ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-369/18 от 27.04.2018 Кимрского городского суда (Тверская область)

Дело № 2а-369/18

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 апреля 2018 года

Кимрский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Осиповой О.В.,

при секретаре судебного заседания Коптевой З.А.

с участием представителя административного истца Стрелковой В.В.

представителя административного ответчика – МИФНС России № 4 по Тверской области Наседкиной Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кимры административное дело по иску Филипповой Т.А. к межрайонной ИФНС России № 4 по Тверской области, Управлению федеральной налоговой службы по Тверской области о признании действий налогового органа незаконными, обязании произвести перерасчет земельного налога,

у с т а н о в и л :

Истец обратился в суд с вышеуказанным административным иском, мотивируя свои требования тем, что является собственником земельных участков с кадастровыми номерами №* и №*

Согласно свидетельствам о праве собственности на земельные участки, вид разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного производства.

Правилами землепользования и застройки Приволжского сельского поселения, утвержденными решением Совета депутатов Приволжского сельского поселения Кимрского района Тверской области от 29 октября 2013 года № 13 (далее - Решение), в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №* и №* было принято решение об изменении вида разрешенного использования - для ведения дачного хозяйства.

На основании вышеуказанного Решения были внесены соответствующие изменения в ЕГРН.

Согласно налоговому уведомлению №* от 23.09.2017, налоговая база для объекта налогообложения с кадастровым номером №* составляет 10 796 945,00 рублей.

Согласно налоговому уведомлению №* от 23.09.2017 налоговая база для объекта налогообложения с кадастровым номером №* составляет 1 675 587,00 рублей.

Решением Кимрского городского суда по гражданскому делу № 2-787/2014 решение Совета депутатов Приволжского сельского поселения Кимрского района Тверской области от 29 октября 2013 г. №*, утвердившее Правила землепользования и застройки Приволжского сельского поселения, было признано незаконным и недействующим со дня принятия. Тем самым, сведения о виде разрешенного использования земельных участков являются недостоверными и не могут применяться для земельных участков с кадастровыми номерами №* и №*

14 марта 2017 истцом было подано заявление в Кимрский отдел Росреестра о том, что сведения, содержащиеся в ЕГРН об объектах недвижимости земельных участков с кадастровыми номерами №* и №* являются недостоверными, не соответствующими правоустанавливающим документам.

Не согласившись с данными, указанными в налоговом уведомлении №* от 23.09.2017 о налоговой базе в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №* и №*, истец обратился в Межрайонную ИФНС России № 4 по Тверской области с заявлением о пересмотре налоговой базы в отношении объектов налогообложения земельных участков с кадастровыми номерами №* и №* в соответствии с правоустанавливающими документами, и перерасчете начисленного земельного налога за период 2014 и 2016г.

Согласно ответу Межрайонной ИФНС России № 4 по Тверской области от 14.12.2017 №* оснований для перерасчета не имеется, т.к. регистрирующим органом по состоянию на 12.12.2017 не были даны другие сведения о кадастровой стоимости об объекте недвижимости.

Налоговым кодексом Российской Федерации (ст. 388 НК РФ) определено, что налогоплательщиками земельного налога признаются, в частности, физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (ст. 389 п. 1 НК РФ). Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (ст. 390 п. 1 НК РФ). Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка, как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст. 391 п. 1 НК РФ). Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (ст. 391 п. 4 НК РФ). Налоговым периодом признается календарный год (ст. 393 п. 1 НК РФ). Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (ст. 394 п. 1 НК РФ). Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (ст. 396 п. 1 НК РФ). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (ст. 396 п. 3 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном НК РФ и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.

Не согласившись с отказом в перерасчете земельного налога, изложенном в ответе Межрайонной ИФНС России № 4 по Тверской области от 14.12.2017 №*, истец обратился с жалобой на действия налогового органа в Управление Федеральной налоговой службы по Тверской области (УФНС России по Тверской области).

Административным истцом получен ответ УФНС России по Тверской области от 16.02.2018 №* с отказом в перерасчете земельного налога за земельные участки с кадастровыми номерами №*, №* тем самым, жалоба административного истца была фактически не рассмотрена.

Согласно ст. 8 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сведения о виде разрешённого использования и сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости носят дополнительный характер, и вносятся в уведомительном характере.

Согласно п. 14 Приказа Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508 при определении кадастровой стоимости оценщик использует данные, включенные в фонд данных государственной кадастровой оценки, а также государственный кадастр недвижимости, фонд данных землеустроительной документации, фонды данных и базы данных, имеющиеся в распоряжении организаций и учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образований. Допускается использование информации из иных источников, содержащих сведения доказательного значения.

Исходя из норм НК РФ следует, что налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода (в т.ч. в зависимости от перевода земель из одной категории в другую, изменения вида разрешенного использования земельного участка), если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п., внесенных обратным числом на указанную дату.

Таковы официальные разъяснения Минфина России по вопросу исчисления земельного налога в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода (письмо от 5 сентября 2006 N №* направленные письмом ФНС России от 22 сентября 2006 года N №*

Данная позиция также подтверждается правовой позицией, отраженной в Определении Конституционного суда Российской Федерации по делу №* от 23 октября 2013 года, согласно которой, в частности, предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда новые сведения применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление.

Решение Кимрского городского суда Тверской области по делу №* вступило в законную силу 18.02.2015 г., а следовательно, сведения о кадастровой стоимости и виде разрешенного использования, внесенные на основании решения Совета депутатов Приволжского сельского поселения Кимрского района Тверской области от 29 октября 2013 г. №*, недействительны с момента принятия решения органом местного самоуправления.

Административный истец считает действия административного ответчика по отказу в перерасчете земельного налога в отношении объектов налогообложения №* и №* выраженные в ответе от 14 декабря 2017 года N №*, незаконными и действия административного ответчика, выраженные в ответе от 16 февраля 2018 года N №* о рассмотрении обращения в ответ на поданную жалобу на действия налогового органа, незаконными и необоснованными, нарушающими права и законные интересы административного истца.

В соответствии со ст. 137 Налогового кодекса РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

В соответствии с п. 2 ст. 138 Налогового кодекса РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.

В случае если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные п. 6 ст. 140 Налогового кодекса РФ, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.

Считает, что УФНС России по Тверской области не приняло решение по жалобе Филиппова Д.А. в сроки, установленные налоговым законодательством Российской Федерации.

Просит суд признать незаконными действия Межрайонной ИФНС России № 4 по Тверской области по перерасчету земельного налога за земельные участки с кадастровыми номерами №* и №*; признать незаконными действия Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области по непринятию решения по жалобе Филипповой Т.А. о перерасчете земельного налога за земельные участки с кадастровыми номерами №*№*; обязать Межрайонную ИФНС России № 4 по Тверской области произвести перерасчет из расчета налоговой базы в виде кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №* в размере 286 373,48 рублей и из расчета налоговой базы в виде кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №* в размере 44 442,56 рублей.

В судебное заседание административный истец Филиппова Т.А. не явилась. О месте и времени рассмотрения дела извещена судом надлежащим образом.

Представитель административного истца Стрелкова В.В. поддержала заявленные исковые требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Просила удовлетворить их в полном объеме.

Представитель административного ответчика – Межрайонной ИФНС России № 4 по Тверской области Наседкина Н.А. исковые требования не признала. Пояснила, что согласно п. 3 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

На основании п. 4 ст. 391 Кодекса для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база для исчисления земельного налога определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

В соответствии с п. 4 ст. 85 Кодекса установлено, что органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.

На основании подп. 5.1.2 п. 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) осуществляет полномочия по ведению Единого государственного реестра недвижимости и предоставлению сведений, содержащихся в нем.

Согласно ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В соответствии с ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ранее ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся в том числе: сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, категория земель, к которой отнесен земельный участок, а также вид или виды разрешенного использования земельного участка.

На основании ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости.

Соглашением о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы от 03 сентября 2010 года № ММВ-27-11/9/37, а также Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлен порядок обмена в электронном виде сведениями о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службой.

Согласно сведениям Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, представленным в налоговый орган, Филиппова Т.А. является собственником земельных участков:

№*, кадастровая стоимость на 01.01.2014 - 286 373,48 руб., на 01.01.2016 - 10 796945,16 рублей.

№*, кадастровая стоимость на 01.01.2014 - 44442,56 руб., на 01.01.2016 - 1 675 587,66 рублей.

Таким образом, исходя из имеющихся у налогового органа сведений о кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих административному истцу, налоговым органом исчислен земельный налог:

за 2014 год:

в отношении земельного участка №* в размере 859 руб. (286373 руб. (налоговая база) * 0,3% (налоговая ставка) : 12 * 12 месяцев (период нахождения в собственности);

в отношении земельного участка №* в размере 133 руб. (44442 руб. (налоговая база) * 0,3% (налоговая ставка) : 12 * 12 месяцев (период нахождения в собственности);

за 2016 год:

в отношении земельного участка №* в размере 32391 руб. (10 796 945 руб. (налоговая база) * 0,3% (налоговая ставка) : 12 * 12 месяцев (период нахождения в собственности);

в отношении земельного участка №* в размере 5027 руб. (1675587 руб. (налоговая база) * 0,3% (налоговая ставка) : 12 * 12 месяцев (период нахождения в собственности).

Административное заявление Филипповой Т.А. не содержит претензий о неправильном применении налоговой ставки, использованной при расчете земельного налога или об арифметических ошибках, допущенных налоговым органом.

Основным доводом незаконности действий Межрайонной ИФНС России №4 по Тверской области является использование налоговым органом при исчислении земельного налога в отношении спорных земельных участков недостоверных сведений о кадастровой стоимости этих земельных участков.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) (в соответствующей редакции) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов» (далее - Постановление) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, которые подлежат применению для целей налогообложения земельным налогом с 01.01.2012. Постановлением утвержден средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов по муниципальным районам (городским округам).

Ссылка административного истца на п.14 Приказа Минэкономразвития России от 22.10.2010 №№*, согласно которому при определении кадастровой стоимости оценщик использует данные, включенные в фонд данных государственной кадастровой оценки, а также государственный кадастр недвижимости, фонд данных землеустроительной документации, фонды данных и базы данных, имеющиеся в распоряжении организацией и учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, и допускается использование информации из иных источников, содержащих сведения доказательственного значения, не подлежит применению в данном споре.

Пунктом 4 статьи 391 Кодекса установлено, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Произвольное применение сведений о характеристиках земельных участков на усмотрение налоговых органов действующим законодательством не предусмотрено. Просила исковые требования административного истца оставить без удовлетворения.

Представитель административного ответчика - Управления ФНС России по Тверской области в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом. Просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Из отзыва, направленного в адрес суда, следует, что истцу на праве собственности принадлежат два земельных участка с кадастровыми номерами №* и №*.

Межрайонной ИФНС России № 4 по Тверской области (далее - Инспекция) на основании данных, переданных органом, осуществляющим регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, рассчитан земельный налог за 2014, 2016 годы и направлено налоговое уведомление от 23.09.2017 №*.

Филиппова Т.А., не согласившись со сведениями, указанными в уведомлении от 23.09.2017 №*, обратилась в Инспекцию с заявлением о перерасчете земельного налога в спорных периодах. В связи с отсутствием оснований Инспекция в перерасчете отказала.

Не согласившись с данным выводом Инспекции, истец направил обращение в Управление. По результатам рассмотрения обращения Филипповой Т.А. направлено письмо от 16.02.2018 №* о правомерности действий Инспекции при расчете земельного налога.

В соответствии с п.п. 4, 11 ст. 85 НК РФ сведения о правообладателях объектов недвижимости в налоговый орган представляют органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, указанные сведения предоставляются посредством электронных форм. Следовательно, единственным источником информации для исчисления земельного налога являются органы Росреестра.

В рамках рассмотрения обращения Филипповой Т.А. Управлением направлен запрос в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тверской области об уточнении кадастровой стоимости спорных земельных участков. Согласно представленному ответу от 30.01.2018 №*, кадастровая стоимость земельных участков составляет:

№*, кадастровая стоимость на 01.01.2014 - 286 373,48 руб., на 01.01.2016 - 10 796945,16 рублей.

№* кадастровая стоимость на 01.01.2014 - 44442,56 руб., на 01.01.2016 - 1 675 587,66 рублей.

Таким образом, с учетом информации, предоставленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, у Межрайонной ИФНС России № 4 по Тверской области отсутствовали основания для перерасчета земельного налога по вышеуказанным земельным участкам.

Представитель заинтересованного лица ФГБУ ФКП Росреестра по Тверской области в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом. Просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Из отзыва, представленного суду, следует, что земельный участок с кадастровым номером №*, площадью 70874кв. м., поставлен на государственный кадастровый учет 29.05.2009г. с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, видом разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного производства.

Земельный участок с кадастровым номером №*, площадью 10999кв. м., поставлен на государственный кадастровый учет 29.05.2009г. с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, видом разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного производства.

Кадастровая стоимость земельных участков при постановке на кадастровый учет была определена 17.06.2009 Управлением Роснедвижимости по Тверской области в соответствии с Постановлением администрации Тверской области от 29.11.2006 №* "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственных назначений Тверской области" и согласно акту определения кадастровой стоимости составила:

№* - 127636.99 рублей при удельном показателе кадастровой стоимости 1,8010 рублей за кв.м.;

№* 19808.10 рублей при удельном показателе кадастровой стоимости 1, 8009 рублей за кв.м.в орган кадастрового учета с заявлениями №* и №* об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами №* обратилась Филиппова Т. А.

и 25.12.2013 органом кадастрового учета приняты решения об учете изменений сведений о виде разрешенного использования указанных земельных участков с «для ведения сельскохозяйственного производства» на «дачное строительство и размещение элементов дачного хозяйства».

В результате осуществления государственного кадастрового учета изменения вида разрешенного использования земельного участка кадастровая стоимость была определена органом кадастрового учета в соответствии с п. 2.3 и 2.3.1 Приказа Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 № 222 «Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка» (далее - Методические указания), т. к. в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка, а также Постановлением администрации Тверской области от 30.12.2008 N 504-па "О результатах актуализации государственной кадастровой оценки земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения Тверской области".

Исходя из обновленных сведений государственного кадастра недвижимости, кадастровая стоимость земельных участков с 25.12.2013 составила:

№* - 10796945.16 руб., при удельном показателе кадастровой стоимости 152.34руб.;

№* - 1675587.66 руб., при удельном показателе кадастровой стоимости 152,34руб.

В 2012-2013 г. на территории Тверской области проходили работы по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения.

Датой государственной кадастровой оценки является дата формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (п.8 ФСО №1).

Кадастровая стоимость объектов недвижимости была определена по состоянию на 01.01.2012г.

Результаты актуализации государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения были утверждены Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Тверской области" от 20.11.2013. №3-нп (далее – Прика3-нп), который вступил в силу 01.01.2014.

Указанные земельные участки вошли в перечень объектов оценки с видом разрешенного использования «для ведения сельскохозяйственного производства».

Кадастровая стоимость земельных участков была определена и утверждена Приказом №3-нп и составила:

№* - 286373.4844 руб., при удельном показателе кадастровой стоимости 4.0406 руб.;

№* - 44442.5594 руб., при удельном показателе кадастровой стоимости 4.0406 руб.

Результаты государственной кадастровой оценки были внесены в государственный кадастр недвижимости 10.01.2014.

сведения о кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков были актуализированы с учетом п. 2.4.Методических указаний и внесены в государственный кадастр недвижимости:

№* - 10796945.16 руб., при удельном показателе кадастровой стоимости 152.34руб.;

№* - 1675587.66 руб., при удельном показателе кадастровой стоимости 152.34руб.

в орган регистрации прав поступили заявления №* и №* от Филипповой Т.А. о государственном кадастровом учете изменений вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами №*, №*. К заявлениям было приложено решение Кимрского городского суда Тверской области от 25.07.2015 по делу №* (далее- решение суда).

в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) были внесены сведения об изменении вида разрешенного использования земельных участков с «дачное строительство и размещение элементов дачного хозяйства» на «для ведения сельскохозяйственного производства».

Датой изменения кадастровых сведений об объекте недвижимости является дата принятия соответствующего решения уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета. Таким образом, изменение вида разрешенного использования земельных участков по сведениям ЕГРН произошло 04.12.2017.

Кадастровая стоимость земельных участков была определена органом регистрации прав в соответствии с п. 2.3 и 2.3.1 Методических указаний и Приказом №3-нп и составила:

№* - 286373.48руб., при удельном показателе кадастровой стоимости 4.0406 руб.;

№* - 44442.56руб., при удельном показателе кадастровой стоимости 4.0406 руб.

Датой определения кадастровой стоимости, дата применения кадастровой стоимости и датой внесения кадастровой стоимости является 04.12.2017.

Согласно ч. 5 ст. 65 ЗК РФ, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В соответствии с ч. 2 ст. 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

Порядок изменения кадастровой стоимости установлен действующим законодательством. Порядок оспаривания кадастровой стоимости так же установлен действующим законодательством. По указанным земельным участкам их кадастровая стоимость не была оспорена.

За исправлением технической ошибкой в сведениях о земельных участках в орган кадастрового учета в установленном порядке никто не обращался.

Кроме того, в соответствии со ст. 13 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации недвижимости) внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав:

в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации;

в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости;

в уведомительном порядке - при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.

Документов, об изменении вида разрешенного использования земельных участков, в том числе судебных актов, в порядке, установленном ст.13 Закона о регистрации недвижимости в орган регистрации прав не поступало.

Согласно ч.1 ст.1 Закона о регистрации недвижимости указанный федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в ЕГРН.

В соответствии со ст. 3 Закона о регистрации недвижимости государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (орган регистрации прав). На территории Тверской области указанные полномочия возложены на Управление Росреестра по Тверской области.

Полномочия, которыми наделено Учреждение установлены Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18.10.2016 г. № №* «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отдельными полномочиями органа регистрации прав», а так же приказом Росреестра № №*.

ФГБУ «ФКП Росреестра» с 01.01.2017 г. не обладает полномочиями по внесению сведений об объектах недвижимости в части кадастровой стоимости в ЕГРН.

Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Тверской области в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом.

В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, заслушав стороны, свидетелей, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее-орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Установлено, что Филиппова Т.А. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами №* и №*, расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о праве собственности на землю от 02.07.2010 г. №* и №* соответственно. Разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства.

Правилами землепользования и застройки Приволжского сельского поселения, утвержденными решением Совета депутатов Приволжского сельского поселения Кимрского района Тверской области от 29 октября 2013 года №* (далее - Решение), в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №* и №* было принято решение об изменении вида разрешенного использования - для ведения дачного хозяйства.

На основании вышеуказанного Решения были внесены соответствующие изменения в ЕГРН.

Решением Кимрского городского суда Тверской области от 25.07.2014 г. признаны незаконными и недействующими со дня принятия Правила землепользования и застройки Приволжского сельского поселения Кимрского района Тверской области, утвержденные решением Совета депутатов Приволжского сельского поселения Кимрского района Тверской области от 29.10.2013 г. №* в части установления градостроительных регламентов для зон №*, предусмотренных статьями 52.5.3, 52.5.4 данных Правил землепользования и застройки, и отнесения земельных участков, в частности, с кадастровыми номерами №* и №* из состава сельскохозяйственных угодий в зоны №* и №*, согласно Приложению №* и статей 52.5.3, 52.5.4 данных правил землепользования и застройки.

Согласно налоговому уведомлению №* от 23.09.2017, налоговая база для объекта налогообложения с кадастровым номером №* составляет 10 796 945,00 рублей.

Согласно налоговому уведомлению №* от 23.09.2017 налоговая база для объекта налогообложения с кадастровым номером №* составляет 1 675 587,00 рублей.

Не согласившись с данными, указанными в налоговом уведомлении №* от 23.09.2017 относительно налоговой базы в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №* и №*, Филиппова Т.А. обратилась в Межрайонную ИФНС России № 4 по Тверской области с заявлением о пересмотре налоговой базы в отношении объектов налогообложения земельных участков с кадастровыми номерами №* и №* в соответствии с правоустанавливающими документами, и перерасчете начисленного земельного налога за период 2014 и 2016.

Согласно ответу Межрайонной ИФНС России № 4 по Тверской области от 14.12.2017 №* оснований для перерасчета не имеется, т.к. регистрирующим органом по состоянию на 12.12.2017 не были даны другие сведения о кадастровой стоимости об объекте недвижимости.

Не согласившись с отказом в перерасчете земельного налога, изложенном в ответе Межрайонной ИФНС России № 4 по Тверской области от 14.12.2017 №*, истец обратился с жалобой на действия налогового органа в Управление Федеральной налоговой службы по Тверской области.

Согласно ответу УФНС России по Тверской области от 16.02.2018 № №*, Филипповой Т.А. разъяснено, что сведения о правообладателях объектов недвижимости представляют органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п.4 ст. 85 Налогового Кодекса РФ). Согласно ответу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области на запрос об уточнении кадастровой стоимости, кадастровая стоимость земельных участков составляет:

- №*, кадастровая стоимость на 01.01.2014 - 286 373,48 руб., на 01.01.2016 - 10 796945,16 рублей.

- №*, кадастровая стоимость на 01.01.2014 - 44442,56 руб., на 01.01.2016 - 1 675 587,66 рублей.

Филипповой Т.А., кроме того, разъяснено, что в случае несогласия с кадастровой стоимостью она вправе обратиться с соответствующим заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В судебном заседании представитель административного истца Стрелкова В.В. пояснила, что Филиппова Т.А. с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости принадлежащих ей объектов недвижимости в Управление Росреестра по Тверской области не обращалась.

Согласно п. 3 ст. 396 Налогового кодекса РФ сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

На основании п. 4 ст. 391 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база для исчисления земельного налога определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

В соответствии с п. 4 статьи 85 НК РФ установлено, что органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.

На основании п.п. 5.1.2 п. 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) осуществляет полномочия по ведению Единого государственного реестра недвижимости и предоставлению сведений, содержащихся в нем.

Согласно ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В соответствии с ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (ранее – ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости») предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе: сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, категория земель, к которой отнесен земельный участок, а также вид или виды разрешенного использования земельного участка.

На основании ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости.

Таким образом, законодательством Российской Федерации установлены исключительные полномочия Росреестра по ведению Единого государственного реестра недвижимости и предоставлению сведений, содержащихся в нем.

Соглашением о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы от 03 сентября 2010 года № №*, а также Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлен порядок обмена в электронном виде сведениями о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службой.

Согласно сведениям Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, представленным в налоговый орган, Филиппова Т.А. является собственником земельных участков:

№*, кадастровая стоимость на 01.01.2014 - 286 373,48 руб., на 01.01.2016 - 10 796945,16 рублей.

№*, кадастровая стоимость на 01.01.2014 - 44442,56 руб., на 01.01.2016 - 1 675 587,66 рублей.

Таким образом, исходя из имеющихся у налогового органа сведений о кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих административному истцу, налоговым органом исчислен земельный налог:

за 2014 год:

в отношении земельного участка №* в размере 859 руб. (286373 руб. (налоговая база) * 0,3% (налоговая ставка) : 12 * 12 месяцев (период нахождения в собственности);

в отношении земельного участка №* в размере 133 руб. (44442 руб. (налоговая база) * 0,3% (налоговая ставка) : 12 * 12 месяцев (период нахождения в собственности);

за 2016 год:

в отношении земельного участка №* в размере 32391 руб. (10 796 945 руб. (налоговая база) * 0,3% (налоговая ставка) : 12 * 12 месяцев (период нахождения в собственности);

в отношении земельного участка №* в размере 5027 руб. (1675587 руб. (налоговая база) * 0,3% (налоговая ставка) : 12 * 12 месяцев (период нахождения в собственности).

Согласно данным, представленным ФГБУ ФКП Росреестра по Тверской области, 30.11.2018 г. в орган регистрации прав поступили заявления №* и №* от Филипповой Т.А. о государственном кадастровом учете изменений вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами №*№*. К заявлениям приложено решение Кимрского городского суда Тверской области от 25.07.2015 по делу №*.

04.12.2017 в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения об изменении вида разрешенного использования земельных участков с «дачное строительство и размещение элементов дачного хозяйства» на « для ведения сельскохозяйственного производства».

Датой изменения кадастровых сведений об объекте недвижимости является дата принятия соответствующего решения уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета.

Таким образом, изменение вида разрешенного использования земельных участков по сведениям ЕГРН произошло 04.12.2017, что также является датой определения, применения и внесения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

На основании п. 2 ст. 375, п. 15 ст. 378.2 и п. 1 и 2 ст. 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов недвижимости определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если это не связано с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.

Вопреки доводам истца, решением Кимрского городского суда от 25.07.2015 по делу № 2-787/14 не устанавливалась и не изменялась кадастровая стоимость объектов недвижимости, принадлежащих Филипповой Т.А.. С заявлением об изменении кадастровой стоимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Росреестра Филиппова Т.А. не обращалась. Обстоятельств, препятствующих такому обращению, не установлено.

При указанных обстоятельствах, не имеется оснований для вывода о том, что административными ответчиками нарушены права административного истца. Обращения Филипповой Т.А. рассмотрены в установленный законом срок, с направлением мотивированных ответов и разъяснением норм действующего законодательства по спорному вопросу.

Оценивая представленные сторонами доказательства в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что исковые требования административного истца удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 226-227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Филипповой Т.А. к межрайонной ИФНС России № 4 по Тверской области, Управлению федеральной налоговой службы по Тверской области о признании действий налогового органа незаконными, обязании произвести перерасчет земельного налога, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Кимрский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 14.05.2018 года.

Судья О.В. Осипова