Дело №2а-369/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 20 февраля 2020 года
Дзержинский районный суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи Гринченко Е.В.,
Помощника судьи Зинченко Ю.А.,
При ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тонконоговой А.И.,
С участием представителя административного ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Инспекции Федеральной Налоговой Службы России по <адрес> о признании действий и решения незаконными,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконными действия и решение ИФНС России по <адрес> по исключению из ЕГРЮЛ ООО "Центр микрофинансирования <адрес>", ОГРН №, ИНН № на основании ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в порядке восстановления нарушенных прав о возложении на административного ответчика обязанности по исключению записи о прекращении деятельности ООО "Центр микрофинансирования <адрес>" в связи с исключением из ЕГРЮЛ.
В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГг. ИФНС России по <адрес> под № внесена запись в ЕГРЮЛ об исключении, как фактически недействующего, ООО "Центр микрофинансирования <адрес>" на основании Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», деятельность ООО прекращена налоговым органом.
Указанные действия налогового органа и решение от ДД.ММ.ГГГГ административный истец считает незаконными, указывая на то, что она являлась директором ООО "Центр микрофинансирования <адрес>", которым сдавалась налоговая отчетность, в частности за последние 12 месяцев (отчетный период 2018г.), предшествующих принятию регистрирующим органом решения, в том числе, организация сдавала налоговые декларации, декларации по стразовым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам в течении последних 12 месяцев. Деятельность ООО велась и не прекращалась, задолженность по налогам и сборам отсутствовала, на банковских счетах имеется движение денежных средств по настоящее время. Кроме того, у Общества имеется дебиторская и кредиторская задолженность. Общество обращалось в налоговый орган об исключении записи о недостоверности сведений, в частности об адресе, что подтверждается записью о принятом решении об изменении места нахождения Общества ДД.ММ.ГГГГ<адрес> решением налогового органа Обществу было отказано. Полагает запись «сведения недостоверны (результаты проверки достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице» носит формальный характер и не имеет отношения к действительным обстоятельствам.
В судебное заседание административный истец ФИО2 не явилась, о дате и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель административного ответчика ИФНС России по <адрес> ФИО1, действующий на основании доверенности, просил отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в представленных ДД.ММ.ГГГГг. возражениях на административный иск.
Привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц МИФНС России № по <адрес>, ФИО3 в судебное заседание не явились, извещены о дате и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица ФИО4 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, заявленное ходатайство об отложении рассмотрения дела оставлено судом без удовлетворения.
В связи с неявкой лиц, участвующих в деле, в соответствии с требованиями ч.6 ст.226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя административного ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Пунктом 3 статьи 54 Кодекса предусмотрено, что в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя.
Порядок исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) по решению регистрирующего органа предусмотрен статьей 21.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 статьи 21.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется в случае наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
Внесение в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в указанном реестре сведений о юридическом лице осуществляется в отношении сведений об адресе юридического лица, об учредителях (участниках) юридического лица (иных сведений, предусмотренных подпунктом "д" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ), о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица (пункт 6 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ).
Положениями статьи 51 Закона закреплен принцип публичной достоверности ЕГРЮЛ, в соответствии с которым данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления (пункт 1); лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам (пункт 2); регистрирующий орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в ЕГРЮЛ (пункт 3).
Исходя из положений пункта 4.2 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ регистрирующий орган в случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, вправе провести проверку достоверности таких сведений.
При этом порядок проведения проверки достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, утвержден приказом Федеральной налоговой службы от ДД.ММ.ГГГГ N ММВ-7-14/72@ "Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц".
В случае если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений об адресе юридического лица, об учредителях (участниках) юридического лица (иных сведений, предусмотренных подпунктом "д" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ), о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица, уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (пункт 6 статьи 11 Федерального закона N 129-ФЗ).
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном Федеральным законом N 129-ФЗ, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено вышеуказанное уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.
Таким образом, внесению в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений об адресе юридического лица, об учредителях (участниках) юридического лица (иных сведений, предусмотренных подпунктом "д" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ), о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, предшествует предусмотренная пунктом 6 статьи 11 Федерального закона N 129-ФЗ процедура, в рамках которой юридическое лицо имеет возможность устранить возникшие у регистрирующего органа обоснованные сомнения в достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ.
Юридическое лицо вправе обратиться в регистрирующий орган в целях изменения имеющихся в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение шести месяцев с момента внесения в ЕГРЮЛ такой записи, то есть до начала процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ на основании подпункта "б" пункта 5 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ.
Юридическое лицо вправе обратиться в регистрирующий орган в целях изменения имеющихся в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в ходе процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ на основании подпункта "б" пункта 5 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ и представить в регистрирующий орган мотивированное заявление, которое является основанием для прекращения процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ (пункты 3, 4 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ).
По настоящему делу судом установлено.
ДД.ММ.ГГГГг. из МИФНС № по <адрес> в адрес регистрирующего органа ИФНС России по <адрес> поступил протокол осмотра недвижимости от 2963 от ДД.ММ.ГГГГг. в отношении ООО «Центр Микрофинансирования <адрес>». Согласно указанному протоколу по адресу: <адрес>, указанному в ЕГРЮЛ, указанное Общество не обнаружено.
ДД.ММ.ГГГГг. ИФНС России по <адрес> в адрес ООО «Центр Микрофинансирования <адрес>», директора ФИО5, учредителей ФИО3, ФИО4 было направлено уведомление о необходимости предоставления достоверных сведений об адресе юридического лица.
В соответствии с п.6 ст.11 Федерального закона N 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.
В связи с непредоставлением в предусмотренный Законом срок документов, свидетельствующих о достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ сведений в части адреса (места нахождения) юридического лица, ДД.ММ.ГГГГг. регистрирующим органом в ЕГРЮЛ была внесена запись ГРН № о недостоверности сведений о юридическом лице (результаты проверки достоверности содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице) в части адреса (места нахождения) юридического лица.
При этом, на основании поступивших ДД.ММ.ГГГГг. в ИФНС России по <адрес> протокола № Общего собрания участников ООО «Центр Микрофинансирования <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГг., ДД.ММ.ГГГГг. регистрирующим органом было принято решение о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, в части принятия юридическим лицом решения об адресе места нахождения.
Пунктом 6 ст.17 Закона №129-ФЗ предусмотрено, что для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней после дня принятия данного решения представляются соответствующие документы.
К заявлению о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, должны быть приложены также документы, подтверждающие наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица.
Документы для государственной регистрации изменения адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, не могут быть представлены в регистрирующий орган до истечения двадцати дней с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица.
Форма заявления №Р14001 заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц утверждена приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ N № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 24139) (приложение №), предусматривающей указание на листе Б указания сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица, с указанием почтового адреса, субъекта РФ, района, города, улицы, номера дома, корпуса, офиса.
Вместе с тем, соответствующего заявления по утвержденной форме №Р14001 в срок, предусмотренный 6 ст.17 Закона №129-ФЗ, в регистрирующий орган предоставлено не было, доказательств обратного, административный истец не представил.
В связи с непредоставлением сведений о достоверности сведений о местонахождении юридического лица, ДД.ММ.ГГГГг. ИФНС России по <адрес> в соответствии со ст.21.1 Закона №129-ФЗ в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице ООО «Центр Микрофинансирования <адрес>», в отношении которого внесена запись о недостоверности, и с момента которой прошло более шести месяцев, было принято решение № о предстоящем исключении указанного юридического лица из ЕГРЮЛ (запись ГРН №).
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (п. 3 ст. 21.1 указанного Федерального закона).
В силу п. 4 указанной статьи заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.
Согласно п. 7 ст. 22 указанного Федерального закона, если в течение срока, предусмотренного п. 4 ст. 21.1 данного Закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (п. 8 ст. 22 указанного Федерального закона).
Решение о предстоящем исключении ООО «Центр Микрофинансирования <адрес>» из ЕГРЮЛ, как недействующего юридического лица было опубликовано регистрирующим органом в журнале «Вестник государственной регистрации» №(721) от ДД.ММ.ГГГГ№
Опубликование сведений о предстоящем исключении юридического лица в указанном журнале является надлежащим уведомлением, как юридического лица, его руководителя, учредителей, так и неограниченного круга кредиторов, заинтересованных лиц.
В связи с отсутствием поступивших в трехмесячный срок со дня опубликования решения о предстоящем исключении ООО «Центр Микрофинансирования <адрес>» из ЕГРЮЛ, заявлений от юридического лица, его руководителя, учредителей, кредиторов, заинтересованных лиц, ДД.ММ.ГГГГг. ИФНС России по <адрес> в ЕГРЮЛ была внесена запись ГРН № об исключении Общества из ЕГРЮЛ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ административным ответчиком была соблюдена.
Указание административного истца в иске на фактическое ведение юридическим лицом деятельности, подачу всех необходимых деклараций, отчетностей, отсутствие задолженностей не может служить основанием к удовлетворению заявленных требований, поскольку не являлось препятствием для вынесения регистрирующим органом решения о предстоящем исключении и для исключения из ЕГРЮЛ ООО «Центр Микрофинансирования <адрес>» по основанию, предусмотренному п.п. «б» п.5 ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Таким образом, поскольку в рамках рассматриваемого дела судом не установлено наличие совокупности двух обстоятельств, предусмотренных в статье 227 КАС РФ: нарушение административным ответчиком оспариваемыми действиями и решением требований закона, которое бы повлекло нарушение прав и законных интересов административного истца, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований ФИО2 суд считает необходимым отказать в полном объёме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 о признании незаконными действий и решения Инспекции Федеральной Налоговой Службы России по <адрес> об исключении ООО «Центр микрофинансирования <адрес>» из Единого государственного реестра юридических лиц на основании ст.21.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», возложении обязанности по исключению записи о прекращении деятельности ООО «Центр микрофинансирования <адрес>» из Единого государственного реестра юридических лиц – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> областной суд через Дзержинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Справка: решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.В. Гринченко