 названной нормы права установлено, что в случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций субъектов Российской Федерации, осуществление функций и полномочий учредителей образовательных организаций субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 12 ст. 22 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения.

В соответствии с Законом московской области от 26.10.2015 №179/2015-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Серебряно-Прудского муниципального района, на территории городского округа Серебряные Пруды отсутствуют какие-либо муниципальные образования, кроме указанного городского округа.

Согласно Закону Московской области от 16.12.2015 №229/2015-ОЗ «О границе городского округа Серебряные Пруды» следующие населенные пункты – с. Глубокое, с. Узуново, д. Есипово, д. Беляево находятся в границах городского округа Серебряные Пруды Московской области.

Таким образом, в рассматриваемом случае мнение родителей учащихся, либо жителей населенных пунктов, где находятся муниципальные образовательные учреждения, не должно было учитываться, поскольку решался вопрос о реорганизации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной на территории городского округа, а не в сельском поселении.

Одновременно с административным иском заявители ходатайствовали разрешить вопрос о применении мер предварительной защиты в виде приостановления действия оспариваемого постановления.

Разрешая данное ходатайство суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 85 КАС РФ по заявлению о применении мер предварительной защиты административного истца или лица, обратившегося в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц, суд может принять меры предварительной защиты по административному иску, в том числе в случае приостановления производства по административному делу в целях урегулирования спора, если:

1) до принятия судом решения по административному делу или примирения сторон существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление;

2) защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.

Суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, принять иные меры предварительной защиты по административному иску в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если настоящим Кодексом не предусмотрен запрет на принятие мер предварительной защиты по определенным категориям административных дел (часть 2).

Между тем, частью 3 ст. 85 КАС РФ установлено, что к мерам предварительной защиты по административному иску не относится приостановление органом или должностным лицом, обладающими властными полномочиями, действия принятых ими нормативных правовых актов или решений, а также приостановление совершения оспариваемых действий (часть 3).

Таким образом, ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску в виде приостановления действия оспариваемого постановления подлежит отказу.

Более того, заявителями не подтверждено, что существует явная опасность нарушения их прав, свобод и законных интересов, и их защита будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 226-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Антроповой Ольги Витальевны, Беляевой Светланы Александровны, Погудиной Натальи Васильевны, Агеевой Ларисы Викторовны, Митюшиной Александры Александровны, Кашеваровой Оксаны Юрьевны, Кураксиной Жанны Анатольевны, Асеевой Виолетты Геннадьевны, Ушаковой Екатерины Евгеньевны к администрации городского округа Серебряные Пруды Московской области об оспаривании постановления администрации о реорганизации муниципальных учреждений городского округа Серебряные Пруды Московской области в форме присоединения, признании незаконным бездействие администрации по принятию мер по проведению опроса граждан о реорганизации муниципальных учреждений отказать.

В удовлетворении заявления о применении мер предварительной защиты по административному иску отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Московский областной суд путем подачи жалобы в Серебряно-Прудский районный суд Московской области.

Председательствующий М.В. Кургузов

Решение в окончательной форме принято 23.06.2022.