Дело № 2а-369/2021
УИД 13RS0001-01-2021-000523-75
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Кемля 26 июля 2021 г.
Ичалковский районный суд Республики Мордовия в составе
председательствующего судьи Куркина Д.П.,
при секретаре Капитоновой О.А.,
с участием в деле:
административного истца – прокурора Ичалковского района Республики Мордовия,
административного ответчика - администрации Лобаскинского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Ичалковского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к администрации Лобаскинского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия по непринятию мер, направленных на надлежащее содержание сельского кладбища и обязании совершения действий, направленных на устранение нарушений законодательства при содержании мест погребения,
установил:
прокурор Ичалковского района Республики Мордовия обратился в суд с вышеназванным иском к администрации Лобаскинского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия, указав, что прокуратурой Ичалковского района проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологического, земельного законодательства при содержании мест погребения на территории Лобаскинского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия. В ходе проверки выявлено, что полномочия по содержанию места погребения (сельского кладбища) в с. Лобаски, выполнение работ по его благоустройству в полном объеме не осуществляются. На территории сельского кладбища <данные изъяты>. от ограждения кладбища на общей площади 12 кв.м. выявлена несанкционированная свалка различного вида мусора: стеклянных банок, пластиковых бутылок, навалов веток и листвы, засохших цветов, венков. Контейнерные площадки для накопления ТКО отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 19, 39, 124-127 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьей 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор района просит признать незаконным бездействие администрации Лобаскинского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия по непринятию мер, направленных на надлежащее содержание сельского кладбища, расположенного в с. Лобаски Ичалковского района Республики Мордовия на земельном участке с кадастровым номером № и ликвидации несанкционированной свалки мусора; возложить на администрацию Лобаскинского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по ликвидации на сельском кладбище, расположенного в с. Лобаски Ичалковского района Республики Мордовия на земельном участке с кадастровым номером №, <данные изъяты>. от ограждения кладбища на общей площади 12 кв.м.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Ломшин А.М. административный иск поддержал и просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика в судебном заседании отсутствовал, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, согласно заявлению глава Лобаскинского сельского поселения ФИО1 административные иск признала, просила рассмотреть административное дело в её отсутствие.
В соответствии с со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассматривает административное дело в отсутствие неявившегося представителя административного ответчика.
Суд, заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы административного дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению, ввиду следующего.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации права и свободы человека являются высшей ценностью и государство, выполняя свою обязанность по соблюдению и защите прав и свобод человека, устанавливает способы их охраны и защиты в различных отраслях прав.
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Порядок оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих регламентирован нормами главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Анализ положений статей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приводит к выводу о том, что признание незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженном с нарушением прав и законных интересов граждан.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается, в частности, сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно статье 14 федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 8, 13 Федерального закона от 24 июня 1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация благоустройства и озеленения территории поселения.
Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Из положения части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления.
Муниципальный земельный контроль в силу требований статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется органами местного самоуправления.
Соглашением о передаче части полномочий органов местного самоуправления Ичалковского муниципального района органам местного самоуправления Лобаскинского сельского поселения переданы полномочия по решению вопроса местного значения по обращению с отходами.
Решением совета депутатов Лобаскинского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия от 28 декабря 2018 г. органы местного самоуправления Лобаскинского сельского поселения приняли полномочия органов местного самоуправления Ичалковского муниципального района по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) твердых коммунальных отходов и их транспортированию к объектам размещения твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 6 Устава Лобаскинского сельского поселения, к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения (л.д. 59-63).
Из материалов дела следует, что прокуратурой Ичалковского района проводилась проверка исполнения санитарно-эпидемиологического, земельного законодательства при содержании мест погребения, в ходе которой установлено, что полномочия по содержанию места погребения (сельского кладбища) в с. Лобаски выполнение работ по его благоустройству в полном объеме не осуществляются. На территории сельского кладбища <данные изъяты> от ограждения кладбища на общей площади 12 кв.м. выявлена несанкционированная свалка различного вида мусора: стеклянных банок, пластиковых бутылок, навалов веток и листвы, засохших цветов, венков. Контейнерные площадки для накопления ТКО отсутствуют л.д. 4, 5).
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № имеет площадь 8944+/-33 кв.м., относится к категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования ритуальная деятельность, правообладатель администрация Лобаскинского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия (л.д. 9-11).
Согласно статье 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично (часть 3).
Из заявления представителя административного ответчика главы Лобаскинского сельского поселения ФИО1 следует, что она признает заявленные требования административного истца в полном объеме.
Суд принимает признание административного иска представителем административного ответчика, так как оно не противоречит закону и не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц.
В силу части 3 статьи 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
С учетом, установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца, поданные в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Исходя из положений, закрепленных в подпункте 4 пункта 1 статьи 333.35, подпунктах 9 и 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления, выступающие в качестве административных истцов или административных ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск прокурора Ичалковского района Республики Мордовия, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Лобаскинского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия по непринятию мер, направленных на надлежащее содержание сельского кладбища, расположенного в с.Лобаски Ичалковского района Республики Мордовия на земельном участке с кадастровым номером № и ликвидации несанкционированной свалки мусора.
Обязать администрацию Лобаскинского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по ликвидации на сельском кладбище, расположенного в с. Лобаски Ичалковского района Республики Мордовия на земельном участке с кадастровым номером №, на <данные изъяты> от ограждения кладбища несанкционированной свалки мусора на общей площади 12 кв.м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Ичалковский районный суд Республики Мордовия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Д.П.Куркин
Решение в окончательной форме составлено 27 июля 2021 г.
Председательствующий Д.П.Куркин
1версия для печатиДело № 2а-369/2021 ~ М-360/2021 (Решение)