ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-369/2022 от 08.04.2022 Хасынского районного суда (Магаданская область)

Дело № 2а-369/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос.Палатка

Магаданская область 8 апреля 2022 г.

Хасынский районный суд Магаданской области в составе

председательствующего судьи Бадулиной Ю.С.

при секретаре Карвацкой А.А.,

с участием административного истца – прокурора Хасынского района Андрющенко И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Хасынского районного суда в поселке Палатка административное дело по административному исковому заявлению прокурора Хасынского района в защиту прав, свободы и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Хасынского городского округа о признании незаконным бездействия по непринятию мер к разработке и принятию нормативного правового акта, утверждающего порядок и перечень случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и обязании в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять указанный нормативный правовой акт,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Хасынского района обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Хасынского городского округа признании незаконным бездействия по непринятию мер к разработке и принятию нормативного правового акта, утверждающего порядок и перечень случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и обязании в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять указанный нормативный правовой акт.

В обоснование заявленных административных исковых требований указал, что согласно требованиями пункта 9.3 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится утверждение порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Срок принятия соответствующего муниципального правового акта, установленный частью 2 статьи 3 Федерального закона от 20.12.2017 №399-Ф3 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» истек 20.06.2018. Проведенным в январе 2022 года мониторингом действующих муниципальных нормативных актов, регламентирующих полномочия органов местного самоуправления в жилищной сфере прокуратурой установлено, что администрацией Хасынского городского округа анализируемый порядок не разработан, нормативный акт не утвержден. В связи с этим, ДД.ММ.ГГГГ главе Хасынского городского округа прокуратурой района внесено представление, на которое получен ответ о прохождении проектом постановления стадии согласования и подписания, после чего указанный нормативный акт будет представлен в прокуратуру Хасынского района, вместе с тем, указанный нормативный акт в прокуратуру района не поступил, на официальном сайте администрации округа не размещен. Полагая, что неисполнение органами местного самоуправления требований в области реализации жилищных прав граждан, не использование предоставленных законом полномочий, нарушает основные принципы Конституции Российской Федерации и жилищного законодательства, влечет нарушение прав и законных интересов граждан, просит признать незаконным бездействие администрации Хасынского городского округа по непринятию мер к разработке и принятию нормативного правового акта, утверждающего порядок и перечень случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, возложить обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять соответствующий нормативный правовой акт.?

Административный истец - участвующий в деле прокурор в судебном заседании на заявленных административных исковых требованиях настаивал, обосновав доводами, изложенными в иске.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении разбирательства дела ходатайств не заявлял.

В соответствии ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту - КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившегося представителя административного ответчика.

Выслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.124 КАС РФ административное исковое заявление может содержать требования об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов.

Согласно ст. 218 КАС РФ прокурор может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.

В силу ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

В соответствии с частью 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления, согласно статье 132 Конституции Российской Федерации, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы, и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 37 названного Закона).

В силу пункта 6 части 1 статьи 16 Федерального закона №131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Пунктом 6.1 части 1 статьи 2 ЖК РФ установлено, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, состоит из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления (части 1, 2 статьи 5 ЖК РФ).Как следует из содержания части 1 статьи 191 ЖК РФ финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе в многоквартирных домах, не подлежащих включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, указанным в пункте 1 части 2 статьи 168 настоящего Кодекса, может осуществляться с применением мер финансовой поддержки, предоставляемой товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам, созданным в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, управляющим организациям, региональным операторам за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

В силу пункта 9.3 части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесено утверждение порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Из содержания приведенных норм следует, что нормативным правовым актом органа местного самоуправления должны быть предусмотрены случаи и условия предоставления указанного дополнительного финансирования за счет средств местного бюджета при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

При этом частью 2 статьи 3 Федерального закона от 20.12.2017 №399-Ф3 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее - Закон №399-Ф3) установлено, что предусмотренные пунктом 9.3 части 1 статьи 14 ЖК РФ муниципальные правовые акты подлежали принятию органами местного самоуправления не позднее шести месяцев со дня вступления в силу указанного Федерального закона, то есть со дня его официального опубликования – 20.12.2017.

Таким образом, срок для разработки и принятия органом местного самоуправления муниципального правового акта в соответствии с требованиями пункта 9.3 части 1 статьи 14 ЖК РФ установлен до 20.06.2018.

В судебном заседании установлено, что решением Собрания представителей Хасынского городского округа от 09.11.2015 № 42 принят Устав муниципального образования «Хасынский городской округ» (далее – Устав).

Согласно ст. 3 Устава систему муниципальных правовых актов Хасынского городского округа образуют: устав муниципального образования «Хасынский городской округ» и решения, принятые на местном референдуме; нормативные и иные правовые акты Собрания представителей; правовые акты главы муниципального образования и администрации городского округа; правовые акты Контрольно-счетной палаты; правовые акты должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных настоящим Уставом.

Согласно статьям 19, 38 Устава в структуру органов местного самоуправления Хасынского городского округа входит, в том числе, администрация Хасынского городского округа, руководство которой осуществляет глава Хасынского городского округа.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором Хасынского района в адрес главы Хасынского городского округа внесено представление, согласно которому администрации Хасынского городского округа предлагалось в месячный срок со дня его внесения принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений Закона №399-Ф3 их причин, условий им способствующих, в том числе к разработке и принятию порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. О результатах принятых мер сообщить в прокуратуру района

ДД.ММ.ГГГГ Руководителем Комитета жизнеобеспечения территории администрации Хасынского городского округа прокурору района дан ответ, согласно которому проект нормативно-правового акта «Об утверждении порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования «Хасынский городской округ» находится на стадии согласования, при полном прохождении которой будет направлен в прокуратуру Хасынского района

Вместе с тем, как следует из рапорта ст.помощника прокурора Хасынского района ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ и скриншотов, приложенных к нему, в ходе мониторинга сайта администрации Хасынского городского округа установлено, что указанный в ответе проект не размещен, в прокуратуру для проведения антикоррупционной экспертизы не направлялся

Тем самым судом установлено и не оспаривается сторонами, в отведенный срок администрацией Хасынского городского округа нормативный правовой акт, утверждающих порядок и перечень случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования «Хасынский городской округ», не принят. Внесенное прокурором в адрес администрации Хасынского городского округа ДД.ММ.ГГГГ представление об устранении выявленных нарушений, содержащее требование о разработке и утверждении соответствующего муниципального правового акта, ответчиком фактически оставлено без исполнения.

Доказательств надлежащего исполнения возложенных законодателем обязательств по принятию предусмотренного пунктом 9.3 части 1 статьи 14 ЖК РФ муниципального правового акта, равно как и доказательств наличия препятствий к исполнению данных требований административным ответчиком суду не представлено и из материалов дела не следует.

Учитывая длительное непринятие администрацией Хасынского городского округа мер к разработке и принятию муниципального нормативного акта, утверждающего порядок и перечень случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования «Хасынский городской округ», в результате которого нарушаются жилищные права и законные интересы неопределенного круга лиц - жителей Хасынского городского округа, суд приходит к выводу, что доводы прокурора о бездействии административного ответчика являются обоснованными, а исковые требования о возложении обязанности совершить определенные действия - подлежащими удовлетворению в полном объёме.

Срок обращения прокурора Хасынского района в суд с административным исковым заявлением соблюден.

Поскольку в соответствии с п.п. 9 и 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокуроры по заявлениям в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве административных ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождаются, и издержек, связанных с рассмотрением административного дела стороны не понесли, судебные расходы распределению между сторонами в соответствии со ст.ст. 111 и 114 КАС РФ не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования прокурора Хасынского района в защиту прав, свободы и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Хасынского городского округа о признании незаконным бездействия по непринятию мер к разработке и принятию нормативного правового акта, утверждающего порядок и перечень случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и обязании в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять указанный нормативный правовой акт, - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Хасынского городского округа по непринятию мер к разработке и принятию нормативного правового акта, утверждающего порядок и перечень случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Обязать администрацию Хасынского городского округа в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять нормативный правовой акт, утверждающий порядок и перечень случаев оказания возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Хасынский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Днем составления мотивированного решения суда установить 13 апреля 2022 г.

Председательствующий Ю.С. Бадулина