ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-368/2022 от 21.02.2022 Судакского городского суда (Республика Крым)

Производство №2а-368/2022

УИД 91RS0021-01-2022-000250-34

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 февраля 2022 года г. Судак

Судакский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи – Иванова М.Г.,

при секретаре – Игнатюк А.С.,

с участием:

помощника прокурора г. Судака – Ломач Я.С.

представителя административного ответчика – ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора г. Судака Республики Крым Чиркова А.А. к администрации г. Судака Республики Крым о признании незаконным бездействия, выразившегося в непроведении инвентаризации зеленых насаждений, об обязании устранить допущенные нарушения,-

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора г. Судака младший советник юстиции Чирков А.А. обратился в суд с административным иском в порядке ст. 39 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Судака Республики Крым о признании незаконным бездействия администрации г. Судака, выразившегося в непроведении инвентаризации зеленых насаждений; об обязании администрации г. Судака в течении 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства путем проведения долгосрочной оценки качественных и количественных параметров состояния зеленых насаждений на территории муниципального образования городской округ Судак, заведения паспортов объектов зеленых насаждений и реестра зеленых насаждений на бумажном и электронном носителе.

Административные исковые требования мотивированы тем, что в нарушение требований законодательства администрацией г. Судака инвентаризация зеленых насаждений не проводилась, паспорта объектов зеленых насаждений не оформлялись, реестр зеленых насаждений в установленном порядке на бумажном и электронном носителе не ведется. Отсутствие учета зеленых насаждений, их систематического обследования приводит к возможности незаконного без разрешительных документов сноса зеленых насаждений удовлетворительного состояния, не позволяет надлежащим образом осуществлять содержание и охрану зеленых насаждений, обеспечивать своевременное выявление аварийно-опасных и сухостойных деревьев, принимать обоснованные решения об их вырубке, что послужило основанием для обращения прокурора в суд с настоящим административным иском.

В судебном заседании помощник прокурора г. Судака Ломач Я.С. административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика – администрации города Судака Республики Крым ФИО1 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административного иска.

В соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, поскольку их явка не признана судом обязательной.

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив представленные письменные доказательства по делу, всесторонне и полно исследовав все фактические обстоятельства дела, на которых обосновываются требования, объективно оценив доказательства, имеющие юридическое значение для рассмотрения дела по существу, приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

С целью реализации конституционного права статья 218 КАС РФ устанавливает порядок подачи заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено право каждого на благоприятную окружающую среду. Сохранение зеленых насаждений является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

Статьей 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) к объектам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, среди прочего, отнесены леса и иная растительность.

По смыслу приказа Госстроя РФ от 15.12.1999 N 153 "Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации" и разработанных на их основе методических рекомендаций, инвентаризация зеленых насаждений проводится в целях установления границ озелененной, природной территории и их документального закрепления; получения достоверных данных по количеству зеленых насаждений, их состоянию, эксплуатации и финансирования, отнесения их к соответствующей категории земель, охранному статусу и режиму содержания; регламентирования работ по содержанию зеленых насаждений.

Организация охраны окружающей среды в границах городского округа в соответствии с частью 2 статьи 7 Закона N 7-ФЗ отнесена к вопросам местного значения.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 14, частью 3 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения также отнесена организация благоустройства территории поселения в соответствии с правилами благоустройства.

Согласно части 1 статьи 34, части 1 статьи 37 Закона N 131-ФЗ, исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, ответственным лицом за организацию охраны окружающей среды и организацию благоустройства территории в границах муниципального образования городской округ Судак лежит на его исполнительно-распорядительном органе - администрации г. Судака.

08 августа 2017 года постановлением администрации г. Судака №928 утвержден Порядок инвентаризации зеленых насаждений, произрастающих на территории муниципального образования городской округ Судак, которым установлено, что инвентаризация всех зеленых насаждений на территории муниципального образования городской округ Судак проводится не реже одного раза в 5 лет, за исключением лесов, расположенных в границах населенных пунктов городского округа Судак, зеленых насаждений, расположенных на дачных, приусадебных участках и других земельных участках, находящихся в собственности физических и юридических лиц, а также зеленых насаждений, расположенных на особо охраняемых природных территориях регионального значения.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, на территории муниципального образования городской округ Судак инвентаризация зеленых насаждений и оценка ситуации на территории муниципального образования не проводится, не ведется порядок проведения осмотров с указанием сроков их проведения осмотров, работа по изменениям в озелененных территориях в муниципальном образовании, не ведется. Также на территории муниципального образования разработка своевременных мер по защите и восстановлению озелененных территорий не проводилась. В частности реестр зеленых насаждений, относящихся к муниципальному имуществу в установленном порядке на бумажном и электронном носителе не ведется, сведения о зеленых насаждениях в паспорта объектов зеленых насаждений не вносится, полная инвентаризация зеленых насаждений не проведена, выявление и идентификация причин ухудшения состояния зеленого фонда не производится, разработка программных мероприятий направленных на устранение последствий воздействия на зеленые насаждения негативных причин и устранения самих причин, а также мероприятий по повышению уровня благоустройства не проводятся.

Вопрос о выделении денежных средств на проведение инвентаризации зеленого фонда администрацией г. Судака в настоящее время не рассматривается.

При этом отсутствие данных инвентаризации влечет невозможность надлежащего исполнения органом местного самоуправления возложенных законом обязанностей в сфере охраны окружающей природной среды, и невозможность привлечения лиц, совершивших незаконную вырубку насаждений к установленной законом ответственности в отсутствие порубочных остатков.

Таким образом, исчерпывающих мер во вверенной законом сфере полномочий администрацией не принято. Деятельность муниципального учреждения на цели инвентаризации зеленых насаждений не профинансирована.

Доводы административного ответчика о том, что пятилетний срок, установленный Порядком №928 от 08 августа 2017 года, для инвентаризации зеленых насаждений не истек, суд не принимает во внимание, поскольку оно основано на неверном толковании норм права, доказательств проведения инвентаризации до 08 августа 2017 года суду не представлено и материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах, поскольку бездействие администрации города Судака, выраженное в не осуществлении инвентаризации зеленых насаждений, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц и ведет к незаконной и безнаказанной вырубке зеленых насаждений, причинению вреда охраняемым законом объектам растительного мира, в связи с чем суд считает необходимым признать незаконным бездействие администрации г. Судака.

Суд, исходя из допущенного бездействия администрации г. Судака Республики Крым, считает, что 12-месячный срок для устранения административным ответчиком допущенных нарушений является разумным и достаточным для принятия исчерпывающих мер по инвентаризации зеленых насаждений.

В целях исполнимости решения суда суд считает необходимым обязать администрацию г. Судака устранить допущенное нарушение путем проведения инвентаризации зеленых насаждений без указания конкретных мероприятий по данному вопросу.

Исходя из установленных обстоятельств дела, основываясь на исследованных в судебном заседании доказательствах с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности в совокупности, оценив все представленные суду доказательства всесторонне, полно и объективно, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административных исковых требований прокурора в полном объеме.

Также суд считает необходимым взыскать с административного ответчика в пользу административного истца понесенные им по делу судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины за обращение в суд в размере 300,0 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 180, 227 КАС РФ, суд, -

РЕШИЛ:

Административные исковые требования и.о. прокурора г. Судака Республики Крым Чиркова А.А. к администрации г. Судака Республики Крым о признании незаконным бездействия, выразившегося в непроведении инвентаризации зеленых насаждений, об обязании устранить допущенные нарушения – удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации г. Судака Республики Крым, выразившееся в непроведении инвентаризации зеленых насаждений на территории муниципального образования городской округ Судак Республики Крым.

Обязать администрацию г. Судака Республики Крым устранить допущенные нарушения путем проведения инвентаризации зеленых насаждений на территории муниципального образования городской округ Судак Республики Крым в течении 12 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.

В остальной части административные исковые требования и.о. прокурора г. Судака Республики Крым Чиркова А.А. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Судакский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Составление мотивированного решения суда отложено на срок не более чем десять дней со дня окончания разбирательства дела.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Судакский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме составлено 22 февраля 2022 года.

Председательствующий – судья М.Г. Иванов