№2а-369/18
именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Саранск 13 марта 2018г.
Октябрьский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в составе председательствующего судьи И.Н.Фомкиной, с участием в судебном заседании в качестве секретаря судебного заседания А.А.Наумовой,
представителя административного истца ФИО1 – адвоката Казакова Р.А., представителя административного ответчика Администрации го Саранск – ФИО2, заинтересованного лица – ФИО3, его представителя адвоката – Симаковой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к администрации го Саранск о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию и возложении обязанности,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию и возложении обязанности. В обоснование требований указала, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <...>, площадью 527 кв.м. из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием - для размещения дома индивидуальной жилой застройки, расположенный по адресу: <адрес>. На указанном земельном участке расположена принадлежащая ей на праве собственности часть жилого дома общей площадью 42 кв.м. С целью улучшения жилищных условий и увеличения площади своего жилища путем реконструкции, 16 марта 2017 г. ФИО1 обратилась к административному ответчику с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка. Испрашиваемый градостроительный план был подготовлен специалистами Казенного учреждения г.о. Саранск «Градостроительство» и утвержден распоряжением Заместителя Главы г.о. Саранск от 06 апреля 2017 года №768-рз. 14 ноября 2017 года ФИО1 обратилась к административному ответчику с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию принадлежащей части жилого дома, приложив к заявлению все необходимые документы, предусмотренные ч. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Письмом от 20 ноября 2017 г. №8970-ОГ административный ответчик отказал в выдаче испрашиваемого разрешения на реконструкцию, сославшись на положения части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и указав, что приложенная к заявлению схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства выполнена не в соответствии с градостроительным планом земельного участка. По существу названный ответ административного ответчика является решением об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию.
Считает решение администрации незаконным, поскольку все необходимые документы административным истцом были представлены. При этом, ссылка на несоответствие вышеуказанной схемы градостроительному плану земельного участка без указания конкретной нормы материального права, предусматривающей подобное основание для отказа, а также без указания того, в чем конкретно выражается данное несоответствие, сама по себе не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию). Сам факт подготовки, утверждения и выдачи градостроительного плана административным ответчиком подтверждает то, что принадлежащий административному истцу земельный участок предназначен для испрашиваемой реконструкции и на нём возможна данная реконструкция с соблюдением имеющихся в отношении него строительных ограничений.
При этом, доказательств нарушения каких-либо конкретных строительных ограничений, указанных в градостроительном плане земельного участка, оспариваемое решение административного ответчика не содержит. Кроме того, оспариваемое решение административного ответчика об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию препятствует административному истцу использовать земельный участок в соответствии с видом его разрешенного использования, тем самым лишает ФИО1 права на улучшение жилищных условий и возможности быть обеспеченной постоянным улучшенным жильем.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 1, 44, 51, Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьями 12, 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 40 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 218, 220, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный истец просит признать незаконным решение Администрации городского округа Саранск (ОГРН <***>, ИНН <***>) об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию, изложенное в письме от 20 ноября 2017 года №8970-ОГ, обязать Администрацию городского округа Саранск в течение десяти дней с момента вступления судебного решения в законную силу выдать, ФИО1, разрешение на реконструкцию части жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <...>, расположенном по адресу: <адрес>.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явилась по неизвестной причине, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежаще. Ранее в судебном заседании 06 февраля 2018г. требования административного искового заявления поддержала и просила удовлетворить. Пояснила, что собирается улучшить свои жилищные условия, путем осуществления реконструкции и возведении двухэтажного жилого дома, общей площадью 100 кв.м. Часть жилого дома, которая принадлежит ей на праве собственности, на сегодняшний день имеет общую площадь 42 кв.м. Совместно с административным истцом проживает ее мама пенсионного возраста и взрослый сын.
Представитель административного истца ФИО1 – адвокат Казаков Р.А., в судебном заседании требования административного искового заявления поддержал и просил удовлетворить, указывая, что административный ответчик давая отрицательный ответ административному истцу по поводу реконструкции не указал ни одной законной причины к такому отказу.
Представитель административного ответчика Администрации го Саранск – ФИО2, в судебном заседании в удовлетворении требований возражала.
Заинтересованное лицо – ФИО3, его представитель адвокат – Симакова М.Н., в удовлетворении требований административного истца возражали, указывая, что административному истцу принадлежит на праве собственности часть жилого дома, другая часть принадлежит ФИО3 Фундамент жилого дома не предполагает возведение двух этажного строения. Реконструкция части жилого дома невозможна без участия собственника второй его части, поскольку обе части имеют общую стену, которая не является несущей и общую крышу.
Суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование, для размещения дома индивидуальной жилой застройки, общей площадью 527 кв.м., по адресу: <адрес>. Кроме того, ФИО1 является собственником части жилого дома, назначение жилое, 1-этажный, общей площадью 42 кв.м., по адресу: <адрес>, с условным номером <...>.
На основании заявления ФИО1 от 16 марта 2017г. подготовлен градостроительный план земельного участка с назначением объекта капитального строительства – реконструкция части жилого дома. Градостроительный план земельного участка утвержден распоряжением заместителя главы городского округа Саранск от 06 апреля 2017г. №768-рз.
14 ноября 2017г. административный истец обратилась к Главе го Саранск о разрешении реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства части жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, приложив к заявлению копию свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок, копию градостроительного плана земельного участка, схему планировочной организации земельного участка.
Администрацией го Саранск в ответе №8979-ОГ от 20 ноября 2017г. заявителю сообщается, что в выдаче разрешения на реконструкцию части жилого дома было отказано со ссылкой на часть 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что приложенная к заявлению схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства выполнена не в соответствии с градостроительным планом земельного участка. Одновременно до сведения заявителя доведено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на помещения в жилом доме не допускается.
В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек;
реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;
В соответствии со ст. 51 ч. ч. 1, 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Перечень документов, необходимых для получения разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства определен частью 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Перечень документов, необходимых для получения разрешения на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства установлен частью 9 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 9 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Согласно положениям ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных ч.ч. 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Аналогичные положения закреплены в Постановлении Администрации г.о. Саранск от 08.12.2016 N "Об утверждении Административного регламента Администрации городского округа Саранск предоставления муниципальной услуги "Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства".
Судом установлено, что мотивом для отказа в предоставлении ФИО1 разрешения на реконструкцию части жилого дома в уведомлении администрации указано то, что схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства, выполнена не в соответствии с градостроительным планом земельного участка.
Из содержания градостроительного плана земельного участка (л.д.35-40) следует, что местонахождение земельного участка заявителя – <адрес>, кадастровый <...>, площадь земельного участка 527 кв.м. Назначение объекта капитального строительства – реконструкция части жилого дома («1» - на чертеже). Объектом капитального строительства является существующий жилой дом («1а» - на чертеже). На чертеже градостроительного плана земельного участка отражены зона допустимого размещения объекта капитального строительства и зона допустимого размещения вспомогательных строений.
В схеме планировочной организации земельного участка (л.д.41), представленной ФИО1, отражено, что она составлена ООО «Гипрозем С». В текстовой части схемы указано, что на земельном участке площадью 527 кв.м. планируется застройщиком ФИО1 возведение двухэтажного объекта индивидуального жилищного строительства площадью 104 кв.м. Из графической части схемы, приложенной к заявлению ФИО1, усматривается, что объект индивидуального жилищного строительства будет занимать часть земельного участка с отступами от границ со смежными земельными участками 3 метра слева и справа.
Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" установлены требования к содержанию проектной документации для объектов капитального строительства, где, в том числе поименованы требования к содержанию схемы планировочной организации земельного участка, требуемой для выдачи разрешения на строительство (реконструкцию).
Согласно п. 12 "Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" схема планировочной организации земельного участка должна содержать в себе текстовую и графическую части. В текстовой части обязательно должно содержаться, в том числе технико-экономические показатели земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства; описание организации рельефа вертикальной планировкой; описание решений по благоустройству территории; обоснование схем транспортных коммуникаций, обеспечивающих внешний и внутренний подъезд к объекту капитального строительства, - для объектов непроизводственного назначения. В графической части, должна содержать схему планировочной организации земельного участка с отображением: мест размещения существующих и проектируемых объектов капитального строительства, с указанием существующих и проектируемых подъездов и подходов к ним; зданий и сооружений объекта капитального строительства, подлежащих сносу (при их наличии); решений по планировке, благоустройству, озеленению и освещению территории; этапов строительства объекта капитального строительства. Она должна содержать план земляных масс; сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к существующим сетям инженерно-технического обеспечения.
Однако, Схема планировочной организации земельного участка (л.д.41), представленная административным истцом ФИО1, указанным требованиям не соответствует. Текстовая часть схемы не содержит данных о технико-экономических показателях земельного участка, описания организации рельефа вертикальной планировкой. Графическая часть схемы планировочной организации земельного участка не содержит сведений о местах размещения существующих и проектируемых объектов капитального строительства, не имеется указаний на существующие и проектируемые подъезды и подходы к ним; не отмечены объекты капитального строительства, подлежащие сносу; не отражены этапы строительства объекта капитального строительства.
Кроме того, по ряду показателей представленная административным истцом схема противоречит заявлению о выдаче разрешения на реконструкцию. В заявлении указано, что планируется реконструкция части жилого дома, на схеме часть жилого дома, подлежащая реконструкции не отражена. Так же, представителем административного истца в судебном заседании заявлено, что подлежит реконструкции индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности ФИО1, между тем, заявитель в своем заявлении, поданном главе го Саранск просит о реконструкции части жилого дома (л.д.32).
То обстоятельство, что предоставленная административным истцом схема планировочной организации земельного участка, не содержит всех обязательных сведений, позволяет сделать вывод о том, что схема, составленная ООО «Гипрозем С» для застройщика ФИО1 не является тем документом, предоставление которого требует законодатель для выдачи разрешения на реконструкцию.
Следовательно, отказ административного ответчика в выдаче разрешения на реконструкцию части жилого дома принят на основании положений статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, так как представленная заявителем схема градостроительному плану не соответствует. Ответ администрации, данный ФИО1 мотивирован, в сообщении содержится ссылка на конкретные правовые нормы в обоснование мотивов отказа, указано на несоответствие схемы планировочной организации земельного участка требованиям градостроительного плана земельного участка.
Оснований полагать, что обжалуемое решение нарушает права административного истца, в том числе и право на возведение жилого помещения на принадлежащем ей земельном участке, которое предусмотрено ст.263 Гражданского кодекса Российской Федерации, у суда не имеется, доказательств таких нарушений административным истцом не представлено. В силу указанной нормы Гражданского кодекса данное право предоставляется собственнику земельного участка при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а как установлено в судебном заседании, административным истцом градостроительные нормы соблюдены не в полном объеме. Отказ в выдаче разрешения на реконструкцию при наличии к тому законных оснований не может рассматриваться как нарушение прав собственника, поскольку процедура выдачи разрешений органами местного самоуправления осуществляется с целью обеспечения безопасности объектов капитального строительства и лиц в них проживающих, а также с соблюдением требований градостроительного законодательства.
Вместе с тем, обжалуемый отказ администрации го Саранск не лишает административного истца права при устранении вышеуказанных нарушений вновь обратиться в муниципальный орган с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию жилого помещения.
Довод административного истца, отраженный в административном исковом заявлении о том, что сам по себе факт утверждения градостроительного плана органом местного самоуправления порождает обязательную выдачу разрешения на реконструкцию, судом отклоняется, поскольку утвержденный администрацией го Саранск градостроительный план не предполагает обязательной выдачи разрешения на реконструкцию части жилого дома в случае составления схемы планировочной организации земельного участка не в соответствии с градостроительным планом земельного участка.
Утверждение представителя административного истца о том, что действующее законодательство не предусматривает каких-либо требований для схемы планировочной организации земельного участка, суд во внимание не принимает, так как оно основано на неправильном толковании закона. Схема планировочной организации земельного участка - это документ, устанавливающий планируемые параметры застройки земельного участка, который разработан соответствующей проектно-изыскательской организацией по совместному заявлению сторон в соответствии с действующим градостроительным законодательством.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренной ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации совокупности условий для признания оспариваемого решения администрации го Саранск об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию части жилого дома от 20 ноября 2017г. №8970-ОГ незаконным. В связи с чем, у суда не имеется оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований о признании незаконным отказа администрации в выдаче разрешения на реконструкцию части жилого дома, изложенного в письме от 20 ноября 2017г. №8970-ОГ и понуждении административного ответчика выдать разрешение на реконструкцию части жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <...>, расположенном по адресу: <адрес>.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных административным истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административные исковые требования ФИО1 к администрации го Саранск о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию и возложении обязанности, оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Октябрьский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья- И.Н. Фомкина
Мотивированное решение составлено 19 марта 2018г.