ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-36/20 от 07.01.2019 Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

Дело № 2а-36/2020

УИД: 04RS0007-01-2019-005494-72

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Калмыковой С.С., при секретаре Ширипнимбуевой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов Республики Бурятия, Федеральному агентство водных ресурсов об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд, Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор (далее - прокурор), действуя в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, просит обязать Министерство природных ресурсов Республики Бурятия и Федеральное агентство водных ресурсов в срок до 01.01.2021 при разработке и согласовании целевых прогнозных показателей и мероприятий по осуществлению полномочий в области водных отношений на очередной финансовый год включить мероприятия по определению местоположения береговой линии озера Котокельское, расположенного в Прибайкальском районе, в перечень мероприятий, финансируемых за счет средств субвенций из федерального бюджета. Обязать Министерство природных ресурсов Республики Бурятия в срок до 01.12.2022 обеспечить предоставление документов в Федеральное агентство водных ресурсов в лице Енисейского бассейнового водного управления для внесения в государственный водный реестр сведений о местоположении береговой линии водного объекта - озера Котокельское, расположенного в Прибайкальском районе, и последующего внесения указанных сведений в единый государственный реестр недвижимости.

Требования мотивированы тем, что Министерством природных ресурсов Республики Бурятия не приняты меры по определению местоположения береговой линии озера Котокольское, расположенного в Прибайкальском районе, и направлению соответствующих документов в Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов для последующего включения этих сведений в государственный водный реестр и направления в орган регистрации прав на недвижимое имущество. Местоположение береговой линии (границы водного объекта) считается определенным со дня внесения сведений о местоположении береговой линии (границы водного объекта) в Единый государственный реестр недвижимости.

Определением суда от 27 ноября 2019 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Росреестра по Республике Бурятия.

В судебном заседании и.о. Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора Баженов А.Н. исковое заявление поддержал по доводам и основаниям изложенным в нем.

Представитель Министерства природных ресурсов РБ Гармаева Е.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя, ранее участвуя в судебных заседаниях, представитель по доверенности Андреев А.И., с иском не согласились, просили в иске отказать, поскольку перечень мероприятий на 2019-2020 г.г. определен, финансирование мероприятий по определению береговой линии оз. Котокельское должно осуществляться за счет выделения дополнительных средств из федерального бюджета.

Представитель Федерального агентства водных ресурсов Бачерикова С.С. в судебное заседание не явилась, представила письменное возражение на иск, где просила в удовлетворения исковых требований отказать. Указала, что истцом не приведено какие конкретно мероприятия по определению местоположения береговой линии должны быть включены в перечень мероприятий, финансируемых за счет субвенций федерального бюджета, а также их размер. По сути требования истца направлены на обход процедуры согласования мероприятий и получения соответствующих субвенций. Удовлетворение указанных требований может повлечь за собой выделение субвенций из федерального бюджета в размере, явно превышающем их разумность и целесообразность, поскольку Росводресурсы при согласовании целевых прогнозных показателей на очередной финансовый год и плановый период будут лишены возможности проверить запланированные мероприятия. Кроме того, срок, установленный Правилами определения местоположения береговой линии, в течение которого орган государственной власти субъекта РФ, обязан провести работы по установлению местоположения береговой линии, в настоящее время не пропущен.

Представитель Енисейского БВУ в судебное заседание не явился, от и.о. руководителя Енисейского БВУ Капустина С.В. поступило возражение на иск, где указано, что порядок организации работы по внесению сведений о местоположении береговой линии в государственный водный реестр и государственный кадастр недвижимости определен законодательно, сведений о местоположении береговой линии озера Котокельское от государственных органов исполнительной власти Республики Бурятия не поступали, при поступлении сведений о место положении береговой линии озера Котокельское в Енисейское БВУ они будут внесены в государственный водный реестр, а также направлены в органы Росреестра для внесения в государственный кадастр недвижимости. В связи с чем, оснований для вынесения дополнительно судебных решений не требуется.

Представитель Управления Росреестра по Республике Бурятия по доверенности Эрдынеева Э.Л. в судебное заседание не явилась, поступило ходатайство о рассмотрении дела без ее участия. Ранее представителем направлен отзыв на иск, где указано, что возражений против удовлетворения заявленных требований не имеется, внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости о границах водных объектов необходимо как для осуществления экологических целей, так и для осуществления полномочий Управления в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Суд, выслушав позицию истца, изучив возражения ответчиков, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу ч. 5 ст. 10 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в реестр границ вносятся следующие сведения о береговых линиях (границах водных объектов):

- тип (в соответствии с частью 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации) и наименование (при наличии) поверхностного водного объекта;

- описание местоположения береговой линии (границы водного объекта).

Согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и включает реестра границ, то есть реестр сведений в том числе о границах береговых линиях (границах водных объектов).

В соответствии с ч. 4, 4.1 ст. 5 Водного кодекса РФ береговая линия (граница водного объекта) определяется для реки - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом.

Порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Полномочия по установлению местоположения береговой линии (границы водного объекта) переданы органам государственной власти субъектов РФ.

В соответствии с ч.1 и 3 ст.26 Водного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Средства на осуществление передаваемых в соответствии с частью 1 данной статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

В соответствии с ч.1 Примерного перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов РФ от 18.03.2008 г. №61, к осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов РФ, отнесены установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закрепление их на местности специальными информационными знаками, а также мероприятия по определению местоположения береговых линий (границ водных объектов).

Согласно ч.ч.2,5,8,14 Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2016 г. №377, под определением местоположения береговой линии (границы водного объекта) понимается установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) или уточнение местоположения береговой линии (границы водного объекта).

Установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации – при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации.

В результате выполнения работ по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется описание ее местоположения с учетом требований, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При описании местоположения береговой линии (границы водного объекта) подготавливаются перечень координат характерных точек береговой линии (границы водного объекта), картографическая основа с нанесенной береговой линией (границей водного объекта), пояснительная записка (паспорт работ по описанию местоположения береговой линии), содержащая, в том числе, сведения о заказчике работ, использованных исходных данных и методах выполнения работ.

Местоположение береговой линии (границы водного объекта) считается определенным со дня внесения сведений о местоположении береговой лини (границы водного объекта) в Единый государственный реестр недвижимости.

В силу п. 22 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15, 15 (1) статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»..., утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 № 1532 в случае внесения в государственный водный реестр сведений о береговой линии (границе водного объекта) и других зонах с особыми условиями использования территории, установленных в отношении водного объекта, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного водного реестра, направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения о типе, наименовании водного объекта, установленных параметрах таких зон (координаты, площадь при наличии), содержащий описание местоположения береговой линии (границы водного объекта), текстовое и графическое описание местоположения границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, зон затопления, подтопления и других зон с особыми условиями использования территории, а также перечень координат характерных точек границ таких зон, прибрежных защитных полос в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Следовательно, для сведения в государственный реестр недвижимости сведений о местоположении береговой линии водного объекта необходимо предварительное внесение сведений в государственный водный реестр.

В соответствии с требованиями ч.1 ст.32 Водного кодекса РФ государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах.

Согласно п. 10.2 ч. 4 ст. 31 Водного кодекса РФ в государственный водный реестр включаются документированные сведения о местоположении береговой линии (границы водного объекта).

В соответствии с ч.2, 7.4,7.5 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.01.2006 г. №629, субвенции предоставляются бюджетам субъектов РФ в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному Агентству водных ресурсов на соответствующий финансовый год, на финансовое обеспечение полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов РФ – на осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, в соответствии с примерным перечнем по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Согласно п.1.1 Положения о Министерстве природных ресурсов Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 09.03.2007 г. №65, Министерство природных ресурсов республики Бурятия является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по участию и выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, а также является специально уполномоченным исполнительным органом государственной власти республики Бурятия, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области водных отношений.

Пунктами 1.3 Регламента формирования бюджетных проектировок Федерального агентства водных ресурсов на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 г.г., утвержденного приказом Федерального агентства водных ресурсов №24 от 08.02.2019 г. предусмотрено, что инициаторами предложений по включению водохозяйственных и водоохранных мероприятий, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета в 2020-2022 годах могут выступать органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Полномочия по внесению сведений о местоположении береговой линии (границы водного объекта) переданы органам государственной власти субъектов РФ.

В соответствии с п. 1,5.1.1,5.1.3 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 № 282, Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.

В силу п.4.5 Положения о Енисейском бассейновом водном управлении Федерального агентства водных ресурсов, утвержденного приказом Росводресурсов от 11.03.2014 №33, Енисейское БВУ осуществляет ведение государственного водного реестра.

Таким образом, полномочия по ведению государственного водного реестра возложены на Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, а по финансированию мероприятий по установлению местоположения береговой линии – на Федеральное агентство водных ресурсов.

В нарушение указанных требований законодательства Министерство природных ресурсов Республики Бурятия не приняты меры по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта) озера Котокельское, в свою очередь, в связи с неисполнением Министерством природных ресурсов республики Бурятия своих полномочий указанные сведения до настоящего времени не внесены в государственный водный реестр и в единый государственный реестр недвижимости. Заявка с приложением необходимых документов в Федеральное агентство водных ресурсов о финансировании данных мероприятий не направлялась, финансовое обеспечение осуществления данных полномочий не осуществлялось.

Указанные нарушения влекут угрозу нарушения гарантированного ст.42 Конституции РФ права граждан на благоприятную окружающую среду, может повлечь за собой неправомерное занятие и использование территорий, фактически входящих в границы водного объекта – озера Котокельское, причинение ущерба уникальной экологической системе объекта всемирного наследия ЮНЕСКО – озеру Байкал.

Доводы и возражения ответчиков по сути сводятся к тому, что исполнительными органами в текущем режиме осуществляется работа по определению местоположений береговых линий, дополнительных решений по обязанию совершений заявленных действий не требуется.

Однако до настоящего времени, сведений о местоположении береговой лини озера Котокельское не имеется, мероприятия согласно указанных Правил определения местоположения береговой линии не начаты, сведения в ЕГРН отсутствуют.

На основании изложенного, ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск, Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать Министерство природных ресурсов Республики Бурятия и Федеральное агентство водных ресурсов в срок до 01.01.2021 при разработке и согласовании целевых прогнозных показателей и мероприятий по осуществлению полномочий в области водных отношений на очередной финансовый год включить мероприятия по определению местоположения береговой линии озера Котокельское, расположенного в Прибайкальском районе, в перечень мероприятий, финансируемых за счет средств субвенций из федерального бюджета.

Обязать Министерство природных ресурсов Республики Бурятия в срок до 01.12.2022 обеспечить предоставление документов в Федеральное агентство водных ресурсов в лице Енисейского бассейнового водного управления для внесения в государственный водный реестр сведений о местоположении береговой линии водного объекта – озера Котокельское, расположенного в Прибайкальском районе и последующего внесения указанных сведений в единый государственный реестр недвижимости

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РБ в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме составлено 20 января 2020 г.

Судья С.С. Калмыкова