Дело № 2а-3698/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Пермь ДД.ММ.ГГГГ
Индустриальный районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Ветлужских Е.А.,
при секретаре Рыковой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Правительства Пермского края к судебному приставу – исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю ФИО1, УФССП России по Пермскому краю о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора и об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
у с т а н о в и л :
Правительство Пермского края обратилось в суд с административным иском к судебному приставу – исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю ФИО1, УФССП России по Пермскому краю о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора и об освобождении от взыскания исполнительского сбора. В обоснование иска указав, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Правительства Пермского края поступило постановление судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора с должника Правительства Пермского края в размере 50 000,00 руб. по делу гр. АДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного Отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю возбуждено исполнительное производство №-ИП на основании исполнительного листа № № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Кунгурским районным судом Пермского края. Предметом исполнения является - обязать Правительство Пермского края предоставить гр. А благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м., на территории г. Кунгура Пермского края. ДД.ММ.ГГГГ Правительством получено вышеуказанное постановление о возбуждении исполнительного производства, что подтверждается штемпелем Правительства на постановлении. ДД.ММ.ГГГГ Правительство Пермского края проинформировало судебного пристава-исполнителя о невозможности исполнения решение суда ввиду отсутствия сформированного специализированного жилищного фонда Пермского края. Свободных жилых помещений для предоставлении и заключения договора на территории г. Кунгура с гр. А не имеется. Просили приостановить исполнительное производство. Исходя из вышеизложенного, Правительством Пермского края были предприняты меры для уведомления пристава о невозможности исполнения решения суда в пятидневный срок. Более того, с ДД.ММ.ГГГГ. гр. А находится на срочной службе в рядах Российской Армии по призыву. С ДД.ММ.ГГГГ Правительство Пермского края не могло заключить договор специализированного жилого помещения ввиду отсутствия гр. А в Пермском крае. Порядком предоставления детям-сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№-п, определено право гражданина, на осмотр предложенного жилого помещения, и предоставление осмотренного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Предоставление жилого помещения производится по получении письменного согласия гражданина на предоставление, и предусматривает, что в случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границах соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в других муниципальных образованиях Пермского края. Таким образом, для заключения договора найма специализированного жилого помещения гр. А необходимо дать согласие на предоставление ему жилого помещения, которое подписывается после осмотра конкретной квартиры, находящейся в специализированном жилищном фонде Пермского края. Частью 1 статьи 8 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей предусмотрено, что жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предоставляются после окончания прохождения военной службы по призыву. Жилое помещение гр. А будет предоставлено в соответствии с порядком предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края после возвращения со службы. Таким образом, в силу обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда в пятидневный срок, ввиду длительной процедуры формирований специализированного жилищного фонда в связи с конкурсными процедурами в соответствии с № 44-ФЗ и строительством объектов, а также ввиду отсутствия фактической возможности заключения договора найма с гр. А считает, что вина Правительства Пермского края в неисполнении решения суда отсутствует. Считает, что в данном случае Правительством были представлены доказательства осуществления конкретных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке в течение срока на добровольное исполнение. На основании изложенного, Правительство просит признать незаконным постановление о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП, освободить Правительство Пермского края от взыскания исполнительского сбора.
Представитель административного истца по доверенности ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, заявленные требования и письменные пояснения поддерживает.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, с заявленными требования не согласна по доводам, изложенным в письменном возражении.
Представитель административного ответчика УФССП по Пермскому краю по доверенности ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, в удовлетворении заявленных требований Правительству Пермского края просит отказать в полном объеме по доводам, изложенным в письменном возражении.
Исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства №-ИП, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ч. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Таким образом, должник при неисполнении в срок, установленный для добровольного исполнения решения суда, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, предпринял все меры для надлежащего исполнения обязательства. Обязанность доказывания указанных обстоятельств в силу закона возложена на должника.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного Отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю ФИО4 возбуждено исполнительное производство №-ИП на основании исполнительного листа № № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Кунгурским районным судом Пермского края. Предметом исполнения является - обязать Правительство Пермского края предоставить гр. А благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м., на территории г. Кунгура Пермского края.В пункте 2 постановления истцу установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Указанный срок соответствует положениям части 12 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, которой установлено, что срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. Вышеуказанное постановление о возбуждении исполнительного производства вручено должнику - Правительству Пермского края ДД.ММ.ГГГГ. Должником в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, требования исполнительного документа не выполнены. ДД.ММ.ГГГГ Правительство Пермского края проинформировало судебного пристава-исполнителя о невозможности исполнения решение суда ввиду отсутствия сформированного специализированного жилищного фонда Пермского края. Свободных жилых помещений для предоставления и заключения договора на территории г. Кунгура с гр. А не имеется. Просили приостановить исполнительное производство.ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю ФИО1 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП в размере 50 000 рублей.В соответствии с ч. 1, 2, 3 и 7 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 года N 229-ФЗ, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Довод истца на то обстоятельство, что исполнение решения суда в течение установленного срока невозможно вследствие отсутствия необходимого жилого фонда, суд признает несостоятельной. В силу приведенных выше норм, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых средств, не является чрезвычайными и непредотвратимыми обстоятельствами для добровольного исполнения исполнительного документа. Доказательства отсутствия у должника жилого фонда, необходимого для исполнения судебных решений в установленный срок, должником суду не представлены, равно как не были они представлены и судебному приставу-исполнителю. Также следует отметить, что именно административный истец является автором Порядка формирования специализированного жилищного фонда Пермского края. Соответственно, на нем и лежит ответственность за создание эффективной процедуры предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Административный истец, в чью структуру входит Министерство социального развития, еще до вынесения судом решения с достоверностью был осведомлен о необходимости предоставления жилья ФИО5 и имел достаточное время для исполнения своей обязанности и без судебного решения. Таким образом, длительность конкурсных процедур, связанных с приобретением жилья для формирования специализированного жилого фонда, вопреки мнению административного истца не является объективным фактором, препятствующим своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, и отражает лишь ту степень организованности, которая субъективно присуща Правительству Пермского края при исполнении возложенных на него задач. При таких обстоятельствах вину должника в неисполнении судебного решения суд полагает установленной. Судебным приставом-исполнителем оспариваемое постановление вынесено в пределах компетенции, на основании изложенных выше норм и конкретных обстоятельств исполнительного производства.С учетом изложенного, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют, поскольку, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными принимается в случае, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. Однако, как разъяснено в п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 года № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ). Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).Учитывая степени вины Правительства Пермского края в неисполнении в срок исполнительного документа, а также тот факт, что от взыскателя получено согласие на предложенное жилое помещение, суд считает возможным уменьшить взысканный с Правительства Пермского края размер исполнительского сбора на одну четверть от установленного размера, т.е. до 37500 руб. (50000-25%). На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного искового заявления Правительства Пермского края к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю ФИО1, УФССП России по Пермскому краю о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора и об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП, отказать.
Уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного с Правительства Пермского края ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю ФИО1 по исполнительному производству №-ИП – на одну четверть, т.е. до 37500 руб.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: