ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-369/2021 от 04.02.2021 Сормовского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело № 2а-369/2021

УИД 52RS0006-02-2020-003712-66

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 февраля 2021 года город Нижний Новгород

Сормовский районный суд города Нижний Новгород в составе:

председательствующего судьи Умилиной Е.Н.,

при секретаре судебного заседания Сметаниной Н.М.,

с участием представителя истца ФИО1, действующего на основании доверенности,

представителя административного ответчика администрации Сормовского района города Нижнего Новгорода ФИО2, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск ФИО3 к администрации города Нижнего Новгорода и администрации Сормовского района города Нижнего Новгорода о признании незаконным решение межведомственной комиссии при администрации Сормовского района города Нижнего Новгорода об отказе в признании садового дома жилым домом и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

установил:

ФИО3 обратилась в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным решение Межведомственной комиссии при администрации Сормовского района города Нижнего Новгорода об отказе в признании принадлежащего ей садового дома с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, жилым домом, о принятии которого ей было сообщено письмом исполняющего полномочия главы города Нижнего Новгорода ФИО4 от 07 сентября 2020 года. Возложить на администрацию Сормовского района города Нижнего Новгорода устранить допущенные нарушения путем принятия решения о признании вышеуказанного садового дома жилым домом.

В обоснование своих требований указала, что она является собственником двухэтажного садового дома, площадью 296,9 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>. Указанный дом расположен на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, относящемся к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования: для садоводства. В соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 утверждено положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом. Согласно пунктам 55 и 56 указанного Положения садовый дом признается жилым домом на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположен садовый дом или жилой дом, принимаемого по заявлению собственника садового дома. 27 августа 2020 года она обратилась в межведомственную комиссию при администрации Сормовского района города Нижнего Новгорода с заявлением о признании вышеуказанного садового дома жилым домом с приложением соответствующих документов, предусмотренных пунктом 56 Положения № 47. Письмом исполняющего полномочия главы города Нижнего Новгорода ФИО4 от 07 сентября 2020 года ей было сообщено о принятии комиссией решения об отказе в признании принадлежащего ей садового дома жилым домом на основании подпункта «д» пункта 61 Положения № 47 в связи с тем, что в нарушение правил землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, утвержденных приказом Департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 30 марта 2018 года № 07-01-66/22, садовый дом размещен на земельном участке, который расположен в территориальной зоне П*ТЖи-2 (зона реорганизации застройки в индивидуальную среднеплотную жилую застройку). Вместе с тем, административным ответчиком не учтено, что указанные Правила землепользования и застройки не были утверждены на момент осуществления строительства указанного садового дома, которое было осуществлено в 2017 году. В Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 19 марта 2014 года указано, что, рассматривая дела по искам, связанным с самовольными постройками, следует применять градостроительные нормы в редакции, действовавшей во время возведения самовольной постройки. По ее мнению, аналогичный подход подлежит применению и в настоящем споре, в связи с чем вывод ответчика том, что размещение садового дома на указанном земельном участке произведено с нарушением требований законодательства, является необоснованным. Согласно выписке из ЕГРН вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> – для садоводства. Садовый земельный участок – земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей. Ее садовый дом полностью соответствует параметрам объекта индивидуального жилищного строительства. Поэтому основания для отказа в признании садового дома жилым домом у административного ответчика отсутствовали. Принятое административным ответчиком решение нарушает ее права, так как с момента завершения строительства указанного дома она постоянно проживает в нем со своей семьей, однако ввиду отказа административного ответчика в признании садового дома жилым домом не имеет возможности зарегистрироваться в нем по месту жительства.

24 декабря 2020 года в качестве административного соответчика по делу привлечена администрация города Нижнего Новгорода.

19 января 2021 года в качестве заинтересованного лица по делу привлечен Департамент градостроительного развития и архитектуры администрации города Нижнего Новгорода.

Административный истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена о дне и времени судебного заседания надлежащим образом.

Представитель административного истца ФИО1, действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал по основания, указанным в административном иске и письменных дополнительных пояснениях по иску, указал, что согласно выписке из ЕГРН на земельный участок вид разрешенного использования земельного участка – для садоводства, для иных видом жилой застройки. Данные виды разрешенного использования земельного участка предусматривают возможность возведения жилых домов. Изменение градостроительного зонирования не может ущемлять прав собственников земельных участков на их использование согласно ранее существовавшему виду разрешенного использования.

Представитель административного ответчика администрации Сормовского района города Нижнего Новгорода ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что оснований для признания садового дома жилым не имеется, так как садовый дом размещен на земельном участке, который расположен в территориальной зоне П*ТЖИ-2 (зона реорганизации застройки в индивидуальную среднеплотную жилую застройку).

Представитель административного ответчика администрации города Нижнего Новгорода в судебное заседание не явился, извещен о дне и времени судебного заседания надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица Департамент градостроительного развития и архитектуры администрации города Нижнего Новгорода в судебное заседание не явился, извещен о дне и времени судебного заседания надлежащим образом.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Согласно ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Таким образом, для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов гражданина.

Как видно из материалов дела, ФИО3 принадлежит на праве собственности нежилой дом , площадью 296,9 кв.м, расположенный в Садоводческом некоммерческом товариществе «Ветеран войны» по <адрес>

Также ФИО3 принадлежит на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 738+/-10 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование: для садоводства, для иных видов жилой застройки, что следует из выписки из ЕГРН.

Согласно заключению ООО «АльфаПро» от 27 июля 2020 года, нежилое здание общей площадью 296,9 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, по своим параметрам соответствует определениям «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом», содержащимся в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ и в части 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ. Данное нежилое здание соответствует требованиям статей 5,7,8 и 10 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а также требованиям Постановления правительства от 26 декабря 2014 года № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил».

ФИО3 27 августа 2020 года обратилась с заявлением в межведомственную комиссию при администрации Сормовского района города Нижнего Новгорода о признании садового дома с кадастровым номером , расположенного на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, жилым домом.

Межведомственной комиссией при администрации Сормовского района города Нижнего Новгорода принято решение об отказе в признании указанного садового дома жилым домом, о чем ФИО3 07 сентября 2020 года направлен ответ.

Причиной отказа послужило то, что в нарушение Правил землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, утвержденных приказом департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 30 марта 2018 года , садовый дом размещен на земельном участке, который расположен в территориальной зоне П*ТЖи-2 (зона реорганизации застройки в индивидуальную среднеплотную жилую застройку). В соответствии с пп. «д» п. 61 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (размещение садового дома или жилого дома на земельном участке, виды разрешенного использования которого, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, не предусматривают такого размещения).

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

В соответствии с частью 2 статьи 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Частью 3 статьи 15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно части 3 статьи 23 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.

Садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2018 года № 1653 были внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», а именно, данное Постановление было дополнено разделом VI «Порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».

Пунктом 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с ЖК РФ, другими федеральными законами (части 3, 4 статьи 15 ЖК РФ).

В силу пункта 55 Положения садовый дом признается жилым домом и жилой дом – садовым домом на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположен садовый дом или жилой дом.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 61 Положения решение об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом принимается в случае размещения садового дома или жилого дома на земельном участке, виды разрешенного использования которого, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, не предусматривают такого размещения.

Согласно Правил землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, утвержденных приказом департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 30 марта 2018 года «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Нижнего Новгорода» (далее по тексту – Правила) земельный участок с кадастровым номером расположен в территориальной зоне П*ТЖи-2 (зона реорганизации застройки в индивидуальную среднеплотную жилую застройку). В соответствии со ст. 36.12 Правил к основным видам разрешенного использования земельного участка для территориальной зоны П*ТЖи-2 относятся «коммунальное обслуживание», «земельные участки (территории) общего пользования». Зона выделена в целях обеспечения комплексного и устойчивого развития городских территорий, выбора наиболее эффективного использования территории с учетом решений Генерального плана и предусматривающая изменение параметров, функции существующей застройки. Размещение объектов капитального строительства осуществляется при условии обязательной подготовки документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами территориальной зоны ТЖи-2.

В силу пункта 36 Правил к зонам реорганизации застройки относятся территории, для которых Генеральным планом города Нижнего Новгорода предусмотрено изменение параметров и функции застройки. Освоение таких территорий осуществляется при обязательной подготовке документации по планировке территории в целях выбора наиболее эффективного использования таких территорий.

После утверждения документации по планировке территории, подготовленной в соответствии с градостроительными регламентами территориальной зоны, индекс которой указан после индекса П*, в границах утвержденной документации подлежат применению градостроительные регламенты, используемые для ее подготовки.

Действие градостроительных регламентов территориальной зоны, индекс которой указан после индекса П*, начинается с момента опубликования утвержденной документации по планировке территории.

Как следует из письма Департамента градостроительного развития и архитектуры администрации города Нижнего Новгорода от 28 августа 2020 года документация по планировке территории до настоящего времени не утверждена.

Земельный участок, на котором расположен садовый домик, находится в территориальной зоне П*ТЖи-2, вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен садовый дом, является «Для ведения гражданами садоводства и огородничества». Данные обстоятельства не допускают размещение на указанном земельном участке жилой застройки и в силу прямого указания подпункта «д» пункта 61 Положения являются основанием для принятия решения об отказе в признании садового дома жилым домом.

Таким образом, решение межведомственной комиссии при администрации Сормовского района города Нижнего Новгорода об отказе в признании садового дома жилым домом является законным и обоснованным, права, свободы и законные интересы административного истца указанным решением не нарушаются.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена.

С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований ФИО3

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска ФИО3 к администрации города Нижнего Новгорода и администрации Сормовского района города Нижнего Новгорода о признании незаконным решение межведомственной комиссии при администрации Сормовского района города Нижнего Новгорода об отказе в признании садового дома жилым домом и возложении обязанности устранить допущенные нарушения отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Сормовский районный суд города Нижний Новгород в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Сормовского районного суда

города Нижний Новгород Е.Н. Умилина