Дело № 2а-369/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пгт. Промышленная 25 июня 2018 года
Судья Промышленновского районного суда Кемеровской области Коробкова Е.И., при секретаре Лашицкой Е.О., с участием представителя административного истца – помощника прокурора Промышленновского района Кемеровской области Медведева Д.Н., представителя административного ответчика – Администрации Промышленновского муниципального района – ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Промышленновского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Промышленновского муниципального района о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и возложении на административного ответчика обязанности совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Промышленновского района Кемеровской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к Администрации Промышленновского муниципального района о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и возложении на административного ответчика обязанности совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Промышленновского района проведена проверка обращения начальника Главного управления архитектуры и градостроительства Кемеровской области по вопросу неисполнения администрацией Промышленновского муниципального района градостроительного законодательства.
В соответствии со ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Согласно ст. 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
В основную часть проекта планировки территории входят чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии. Порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
При этом в соответствии со ст. 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Уполномоченные органы местного самоуправления муниципального района принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории и утверждают документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов местного значения муниципального района и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более поселений и (или) межселенной территории в границах муниципального района, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 3.2, 4.1, 4.2 настоящей статьи.
В нарушение указанных выше требований в отношении Вагановского, Калинкинского, Пушкинского, Падунского, Плотниковского, Тарасовского, Тарабаринского, Титовского сельских поселений, входящих в состав Промышленновского муниципального района, не имеющих генеральных планов, не подготавливались и не утверждались проекты планировки территории и проекты межевания территории. Следовательно, красные линии в них не утверждались.
Однако, красные линии, как указано в вышеприведенных нормах ГрК РФ подлежат установлению на территории сельских поселений в составе документации по планировке территории в соответствии с главой 5 ГрК РФ.
Кроме того, администрацией Промышленновского муниципального района сведения о границах территориальных зон, установленных Правилами землепользования и застройки Вагановского, Калинкинского, Лебедевского, Окуневского, Пушкинского, Падунского, Плотниковского, Тарасовского, Тарабаринского, Титовского сельских поселений, входящих в состав Промышленновского муниципального района, в Единый государственный реестр недвижимости не внесены, что не соответствует требованиям п. 8 ст. 1 и ч. 4 ст. 30 ГрК РФ, ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ, статьям 1, 3, 19 и 20 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве», ч. 2 ст. 7, ч. 2 ст. 14, п. 3 ч. 1, частям 16-20 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», пунктам 6 и 31 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3-13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 № 1532.
Как установлено проверкой, указанные требования о направлении сведений о территориальных зонах, установленных правилами землепользования и застройки всех сельских поселений, входящих в состав Промышленновского муниципального района, администрацией района не исполняются в течение длительного времени.
Контролирующим органом - главным управлением архитектуры и градостроительства Кемеровской области в ходе плановой проверки, проведенной в период с 27.10.2017 по 07.12.2017, установлены факты нарушения градостроительного законодательства в деятельности органов местного самоуправления Промышленновского муниципального района. 07.12.2017 по результатам проверки выдано предписание об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности. Согласно п. 7 предписания главе Промышленновского муниципального района предписано обеспечить установление красных линий посредством подготовки документации по планировке территории на территориях сельских поселений, не имеющих генеральных планов: Вагановского, Калинкинского, Пушкинского, Падунского, Плотниковского, Тарасовского, Тарабаринского, Титовского сельских поселений, установлен срок устранения нарушений - 3 месяца.
Согласно п. 10 предписания главе Промышленновского муниципального района предписано обеспечить направление сведений о территориальных зонах, установленных правилами землепользования и застройки сельских поселений, входящих в состав Промышленновского муниципального района: Вагановского, Калинкинского, Лебедевского, Окуневского, Пушкинского, Падунского, Плотниковского, Тарасовского, Тарабаринского, Титовского, в установленном порядке для внесения в Единый государственный реестр недвижимости, установлен срок устранения нарушений - 3 месяца.
Как следует из обращения начальника главного управления архитектуры и градостроительства Кемеровской области М.Н.Н. к прокурору Кемеровской области от 20.04.2018 администрацией Промышленновского муниципального района, пункты 7 и 10 предписания, несмотря на истечение сроков для исполнения содержащихся в них требований, не исполнены.
Согласно ответу администрации Промышленновского муниципального района от 18.05.2018 на запрос прокурора района нарушения, указанные в п.п. 7, 10 предписания контролирующего органа, не устранены. Согласно предварительным сметным расчетам на проектные работы по установлению красных линий застройки посредством подготовки документации по планировке территории, а также границ территориальных зон для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости необходимо запланировать 4,5 млн. руб. Денежные средства на производство работ в 2018 году не планировались, вопросы о планировании бюджетных средств по выполнению проектных работ будут рассмотрены в 2019 году.
Таким образом, орган местного самоуправления Промышленновского муниципального района конкретные сроки исполнения требований Закона, а также законных требований контролирующего органа не определил.
В соответствии с ч.ч. 1,3,4 ст. 14 Федерального закона №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы осуществления деятельности в сфере градостроительства ( п.20 ч.1 ст. 14 Закона №131-Ф3) на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в неисполнении установленных требований градостроительного, земельного законодательства, законодательства о регистрации объектов недвижимости отрицательно влияет на обеспечение устойчивого развития территорий муниципальных образований, влечет массовое нарушение прав граждан.
Просит признать бездействие администрации Промышленновского муниципального района по неисполнению установленных законом полномочий в области градостроительной деятельности незаконным. Обязать администрацию Промышленновского муниципального района обеспечить установление красных линий посредством подготовки документации по планировке территории на территориях Вагановского, Калинкинского, Пушкинского, Падунского, Плотниковского, Тарасовского, Тарабаринского, Титовского сельских поселений. Обязать администрацию Промышленновского муниципального района обеспечить направление сведений о территориальных зонах, установленных правилами землепользования и застройки сельских поселений, входящих в состав Промышленновского муниципального района: Вагановского, Калинкинского, Лебедевского, Окуневского, Пушкинского, Падунского, Плотниковского, Тарасовского, Тарабаринского, Титовского, в установленном порядке для внесения в Единый государственный реестр недвижимости.
Установить Администрации Промышленновского муниципального района срок для выполнения обязанностей – в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель административного истца Медведев Д.Н. административные исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить, продублировал доводы, изложенные в административном исковом заявлении, дополнив, что не возражают против установления административному ответчику срока для выполнения обязанностей – до 30 декабря 2019 года.
В судебном заседании представитель административного ответчика – Администрации Промышленновского муниципального района ФИО1 административные исковые требования прокурора Промышленновского района признала, о чем представила письменное заявление, пояснив, что действительно Главным управлением Архитектуры Кемеровской области была проведена проверка. Предписанием был оговорен срок для исправления нарушений - 3 месяца, это фактически конец марта 2018 года, когда полностью сформирован бюджет района на 2018 год. В течение года изыскать сумму около 4,5 млн. руб. при сформированном бюджете невозможно. Согласны с тем, что данные нарушения необходимо устранить, и заложить данную сумму в бюджет 2019 года. Также согласны со сроком для выполнения обязанностей – до 30 декабря 2019 года.
Согласно ч.3 ст.46 Кодекса административного судопроизводства РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
В соответствии с ч.2 ст.157 Кодекса административного судопроизводства РФ, если по данной категории административных дел не допускаются принятие отказа от административного иска, признание административного иска и утверждение соглашения о примирении сторон, суд поясняет это административному истцу и (или) административному ответчику, их представителям. При допустимости совершения указанных распорядительных действий по данной категории административных дел суд разъясняет последствия отказа от административного иска, признания административного иска или утверждения соглашения о примирении сторон.
Изучив представленные доказательства, суд считает возможным принять признание административного иска административным ответчиком, так как он не противоречит требованиям закона и не нарушает чьих-либо прав и интересов. Суд также приходит к выводу о том, что требования административного истца законные, обоснованные и подлежат удовлетворению в полном объеме в силу следующего.
Частью 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов мастного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу ч.1 ст. 176 КАС РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции, могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Согласно ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению и материалов по ее обоснованию.
В основную часть проекта планировки территории входят чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии. Порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
При этом в соответствии со ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Уполномоченные органы местного самоуправления муниципального района принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории и утверждают документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов местного значения муниципального района и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более поселений и (или) межселенной территории в границах муниципального района, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 3.2, 4.1, 4.2 настоящей статьи.
Кроме того, согласно п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии с ч.4 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
В соответствии с ч.2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве» (далее–Федеральный закон №78-ФЗ) землеустройство включает в себя мероприятия, в том числе по описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства. Территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, а также части таких территорий являются объектами землеустройства. В соответствии со ст. 3 Федерального закона №78-ФЗ землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях установления или изменения границ объектов землеустройства.
В силу ст. 19 Федерального закона № 78-ФЗ к видам землеустроительной документации относятся, в том числе генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации, схема землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, схема землеустройства муниципальных образований, схемы использования и охраны земель; карты (планы) объектов землеустройства.
Статьей 20 Федерального закона № 78-ФЗ установлено, что карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики. Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности. Форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составление устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 10 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Федеральный закон №218-ФЗ) в реестр границ вносятся следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, территориях объектов культурного наследия, территориях опережающего социально-экономического развития, зонах территориального развития в Российской Федерации, об игорных зонах, о лесничествах, лесопарках, об особо охраняемых природных территориях, особых экономических зонах, охотничьих угодьях:
индивидуальные обозначения таких зон и территорий (вид, тип, номер, индекс и другие обозначения);
описание местоположения границ таких зон и территорий;
3) наименования органов государственной власти или органов местногосамоуправления, принявших решения об установлении таких зон, о создании такихтерриторий;
4) реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или обизменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений или указания на положения нормативных правовых актов, на основании которых установлены зоны с особыми условиями использования территорий, в случае, если такими нормативными правовыми актами не предусмотрено принятие решений об установлении зон с особыми условиями использования территорий;
реквизиты соглашения о создании особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации;
содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий (в отношении зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий);
реквизиты решений Правительства Российской Федерации о создании, об увеличении площади или о досрочном прекращении существования особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации, игорной зоны.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в соответствии с ч.2 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент ихиздания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение праваили ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества,совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в местерасположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
свидетельства о праве на наследство;
вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданныеуполномоченными органами государственной власти в порядке, установленномзаконодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент ихиздания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные врезультате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ;
7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости;
наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 32 Федерального закона №218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон.
Согласно ч.ч.16,17,18,18.1,19,20 ст. 32 Федерального закона №218-ФЗ перечень документов и состав содержащихся в них сведений, направляемых или предоставляемых в орган регистрации прав в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 настоящей статьи, порядок их направления или предоставления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, и требования к формату таких документов в электронной форме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В установленных федеральными законами случаях информационное взаимодействие федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости с иными государственными или муниципальными информационными системами осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 7 и 10 части 1 настоящей статьи, является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом N 78-ФЗ "О землеустройстве". Обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 3, 8 и 9 части 1, пунктами 4 и 5 части 3, частью 3.1 настоящей статьи, являются подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, перечень координат характерных точек границ таких населенных пунктов, зон. Обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 12, 14 - 16 части 1, частью 15 настоящей статьи, является описание местоположения границ соответствующих территорий или зон, подготовленное в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 78-ФЗ "О землеустройстве" для описания местоположения границ объекта землеустройства.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) в соответствии с настоящей статьей в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений (актов), указанных в части 1 настоящей статьи, а в случае, если в соответствии с частью 18 настоящей статьи требуется карта (план) объекта землеустройства или в соответствии с частью 19 настоящей статьи требуется описание местоположения границ соответствующих территорий или зон, - в течение шести месяцев с даты принятия указанных в пунктах 12, 14 - 16 части 1 настоящей статьи решений (актов) или в течение трех месяцев с даты принятия указанных в части 15 настоящей статьи решений (актов). При этом карта (план) объекта землеустройства или предусмотренное частью 19 настоящей статьи описание местоположения границ соответствующих территорий или зон направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего их лица.
В силу п.31 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 N 1532 (ред. от 19.06.2017), обязательным приложением к направляемым в орган регистрации прав документам, предусмотренным пунктами 3, 6 (в части установления, изменения границ территориальной зоны), 7, 15 настоящих Правил, является оформленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации карта (план) соответствующего объекта землеустройства.
Направляемая в орган регистрации прав карта (план) объекта землеустройства должна содержать информацию о ее передаче в составе землеустроительного дела, сформированного в отношении соответствующего объекта землеустройства, в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, с указанием регистрационного номера и даты передачи в орган, осуществляющий хранение землеустроительной документации.
Обязательным приложением к документу (содержащимся в нем сведениям), направляемому в орган регистрации прав в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил, являются подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ зон с особыми условиями использования территории, перечень координат характерных точек границ таких зон.
Кроме того, в случае утверждения правил землепользования и застройки либо внесения в них изменений, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон, обязанность органа местного самоуправления по направлению в орган регистрации прав документа, воспроизводящего сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, в том числе сведения об установлении и изменении границ территориальных зон, количестве территориальных зон, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, а также о содержании ограничений использования объектов недвижимости в пределах территориальных зон предусмотрена п. 6 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 N 1532 (ред. от 19.06.2017).
Таким образом, в соответствии с указанными нормами законодательства границы территориальных зон подлежат установлению, и полученные сведения о них в порядке информационного взаимодействия подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой Промышленновского района проверки выявлены факты неисполнения администрацией Промышленновского муниципального района градостроительного, земельного законодательства, законодательства о регистрации объектов недвижимости.
Контролирующим органом - главным управлением архитектуры и градостроительства Кемеровской области в ходе плановой проверки, проведенной в период с 27.10.2017 по 07.12.2017, установлены факты нарушения градостроительного законодательства в деятельности органов местного самоуправления Промышленновского муниципального района. 07.12.2017 по результатам проверки на основании акта плановой проверки от 07.12.2017 года (л.д. 28-50) выдано предписание об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности (л.д.22-28). Согласно п. 7 предписания на основании пп. 1.9.3 акта плановой проверки с учетом изложенного в п. 1.11 акта плановой проверки, главе Промышленновского муниципального района предписано обеспечить установление красных линий посредством подготовки документации по планировке территории на территориях сельских поселений, не имеющих генеральных планов: Вагановского, Калинкинского, Пушкинского, Падунского, Плотниковского, Тарасовского, Тарабаринского, Титовского сельских поселений, установлен срок устранения нарушений - 3 месяца.
Согласно п. 10 предписания на основании пп. 1.14.1 акта плановой проверки главе Промышленновского муниципального района предписано обеспечить направление сведений о территориальных зонах, установленных правилами землепользования и застройки сельских поселений, входящих в состав Промышленновского муниципального района: Вагановского, Калинкинского, Лебедевского, Окуневского, Пушкинского, Падунского, Плотниковского, Тарасовского, Тарабаринского, Титовского, в установленном порядке для внесения в Единый государственный реестр недвижимости, установлен срок устранения нарушений - 3 месяца.
Как следует из обращения начальника главного управления архитектуры и градостроительства Кемеровской области М.Н.Н. к прокурору Кемеровской области от 20.04.2018 администрацией Промышленновского муниципального района пункты 7 и 10 предписания, несмотря на истечение сроков для исполнения содержащихся в них требований, не исполнены (л.д.62), что также в судебном заседании не оспаривалось стороной административного ответчика.
Согласно ответу администрации Промышленновского муниципального района от 18.05.2018 на запрос прокурора района нарушения, указанные в п.п. 7, 10 предписания контролирующего органа, не устранены (л.д.13-14). Администрацией Промышленновского муниципального района произведены предварительные сметные расчеты на проектные работы по установлению красных линий застройки посредством подготовки документации по планировке территории, а также границ территориальных зон для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости на территориях Вагановского, Калинкинского, Пушкинского, Падунского, Плотниковского, Тарасовского, Тарабаринского, Титовского сельских поселений. Согласно предоставленным в судебном заседании локальной смете на проектные работы, локальной смете на кадастровые работы в бюджете Промышленновского муниципального района необходимо запланировать 4,5 млн. руб. Денежные средства на производство работ в 2018 году не планировались, вопросы о планировании бюджетных средств по выполнению проектных работ будут рассмотрены в 2019 году.
В соответствии с ч.ч. 1,3,4 ст. 14 Федерального закона №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы осуществления деятельности в сфере градостроительства (п.20 ч.1 ст. 14 Закона №131-Ф3) на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Таким образом, принимая во внимание то обстоятельство, что бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в неисполнении установленных требований градостроительного, земельного законодательства, законодательства о регистрации объектов недвижимости отрицательно влияет на обеспечение устойчивого развития территорий муниципальных образований, влечет массовое нарушение прав граждан, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований прокурора.
Срок для совершения вышеуказанных действий согласован участниками процесса и устанавливается судом до 30.12.2019 года.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования прокурора Промышленновского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Промышленновского муниципального района о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и возложении на административного ответчика обязанности совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Промышленновского муниципального района, выразившееся в неисполнении установленных законом полномочий в области градостроительной деятельности.
Обязать Администрацию Промышленновского муниципального района обеспечить установление красных линий посредством подготовки документации по планировке территории на территориях Вагановского, Калинкинского, Пушкинского, Падунского, Плотниковского, Тарасовского, Тарабаринского, Титовского сельских поселений.
Обязать Администрацию Промышленновского муниципального района обеспечить направление сведений о территориальных зонах, установленных правилами землепользования и застройки сельских поселений, входящих в состав Промышленновского муниципального района: Вагановского, Калинкинского, Лебедевского, Окуневского, Пушкинского, Падунского, Плотниковского, Тарасовского, Тарабаринского, Титовского сельских поселений, в установленном порядке для внесения в Единый государственный реестр недвижимости.
Установить Администрации Промышленновского муниципального района срок для выполнения вышеуказанных обязанностей – до 30 декабря 2019 года.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд с подачей жалобы через Промышленновский районный суд Кемеровской области в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения, которое будет изготовлено 29 июня 2018 года.
Судья Е.И. Коробкова