ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3698/2023 от 25.05.2023 Щелковского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-3698/2023

УИД 50RS0052-01-2023-003147-53

Решение

Именем Российской Федерации

25 мая 2023 года г.о. Щелково Московской области

Щелковский городской суд Московской области в составе:

председательствующего федерального судьи Малинычевой Т.А.,

при помощнике судьи Новиковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Полянской ФИО6 к Администрации городского округа Щелково о признании незаконным бездействия, обязании утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, указав право на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка,

Установил:

Полянская М.Н. обратилась в Щелковский городской суд Московской области с административным иском к Администрации городского округа Щелково о признании незаконным бездействия, обязании утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, указав право на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка. В обоснование исковых требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ на почтовый адрес Администрации городского округа Щелково Московской области направила заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Отправлению присвоен трек номер отслеживания на сайте Почта России Документы получены Администрацией г.о. Щелково ДД.ММ.ГГГГ. В заявлении просила оказать муниципальную услугу утверждение схемы расположения земельного участка для предоставления без проведения торгов участка площадью 1000 кв.м. по адресу: <адрес>, разрешенный вид использования: для индивидуального жилищного строительства на праве аренды. На указанном земельном участке расположен, принадлежащий административному истцу объект незавершенного строительства с кадастровым по состоянию на дату подачи административного искового заявления ответ от администрации не получен. На основании вышеизложенного просит суд признать незаконным бездействие Администрации городского округа Щелково, выразившееся в неутверждении схемы, направленной в Администрацию городского округа Щелково ДД.ММ.ГГГГ обязать Администрацию городского округа Щелково Московской области утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в течение 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу, в решении об утверждении схемы указать право Полянской М.Н. на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка.

В судебном заседании административный истец, поддержала заявленные в административном иске требования, настаивала на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика Администрации городского округа Щелково Московской области Яценко Л.В. представила отзыв на административное исковое заявление, в удовлетворении требований просила отказать, полагает, что муниципальная услуга не может быть отказана по обращению, направленному посредством почты России по техническим причинам, в связи с чем, необходимо обратиться через ЕПГУ.

Представитель Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

С учетом положений ст. 150 КАС РФ, суд счел возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, изучив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению частично в связи со следующим.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пп. 2пп. 2 и 4 ст. 3 КАС РФ).

Одними из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (п. 3 ст. 6, ст. 9 КАС РФ).

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу пункта 1 части 9 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения заявления об оспаривании решений, действий, бездействия органов государственной власти, должностных лиц является совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого действия, бездействия, решения требованиям закона и нарушение данным решением, действием, бездействием прав и законных интересов административного истца.

Предъявление административного иска об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела усматривается и установлено судом, что ФИО2 М.Н. является собственником объекта незавершённого строительства с кадастровым номером степень готовности 24%, адрес: <адрес> Право собственности зарегистрировано в ЕГРН за ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав и свобод.

ДД.ММ.ГГГГ посредством Почты России Полянская М.Н. обратилась в Администрацию с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка под объектом недвижимости с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Отправлению присвоен трек номер отслеживания на сайте Почта России Документы получены Администрацией г.о. Щелково ДД.ММ.ГГГГ В заявлении истец просила оказать муниципальную услугу утверждение схемы расположения земельного участка для предоставления без проведения торгов участка площадью 1000 кв.м. по адресу: <адрес> разрешенный вид использования: для индивидуального жилищного строительства на праве аренды.

По состоянию на дату подачи административного искового заявления ответ от администрации не получен.

Из представленных в материалы дела документов в обоснование возражений следует, что письмом от ДД.ММ.ГГГГ Полянской М.Н. дан ответ, что формирование земельного участка относится к государственной услуге, «Предварительное согласование предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», которая оказывается в электронной форме. Полянской М.Н. было рекомендовано обратиться с заявлением в Администрацию посредством Портала государственных и муниципальных услуг Московской области в информационно-телекомуникационной сети Интернет по адресу: https://uslugi.mosreg/ru. Однако в судебном заседании не нашел подтверждение факт направления указанного ответа Полянской М.Н. в установленном законом порядке.

Представитель административного ответчика не представил доказательств направления письма в адрес административного истца, кроме того, порядок рассмотрения обращений граждан урегулирован Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Согласно этому закону при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (п. 3 ст. 5); обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ч. 1 ст. 9); государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона (п. 4 ч. 1 ст. 10).

Требования к письменному обращению закреплены в ст. 7 данного закона, согласно ч. 1 которого гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

В ч. 1 ст. 3 того же закона сказано, что правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами

Согласно п.5.1 Постановления Администрации городского округа Щелково от 16.11.2021 № 3246 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности» Органом ответственным за предоставление муниципальной услуги, является Администрация. Заявитель обращается за предоставлением Муниципальной услуги в Администрацию городского округа Щелково московской области посредством Регионального портала предоставления государственных услуг (РПГУ), а также иным способом, предусмотренным законодательством РФ.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что обращение за муниципальной услугой посредством Почты России не противоречит ни действующему законодательству, ни Регламенту Администрации г.о. Щелково, в связи с чем, факт бездействия муниципального органа нашел в судебном заседании свое подтверждение.

В силу статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьями 39.14 - 39.18 ЗК РФ.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Суд при принятии решения не связан названным административным истцом способом восстановления прав, в силу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации способ восстановления нарушенного права заявителя определяется судом с учетом характера спорных правоотношений.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений (пункт 1 части 2, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, часть 2 статьи 201 АПК РФ).

В абзаце 4 названного пункта Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 указано, что если в соответствии с законом за наделенными публичными полномочиями органом или лицом сохраняется возможность принять то или иное решение по существу вопроса, затрагивающего права, свободы, законные интересы административного истца (заявителя), суд вправе ограничиться возложением на него обязанности повторно рассмотреть поставленный гражданином, организацией вопрос. При таком рассмотрении наделенные публичными полномочиями орган или лицо обязаны учитывать правовую позицию и обстоятельства, установленные судом в результате рассмотрения дела (статья 16 КАС РФ, статья 16 АПК РФ).

Учитывая, что решение уполномоченным органом по существу не принималось, также принимая во внимание, что за администрацией сохраняется возможность принять то или иное решение по существу вопроса, затрагивающего права, свободы, законные интересы административного истца, требования о возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, указав право на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка не могут быть признаны обоснованными, однако суд полагает верным возложить на Администрацию г.о. Щелково Московской области обязанность повторно рассмотреть заявление Полянской М.Н. об оказании муниципальной услуги.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 218-228, 360 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Полянской ФИО7 удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации городского округа Щелково Московской области, выразившееся в нерассмотрении заявления Полянской ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ

Обязать Администрацию городского округа Щелково Московской области, рассмотреть заявление Полянской ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ

В удовлетворении требований об обязании утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в течение 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу, в решении об утверждении схемы указать право Полянской М.Н. на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение месяца со дня постановления решения в окончательной форме.

Судья Т.А. Малинычева