ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3692/2023250029-01-2023-004208-72 от 24.07.2023 Уссурийского районного суда (Приморский край)

Дело №2а-3692/2023 25RS0029-01-2023-004208-72

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 июля 2023 года г. Уссурийск

Уссурийский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Рогалева Е.В., при секретаре Высоцкой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Уссурийского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Уссурийского городского округа о признании незаконным бездействия Администрации Уссурийского городского округа, выразившегося в непринятии мер к ограничению несанкционированного доступа к аварийному зданию жилого XXXX в г. Уссурийске Приморского края, в нарушении сроков сноса аварийного жилого дома по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, XXXX о возложении обязанности осуществить снос аварийного жилого дома по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, XXXX,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд к административному ответчику с административным иском о признании незаконным бездействия Администрации Уссурийского городского округа, выразившегося в непринятии мер к ограничению несанкционированного доступа к аварийному зданию жилого дома XXXX в г. Уссурийске Приморского края, в нарушении сроков сноса аварийного жилого дома по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, XXXX о возложении обязанности осуществить снос аварийного жилого дома по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, XXXX, мотивируя свои требования следующим.

Уссурийской городской прокуратурой проведена проверка по поручению прокуратуры Приморского края о нарушении муниципального контроля, правил благоустройства территории Уссурийского городского округа и иным вопросам.

Постановлением администрации Уссурийского городского округа от ДД.ММ.ГГXXXX «О признании многоквартирного жилого дома XXXX в г. Уссурийске аварийным и подлежащим сносу» дом XXXX в г. Уссурийске (далее — МКД) признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации Уссурийского городского округа от ДД.ММ.ГГXXXX «О внесении изменений в постановление администрации Уссурийского городского округа от ДД.ММ.ГГXXXX «О признание многоквартирного жилого дома XXXX в городе Уссурийске аварийным и подлежащим сносу» изменен срок расселения вышеуказанного многоквартирного дома с ДД.ММ.ГГ на ДД.ММ.ГГ.

Постановлением администрации Приморского края от 09.04.2019 № 217-па «Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Приморском крае» на 2019-2025 годы» утверждена программа переселения граждан из аварийного жилищного фонда на уровне субъекта Российской Федерации, постановлением администрации Уссурийского городского округа от ДД.ММ.ГГXXXX-НПА принята муниципальная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Уссурийском городском округе» на 2019-2025 (далее - Программа). В Программу включен вышеуказанный МКД. В соответствии с информацией администрации Уссурийского городского округа МКД состоит из 17 помещений, из них: 16 помещений находятся в муниципальной собственности и 1 помещение находится в частной собственности. Согласно акту экспертизы ООО «Приморский экспертно-правовой центр» от ДД.ММ.ГГXXXX У об определении технического состояния несущих конструктивных элементов и процент физического износа жилого дома № XXXX в г. Уссурийске Приморского края», на момент проведения экспертизы составлял 78 %. При этом указанным актом установлено, что существующие повреждения несущих конструкций жилого дома XXXX в г. Уссурийске свидетельствуют о непригодности конструкций к эксплуатации и об опасности их обрушения, об опасности пребывания людей в зоне указанного здания, а также, что требуются неотложные мероприятия по предотвращению возможных аварий.

Однако администрацией Уссурийского городского округа снос дома XXXX в г. Уссурийске до настоящего времени не осуществлен, при этом продлевался на срок в 5 лет, что явилось причиной несчастного случая, произошедшего с несовершеннолетним ребенком, находившимся в зоне указанного здания, повлекшим ему причинение тяжкого вреда здоровью и угрозы жизни. Кроме того, проверкой установлено, что указанное аварийное здание не ограждено, имеется свободный доступ внутрь, внутри здания имеется строительный и иной бытовой мусор в большом количестве. Выявленное бездействие администрации Уссурийского городского округа, выразившееся в непринятии мер к ограничению несанкционированного доступа в аварийное здание, а также к сносу в установленные правовым актом сроки, повлекли причинение тяжкого вреда здоровью несовершеннолетнего ребенка и угрозы его жизни.

Прокурор ФИО4 в судебном заседании на требованиях административного иска настаивал по указанным выше основаниям.

Представитель административного ответчика ФИО5 не согласился с иском по следующим основаниям. В многоквартирном доме по XXXX значилось 17 жилых помещений из которых, 5 - жилых помещений находились в собственности граждан. Постановлением администрации Уссурийского городского округа от ДД.ММ.ГГ «О признании многоквартирного дома XXXX в городе Уссурийске аварийным и подлежащим сносу», многоквартирный жилой дом XXXX в г. Уссурийске (далее - МКД XXXX) признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации Уссурийского городского округа от ДД.ММ.ГГXXXX «О внесении изменений в постановление администрации Уссурийского городского округа от ДД.ММ.ГГ «О признании многоквартирного дома XXXX в городе Уссурийске аварийным и подлежащим сносу», был изменен срок расселения с «до ДД.ММ.ГГ» на «до ДД.ММ.ГГ».

Договор мены с ФИО6, ФИО7, ФИО6 заключен ДД.ММ.ГГ, договор меня заключен с ФИО8 18.11. 2021 г., договор мены заключен с ФИО9ДД.ММ.ГГ, договор мены заключен с ФИО10ДД.ММ.ГГ, договор мены заключен с ФИО11ДД.ММ.ГГ. Остальные жильцы вышеуказанного дома были расселены до ДД.ММ.ГГ, за исключением жилого помещения XXXX, принадлежащее на праве собственности ФИО1, ФИО2. Так как администрацией Уссурийского городского округа с вышеуказанными гражданами не было достигнуто соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, дело рассматривается в судебном порядке (2-1155/2023).Таким образом, администрация УГО является не единственным собственником, на которого возлагаются указанные обязанности, по обеспечения ограничения доступа в жилые помещения. ДД.ММ.ГГ администрацией УГО были направлены запросы по коммерческим предложениям на разработку проектно- сметной документации на снос объектов капитального строительства в том числе МКД по XXXX.

ДД.ММ.ГГ. г. был заключен договор на выполнение работ по разработке проекта по сносу указанного МКД, срок выполнения работ 45 дней.

Кроме того, в целях принятия мер по безопасности и несанкционированного использования коммунальных услуг, ДД.ММ.ГГ администрацией Уссурийского городского округа направлены письма об отключении вышеуказанного дома от коммунальных услуг. ДД.ММ.ГГ администрацией Уссурийского городского округа заключен договор подряда на выполнение работ по сносу объекта капитального строительства МКД XXXX.

По состоянию ДД.ММ.ГГ выполнен демонтаж (разборка) здания методом обрушения объекта капитального строительства МКД XXXX. Мероприятия по вывозу и утилизации отходов строительного производства будут осуществлены сроком до ДД.ММ.ГГ. С учетом вышеизложенного администрацией УГО были приняты последовательные меры по расселению жильцов из аварийного жилья. Кроме того, администрация УГО - это исполнительно - распорядительный орган местного самоуправления, который не является исполнителем работ и услуг. В своей деятельности руководствуется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и другими нормативно - правовыми актами регламентирующими деятельность органа местного самоуправления.

В силу статьи 54. Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются за счет средств местного бюджета.

Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются за счет средств местного бюджета. Таким образом, администрация может выполнять какие- либо виды работ только лишь в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" целями закупок является достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документам стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами.

Согласно, бюджетного законодательства и устоявшейся судебной практики администрация УГО может выходить на аукцион для заключения закупки лишь при наличии доведенных лимитов.

После доведения лимитов в соответствии ч. 2 ст. 72 БК РФ Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.

Кроме того, установленный срок в ФЗ № 44 от 05.04.2013 является строго обязательным, норма устанавливающая сроки является императивной, то есть содержит предписание, обязательное для исполнения независимо от воли участников гражданских правоотношений.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, полагает административный иск подлежащим удовлетворению частично, по следующим основаниям.

Согласно пунктам 3, 6, 10, 11, 24 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относится, в числе прочего, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; обеспечение первичных мер.

В соответствии с положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (часть 1).

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Таким образом, администрация Уссурийского городского округа и собственники жилых помещений МКД несут в равном соотношении ответственность за ненадлежащее санитарное состояние жилых помещений и общего имущества.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 30.12.2009 № 3 84-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее также - строительство) и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.

В соответствии со ст. 35 Федерального закона от 30.12.2009 № 3 84-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.

Согласно ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 № 3 84-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

В соответствии с абзацем 2 пункта 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом; для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Как следует из материалов дела, постановлением администрации Уссурийского городского округа от ДД.ММ.ГГXXXX «О признании многоквартирного жилого дома XXXX в г. Уссурийске аварийным и подлежащим сносу» дом XXXX в г. Уссурийске (далее — МКД) признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации Уссурийского городского округа от ДД.ММ.ГГXXXX «О внесении изменений в постановление администрации Уссурийского городского округа от ДД.ММ.ГГXXXX «О признание многоквартирного жилого дома XXXX в городе Уссурийске аварийным и подлежащим сносу» изменен срок расселения вышеуказанного многоквартирного дома с ДД.ММ.ГГ на ДД.ММ.ГГ.

Постановлением администрации Приморского края от 09.04.2019 № 217-па «Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Приморском крае» на 2019-2025 годы» утверждена программа переселения граждан из аварийного жилищного фонда на уровне субъекта Российской Федерации, постановлением администрации Уссурийского городского округа от 16.10.2019 № 2442-НПА принята муниципальная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Уссурийском городском округе» на 2019-2025 (далее - Программа). В Программу включен вышеуказанный МКД.

Расселение жильцов указанного дома произведено в декабре 2022 года, в апреле 2023 года дом отключен от коммунальных услуг, ДД.ММ.ГГ произошел несчастный случай с причинением тяжкого вреда здоровью ребенка, находившегося вблизи аварийного дома, ДД.ММ.ГГ дом снесен, строительный мусор убран не полностью и огражден в целях безопасности.

Учитывая, названные законоположения и установленные обстоятельства, суд полагает, требования административного искового заявления о признании бездействия Администрации Уссурийского городского округа, выразившегося в непринятии мер к ограничению несанкционированного доступа к аварийному зданию жилого дома XXXX в г. Уссурийске Приморского края – незаконным, поскольку, ответчиком не были соблюдены требования статьи 37 Федерального закона от 30.12.2009 № 3 84-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» обязывающие при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственника здания или сооружения принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

Требования административного искового заявления о признании бездействия Администрации Уссурийского городского округа, выразившегося в нарушении сроков сноса аварийного жилого дома по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, XXXX не подлежат удовлетворению, поскольку, законом и актами ответчика не предусматриваются сроки сноса аварийного жилого дома.

Требования административного искового заявления о возложении обязанности по осуществлению сноса указанного дома не подлежат удовлетворению, поскольку, дом снесен.

Другие обстоятельства по делу не имеют юридического значения, поскольку, их наличие не освобождало ответчика от исполнения требований закона.

По изложенному, руководствуясь статьями 175-180, 218-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать бездействие Администрации Уссурийского городского округа, выразившееся в непринятии мер к ограничению несанкционированного доступа к аварийному зданию жилого дома XXXX в г. Уссурийске Приморского края – незаконным.

В удовлетворении административного искового заявления Уссурийского городского прокурора о признании незаконным бездействия Администрации Уссурийского городского округа, выразившегося в нарушении сроков сноса аварийного жилого дома по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, XXXX о возложении обязанности осуществить снос указанного дома – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Уссурийский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Рогалев Е.В.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 24.07.2023 года